Никас Сафронов в Даляне
Никас Сафронов в представлении не нуждается. Это один из самых известных художников современности, уже при жизни заслуживший признание во всем мире. Диапазон творчества Н.Сафронова невероятно широк: и иконопись, и сюрреализм, и пейзажи, и кубизм, и символизм, и портреты. В список работ Никаса Сафронова входят портреты Майка Тайсона, Стивена Спилберга, Джека Николсона, Элтона Джона, Стинга, Дэвида Боуи, Роберта де Ниро, Жана-Поля Бельмондо, Мика Джагера, Пьера Решара, Хулио Иглесиаса, Софи Лорен и многих других знаменитостей, не говоря уже о Дмитрии Анатольевиче Медведеве и Владимире Владимировиче Путине.
С 3 по 9 января 2013 года проходила выставка работ Никаса в г. Далянь. Мероприятие было организовано Даляньским обществом китайско-российских дружеских связей.
Редактор культурного отдела англо-китайского журнала «FocusonDalian» MiraWu решила задать Никасу несколько вопросов и специально для посетителей сайтаwww.VisitDalian.ru данное интервью выкладывается на русском языке:
— Интересная у Вас картина «Ворота в Шамбалу».
— У меня есть целая серия картин, которая называется «В поисках Шамбалы».
Я был на Тибете в буддистких монастырях несколько раз и каждый раз возникало стойкое ощущение, что я попадал в свое детство. Мне однажды сказали, что в прошлой жизни я жил на Тибете. Кстати, я и родился 8 апреля – в день рождения Будды.
— Вы верите в реинкарнацию?
— Да, верю. Когда я был в Южной Корее ко мне подошла женщина из монастыря и заплакала, сказав, что видела сон с лицом Будды, воплощенного во мне. И всю дорогу она плакала. Я был растроган её слезами до глубины души.
— Пожалуйста, расскажите о Вашей выставке в Даляне.
— Это уже мой второй приезд в Далянь. В середине 2013 года в Даляне планируется провести большую выставку моих работ. Раньше как-то не было конкретики, но в этот раз Министр Культуры Даляня заверил, что он сделает все, чтобы следующая выставка была масштабной, глобальной. Где-то через полгода планируем привезти оригиналы 100 наиболее интересных работ.
Думаю, что можно будет выделить один отдельный зал на DreamVision – это мое собственное изобретение. Концепция – размытое изображение за 15 мин перед пробуждением.
— Как бы Вы оценили работы китайских художников?
— В плане изобразительного искусства китайцы большие молодцы. Они больше хорошие копеисты, конечно. Я видел множество работ, отличная школа, но над собственным стилем еще стоит поработать. Очень сильное влияние запада. Я бы сказал, что они ближе к западным авангардистам. Я думаю, что они еще в процессе становления и у них обязательно появится свой собственный стиль и почерк.
Вы знаете, меня как-то пригласили на телепередачу, устроенную американским посольством в поддержку известного на весь мир китайского художника Ай Вэйвэйя (AiWeiwei). Мне сказали, что ему не дают свободу творчества в Китае. Я в начале хотел пойти, т.к. было интересно, но решил в начале ознакомиться с его работами и выяснилось, что он начал создавать себе имя, портя бесценные китайские артефакты. Он фотографировал то, как разбивает вазу династии Хань, разбирал антикварную мебель и собирал из неё странные нефункциональные объекты. Рисовал на древней вазе логотип Coca Cola. Сфотографировал жену на площади Тяньанмэнь, которая подняла юбку и показала свои трусики и т.д.... Все это негативное влияние Запада, я считаю. Все это разрушает древнюю традицию, культуру. Это шок, но не искусство. У нас в России также есть свои люди, которые делают все, чтобы вызвать резонанс и шокировать публику. Те же “PussyRiot”, которые матерились в святом храме и устраивали сексуальную групповую оргию в музее искусств. Это хулиганство, провокация, шок и эпатаж, но ничего общего с искусством это не имеет.
Китайское искусство очень богато. Китайские художники в совершенстве владеют маслом, акварелью, всеми техниками художественного мастерства.
Китайское изобразительное искусство имеет огромное наследие и в технике передачи предмета. Но, как мне кажется, еще пока не хватает своего четкого восприятия мира, для того, чтобы создать свое новое направление в искусстве, которое бы было интересно зрителям.Сейчас же оно больше основано на традициях классического мастерства, хотя это вполне естественно. Так все начинают. У нас в России тоже очень сильная классическая школа.
— Вы большой мастер своего дела, но у Вас наверняка есть свои авторитеты?
— Конечно. Авторитетами для меня являются в основном мировые мастера: английский художник Тёрнер, французский художник Коро, Брейгель Питер - старший, голландский художник Ван Дейк, Дюрер, Немлинг, Рембрандт… Всех этих мастеров я изучал по оригинальным работам, учась в Институте, уже будучи сознательным художником,. Пытался изучать акварель Сяо Мина на юге Китая. Я там писал губернатора провинции. Довольно сложная техника. Это говорит о великом мастерстве китайских художников.
— Писали ли Вы кого-нибудь еще в Китае?
— В прошлом году я приезжал в Далянь и писал портрет Министра культуры.
— Как вы обычно пишете? С натуры или по фотографии?
— С натуры, конечно. Самое лучшее и оригинальное получается всегда с натуры. С фотографии рисуют обычно покойников или исторических личностей. А я создаю собирательный образ в целом. В живописи должен быть собирательный образ.
— Как к Вам приходит этот образ?
— По-разному, но как правило, он приходит в процессе творчества. Иногда получаю заказ и создаю образ. Зарабатываю этим на жизнь. Один из самых востребованных художников России. Я не искажаю человека, но подправляю кое-какие недостатки во внешности. Например, если человек немного поправился, могу подкорректировать, убрать лишний подбородок и т.д. Если он устал, не выспался, что-то его гложит, то в собирательный образ я стараюсь не включать это. Так как собирательный образ человека – это все-таки идеализированный отшлифованный вариант. У каждого художника свое видение. У меня обычно это образы отдохнувших людей. Это мне кажется лучше, чем изображать измученных и уставших людей.
— Что бы Вы пожелали начинающим художникам в Китае?
— Хочу сказать, что вы на правильном пути. Государство в Китае очень хорошо поддерживает изобразительное искусство в стране. Я был в художественной школе в Даляне. Потрясающе. Для художников созданы замечательные условия, даже спортивные площадки построены. Одним словом, видно, что вложены огромные инвестиции в будущее поколение. Это очень правильный подход. Молодым людям я бы посоветовал больше иметь свой индивидуальный взгляд. Хотя хорошие ремесленники - это тоже хорошо. Людям все-таки приятно смотреть на классику. Это лучше, чем авангардисты без ремесла.
— А как Вы считаете, что первично: профессионализм или природный талант?
— Мне кажется, что все люди рождаются талантливыми, другое дело, когда их учат быть «нормальными» людьми, или учат быть «дебилами», извините.
В каждом человеке есть задатки, но, есть момент ремесла, что очень важно. Без ремесла талант не проявится. Ведь что такое гений? Это талантливый человек, наделенный упорством. Гений мазнул два раза и ушел гулять. Бездарный пишет, пишет, пока не добьется своего... Каждый имеет возможность пробиться, если будет проявлять себя с упорством. Талантливы все люди, поэтому все-таки важны в начале профессионализм и ремесло, а потом уже творчество.
Необходимо знать самые азы, основы, классическую школу. Только после этого можно позволить себе разнообразие. Познав все методики, человек может уже экспериментировать и создавать что-то свое. Но прежде всего он должен пройти классическую школу. Так происходит везде, и в литературе, и музыке…
— Ваши пожелания жителям и гостям Даляня.
— Желаю всем удачи. Ангела хранителя во всех делах и начинаниях.
Далянь – прекрасный большой город с огромным культурным потенциалом и историческим наследием. Здесь есть все, чтобы культурные обмены между разными странами происходили намного чаще.
Большое спасибо Никасу за интересные ответы. Более детально с творчеством Никаса можно ознакомиться на его официальном сайте: http://nikas-s.ru/web/en