Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Интервью с Президентом Российских железных дорог Владимиром Якуниным

– На саммите АТЭС на индонезийском острове Бали В.В. Путин вновь подтвердил намерение России внести свой конкретный вклад в создание новой системы  трансазиатских транспортных коммуникаций (т.н. «взаимосвязанность»), в т.ч. путем расширения пропускной способности Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, наращивания потенциала Северного морского пути.  «Такая модернизация – сказал Владимир Владимирович, -  позволит сформировать новые, более короткие и гораздо более выгодные маршруты между Азией и Европой, сэкономить миллиарды долларов при доставке товаров в Азию и в Европу соответственно».  В связи с этим мы задали вопросы Президенту Российских железных дорог Владимиру Якунину.

- Уважаемый Владимир Иванович, в настоящее время налажено сотрудничество с КНР в области модернизации железнодорожных переходов (Забайкальск – Маньчжурия, Гродеково – Суйфэньхэ,  и др.). Может ли такое сотрудничество перейти на уровень, например, совместного строительства скоростных дорог на территории России?

- В тендере, который будет объявлен на строительство высокоскоростных магистралей, смогут принять участие все желающие. Заказ получит та компания, чье предложение будет наиболее интересным. 

- Известно, что разная ширина железнодорожной колеи в России и в Китае является значительным сдерживающим фактором в развитии транзитных грузовых перевозок через нашу страну, увеличивает время доставки грузов, увеличивает себестоимость продукции. Стоит ли вопрос об интеграции железных дорог, если да, то по какому пути она может пойти? Рассматривается ли возможность перехода к единой евроазиатской колее?

- Развитие сотрудничества ОАО «РЖД» с китайскими железными дорогами имеет важное значение для интеграции российских железных дорог в евроазиатское транспортное пространство. При этом разная ширина железнодорожной колеи в России и Китае не является фактором, сдерживающим рост объемов перевозок грузов в российско-китайском сообщении и транзитных перевозок в Европу, поэтому вопрос о переходе к единой колее не рассматривается. Надо сказать, что сегодня активно реализуется ряд совместных российско-китайских проектов. Например, проект по организации транзитных контейнерных железнодорожных перевозок грузов в сообщении Чунцин (Китай) – Дуйсбург (Германия), обеспечивающий ускоренную доставку грузов из Китая в Европу железнодорожным транспортом, а также проект по развитию перевозок через пограничный железнодорожный пункт пропуска Махалино (ст. Камышовая, Россия) – Хуньчунь (Яньбяньско-Корейский Автономный округ провинции Цзилинь, Китай). Этот пункт пропуска важен для поставок российского угля из регионов Западной Сибири и Дальнего Востока в КНР.В рамках российско-китайского сотрудничества в области железнодорожного транспорта и реализации инфраструктурных проектов сейчас прорабатывается проект формирования транспортного коридора по маршруту Россия – Монголия – Китай от станции Улан-Удэ (Россия) через территорию Монголии до станции Цзинин (Китай), так называемая Северная логистическая система. Стоит отметить и реализованный международный проект по унификации правовых процедур железнодорожных перевозок грузов и внедрению унифицированной накладной ЦИМ/СМГС. Она была разработана совместно Международным комитетом железнодорожного транспорта (ЦИТ) и Организацией сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и обеспечивает беспрепятственные перевозки по железным дорогам, применяющим западное и восточное транспортное право. С 1 января 2012 года и на китайских железных дорогах началось пробное применение такой накладной для контейнерных поездов из Китая в страны Европы через пограничные станции Маньчжурия, Эрлянь и Алашанькоу.Кроме того, одним из первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона на 2013–2017 гг. надо назвать проект строительства железнодорожного мостового перехода через р. Амур на участке российско-китайской государственной границы в районе населенного пункта Нижнеленинское Еврейской автономной области (Россия) и г. Тунцзян провинции Хэйлунцзян (Китай) и реконструкции участка Биробиджан – Ленинск Дальневосточной железной дороги. Сейчас пропускная способность железнодорожного участка Биробиджан – Ленинск составляет около 5 млн тонн в год. Мы рассчитываем, что послезавершения работ она увеличится в несколько раз и составит около 20 млн тонн в год.


– Сегодня многие эксперты говорят об острой необходимости для России реализации новых широкомасштабных инфраструктурных проектов, в том числе железнодорожных. Есть ли у ОАО «РЖД» в планах такие проекты?

– Безусловно, есть. В условиях глобализации мировой экономики и происходящих интеграционных процессов развитие Транссибирской магистрали как основы евроазиатского направления «Восток-Запад» становится одной из важнейших инфраструктурных задач не только нашей компании, но и страны в целом. На сегодняшний день сформирована программа развития Транссиба и Байкало-Амурской магистрали. Объем инвестиций по этой программе до 2018 года определен в размере 562,9 млрд рублей.В рамках программы будут произведены масштабные работы по развитию подходов к портам Востока, строительству и реконструкции почти полусотни станций, внедрению новых устройств сигнализации, централизации и блокировки, развитию сортировочных станций. Все это будет способствовать увеличению почти на треть объема грузопотоков на данном направлении – со 110 млн до 155 млн тонн в год – и создаст условия для развития транспортно-транзитного потенциала страны.Транссибирский маршрут – единое трансконтинентальное направление, связывающее страны Азиатско-Тихоокеанского региона с Россией, странами СНГ, Балтии и Европы, в связи с чем параллельно с работами по развитию железнодорожной инфраструктуры на территории Российской Федерациимы развиваем западную (от словацкого Кошице до Вены) и восточную (станция Туманган- порт Раджин) части международного транспортного коридора.Еще один глобальный проект – строительство выделенных высокоскоростных магистралей, приспособленных для движения пассажирских поездов на скоростях до 400 км/ч.Специалисты провели экономические расчеты и определили перспективные направления для таких линий. Это Москва – Санкт-Петербург, Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург с подключением Перми, Уфы и Челябинска, а также Москва – Ростов-на-Дону – Адлер с подключением городов, входящих в этот регион. Первым проектом станет линия Москва – Казань.Реализация этих проектов позволит воспользоваться услугой высокоскоростного движения 90 млн граждан, проживающим в зоне тяготения этих железных дорог, а это 63 % от общей численности населения нашей страны.


– В последнее время в сети Интернет появились публикации, обсуждающие российский проект вековой давности – железнодорожный переход Чукотка – Аляска. Пишут о том, что китайские строители совместно с ОАО «РЖД» могли бы реализовать трансконтинентальный железнодорожный переход из Азии в Америку. Целесообразен ли этот проект? 

– Эта идея не нова. Она родилась еще в середине XIX века. А во времена СССР был даже такой проект. Если будет принято решение о его реализации, безусловно, он потребует серьезной доработки. Предсказывать его судьбу, а тем более сроки его воплощения в жизнь, не берусь. Вы понимаете, что все зависит от политической воли лидеров заинтересованных в этом проекте стран, а также от финансово-экономического положения этих государств.