Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Учебная бригада антияпонской армии северо-востока Китая

9 августа 1945 года полуторамиллионая Рабоче-Крестьянская Красная Армия во главе с маршалом   А.Василевским начала полномасштабное наступление на японскую Квантунскую армию ( которая оккупировала Китай в течении 14 лет), нанесла ей  молниеносный сокрушительный удар и принудила японского императора через неделю, 15 августа, объявить о капитуляции. Об этой грандиозной военной операции много написано, но нам бы хотелось рассказать об одном малоизвестном войсковом подразделении, в числе прочих обеспечивавшим этот успех. Речь идет о китайской учебной бригаде антияпонской армии Северо-Востока Китая.

Создание Учебной Бригады антияпонской армии

 После инцидента «18 сентября» 1931 г. народ северо-восточного Китая поднялся на борьбу с японской агрессией, повсеместно создавая  добровольческие отряды сопротивления Японии. Количество партизан доходило до 30 тыс.человек. В  это время Китайская компартия еще не имела своей вооруженной силы. Поэтому партком КПК Манчжурии, активно поддерживая многочисленные добровольческие отряды  сопротивления японским оккупантам, в то же время начал создавать свои отряды, под своим прямым руководством. С 1932г. по 1933 г. большинство добровольческих отрядов были разгромлены и на историческую арену вышли отряды, руководимые Китайской компартией. В 1936 г. эти вооруженные силы были объединены, и получили название «Объединенная армия сопротивления Японии» (ОАСЯ). Эта армия состояла из  11 корпусов, позже преобразованные в 3 колонны ОАСЯ. С целью подавить многочисленные очаги антияпонской борьбы японцы разработали в 1936 году план карательной операции, рассчитанный на три года. Сосредоточив жандармерию, военные, полицейские и силы спецслужб, численностью превосходящие объединенные силы сопротивления Японии в десятки раз, создав систему концлагерей и запугав население, им удалось  разорвать кровную связь Объединенной армии с народом, лишив тем самым ОАСЯ тыловой поддержки. В 1938 г. для  Объединенной Армии сопротивления Японии наступил самый тяжелый период. В целях продолжения антияпонского сопротивления руководство ОАСЯ решило с руководством Дальневосточного фронта вопрос о возможности перехода своих оставшихся войсковых групп и соединений на советскую территорию для передышки и передислокации. 

С учетом прошедших военных конфликтов на озере Хасан (1938 г) и  реке Халхин-гол (1939 г.)  РККА, осознав высокую вероятность войны между Советском Союзом и Японией, приступила к усиленной  подготовке Дальневосточного фронта. Естественно, что перешедшие на советскую сторону остатки  Объединенной армии сопротивления Японии (личный состав которых был хорошо знаком с коммуникациями и состоянием Квантунской армии, владел информацией о дислокации стратегических объектов Квантунской армии), представляли для командовании Дальневосточного фронта огромный интерес. Ведь ОАСЯ могла стать надежной базой для создания эффективной разведывательной сети в Маньчжурии. По этой причине, начиная со второго полугодия 1938 г. командование Дальневосточного фронта начало активные поиски контактов с командованием ОАСЯ, а выйдя на него, провело два совещания в Хабаровске. В результате, начиная с конца 1940-го года, в  течение нескольких лет, китайские партизанские отряды (в рядах которых было немало корейцев) регулярно переходили через границу, отдыхали и лечились на советской территории, там же проходили проверку органами НКВД, а затем возвращались в Маньчжурию для продолжения вооруженной борьбы. Вот что рассказывает об этом в своих воспоминаниях бывший командир одного из таких отрядов генерал Ван Мингуй: «Наш отряд, действовавший в горах Большого Хингана, в конце ноября 1940 г. подвергся ожесточенному натиску противника. За два месяца боев он поредел более чем на 2/3, в строю осталось лишь 60 человек, да и те в большинстве своем раненые. В создавшихся условиях члены парткома приняли решение перейти на территорию СССР, а затем, после приведения отряда в порядок, пополнив боеприпасы, вновь вернуться в Большой Хинган для продолжения партизанских действий».  

Для таких отрядов на территории Хабаровского края было создано два лагеря: один под Уссурийском (в то время он назывался Ворошиловым), а второй под Хабаровском, в Вятском. Таким же образом на территорию СССР попал и один из самых опытных командиров ОАСЯ Чжоу Баочжун, впоследствии ставший Командиром 88-й интернациональной бригады, с присвоением ему звания подполковника Красной Армии (РККА).

В связи с подписанием «Пакта о нейтралитете Советского Союза с Японией», заключенном 13 апреля 1941-го года, соблюдая условия Пакта, советская сторона прекратила направление крупных отрядов сопротивления Японии на территорию Китая. Это решение вызвало колебания среди участников объединенного сопротивления, некоторые из отрядов даже приняли самостоятельное решение вернуться в Китай, чтобы продолжить боевые действия против японцев. Но Чжоу Баочжун, полностью понимая крайне сложную военно-политическую ситуацию на границе СССР и оккупированного японцами Китая, проводил разъяснительную работу среди бойцов сопротивления, а советскому командованию предложил организацию и засылку на территорию Маньчжурии небольших мобильных отрядов. Это предложение получило поддержку советской стороны, поскольку такая тактика была наилучшим методом организации военной разведки против Японии. Впоследствии, в течении нескольких лет направлены  более десятка таких отрядов, обеспечивавших разведку боевых порядков и тылов Квантунской армии.

Главные силы же силы ОАСЯ, попавшие на советскую территорию, не имея пока  возможности вернуться на фронт, начали военное обучение. Так, в июле 1941 г. началось обучение проведения десантных операций. Этот новый предмет обучения был принят составом с энтузиазмом, а итоги обучения еще более подняли настроение. Для более эффективного повышения военной квалификации состава, Чжоу Баочжун (сам выпускник знаменитой военной академии Вампу) предложил начальнику Разведывательного отдела Штаба Дальневосточного фронта, 1-го Дальневосточного фронта Я.Н.Соркину (для китайцев он был Ван Синлином) объединить южный и северный лагеря и создать военную учебную организацию с целью проведения  плановой  систематической военной и политической подготовки. Это предложение было поддержано руководством Дальневосточного фронта, и в первой половине 1942 г. Чжоу Баочжун совместно с  руководством ДВФ Советского Союза после детального обсуждения начали подготовительную работу. В итоге было решено создать учебный полк ОАСЯ, о чем было доложено Советскому Верховному командованию. Иосиф Сталин в своем утвердительном письме предложил вместо учебного полк ОАСЯ создать учебную бригаду РККА, что принесет наибольшую пользу в обучении и поставки снабжения. 

Такое решении Ван Синлин (Соркин) разъяснял Чжоу Баочжуну следующим образом: во-первых, таким образом сохраняется тайна присутствия на советском Дальнем Востоке китайских воинских соединений (что было крайне важно для сохранения неустойчивого равновесия в рамках «Пакта о нейтралитете Советского Союза с Японией»); во-вторых, бригада будет состоять в плане планового  финансового снабжения РККА. Правильно оценив ситуацию, Чжоу Баочжун дал согласие. И 1 августа 1942 г. бригада была официально сформирована под следующим названием: 88-я Отдельная стрелковая бригада Дальневосточного фронта РККА.

Недостаток в личном составе было решено компенсировать за счет призыва молодых россиян как китайской национальности, так и из числа коренных жителей Приамурья – нивхов, нанайцев, удэгейцев. 

Главнокомандующим ДВА генерал армии  И.Р Апанасенко поставил перед учебной бригадой следующие цели и задачи:

1. Цель создания особой бригады(учебная бригада ОАСЯ) — подготовка военных кадров для всех провинций СВК в национальной революционной борьбе.  Когда наступит поворот, и в Маньчжурии создастся новая обстановка,  китайская особая бригада сыграет важную роль, станет соединительным звеном между Дальневосточным фронтом и китайской армией,  и приведет к освобождению народа СВК от гнета японского империализма. Поэтому, создав бригаду, необходимо ускорить ее обучение, завершить ее подготовку к разным ситуациям по времени.

2. Военный персонал и политработники должны не только «ознакомиться со стратегией и тактикой, принципами  и опытом партизанского движения –  необходимо досконально овладеть современным мастерством всех видов вооружения.

3. Особое внимание необходимо обратить внимание на связь, которая в борьбе играет роль нервной системы. Для этого бригада должна готовить в большом количестве технические кадры по радиосвязи. 

- Весь персонал бригады  в будущем составит основу армии СВК, желательно, чтобы вы приложили  все усилия для решения этой задачи. Для создания бригады Дальневосточным фронтом были направлены военные инструкторы из ДВА. Вся бригада состояла из четырех учебных батальонов и двух рот прямого подчинения (артиллерийского и связного). В 1943г. связная рота была сформирована в связной батальон. Командир бригады – майор Чжоу Баочжун (в 1943 г. был повышен в должность подполковника). Комиссар - Чжан Шоуцзян, (майор, в 1943 г. после новой системы в войсках стал замкомбригом по политчасти.

После формирования учебной бригады, кроме небольших отрядов, направленных на Северо-Восток Китая  для продолжения боевых действий, остальная часть бригады полностью перешла на военную и политическую учебу. И вскоре 88-я бригада с уровня полевого партизанского лагеря  вышла на уровень регулярной современной армии, способной успешно выполнить свою историческую миссию в антияпонской борьбе. 

Под руководством советских военных инструкторов проводилось планомерное современное обучение особому военному мастерству. Программа этого обучения ( кроме общепринятых норм по стрельбе, гранатометанию и штыковому бою) включала навыки особого военного мастерства   -  радиосвязь, взрывные работы, рукопашный бой , летом – преодоление водных преград с полной  солдатской выкладкой, лыжную подготовку, вождение машин и мотоцикла, чтение карт, военную топографию, фотодело, навыки первичной медицинской помощи  и даже  полевой кухни. Зимой каждого года проводились лыжные полевые походы, во время которых осваивали боевую группировку, боевую охрану, встречный бой  и др. предметы. Командир бригады майор Чжоу Баочжун особое внимание уделял стрелковой подготовке, и требовал от каждого военнослужащего достигнуть уровня снайпера, потому что в условиях современной войны стрельба по прежнему являлась самым эффективным способом уничтожения противника. Такой высокий уровень подготовки должен был обеспечить успешное проведение военной разведки в тылах Квантунской армии при возвращении на Северо-Восток. 

Большое значение в бригаде придавали  политическому и идеологическому воспитанию и укреплению дисциплины.  Изучались такие работы как: «История Китая», «История революционной борьбы Китая», «История ВКП(б)»,  «О длительной борьбе» Мао Цзэдуна, «Решение о повышении партийности» ЦК компартии Китая, «Перестроить наше обучение», «Упорядочить стиль партии», «Вопросы стратегии революционной борьбы Китая» Мао Цзэдуна, «Против либерализма», «Против шаблонной схемы в партии»,«О войне  Советского Союза с Германией  и об антифашистской борьбе» Чжоу Эньлая, «Создать единый  антифашистский фронт восточных наций » Чжу Дэ, обсуждались публикации в газетах «Синьхуа», «Спасение» и др. Лекции, самообучение, обсуждения, выпуск стенных газет, художественные выступления — все проводилось живо и интересно. Этим не только преодолевалась неграмотность, но и заметно повышались политическое и идеологическое сознание и боеспособность отряда.

Роль учебной  бригады ОАСЯ в освобождении Маньчжурии.

Но вот наступил 1945 год. В мае поражение Германии провозгласило конец Второй мировой войны на западном фронте.  Союзники все свои силы сконцентировали на последние боевые действия против японских фашистов. Советский Союз начал подготовку дальневосточной операции против Японии. В этот период учебная бригада усилила военную подговку. Получивший звание подполковника РККА командир 88-й бригады Чжоу Баочжун принял участие в военном совещании Дальневосточного фронта.  В июле 290 военных из бригады были  направлены на Северо-Восток Китая, проводя последнюю стратегическую разведку 3-ей оборонной линии японской Квантунской армии её 17 укрепленных районов: расположение войск, железных и шоссейных дорог, мостов, аэродромов, речных путей. Собранная информация была доложена Высшему Командованию ДВФ Советского Союза. Совместно с информацией, полученной в течении нескольких лет, все собранные сведения после обобщения и анализа вошли в «Сборник стратегической схемы Квантунской армии Японии», составленный информационными органами Высшего Командования Советского Союза . Сборник был роздан всему командующему составу, вплоть до  командиров  рот. 88-ю  учебную бригаду каждый день посещали офицеры, представлявшие командование ДВФ, и получали подробные сведения о китайском Северо-Востоке. И каждый раз они получали горячий прием и подробную информацию. Также в июле командованием бригады было направлено 340 военнослужащих, зачисленных в 1-ый , 2-ой фронт и Забайкальский фронт Дальневосточного фронта, где во время  военных действий они играли роль проводников и переводчиков. 

9 августа рано утром они в составе передовых отрядов РККА первыми, перейдя границу, вступили на территорию СВК. Затем ночью, 9 августа из более чем 160 военнослужащих были сформированы  несколько десятков групп особого назначения, их четырьмя самолетами сбросили на определенные территории Северо-Востока Китая. Каждый из этих отрядов был снабжен   радиопередатчиками. Все передвижения японской армии на данной территории докладывались командованию Советской Армии. Они направляли и корректировали воздушный обстрел японской армии. В Манчжурской операции, в боевых действиях против укрепрайона Дуннин (самый труднодоступный и мощный из всех укрепрайонов Квантунской армии) принимала участие и учебная бригада «Объединенной армии сопротивления Японии». Несколько сотен военнослужащих учебной бригады сложили свои головы в последних боевых действиях антифашистской войны.

Так как боевые действия операции прошли более успешно, чем предполагалось, то первоначальный план по участию главных сил учебной бригады в наступлении на Цзямусы, потерял свое значение. После обсуждения этот план действий был изменен, и китайские военнослужащие учебной бригады были сгруппированы в несколько десятков рабочих групп и направлены вместе с Советской Армией в гарнизоны 57-ми стратегических объектов Северо-Востока Китая  в качестве штабных офицеров, помогая командованию этих гарнизонов в организации работы с местным населением, по охране стратегических объектов и т.д.

По указанию парткома  Северо-Востока, члены бригады, возвратившись в Китай, проводили  ускоренную организационную работу по формированию армии, по созданию партийных и правительственных органов. Вскоре с их помощью были сформированы   Объединенная демократическая армия (ОДА) и  Демократическая армия Северо-Востока Китая (ДАСВ) .

После завершения войны главнокомандующий ДВФ Советской Армии маршал   А.Василевский послал такую телеграмму 88-ой Учебной бригаде: «Китайские бойцы, благодарю Вас за информацию, предоставленную ценой вашей жизни и крови, что сыграло важную роль в наступлении нашей Дальневосточной армии на Северо-Востоке Китая, в особенности –  в разведывательных и спасательных акциях, проведенных в неприступных укрепрайонах и лагерях Квантунской армии Японии. 

Вы проявили высокие моральные качества и стойкий  боевой дух. От имени советского народа я выражаю Вам благодарность и искренний привет!».

Таким образом, 88-я Учебная бригада Объединенной Армии Сопротивления Японии успешно завершила свою историческую миссию, и под руководством Бюро Северо-Востока ЦК компартии Китая приняла участие в новой борьбе.