Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Пекинский саммит АТЭС-2014

Прошедший в первой декаде ноября саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) пришелся на 25-летний юбилей этого влиятельного форума. Да, именно форума, так как, не имея собственного устава, формально АТЭС не является организацией. Участниками этого форума принято считать не страны, а так называемые «экономики» (это связано с пребыванием в АТЭС Тайваня), а вес саммиту АТЭС придает то, что в нем участвуют, как правило, лидеры этих самых «экономик». Они обсуждают, и это главное, вопросы создания благоприятных условий для развития торговли между участниками АТЭС, вопросы экономического развития региона. Главной темой Пекинского саммита стал проект свободной торговой зоны, которая охватила бы весь Азиатско-Тихоокеанский регион. Локомотивом этого проекта является Китай, и это, вполне понятно, очень не нравится Вашингтону. Который, в свою очередь, стремясь изолировать Китай и Россию от остальных азиатских стран, продвигает проект ТТП – Транстихоокеанского партнерства, вход в которое будет закрыт и Китаю, и России. Накануне саммита АТЭС Барак Обама встречался с 13-ю потенциальными участниками ТТП, и был решимости продвинуть идею этого экономического блока в ходе саммита АТЭС. Но, как говорится, «обломилось»... Преимущества АТЭС перед блоковым ТТП были очевидны, поэтому вполне закономерно, что даже те «экономики», которые изучают перспективы участия в Транстихоокеанском партнерстве, не собираются отказываться от преимуществ, которые обеспечит создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли. Поэтому уже в ближайшем будущем АТЭС и ТТП начнут конкурировать за влияние в регионе. Упрощая, можно сказать, что конкурировать, в основном, будут Пекин и Вашингтон... 

Но у Пекина будет мощная поддержка в лице России. Она предлагает экономикам АТЭС совместно использовать громадный ресурсный потенциал Дальнего Востока и Сибири. Главным партнером России в этом уже стал Китай. Хотя, откровенно говоря, участие Китая в освоении богатств восточных регионов России сегодня сводится к закупке и вывозу для переработки на своей территории разнообразного сырья. Крупных перерабатывающих совместных предприятий, которые бы генерировали высокую добавленную стоимость, на сибирских просторах пока не видно. В то же время идет, по сути, скупка успешных российских предприятий китайским бизнесом, владеющим, в отличие от нашего, огромным свободным оборотным капиталом.

Возвращаясь к саммиту, можно сказать, что он полностью прошел по китайскому сценарию. Китай крайне эффективно использовал свою роль страны-организатора саммита, и добился очевидного прогресса в формировании будущего региона АТЭС в соответствии со своими интересами. Впрочем, эти интересы, в основном, совпадают с интересами развития и остальных экономик АТЭС (если, конечно, говорить именно об экономике, а не о политике...) – ведь все хотят жить мирно, и свободно торговать! А это именно те задачи, которые и призван решать форум-саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, АТЭС.

Журнал «Россия и Китай» был аккредитован пресс-центром Пекинского саммита, и поэтому у нас была возможность побывать как на его мероприятиях, так и в кулуарах. Мы наблюдали, как усилиями коллег-журналистов формируется общественное мнение о тех или иных результатах, сюжетах и интригах этого грандиозного мероприятия, как живо обсуждается, и интерпретируется каждая деталь – поступки, ситуации (типа «кто где с кем стоял»), одежда и даже жесты – лидеров экономик, участвовавших в саммите АТЭС. Наш журнал распространялся на мероприятиях форума, он был вручен некоторым  из  тех, кто непосредственно влияет на формирование отношений между Россией и Китаем.

Саммит закончился подписанием Пекинской декларации, решения которой должны обеспечить АТР новые, более благоприятные условия для развития, для сотрудничества и торговли.