История Древнего Китая
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 в. до н.э. Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитках из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий были найдены в земле начиная с 1899 г. Обнаружено также несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.
Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая предположительно правила с 21 по 16 в. До н.э. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее большинство историков считает, что эта династия действительно существовала. Предположение это основано на двух доводах. Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период правления династии Ся, тем самым признавали факт существования такой династии. Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного развития при династии Шан, так же как и зрелость политических и социальных институтов, свидетели тнует в пользу того, что ей предшествовала по крайней мере еще одна династия.
Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г. до н.э. Лишь начиная с этого времени правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий. Этой практике последовали и государства — вассалы чжоуского двора.
Первая полная история Древнего Китая “Исторические записки” ("Шицзи") была составлена в 104-91 гг. до н.э. Сыма Цянем, “отцом” китайской историографии. Они стали первой из 24 официальных династийных историй, которые завершаются “Историей династии Мин” (1368—1644). Не была составлена официальная история последней династии, Цинской, или маньчжурской (1644— 1911), после ее свержения в начале 20 в. Труд “Всепроницающее, или Всеобъемлющее, зерцало, управлению помогающее” ("Цзычжи тунцзянь"), составленный Сыма Гуаном в период правления династии Северная Сун, в котором исторические события рассматривались как назидания правителям, появился в 1084 г. За ним последовало по крайней мере 9 других энциклопедических работ, написанных в аналогичной форме. Эти исторические труды дополнялись многочисленными компиляциями, комментариями и книгами по специальным вопросам. Количество источников по истории Китая можно сравнить с бездонным океаном.
В этом обзоре китайской истории мы сначала рассмотрим длительный период с древних времен до 1840 г., когда в результате “опиумной” войны двери Китая были насильственно открыты англичанами, и затем перейдем к изложению истории национальных трагедий и народной борьбы в 1840—1919 гг., революционного периода 1919—1949 гг. и развития Китайской Народной Республики с 1949 г.
С древних времен до 1840 г.
Пекинский человек
Благодаря археологическим находкам мы знаем, что свыше одного миллиона лет назад на огромной территории Китая уже жили первобытные люди. Юаньмоуский человек, чьи останки были обнаружены при археологических раскопках в уезде Юаньмоу провинции Юньнань, и первобытный ланьтанский человек, останки которого были найдены в Ланьтяне провинции Шаньси, были самыми древними из известных обитателей Китая. Примерно 500 тыс. лет назад другая группа древних людей, названная «пекинским синантропом» или пекинским человеком”, обитала близ современной деревни Чжоукоудянь, расположенной в юго-западном пригороде Пекина. Представители этой культуры обладали основными характеристикам «человека разумного»: (они ходили на двух ногах, были способны изготавливать и использовать примитивные орудия, умели добывать и хранить огонь.
Яншаоская и Луншаньская культуры
В Древнем Китае существовали и матриархальная, и патриархальная общины. Культура Яньшо, которая процветала примерно 6 тыс. лет назад, возможно, представляла собою матриархальное общество. Луншаньская культура, существовавшая приблизительно 5 тыс. лет назад, являла собою пример патриархальной общины. Люди усовершенствовали навыки изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству развивались земледелие и скотоводство. К концу этого периода общество начало делиться на классы.
Мудрые правители
Этнические китайцы во всем мире называют себя потомками Хуанди (Желтого императора) и императора Яньди. Эти два мудрых правителя были возвеличены в древних мифах и легендах. В частности, Желтый император прославлялся за изобретение повозок, лодок, одежды, наземных жилищ и письменности. Его жена, Лэй Цзу, занималась разведением шелковичных червей и шелкоткачеством. Племена, во главе которых стояли эти два императора, обитали в долине Желтой реки (Хуанхэ), занимая территорию современных провинций Шэньси, Шаньси, Хэнань и Хэбэй. К востоку от них жили племена и, известные своим искусством изготовления лука и стрел. Их вождь Чи Ю слыл богом войны. Племена и жили на территории северной части современной провинции Шаньдун, в южном Хэбэе, восточной Хэнани и центральном Аньхое, постепенно расширяя свои владения в сторону морского побережья. Часть долины реки Чанцзян (Янцзы) — территории современных провинций Хубэй, Хунань и Цзянси — служила местом обитания мяо и других племен. Один из их предводителей, Фуси, изобрел рыболовную сеть и научил свой народ рыбной ловле и охоте. Не менее прославленным было имя Шэньнуна (Священный земледелец), который изобрел орудия для обработки земли, научил свой народ земледелию и перепробовал на себе сотни растений, чтобы выявить их лечебные действия. Подобные легенды интересны с двух точек зрения. Во-первых, они проливают свет на эволюцию социально-экономических отношений в древности. Во-вторых, дают нам первоначальные представления о разделении груда в обществе того времени. Еще два правителя-мудреца, которые правили племенами, обитавшими в долине Желтой реки, Яо и его преемник Шунь, были, по преданию, потомками Желтого императора. В период их правления на землю обрушились губительные наводнения. Шунь назначил Юя главным чиновником по борьбе с паводками. Юй отказался от обычного метода строительства дамб и вместо этого углубил русло рек и каналов, тем самым обуздав стихию наводнений. Шунь, отказавшись от власти, сделал Юя своим преемником. Юй, прославившийся как Великий Юй, и стал основателем династии Ся.
Династия Ся, Шан и Чжоу
Традиционно считается, что династия Ся правила с 21 по 16 в. до н.э. Первому правителю этой династии, Великому Юю, наследовал его сын Ци. Этот факт расценивается как начало наследственной монархии в Китае, которая сменила прежнюю систему демократических выборов вождя племени или племенного союза. Правители династии Ся возвели городские стены, создали армию, тюрьмы и ввели уголовный кодекс. Эта династия рассматривается как первое в истории Китая рабовладельческое государство. Из достижений Китая в области культуры следует отметить созданный в эпоху Ся календарь, заслуживший высокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астрономии. Последний правитель династии Ся по имени Цзи отличался страшной жестокостью, чем вызвал ненависть народа. Он был свергнут с престола шанцами. Заметный социальный прогресс был достигнут при династии Шан-Инь (16—11 вв. до н.э.). Быстро развивались сельское хозяйство и животноводство. Высокого уровня достигли также шелководство и шелкоткачество. Изготавливались изделия из бронзы. Появились гадательные надписи на щитках из панцирей черепах и на костях животных, а также на бронзовых сосудах. Источники свидетельствуют о наличии рабов. Изучение шанских захоронений показывает, что человеческие жертвоприношения во время погребальных церемоний были делом обычным.
Новый рабовладельческий строй, утвердившийся после падения династии Шан, известен историкам как династия Западная Чжоу (11 в. — 770 г. до н.э.). Согласно надписям на бронзовых предметах и записями “Книге песен” ("Шицзин”) ив “Книге истории” ("Шуцзин"), Западная Чжоу была сравнительно развитым обществом, где процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия, появилось множество различных сельскохозяйственных культур и заметно увеличилось сельскохозяйственное производство. Уровень производительных сил был намного выше, чем при династии Шан. Культура Западной Чжоу также шагнула вперед по сравнению с культурой предшествовавшей ей династии. Было создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии, политике и истории. “Книга песен” была самой ранней антологией поэзии в Китае. Большая часть из 305 стихотворений, входящих в нее, датируется периодом Западной Чжоу.
Эпохи Весны и Осени и Сражающихся царств
Период Западной Чжоу закончился в 770 г. до н.э., когда вторжение племен цюаньжун вынудило правящий дом перенести свою столицу из Хаоцзина (современный г. Сиань в провинции Шэньси) в Лои (современный г. Лоян в провинции Хэнань). С этого времени правящая династии стала называться Восточной Чжоу. Период правления Восточной Чжоу хронологически совпал с двумя эпохами: Весны и Осени (770—476 до н.э.) и Сражающихся царств (475—221 до н.э.), Это было время упадка и разложения рабовладельческого строя. В период Весны и Осени была изобретена технология выплавки железа, и металл стал применяться для изготовления топоров, плугов и других орудий. Обычай использовать рогатый скот при обработке земли также зародился в этот период. Увеличились посевные площади. По мере развития общественного хозяйства производственные отношения, присущие рабовладельческому строю, становились тормозом в развитии производительных сил. Восстания рабов и народные бунты ускорили его крах. От рабовладельцев власть постепенно перешла к феодалам.
Во времена Весны и Осени и Сражающихся царств общество претерпело радикальные изменения, в результате которых на смену рабовладельческому пришел феодальный строй (здесь термин “феодализм” употреблен для характеристики социально-экономической системы, при которой феодалы эксплуатируют крестьян с помощью ренты или неоплачиваемого принудительного труда, а не путем раздачи наделов вассалам). Свыше 140 государств существовало в период Весны и Осени. После многолетних жестоких захватнических войн остались только 7: Ци, Чу, Янь, Хань, Чжао, Пай и Цинь. Все они вместе взятые вошли в историю как Сражающиеся царства. Они боролись друг с другом, но и внутри каждого из них шла острая борьба главным образом между рабовладельцами и нарождающимся классом феодалов.
Золотой век классического учения
Периоды социальных и политических подъемов рождают великих мыслителей, а жаркие споры между ними создают ситуацию, при которой “соперничают сто школ”.
Известный мыслитель Конфуций (551 479 до н.э.) был составителем записок “Весна и Осень” и редактором таких классических книг, как “Книга истории”, “Книга песен” и “Книга перемен”. Большую часть своей жизни он оставался частным учителем и стремился к тому, чтобы образование, которое было привилегией аристократии, стало доступным большинству членов общества. Конфуций обучил более 3 тыс. учеников, 72 из них стали выдающимися личностями. В политике он отстаивал сохранение аристократической иерархии и выступал за возврат к классической эры чжоуских правителей Вэня и У. Однако во времена, когда власть рабовладельцев сменялась властью помещиков, это было уже неосуществимо.
Вызов конфуцианскому учению был брошен моистами. Моцзы, основавший школу моизма, жил и трудился в 468-376 гг. до н.э. В то время как Конфуций делал упор на учении о гуманности как основополагающем принципе управления, которая должна была сочетаться со строгим соблюдением ритуалов, Моцзы отстаивал принцип “всеобщей любви” и не видел пользы в обычаях. Он был противником подбора правительственных чиновников по принципу богатства и знатности и предлагал систему, при которой любому способному человеку, даже крестьянину, предоставлялась возможность занять высокий пост. Моисты были также и пацифистами, в области философии они развивали материалистическое положение о том, что подлинность знаний доказывается фактами и объективными результатами.
Не менее влиятельной была и школа даосизма, основанная современником Конфуция Лаоцзы, которого позднее последователи даосской религии стали называть Верховным властителем Неба. Он заменил традиционную концепцию о боге или верховном существе теорией пути (дао) — своего рода духовном начале, управляющем всем вне зависимости от пространства и времени. Его политическая утопия базировалась на существовании примитивной сельской общины, которой были еще неизвестны лодки, повозки, сложные орудия труда и войны. Его философское учение интерпретировалось в некоторых случаях как доктрина “недеяния” или “действия без насилия” и содержала элемент диалектики, особенно в подходе к единству противоположностей.
Политическими радикалами того времени были легисты. Выдающийся лидер этой школы Хань Фэйцзы (?—233 до н.э.) рассматривал исторический процесс с эволюционистских позиций и утверждал, что каждая эпоха более прогрессивна по сравнению с предшествующей. Он считал бесполезным обращение к прошлому, которое никогда не вернется, и подчеркивал необходимость отказа от устаревших, изживших себя принципов. Тремя главными инструментами правителя (с помощью которых тот должен управлять), говорил он, являются закон, тактика и власть. Легисты были идеологами, возвещавшими приближение эпохи господства феодальной аристократии. Неудивительно, что большинство известных легистов погибло от рук консерваторов, защищавших старые порядки рабовладельческого государства.
Среди других школ, действовавших в период Весны и Осени и Сражающихся царств, были натурфилософы, сторонники учения об инь и ян, которые изучали взаимоотношения между позитивным и негативным началами; логики, которые изучали соотношение имени и сущности; политические стратеги, которые маневрировали, используя противоречия между государствами; эклектики, основывавшие свои теории на сближении существовавших школ философской мысли; аграрники, заботившиеся о здоровой сельскохозяйственной экономике и благосостоянии народа; и неофициальные историки, черпавшие важную информацию из неофициальных источников. В области литературы сочиненные Цюй Юанем пространная лирическая поэма “Элегия отрешенного” ("Лисао") и “Чуские строфы” ("Чуцы") наряду с “Книгой песен” считаются ценнейшей частью китайского литературного наследия.
Династии Цинь и Хань
Свыше 2000 лет в Китае господствовал феодализм. На протяжении этого длительного отрезка времени стремление к национальному единству оставалось главной тенденцией в развитии общества, хотя в отдельные периоды существовал и феодальный сепаратизм. Различные национальности сохраняли тесные связи между собою, несмотря на антагонизмы и конфликты.
Семь столетий со времени Сражающихся царств и до конца правления династии Восточная Хань были периодом становления и консолидации феодального общества. Феодализм стал господствующей социально-экономической формацией, хотя в некоторых районах в той или иной степени продолжало существовать рабство. В 221 г. до н.э. Цинь Шиху- ан, первый император цинской династии, покончил с сепаратизмом Сражающихся царств и создал высокоцентрализованный многонациональный феодальный режим, первый такого рода в истории Китая. Он насаждал феодальное землевладение, развивал средства сообщения, унифицировал начертание иероглифов и ввел единую денежную систему и единую систему мер и весов. Все это ускоряло развитие феодализма. Однако Цинь Шихуан отрывал от земледелия значительное число крестьян, используя их для защиты границ государства и на строительстве различных сооружений: дворца и усыпальницы (лишаньского мавзолея) и Великой стены. Жестокий гнет и безжалостная эксплуатация вызывали крестьянские волнения. II 209 г. до н.э., год спустя после смерти Цинь Шихуана, Чэнь Шэн и У Гуан подняли вооруженных крестьян на восстание, которое нанесло сокрушительные удары по династии Цинь и спустя 2 года привело к ее падению.
В 206 г. до н.э. Лю Бан, один из предводителей крестьян, объединил страну и основал династию Западная Хань. В начальный период ее существования значительное развитие получили сельское хозяйство и ремесленное производство. Железные орудия и плуги с использованием буйволов в качестве тягловой силы применялись в сельском хозяйстве повсюду. Строились крупные ирригационные сооружения. Одновременно был достигнут значительный прогресс в выплавке металлов и в шелкоткачестве. Развивалась торговля, установились оживленные внешнеторговые связи. Наряду с Чанъанью, столицей государства Западная Хань, процветали торговые центры Лоян и Наньян, распологавшиеся на территории современной провинции Xэнанань, Ханьдань в провинции Хэбэй, Линьцзи в Шаньдуне и Чэнду на территории современной Сычуани. Но с обострением социальных противоречий в конце правления Западной Хань уча- стились крестьянские восстания. Наиболее крупные восстания — “Зеленого леса” и “Краснобровых” — произошли в 17 и 18 гг. В 25 г. Лю Сю, могущественный феодал, отпрыск ханьского дома, проникший в ряды крестьян-повстанцев, восстановил династию Хань, которая стала называться Восточная Хань, т.к. ее столица Лоян была расположена к востоку от Чанъани. В этот период продолжала развиваться феодальная экономика, но в силу того, что противоречия внутри правящего класса продолжали усугубляться, двор был вынужден прибегать к политическим маневрам.
В 184 г. приверженцы даоской секты “Желтые повязки”, предводительствуемые ученым-даосом Чжан Цзяо, восста ли против Восточной Хань. Хотя повстанцы потерпели поражение, они потрясли до основания устои правящей ли настии и расчистили путь для образования Трех царств.
Огромных успехов достигли при династии Хань наука и культура. Знаменитый историк Сыма Цянь написал “Исторические записки” ("Шицзи"), первую полную историю Китая, применив новый принцип изложения истории - хронологический. В изложение событий были включены описания портретов исторических деятелей и различные комментарии. В своих “Критических рассуждениях” ("Луньхэн") великий мыслитель Ван Чун на основе наивно-материалистических представлений смело объяснял различные природные явления и опровергал суеверия. Ученый Чжан Хэн изобрел армилярную сферу (древний астрономический прибор, показывающий движение планет), вращаемую силой падающей воды, и сейсмограф, определявший эпицентр землетрясений. Чжан Чжунцзин написал медицинский трактат “О тифозном жаре и других заболеваниях” ("Шан ханьлунь"), оказавший огромное влияние на развитие древней медицины. В этот период всемирную известность приобретают изделия из китайского шелка. В эпоху Западной Хань ткачиха Чэнь Баогуан изобрела жаккардовый ткацкий станок, усовершенствовав, таким образом, технологию шелкоткачества. Изобретение бумаги явилось великим вкладом китайского народа в развитие и взаимодействие мировых культур. Первая примитивная бумага была изготовлена при династии Западная Хань, а Цай Лунь, живший во времена Восточной Хань, усовершенствовал технологию изготовления бумаги, использовав в качестве сырья измельченную кору деревьев с добавлением в нее отходов от обработки конопли, старое тряпье и прочие отходы ткацкого производства (нитки,волокна).
От Троецарствия до династии Тан
Во время подавления восстания “Желтых повязок” местные чиновники и могущественные феодалы стали набирать и увеличивать свои собственные войска, превращаясь в местных милитаристов. Три царства Вэй, Шу и У сосуществовали подобно опорам треножника, до тех пока в 280 г. династия Цзинь не объединила страну. Вскоре после этого на ну Цзинь пришли Южные династии (420- 589) и Северные династии (386—581). В 581 г. воцарилась новая династия, получившая название Суй, в 618 г. к власти пришла династия Тан. Семь столетий со времени Троецарствия (220- 280) и до падения династии Тан (907) были эпохой развития феодализма по восходящей линии. Феодальные отношения в это время характеризовались помещечьей собственностью на землю, передававшейся по наследству, и собственностью на землю монастырей, сочетавшимися с прикреплением крестьян к своему господину. В период правления династии Цзинь, Северных и Южных династий этнические меньшинства, проживавшие вдоль северных границ Китая, стали селиться в районе Центральной равнины и смешиваться с ханьцами (китайцами). Этот процесс дал толчок экономическому развитию севера. Одновременно из-за миграции большого числа северян на юг экономика Южного Китая стала почти такой же развитой, как на севере. Построенный при династии первый канал между Лояном и Ханчжоу стал предшественником Великого канала, соединившего Пекин с Ханчжоу. Он играл важную роль в развитии общественной экономики Китая.
Танский период был золотым веком китайского феодализма. В начале правления Тан феодальная власть укрепилась. Ли Шиминь (посмертное имя этого императора Тай-Цзун) был, видимо, самым великим из императоров Китая, поскольку обладал двумя положительными качествами: умением выбирать для службы хороших людей и способностью воспринимать критику. Мир и порядок в стране делали возможным максимально сосредоточить усилия народа в сфере производства. Процветали сельское хозяйство, ремесло и торговля. Особенно быстро развивались текстильное производство, красильное дело, гончарное ремесло, обработка металлов, строительство кораблей. Развивались также различные пути сообщения, внешняя торговля.
Выдающийся ученый периода Южных и Северных династий Цзу Чунчжи правильно вычислил отношение длины окружности к длине ее диаметра: 3,1415926 < π< 3,1415927. Цзя Сисе, обобщив опыт сельских тружеников в области земледелия и животноводства, написал трактат “Важные искусства для достижения благосостояния народа” ("Ци минь яо шу”). Значительно усовершенствовалась технология металлургического производства. Циу Хуайвэнь изобрел способ выплавки стали из железа. Буддизм, который проник в Китай в период правления династии Восточная Хань, стал весьма популярен, ему покровительствовал правящий класс. В то же время оригинальный мыслитель Фань Чжэнь написал трактат “О смертности Духа” ("Шэнь ме лунь”), в котором опровергал религиозные верования о бессмертии души.
Период Суй — Тан был отмечен замечательными достижениями в области науки и культуры. Выдающийся ремесленник Ли Чунь сам спроектировал и построил мост Чжаочжоу, самый древний в мире однопролетный каменный мост, который используется и поныне (37- метровый арочный мост в провинции Хэбэй). Буддийский монах по имени И Син приступил к измерению длины градуса земного меридиана. В книге “Тысяча золотых рецептов" ("Цянь цзинь фан”) Сунь Симяо детально описал рецепты древней фармакологии. Порох,
изобретенный китайцами еще раньше, и конце правления династии Тан стал применяться в больших войнах. В этот период в Китае появились живопись и искусство печатания книг с деревянных резных досок (ксилография). В танскую нюху небывалого расцвета достигла литература. До нас дошли имена поэтов и писателей Ли Бо, Ду Фу, Бо Цзюи, Хань Юй и Лю Цзунъюань.
Конец династий Суй и Тан приблизили крестьянские восстания конца правления династии Суй и крестьянское восстание под руководством Хуан Чао, вспыхнувшее в конце правления Танов.
Эти движения нанесли жестокие удары по классу феодалов, расчистив путь для дальнейшего развития производительных сил общества.
От эпохи Пяти династий до юаньской династии
За Танами последовал период Пяти династий (907—960), на смену которому пришли Северные и Южные Суны (960—1279), династии Ляо (916—1125), Западная Ся (1034—1227) и Цзинь, или чручжэньская династия (1115—1234). Юаньская, или монгольская, династия объединила Китай в 1271 г. и управляла страной до 1368 г.
В течение этого периода феодальные отношения претерпели большие изменения. Наследственное землевладение пришло в упадок, крестьяне становились все менее и менее зависимы от своих хозяев. Класс феодалов, чтобы увеличивать свое состояние, вынужден был прибегнуть к купле-продаже земли и эксплуатации крестьян путем сдачи им земли в аренду и получения с них ренты.
В этот период интенсивно развивались сельское хозяйство, ремесло, наука и техника, литература и искусство. Народ стал выращивать хлопок, и соответственно стало развиваться хлопкоткачество Совершенствование техники хлопкоткачества связано с именем Хуан Даопу. «Книга о земледелии» ("Нун шу"), написанная двумя специалистами в области сельского хозяйства Чэнь Фу и Ван Чжэном, отразила современные им достижения в этой отрасли. Дальнейшее развитие получило книгопечатание с резных досок после того, как Би Шэн, живший при Северной Сун, изобрел подвижной наборный шрифт. Изобретенный ранее компас в конце 11 в. стал применяться при мореплавании. Осмыслив многовековой опыт строительства, Ли Цзе написал свой знаменитый труд “Методы архитектуры” ("Инцзао фа ши"). Шэнь Ко, ученый эпохи Северная Сун, в своем монументальном труде “Мэн си би тань” изложил результаты своих исследований в области физики, биологии и геологии. Юаньский ученый Го Шоуц- зинь, изучая древнекитайские календари, составил календарь, указывавший время ("Шоу ши ли"). Он также изобрел астрономические приборы. В области литературы сунский период наиболее известен своей поэзией в стиле “ци”, а юаньский — музыкальной драмой. Знаменитые поэты и писатели этого времени — Су Ши, Ли Цинчжао, Синь Цицзи, Ло Ю, Гуань Ханцин и Ван Шифу. При династиях Сун и Юань процветала торговля. В Китай приезжало много иностранных купцов и путешественников, в том числе венецианец Марко Поло. В своей книге “Путешествия” он дал живое описание современного ему Китая. Ибн-Батута, марокканец, также посетил Китай и оставил ценнейшие записи наблюдений о китайском обществе того времени.
В этот период чаще, чем в предшествующие, вспыхивали крестьянские восстания. Характерными лозунгами крестьянских армий были лозунги равенства богатых и бедных и передела имущества. Крестьянские войны, разразившиеся в конце правления юаньской династии — самые крупные в этот период, — свергли монгольское господство.
Династии Мин и Цин
Период с начала правления династии Мин и до середины правления династии
Цинь составляет 470 лет, с 1168 до 1840 г., и знаменует собой упадок феодализма в Китае. В течение этого периода продолжала развиваться общественная экономика. Сельское хозяйство и ремесленное производство при Минах достигли большого развития. Уже в конце правления минской династии в сфере производства стали зарождаться капиталистические отношения. В текстильных и железоплавильных мастерских трудилось большое число рабочих. Там применялось разделение труда, и уровень производства был высоким.
И при Минах, и при Цинах Китай был единым государством, включавшим в себя много различных этнических групп. Экономические и культурные отношения между национальностями, населявшими Китай, были теснее, чем когда-либо прежде.
В период Мин и Цин большого развития достигли наука и культура. Великий фармаколог Ли Шичжэнь написал трактат “О деревьях и растениях” ("Бэнь цао ганму"), в котором перечислялось более 1800 различных лекарственных растений и свыше 10 тыс. рецептов. Книга была переведена на многие иностранные языки. Ученый Сун Инсин, живший в конце правления династии Мин, обобщил богатый опыт Китая в деле развития сельского хозяйства и ремесленного производства, написав книгу “О данном небом и открытом людьми” ("Тянь гун кай у"), которая отражала уровень развития науки и техники того времени. Среди наиболее прогрессивных мыслителей минского периода был Ли Чжи, который в 16 в. подверг феодальную этику конфуцианцев суровой критике. Ван Фучжи, живший в конце правления династии Мин и в начале правления Цин, выражал веру в исторический прогресс и выступал против “возврата к древности”. В период Мин — Цин было написано несколько выдающихся романов, самым знаменитым стал “Сон в красном тереме” ("Хун лоу мэн") Цао Сюэциня. По мере того как феодальное общество в Китае приходило в упадок, нарастал конфликт между различными классами. Крестьянские восстания и этот период были более крупными по масштабам, более частыми, чем в предыдущие периоды, и собирали под своими знаменами представителей различных социальных групп. Самым известным из них было крестьянское восстание под руководством Ли Цзычэна, которое положило конец правлению династии Мин. Ход и масштабы крестьянских восстаний, происходивших в период Мин — Цин, свидетельствовали о том, что господство феодализма уже недолговечно. Дружественные контакты китайского народа с народами других стран имеют давнюю традицию. Две тысячи лет назад, в период Западной Хань, на Запад специальным послом был направлен Чжан Цянь, открывший сухопутное сообщение с Центральной Азией, Персией (Ираном) и другими районами. Впоследствии путь, по которому он следовал, стали называть “Великим шелковым путем”, поскольку изделия из шелка были самым распространенным товаром, вывозившимся из Ханьской империи по этому пути в Западную и Южную Азию и Европу. “Шелковый путь” ознаменовал собою начало экономического и культурного обмена между Востоком и Западом. Совершенствование путей сообщения в танский период способствовало экономическому и культурному обмену Китая с другими азиатскими странами, такими, как Корея, Япония, Индия, Вьетнам, Персия, и с арабскими странами. Послы многих государств прибывали к танскому двору. Купцы, учащиеся, служители искусства, последователи различных религиозных верований, выходцы из различных стран жили в танской столице Чанъань, нередко число их достигало нескольких тысяч. А знаменитый танский монах по имени Сюань Цзан (Трипитака), много путешествовавший по Центральной Азии и Индии, со своими последователями составил “Записки о путешествии на Запад в период Великой династии Тан” ("Да Ган си ю паи"), которые и поныне остается ценным историческим документом.
В начальный период правления Мин в азиатские и африканские страны для налаживания торговых связей неоднократно выезжал Чжан Хэ. Примерно за 30 лет он побывал в Юго-Восточной Азии, на Индийском субконтиненте, в Персии, Аравии и достиг восточного побережья Африки. Однако такой нормальный обмен с иностранными государствами был прерван вторжением западных колонизаторов в Китай.
С древних времен Китай был многонациональным государством. Все этнические группы имеют своим давнюю историю и традиции братской дружбы в борьбе против угнетения правящим классом внутри страны и против иностранного вторжения извне. В истории Китая было немало выдающихся национальных героев и революционных вождей. В середине 19 в. различные национальности китайского народа начали героическую борьбу против иностранного вторжения и феодальных порядков, открыв новую главу в истории Китая.