Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

"Забайкальск имеет свой потенциал развития..."

Феликс Комаров

Феликс Комаров, губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, Первый секретарь горкома КПК Маньчжурии У Хаофэн и мэр города Маньчжурии Ли Цай. 28 сентября 2011 года, Чита

Переводчик-референт ООО "Подолье-XXI" г-жа Сунь Хао обеспечивает коммуникации по проекту "Восточные ворота России" с партнерами и инвесторами из КНР

Личность Феликса Комарова, человека, реализующего такой масштабный международный проект, как “Восточные ворота России – Забайкальск – Маньчжурия», естественно, вызывает повышенный интерес у всех, кто с этим проектом знакомится, и тем более у тех, кто сам бы хотел в нем принять участие. Прежде чем с ним встречаться, чтобы взять интервью, Мы набрали имя «Феликс Комаров» в Яндексе, в российской поисковой системе. Интернет добросовестно выдал сотни ссылок на опубликованные материалы, часть из которых я просмотрел. Похоже, в них смешались правда и мифы, реальные дела и домыслы. Во многом эти публикации друг друга повторяют: Комаров – это один из первых российских миллионеров, член Рокфеллеровского клуба, продавец «Роллс-ройсов» в России, меценат, коллекционер, друг многих известных персон, играет в бильярд с министрами…

На своем собственном сайте Феликс Комаров о себе почти ничего не рассказывает, уместив все свои достижения и регалии в одну строчку. Побольше там сказано о проектах, которые он реализует, но ни слова о том, как Комаров к этим проектам, и в первую очередь – к «Восточным воротам», пришел.

Поэтому мы решили обратиться за информацией, которая бы логично продолжила материал об этом самом проекте, непосредственно к самому Феликсу Комарову.

- Из Интернета мы знаем, что в Америке Вы состоялись как предприниматель, открыли там галерею русского искусства, вступили в Рокфеллеровский клуб, покупали дорогие квартиры, проявили себя в качестве дизайнера, и так далее. А как в Вашей жизни появилась тема Китая? Как, когда и зачем Вы вообще впервые туда, в Китай, приехали, какие были первые впечатления?

- Наверное, интерес к этим местам, где сходятся границы трех стран – России, Китая и Монголии, сформировался еще в детстве. Ведь в тех краях, на Халхин-голе, воевал с японцами мой отец. И хотя он был скуп на рассказы, но, тем не менее, что-то в моей памяти сохранилось. И когда, шесть лет назад, в одном из разговоров зашла речь о странной ситуации, когда невзрачная станция Маньчжурия за короткое время превратилась в настоящий город, а наш российский Забайкальск так и остался забытым Богом и правительством поселком, мне почему-то стало обидно за Россию! Обидно за то, что они – мой отец, и другие – воевали за великое будущее нашей страны, а оно, это будущее, все не приходит, и не приходит…. И я принял решение ехать туда, в Забайкальск, посмотреть все своими глазами. Тем более что я до этого никогда не был за Уральским хребтом!

Долгий ночной перелет из Москвы в Читу, пятисоткилометровая поездка из Читы в Забайкальск на заднем сиденье небольшого джипа по нашему «автобану»… Честно говоря, впечатления – далеко не самые радостные, и не столько от «качества» наших дорог, сколько от того, что видишь вокруг, от того, как там живет народ. Точнее, выживает…. В то же время эта дорога дает представление о том, как природа таежной зоны постепенно переходит в лесостепь, а потом и в голые невысокие округлые сопки со своеобразным травянистым покровом. Монотонность этих сопок завораживает. Среди них стоит и Забайкальск. Это районный центр, поселок «городского типа», каких в России сотни. Честно говоря, глазу там зацепиться не за что…

На следующий день я переехал в Маньчжурию, и был поражен контрасту с Забайкальском! Действительно, это настоящий город! Мне показали, какой Маньчжурия была еще совсем недавно: там, закрытые рекламными щитами, сохранилось несколько кварталов уродливых старых бараков, стоящих вплотную один к другому. И совсем недавно вся Маньчжурия была такой, а теперь эти бараки сносят бульдозерами, и строят на их месте новые микрорайоны, спортивные залы, современные школы и административные здания. В Маньчжурии даже создали озеро, чтобы смягчить сухой климат, чтобы было где отдыхать местным жителям.

- А откуда взяла Маньчжурия деньги на все это? Почему в Забайкальске ситуация, можно сказать, противоположенная?

- Ответ простой: развитие Маньчжурии – это результат грамотной региональной политики китайского государства. Оно перебороло в себе желание забирать у регионов, у провинций все, что там заработано (с тем, чтобы затем распределить по своему усмотрению), а оставляет им большую часть на развитие. Маньчжурия одна из первых получила статус «открытого приграничного города» (то есть, по сути, стала свободной экономической зоной), сегодня этот город является крупнейшим «сухопутным портом» Китая. Маньчжурия также получает часть доходов от оборота своих таможен, а это огромные деньги!

- Но ведь говорят, что Маньчжурия «поднялась» на деньги русских туристов!..

- Это очередной миф. Русский туризм хоть и занимает свое место в городском бюджете, но это менее 10%. В прошлом, в 2011-м году объём ВРП (валового регионального продукта) Маньчжурии превысил 15 миллиардов юаней. Но на первом месте там производство, на втором – торговля, на третьем – строительство. Туризм в Маньчжурии (впрочем – как и везде) играет особую роль – он является серьезным стимулом для развития этих сопредельных отраслей! Для туристов в Маньчжурии построены торговые центры, гостиницы, галереи, объекты показа типа «Площади матрешки»! Конечно, в том числе и в расчете на русских туристов, но главное – для своих, из центральных и южных провинций Китая. Оказывается, в Китае сложилась своеобразная мода: многие хотят побывать на самом севере страны, посмотреть, где она заканчивается, граничит с Россией. Будь возможность, они поехали бы и дальше, в Забайкальск, в Краснокаменск, в Читу. И таких туристов, по предварительным расчетам могло бы быть до двух с половиной миллионов в год. Оставь каждый из них, приехав в Забайкальск, хотя бы по 300 долларов (за проживание, за питание, на сувениры, за посещение исторических парков и аттракций, и так далее), то нетрудно подсчитать, что в итоге получится цифра, уже весьма близкая к миллиарду долларов… Понятно, что это очень и очень приблизительно, и далеко не сразу. Но, тем ни менее…

Вот вам и ответ на вопрос, откуда можно взять деньги на развитие того же Забайкальска, Краснокаменска!

- И все-таки – как, почему, с чьей подачи родился проект «Восточные ворота»?

- Авторство, да и право на проект тоже, принадлежат мне. Когда я из Маньчжурии вернулся в Забайкальск, и начал выяснять ситуацию, то оказалось, что туризм вовсе не входил в приоритеты местной власти, загипнотизированной идеей создания транспортно-логистического центра на базе двух международных пунктов пропуска. Не было и проектов относительно развития Забайкальска за счет туризма. Более того, нет даже какой-либо программы развития Забайкальска! Почему?! – да потому, что у этого поселка простонет денег на её разработку!

Но зато там была возможность приобрести в собственность большой участок территории, вплотную примыкающий к государственной границе. Я рискнул. А дальше началась тяжелая, но поступательная работа по разработке и реализации проекта «Восточные ворота России». Почему я выбрал такое название? – да потому, что действительно хочется построить парадный въезд в нашу страну со стороны Китая там, где проходит до 60% грузооборота между нашими странами. "Восточные ворота" нашей страны должны соответствовать авторитету России, способствовать восстановлению её державности, в том числе и в плане визуального образа. Чтобы сразу чувствовалось, ощущалось, что въезжаешь в великую, необъятную и мощную страну! Посмотрите на китайцев: они вкладывают огромные средства в то, чтобы каждый въезд в их страну, каждый международный пункт пропуска создавал ощущение величия, а может быть – и подавлял пассажиров, следующих хоть железнодорожным, хоть автомобильным транспортом, хоть прилетающих самолетом. Иначе нельзя объяснить то, что ими строятся огромные ворота, арки и прочие монументальные сооружения в таких местах. И это правильно, потому что первое впечатление от встречи с любой страной формирует её дальнейшее восприятие. К сожалению, у нас в России это недооценивают… Это вопрос и к Росгранице, и к администрациям приграничных регионов. Реализуя свой проект «Восточные ворота России», в Забайкальске реализацию этой задачи мы берем на себя, мы решим ее силами частного российского капитала. Забайкальск имеет свой потенциал развития, свои определенные ресурсы и преимущества (среди которых – соседство с Маньчжурией!), и ему надо помочь реализовать этот потенциал, ввести все ресурсы в эффективный хозяйственный оборот. И реализация проекта «Восточные ворота» будет мощным стимулом к тому.

- Что Вам нравится в Китае, а что, например, вызывает раздражение?

- Что нравится…. Нравится многое, например – деловитость, предприимчивость. Нравится китайская кухня, хорошие дороги, большой интерес вызывает китайская старина, китайская история.

Не слишком нравится излишняя прагматичность китайцев, они все воспринимают только через призму прибыли. Конечно, есть вопросы к санитарному, экологическому состоянию некоторых городов. В той же Маньчжурии, с одной стороны, сотни дворников убирают центральные улицы, а с другой – возле магазинов и лавок, и особенно во дворах, в подъездах домов грязно. Это вопросы воспитания, культуры. Надо штрафовать тех, кто за это ответственен! Не зря в своем докладе на 18-м Всекитайском съезде Компартии Китая Ху Цзиньтао уделил огромное значение вопросам культуры вообще, и экологической культуры – в частности!

Впрочем, это относится не только к Китаю, но и еще в большей степени – к нам самим, в России. У нас в этом плане вопросов еще больше. Вот видите, нас с Китаем даже общие проблемы объединяют, а не только многотысячекилометровая граница!

- Где в Китае успели побывать, куда бы еще только хотелось съездить? Что себе оттуда привозите?

- Я много где был в Китае, все сейчас и не вспомню. Так, недавно снова был в Шанхае. А побывать хотелось бы на Тибете. Я много о нем читал, много видел фильмов, но хотелось бы посмотреть своими глазами – где правда, а где выдумки писателей, мистика. Увидеть то, как там вообще, на такой высоте, живут люди, какая там природа!

Из Китая я ничего никогда не привожу. Хотя нет... – в аэропорту всегда покупаю для друзей китайский чай.

Хочу всем читателям журнала «Россия и Китай» пожелать хорошего здоровья, желаю хорошо встретить наш Русский Новый Год, а потом - и китайский! И пусть наступающий Год змеи будет для всех годом удачи и мудрых решений!

 

Журнал "Россия и Китай" №9