Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Новые "мозговые центры" с китайской спецификой: проблемы и перспективы развития

Комиссина Ирина Николаевна, старший научный сотрудник Центра Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона РИСИ.

В современном обществе важную роль играют экспертно-аналитические центры, которые принято называть think tanks, "мозговыми центрами" (МЦ) и "фабриками мысли". Наличие развитой структуры МЦ как базовых элементов экспертного сообщества стало важнейшим показателем эффективности управленческих решений и государства в целом. Однако в Китае роль МЦ в информационном анализе и разработке стратегии внутреннего развития и внешней политики страны стала возрастать только в последние два десятилетия.

Китайские МЦ существенно отличаются от организаций западного образца, которые часто независимы от правительства, политических партий и общественных групп. Ввиду специфики государственного устройства страны большинство МЦ Китая в той или иной степени связаны с правительством, субсидирующим и определяющим их основные функции и направления деятельности. В связи с этим официальные МЦ Китая (в отличие, например, от США, где центры ведут большую пропагандистскую работу) редко озвучивают и тем более публично обсуждают тематику своих исследований, как правило, носящих заказной характер.

Тем не менее количество МЦ в Китае постепенно растёт. Только за последнее десятилетие их было образовано больше, чем за всю предыдущую историю страны. По данным агентства "Синьхуа", в Китае насчитывается не менее 2500 МЦ, занимающихся политическими исследованиями. Однако, по данным Всемирного индекс-рейтинга аналитических центров, ежегодно издаваемого Университетом Пенсильвании (США) в рамках программы "Аналитические центры и гражданское общество", Китай по итогам 2016 г. занял второе место в мире по числу МЦ (435), уступая только США (1835). А в топ-100 аналитических центров мира (без учёта США) вошли 8 научно-исследовательских организаций страны (на 2 больше, чем в 2015 г.):

  • Китайский институт современных международных отношений (КАСМО);
  • Китайская академия общественных наук (КАОН);
  • Китайский институт международных исследований (КИМИ);
  • Центр исследований и разработок при Госсовете КНР;
  • Шанхайский институт международных исследований (ШИМИ);
  • Институт финансовых исследований Чуньян при Китайском народном университете (Пекин);
  • Институт экономики "Юнирул";
  • Центр Китая и глобализации.

Несмотря на явную политическую ангажированность американской рейтинговой системы, всё-таки следует признать, что даже при наличии в Китае большого количества МЦ его возможности по проецированию "мягкой силы" за рубежом ограничены вследствие крайне малого мирового влияния китайских "фабрик мысли". Старые исследовательские центры явно неспособны адекватно проводить стратегические исследования и анализировать современную внутреннюю и международную обстановку, поскольку она становится всё более турбулентной. В частности, авторы книги "Мировые „мозговые центры“" Ван Хуэйяо и Мяо Лу отмечали, что экономические проблемы частично вызваны ошибочной оценкой ситуации в стране. А согласно данным исследования, опубликованного в журнале Contemporary International Relations ("Современные международные отношения", издаётся КАСМО), большинство глобальных прогнозов, сделанных китайскими учёными в период 2001-2014 гг. по развязанным США в Афганистане и Ираке военным действиям (включая выявление их целей и задач), а также по послевоенному восстановлению этих стран, в значительной степени не соответствовали реальности.

Реформирование системы МЦ Китая

После вступления Си Цзиньпина в 2012 г. в должность председателя КНР внимание правительства к МЦ и экспертам по вопросам политики стало усиливаться. Поворотным моментом следует считать 18-й съезд Коммунистической партии Китая (КПК), состоявшийся в ноябре 2012 г., на котором были объявлены планы по построению МЦ с китайской спецификой.

В апреле 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин призвал активнее создавать в стране "мозговые центры" нового типа, призванные не только оказывать содействие при выработке государственной политики, но и способствовать росту международного влияния Китая. Тем самым вопрос о развитии системы МЦ был поднят до уровня государственной стратегии. При этом деятельность МЦ рассматривается как важная составная часть "мягкой силы" государства, а исследовательские структуры должны стать не только источником аналитических материалов для властей страны, но также и инструментом влияния на общественное мнение за пределами Китая.

В СМИ оживлённо обсуждалась новая инициатива Си Цзиньпина, причём если в китайских медиа развернулись дебаты по поводу нового подхода и вероятных путей развития аналитических центров, то зарубежные СМИ старались предугадать возможные политические последствия этого заявления.

На третьем пленуме ЦК КПК 18-го созыва в ноябре 2013 г., в ходе обсуждения вопроса всестороннего углубления реформы, говорилось о необходимости "активизации строительства МЦ нового типа с китайской спецификой и создания качественной системы консультирования при принятии решений". В соответствии с решением пленума руководство Китая приступило к формированию национальной системы политических консультационных услуг.

Проблема развития МЦ стояла в Китае и раньше, но с 2013 г. она приобрела комплексный, планомерный и целенаправленный характер. Важно, что произошло изменение в используемых для обозначения МЦ на китайском языке терминах, а именно: вместо "сысянку" ( sixiangku, "фабрика мысли") стало употребляться "чжику" (zhiku, "мозговой центр", "кузница идей").

Генеральный секретарь ЦК КПК рекомендовал развивать МЦ как важную составляющую системы научных разработок государственной политики и реформирования механизма управления, в которую должны войти МЦ партийных и государственных структур, Национально-освободительной армии Китая (НОАК), предприятий, Китайской академии общественных наук и неправительственных организаций. Наращивание "мягкой силы" китайских МЦ возможно также путём привлечения к работе в них иностранных специалистов и расширения международной кооперации, включая создание филиалов китайских институтов за рубежом.

Последние "наказы" китайского лидера, судя по всему, начинают претворяться в жизнь. В ряде развитых стран — ведущих торгово-экономических партнёров Китая — стали регистрироваться китайские научноисследовательские институты. Новые учреждения призваны содействовать развитию двустороннего торгово-экономического сотрудничества, доводить до сведения местного экспертного сообщества официальную позицию Пекина по тем или иным вопросам и оказывать влияние на общественное мнение.

Таким образом, стратегия наращивания китайской "мягкой силы" вышла на новый, более высокий уровень. В прошлом десятилетии при председателе Ху Цзиньтао усилия были в основном сосредоточены на распространении в мире китайского языка и базовых знаний о китайской культуре. Тогда примером для подражания служили Институты Гёте и Сервантеса. Созданные с учётом иностранного опыта Институты Конфуция и курсы китайского языка получили широкое распространение во всём мире. Теперь новыми образцами для Китая, судя по всему, выступают авторитетные американские МЦ — Институт Брукингса и "Рэнд Корпорэйшн".

Однако стремление походить на американские МЦ не предполагает механического копирования — китайские МЦ должны заимствовать лучшее, сохраняя при этом национальные особенности. В частности, в докладе Центра изучения МЦ Шанхайской академии общественных наук говорилось о соблюдении баланса между влиянием и независимостью МЦ, т. е. о нахождении "золотой середины" между интересами правительства и общества. Отмечалась необходимость критического подхода при решении задач, поставленных китайским руководством.

В ходе перемоделирования системы национальных МЦ руководство Китая стремится повысить своё глобальное влияние, не допуская отхода от марксистской идеологии. 

Правительственная концепция развития и управления системой МЦ Китая нашла отражение в опубликованном в начале 2015 г. документе ЦК КПК и Канцелярии Госсовета КНР "Мнения по укреплению строительства новых „мозговых центров“ с китайской спецификой". В нём указывалось, что к 2020 г. запланировано создать от 50 до 100 высококачественных национальных аналитических центров, которые будут заниматься разработкой на краткосрочную и долгосрочную перспективу инновационных предложений по управлению развитием страны в различных областях и продвигать в мировое интеллектуальное и политическое пространство китайское видение будущего мироустройства.

После публикации этого документа в Китае активизировался процесс создания научно-исследовательских центров, и, по некоторым оценкам, он приобретает лавинообразный характер. На призыв руководства страны откликнулись десятки университетов и некоммерческих организаций. Создаются новые исследовательские институты, связанные с госструктурами, а существующие — перестраиваются в русле новой стратегии. По словам профессора Янь Сюэтуна из Университета Цинхуа, "сегодня каждое учреждение, каждый университет создаёт свой МЦ". Эта тенденция коснулась даже центров изучения истории и археологии, которые тоже стали мутировать в МЦ. По некоторым данным, за период с 2013 г. по настоящее время было создано более 200 аналитических центров. Отдельные эксперты высказывают более смелые предположения о 300 МЦ, а в некоторых иностранных источниках называется вообще нереальная цифра — 10 тыс. Всё это несколько напоминает хорошо известную политику "большого скачка", только в другой сфере.

Министерство образования КНР одним из первых откликнулось на призыв партии и правительства, подготовив и направив в учебные заведения соответствующего уровня "План продвижения новых МЦ с китайской спецификой". Согласно этому документу, основная задача аналитических центров состоит в оказании поддержки правительству, в результате чего повышается роль университетов. Намечено создание специальных университетских центров и МЦ, в чью задачу входят занятия исследовательской деятельностью в интересах различных министерств. Это означает, что научные подразделения университетов, особенно в области общественных наук, будут вести не только теоретические, но и прикладные исследования, которые должны содействовать принятию решений правительством страны.

План призван повысить качество проводимых в Китае аналитических исследований до уровня, соответствующего зарубежным и международным консалтинговым фирмам и аналитическим центрам, которые в последние годы активизировали свои исследования по Китаю и стали заниматься консультационной деятельностью в стране. В результате к ним за экспертизой в области экономики, финансов и внешней политики стали обращаться даже китайские компании. Согласно плану новые научно-исследовательские организации Китая должны решать следующие задачи:

  • служить развитию страны, фокусируясь на неотложных нуждах в области экономики, политики, культуры, экологии, партийного строительства и иностранных дел;
  • интегрировать качественные ресурсы;
  • готовить талантливые кадры;
  • распространять результаты научных исследований через различные каналы коммуникации (печатные и интернет-СМИ);
  • реформировать систему управления МЦ;
  • модернизировать организационную структуру МЦ.

В плане указаны также пять важнейших функций МЦ нового типа с китайской спецификой: публичная дипломатия, политический консалтинг, теоретические инновации, руководство общественным мнением, социальные услуги.

Китайские эксперты приводят следующую трактовку этих функций. Международные связи в целях публичной дипломатии должны развивать не только МЦ, которые занимаются изучением международных отношений и дипломатии. Поскольку МЦ являются исследовательскими и коммуникационными инструментами общественной политики, китайские МЦ должны рассматривать иностранные аналитические центры в качестве целевой аудитории публичной дипломатии и придавать большое значение обмену и сотрудничеству с зарубежными партнёрами. Китайские МЦ в первую очередь должны сотрудничать со своими зарубежными партнёрами по результатам научных исследований и только во вторую очередь — по вопросам китайской внешней политики и культурных ценностей. Правильно представленные достижения китайских учёных не только улучшат имидж МЦ, но и познакомят иностранных коллег с ролью, которую играет данный МЦ в процессе политического развития Китая.

Поскольку необходимость обмена опытом управления МЦ стала особенно острой, в настоящее время наблюдается активизация связей внутри системы МЦ, а также связей МЦ и правительственных ведомств, МЦ и зарубежных вузов, что должно способствовать повышению качества политического консалтинга. Одним из практических шагов в этом направлении стало проведение в 2016 г. саммита МЦ, одним из организаторов которого был Центр Китая и глобализации. Таким образом, китайское правительство планомерно строит систему аналитических научных организаций, которые смогут на равных конкурировать со своими западными партнёрами, а главное — они должны быть готовы экспортировать за рубеж выдвигаемые ими идеи.

Курс на создание частных МЦ

В целях совершенствования работы организаций, занимающихся исследованиями и консультированием в области политики, правительство Китая объявило летом 2015 г. о проведении ряда реформ, призванных стимулировать открытие частных МЦ.

Ранее частные аналитические центры сталкивались с трудностями при регистрации в качестве некоммерческих организаций. Многие из них были вынуждены регистрироваться в качестве промышленных и коммерческих, поэтому не могли пользоваться предоставляемыми льготами. Подобные МЦ играли маргинальную роль в политическом консалтинге, а их количество, по оценкам китайских аналитиков, не превышало 5 % от общего числа аналитических центров Китая. Правительство решило изменить сложившуюся ситуацию, стимулировав появление частных, автономных от государства МЦ, результаты исследований которых могут иногда и не совпадать с официальной позицией властей.

***

В настоящее время в Китае взят курс на создание "мозговых центров" нового типа с китайской спецификой, которые должны творчески заимствовать положительные качества западных МЦ, опираясь на современные теоретические разработки в увязке с национальными условиями и историческими традициями. Определены основные направления деятельности МЦ, сформулированы функции и задачи, которые они должны решать. Для повышения эффективности работы китайских "мозговых центров" разработана национальная система ранжирования, призванная пропагандировать предпочтительные модели организационной структуры МЦ и тем самым стимулировать появление подобных организаций.

Полный текст статьи