Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве и российско-китайские отношения

Российский институт стратегических исследований (РИСИ) — федеральное государственное научное бюджетное учреждение. образованное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 февраля 1992 г. № 202

Константин Кокарев,
Первый заместитель директора
Российского института
стратегических исследований

Развитие современных межгосударственных отношений и внешнеполитических связей происходит в условиях глобализации и регионализации интересов и проблем. Вызвано это во многом технологическим и промышленным ростом не только развитых стран, но, главным образом, активным выходом на авансцену так называемых "поднимающихся экономик".

С другой стороны, нынешний экономический, военный потенциал, политико-идеологическое влияние и международный авторитет прежних лидеров глобального развития уже не способны сохранять устойчивость биполярной или монополярной оси этого развития. Острота многочисленных кризисных явлений, отдельные из которых связаны с кровопролитными вооруженными конфликтами, дальнейшим ростом нестабильности, углублением экономических и финансовых проблем требуют оперативной консолидации усилий стран для сохранения политической и финансово-экономической устойчивости на глобальном и региональном уровнях. 

Кроме этого, постепенно набирает силу мощный процесс взаимопроникновения культур как следствие активного межцивилизационного взаимодействия и гуманитарного обмена. Это ведет к тому, что возрастающая мобильность населения стран и континентов, совершенствование коммуникационных средств и электронных видов связи существенно повышают роль и значение "мягкой силы" в сложных трансформационных движениях, происходящих в современном мире. 

В итоге для обеспечения условий стабильного, предсказуемого развития, успешного разрешения постоянно возникающих проблем, создания безопасной и благоприятной среды для жизнедеятельности людей особую важность приобретает региональная интеграция, где главным мотивационным стрежнем выступает заинтересованность в поддержании мира, взаимовыгодного и всестороннего сотрудничества, основанного на уважении интересов и прав внешних партнеров. 

Для России, как и для других независимых государств на постсоветском пространстве, интеграция, на наш взгляд, жизненно необходима, поскольку в сложившихся условиях речь идет действительно о судьбе наших стран и народов. И поэтому вполне естественным является возникновение в последнее десятилетие в рамках СНГ таких интеграционных форматов, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС, 2000 г.), Таможенный союз (2010 г.), Единое экономическое пространство (2012 г.), продвижение к созданию Евразийского экономического союза. 

Надо отметить, что названные проекты в целом успешно развиваются, несмотря на неизбежные трудности и проблемы. В 2010 году Таможенный союз объединил наиболее близкие по типу экономики: Россию, Белоруссию и Казахстан. В его рамках введен единый таможенный тариф на импортируемые товары, включающий более 11 тыс. единиц товарной номенклатуры. По итогам 2011 года товарооборот между указанными странами вырос более чем на 36% и превысил 100 млрд долл. 

С 1 января 2012 года функционирует Единое экономическое пространство (ЕЭП), являющееся, по существу, общим рынком России, Белоруссии и Казахстана. ЕЭП представляет собой более тесную форму интеграции и включает следующие элементы: согласованную экономическую политику; свободное движение капитала, рабочей силы и услуг; доступ к инфраструктуре государств-членов ЕЭП. Наднациональным органом, регулирующим деятельность Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, является Евразийская экономическая комиссия. 

Среди экспертов, в том числе российских, распространено убеждение в том, что главным императивом интеграционных процессов на пространстве СНГ в течение всего постсоветского периода оставалась экономика. Экономика действительно является важным фактором интеграционного процесса. Но в то же время следует признать, что без глубоко укоренившихся в ходе длительной совместной истории культурных и общественных связей с русским народом объединительные тенденции вряд ли сохранились бы в трудные времена становления независимых государств, поиска ими своей ниши в изменяющейся системе международно-политических отношений. И как бы ни критиковали Россию некоторые представители национальных элит, как бы ни были сильны экономические связи отдельных постсоветских республик с зарубежными партнерами, тем не менее тяга к России, расчет на ее надежное плечо остаются важной компонентой поведенческой психологии в политике и деловой сфере государств постсоветского пространства. Поэтому социальные опросы показывают, что даже Китай, имеющий более чем прочные экономические связи со всеми республиками Центральной Азии, встречает, во всяком случае пока, довольно настороженное отношение со стороны большей части населения этих республик. 

В рамках интеграции на постсоветском пространстве постоянно совершенствуется деятельность ОДКБ – организации, обеспечивающей с 1992 года сопряжение сил и средств, необходимых для борьбы с террористическими и иными угрозами национальной безопасности стран-участниц. 

Таким образом, интеграционные процессы, которые имеют высокий уровень общественной поддержки на постсоветском пространстве, являются непреложным фактом, с ним надо считаться и его надо учитывать нашим зарубежным партнерам. В то же время интеграционный процесс на постсоветском пространстве представляется конкретным выражением общемировой тенденции, связанной с регионализацией. Поэтому влияние на него внешних факторов, является безусловным, очевидным и очень важным. 

Китай же в отношении к формированию Евразийского экономического союза как этапа последовательного развития Евразийского экономического пространства занимает, на наш взгляд, исключительное по своему значению место. Оно обусловлено его реальным влиянием на практическую реализацию собственно интеграционных схем на обновленной основе, на формирование более широкого и благоприятного внешнего окружения, внешней среды, имеющих особое значение в глобальных и региональных трансформациях. 

Иначе и быть не может, поскольку Китай, будучи соседом России, является мощной державой с общепланетарными интересами. Он поддерживает устойчивые политические, взаимовыгодные экономические и дружеские культурно-гуманитарные связи практически со всеми республиками бывшего Советского Союза, выступает сооснователем Шанхайской организации сотрудничества, куда входят Россия и государства Центральной Азии. 

Сложившийся характер и достигнутый уровень взаимодействия России и указанных государств с Китайской Народной Республикой позволяют последовательно наращивать их экономический потенциал, успешно реагировать на глобальные вызовы в сфере экономики и финансов, совершенствовать меры противодействия всему, что угрожает стабильности, особенно в районах, непосредственно граничащих с Россией, Китаем, другими странами, которые являются их союзниками и партнерами. 

Приведем лишь некоторые данные по российско-китайскому сотрудничеству за последнее десятилетие. Так, с 2000 по 2012 годы объем российско-китайской торговли вырос в 15 раз (с 5,72 млрд долл. до 88,16 млрд долл.). Если брать межрегиональные отношения, то за период с 2000 по 2010 годы объем торговли Дальнего Востока РФ с Китаем вырос в 6,1 раза (с 1,1 млрд долл. до 6,9 млрд долл.), а северо-восточной провинции Хэйлунцзян с Россией – более чем в 5 раз (с 1,4 млрд долл. до 7,5 млрд долл.). Более 60 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями КНР. Однако Москва и Пекин вполне обоснованно считают, что данные показатели значительно ниже имеющихся у сторон возможностей. Достаточно сказать, что российско-китайские экономические отношения составляют лишь немногим более 2% объема внешней торговли Китая. 

Так что резервы на данном направлении у наших стран имеются действительно значительные. Об этом, в частности, шла речь и во время государственного визита президента России В.В. Путина в Китай в июне 2012 г. По словам российского президента, обе стороны "намерены активно продвигать крупные совместные проекты в гражданском авиастроении, космонавтике, в других высокотехнологичных областях. Речь должна идти о настоящем технологическом альянсе двух стран".

Интеграционный процесс на постсоветском пространстве – это рассчитанный на перспективу проект формирования к 2020 году Евразийского союза. Его цель состоит в объединении потенциалов бывших советских республик, которые, являясь независимыми государствами и опираясь на исторически сложившиеся тесные производственные и культурно-гуманитарные связи, в новых условиях реализуют цели социально-экономического развития и повышения уровня жизни людей при сохранении гарантий национальной безопасности. 

Что касается России и Китая в этом процессе, то, по словам В.В. Путина, для России важно "поймать китайский ветер" в паруса развития нашей страны и будущего Евразийского экономического союза, а для Китая важно использовать преимущества объединительного процесса в интересах сохранения стабильности и устойчивого развития экономики страны и ее регионов.