Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

От Года российского туризма в Китае - к Году китайского туризма в России

19 ноября 2012
Категория: Россия
Предыдущая статья  |  Следующая статья

Руководители наших стран, принимая решение об «обмене Годами туризма», не ошиблись в выборе приоритетов: туризм воистину является универсальным инструментом развития! Он, обеспечивая контакты между гражданами разных стран, способствует развитию и расширению межличностных связей, поддерживает культуру и традиции, потому что вовлекает эти традиции и культурные ценности в эффективный хозяйственный оборот.

Востребованные туристами, возрождаются на­родные промыслы, старинные праздники, про­водятся конкурсы и фестивали. Туризм (а точнее - туристские фирмы) обеспечивает загрузку гости­ниц и ресторанов, зрелищных заведений и аттрак­ции, а также работу предприятий транспорта. А это уже значительный вклад в местную экономи­ку, в развитие городов и целых регионов. Но ведь кроме этого еще туристы являются потребителями огромного количества специальных товаров - от горных ботинок и рюкзаков до мотоциклов и домов на колесах (автокемперов), для них строят города и огромные круизные лайнеры.

Вклад туризма в мировую экономики (с учетом т.н. эффекта мультипликации) составляет трил­лионы долларов, превосходя (и слава Богу!), гово­рят, уже мировые расходы на вооружение. Взять, к примеру, Монголию. В этой стране за последнее время туризм вышел на второе место по вкладу в национальную экономику, пропустив вперед толь­ко горнодобывающую отрасль!

Поэтому, понятно, все страны заинтересова­ны в развитии туризма, правительства многих государств тратят огромные средства на создание туристской инфраструктуры, на привлечение все новых и новых миллионов туристов. К таким стра­нам относятся и Китай с Россией.

История развития туризма в наших странах вполне сопоставима. Еще в конце 80-х годов в Рос­сии (точнее - в СССР), существовало только три организации, имевших право заниматься ино­странным туризмом - т.н. Всесоюзное акционерное общество (ВАО) «Интурист», Совет по туризму про­фсоюзов и Бюро международного молодежного туризма ЦК ВЛКСМ «Спутник» (в БММТ «Спутник» Иркутского обкома комсомола имел честь работать автор данного материала). Практически зеркальная ситуация была и в Китае, где в 1954 г. было откры­то международное бюро путешествий Китая (CITS) с 14 филиалами в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и других городах. В 1964 г. в Пекине создано Государ­ственное управление по делам туризма КНР.

Понятно, что и в той, и в другой стране туризм был идеологизирован, и зарегулирован, что серьез­но отражалось на его экономической составляющей, на вкладе в государственную экономику. Но в Китае несколько раньше поняли, что туризм может быть «курицей, несущей золотые яйца». Это случилось в самом начале политики реформ и открытости. Эко­номические результаты этой политики использова­лись, в том числе, и для создания инфраструктуры туризма, поэтому уже к концу 80-х годов туризм на­чал приносить китайскому народу ощутимые дохо­ды. Но при этом два соседних государства не только не сотрудничали в сфере туризма, но и, по сути, на­ходились в состоянии вражды.

В годы горбачевской «перестройки» туризм между нашими странами начинался в формате «челночной» торговли. Об его вкладе в ликвида­цию «товарного голода» в постсоветской России, в развитие приграничных китайских городов и предприятий писалось уже неоднократно. И еще сегодня Маньчжурия, Хэйхэ и другие из этих го­родков - бывших затрапезных железнодорожных полустанков - пытаются сохранить прежние тем­пы своего развития за счет примитивных форм приграничной торговли. Объемы которой, впро­чем, неуклонно сокращаются. ,. Зато, по мере роста среднего класса как в Рос­сии, так и в Китае, уверенно набирает обороты «на­стоящий» туризм! Понятно, что, с учетом темпов экономического развития Китая, и его населения, потенциал этого, одного из самых крупных в мире, рынка выездного туризма огромен. По данным Государственного управления по делам туризма КНР, в 2011 г. за пределами своей страны путе­шествовали более 70,25 млн. китайских граждан. Это на 22,42% больше, чем в 2010 г. По прогнозу Всемирной туристической организации, к 2020 г. 100 млн. китайских туристов будут выезжать в за­рубежные страны.

Поэтому на Китай, особенно в условиях незавер­шенного, или вялотекущего мирового финансового кризиса, с надеждой устремляют взор десятки, если не сотни стран, обладающих хоть какими-то турист­скими ресурсами. Принимаются срочные меры по облегчению выдачи виз китайским туристам (напри­мер, Япония и США), возможности по увеличению авиарейсов между двумя странами, разрабатываются специальные маршруты. Так, Франция специально для гостей из Поднебесной запустила ряд туристи­ческих маршрутов, знакомящих с винодельческими районами. Здесь не скрывают желания «догнать двух зайцев сразу» - получить побольше туристов из Ки­тая, и одновременно - приучить их к качественному красному вину (до сих пор пользующегося слабым спросом среди китайцев), и тем самым сделать через туризм свой вклад в формирование нового рынка сбы­та традиционного французского экспортного товара.

Не отстают от французов и регионы России. На­пример, в Ярославской области специально для ки­тайских туристов организовали так называемый "красный маршрут", включающий в себя экскурсию в настоящий колхоз, в единственный в мире музей пионеров и в музей, посвященный СССР. Правда, несмотря на это, за прошлый год из 260 тысяч ино­странных гостей жители Поднебесной составили только 5 %. Но уже в самом начале 90-х годов специ­альные туры для китайских туристов разрабатывали наши дальневосточные регионы, Забайкалье. В Чите китайцам предлагали казино, возможность постре­лять из любых видов оружия, охоту, а также услуги "только для мужчин"... Но в целом, надо констатиро­вать, турбизнес России слабо представляет себе пред­почтения, и мотивации тоже, китайских туристов, мало учитывает их национальные особенности, при­вычки. Так, китайские туристы постоянно жалуются на отсутствие зеленого чая - непременного атрибута каждого приема пищи. В Китае прежде всех блюд на столе появляются кружки с чаем, постоянно по­полняемые официантом. А наш «настоящий черный чай» китайцам непонятен, хотя по цвету и напоми­нает им знаменитый пуэр.

До сих пор Россия, по статистике, для китайцев пока не стала одной из наиболее востребованных в плане туризма стран. Поэтому понятны, и заслу­живают всяческой поддержки усилия Ростуризма по формированию в Китае благоприятного «ту­ристского» образа России, по продвижению наших туристских ресурсов на туристский рынок Китая. Значительный вклад в это внес и Год российско­го туризма в Китае. Заметными событиями стали сама церемония открытия Года туризма, прошед­шая в Пекине в Национальном государственном театре КНР, и параллельно прошедший турист­ский форум. Внесли свой вклад автопробег Пекин - Москва, визит в Россию Председателя Главного управления туризма КНР Шао Цивэя, с которым Российскую Федерацию посетили руководители государственных органов туризма нескольких ки­тайских провинций, а также директора известных китайских турфирм, специализирующихся на вы­ездном туризме. Мероприятия, посвященные Году российского туризма в Китае, прошли во многих провинциях КНР, а также в 36 регионах Россий­ской Федерации, они привлекли внимание десят­ков тысяч людей.

Но уже сегодня Китай готовится к проведению Года китайского туризма в России, целью которого станет открытие российскому рынку новых воз­можностей и мотиваций для путешествий в Китай.