Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Парад надежды на мирное будущее

Китай впервые провел военный парад в честь Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам.

Этот парад активно обсуждается в интернете и в мировых СМИ по сей день. Свое мнение высказали политологи и военные аналитики, главы государств и официальные лица рангом пониже. Мне посчастливилось быть на этом параде, но рассказать я бы хотел больше о том, что осталось за рамками официальных фото-и видеосъемок, а также о некоторых собственных выводах об этом знаменательном событии.

Итак, по порядку…

Журналисты, приехавшие на освещение парада Победы, отправлялись на площадь Тяньаньмэнь из Медиа-центра ССTV (Центрального телевидения Китая), что на западе Пекина. Посадка в автобусы началась уже в 4-30 утра. Было еще темно, только слегка обозначился восток. Перед посадкой был проведен тщательный досмотр личных вещей и аппаратуры, обеспечивающий необходимый уровень безопасности. Но вот посадка завершилась, служба безопасности еще раз у каждого из журналистов проверила личные бэджи, и мы ждем еще какое-то время. Наконец, автобусы трогаются (на часах – 6-30!), и через пятнадцать минут мы въезжаем на площадь Тяньаньмэнь. Уже почти светло.

На площади суета: бегают с какими-то поручениями офицеры, суетятся технические специалисты, обеспечивающие трансляцию и звук; завершая тренировки, маршируют подразделения различных видов войск. Выскочившие из автобусов фотожурналисты успевают снимать солдат и офицеров вблизи, почти в упор. На всю эту суеты молча, но с одобрением, взирает огромный портрет Мао Цзэдуна над воротами Тяньаньмэнь…

Журналисты первыми начинают заполнять трибуны, возведенные специально для парада. Нам отвели удобный сектор на северной стороне, почти рядом с воротами Тяньаньмэнь, а трибуны на южной стороне площади еще почти пусты.

Ровно в 7-00 солнце осветило величественный дворец ВСНП – Всекитайского собрания народных представителей.

В 7-40 подъехали автобусы с руководителями зарубежных парадных расчетов. Вместе, рядом – подтянутые офицеры, представляющие государства, сформировавшиеся на месте бывших советских республик и стран соцлагеря (у них похожи форма, выправка) и одетые в экзотические наряды военные из южных стран… Всего же, если я не ошибаюсь, по площади Тяньаньмэнь прошли почти 1,000 иностранных военнослужащих из 17 стран. Беларусь, Куба, Египет, Казахстан, Кыргызстан, Мексика, Монголия, Пакистан, Сербия, Таджикистан и Россия направили подразделения численностью около 75 человек. Еще шесть стран: Афганистан, Камбоджа, Фиджи, Лаоса, Вануату и Венесуэла представили команды по 7 человек в каждой.

В 8 часов центральные трибуны южной стороны площади заполнил хор численностью почти в две с половиной тысячи человек! Зазвучали классические песни о войне против японских агрессоров. Площадь окаймляют два огромных экрана, а посредине стоят два красивых синих автомобиля марки Hongqi HQE. Это уже четвертое поколение правительственного лимузина "Красный флаг". В них – телеоператоры и фотографы, которые будут снимать проезд по площади Тяньаньмэнь Верховного главнокомандующего, Председателя Си Цзиньпина.

В 9-12 по площади пошла спецтехника, поливающая и подметающая Тяньаньмэнь. Постоянно подъезжают автобусы с гостями, трибуны постепенно заполняются. На них – рядом представители разных континентов в лице военных, дипломатов, высших правительственных чиновников. Ветераны и молодые деятели Компартии Китая мирно соседствуют со столпами китайского капитализма и финансовыми «акулами»…

В 9-25 к трибуне подъехали и автобус с российской правительственной делегацией. В ее составе – руководитель Администрации президента РФ Сергей Иванов, вице-премьеры Игорь Шувалов, Дмитрий Рагозин и Ольга Голодец, министр иностранных дел Сергей Лавров, посол РФ в Китае Андрей Денисов и посол КНР в России Ли Хуэй, и другие, кого, к сожалению, в лицо я не узнал…. Как простые смертные, они размещаются на тех же самых скамейках, одевают те же самые разноцветные бейсболки, которые (спасибо заботливым хозяевам!) хоть немного спасали от палящего солнца. Впрочем, некоторым повезло, и они прикрывались от зноя большим журналом «Россия и Китай»….

Следом прибывают китайские и зарубежные ветераны Второй мировой войны. К ним навстречу бросаются волонтеры, и бережно доставляют на предназначенные им места.

Постепенно площадь пустеет, служба безопасности загоняет журналистов на трибуны.

Но вот уже и 10 часов! Начинается прямая трансляция из Запретного города, где Председатель КНР Си Цзиньпин с супругой Пэн Лиюань встречают высоких гостей. Я пытаюсь снимать прямо с экрана, и первым в кадр попадает генсек ШОС Дмитрий Мезенцев с женой Евгенией Евгеньевной. Президент Монголии Элбэгдорж, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, президент Белоруссии Александр Лукашенко… Появление последнего в сопровождении сына вызвал шум недоумения на трибунах, но где-то слышались и аплодисменты. Площадь добродушно посмеялась над президентом Южной Кореи Пак Кын Хэ, которая не сразу нашла себе место для фотосъемки рядом с принимающей супружеской парой. Публика жалела Си Цзиньпина и Пэн Лиюань, стоявших на самом солнцепеке на красной дорожке, расстеленной с другой стороны ворот Тяньаньмэнь, с ослабевающим интересом наблюдала на экранах за встречей других гостей, и оживилась лишь только тогда, когда на экране показался Владимир Путин.

При виде его на экранах по площади прошел одобрительный гул, что лично у меня вызвало некую гордость…. Путин замыкал церемонию приема высоких гостей, и вот уже с экранов мы наблюдаем за фотосъемкой на общий снимок, видим, как все они, во главе с Председателем Си Цзиньпином, поднимаются, преодолевая 67 ступеней, на трибуну ворот Тяньаньмэнь. Она расположена на высоте более 34 метров. В этот момент все гости северной трибуны оборачиваются к балкону в надежде рассмотреть высоких руководителей. Не знаю, кому как, а мне удалось их сфотографировать. На снимках даже видно, как Си Цзиньпин общается с Цзянь Цзэминем, бывшем Председателем КНР с 1993-го по 2003 годы.

На фото: Ветераны войны с японскими милитаристами, и потомки тех, кто не дожил до Парада.

То, что происходило далее, хорошо представляют себе миллионы телезрителей по всему миру. Поэтому пересказывать технические детали парада смысла нет, я просто покажу еще какие-то свои, не слишком профессиональные фотографии. А вот некоторыми мыслями поделиться бы хотелось.

На мой взгляд, парад удался. Единственное негативное впечатление – это, конечно, бойкот военного парада в честь Победы в Войне сопротивления китайского народа японским захватчикам со стороны руководителей европейских и некоторых азиатских государств и США. Обобщим этот список понятием «Запад». Так вот, Запад действительно бойкотировал этот парад, других синонимов здесь подобрать невозможно. Только президент одной западной страны, а именно Чехии, Милош Земан проигнорировал «советы» Вашингтона бойкотировать этот парад! И этим вызвал огромный всплеск уважения и интереса к своей стране в Китае! Уважения к стране, обладающей собственным мнением, а значит – и реальным национальным суверенитетом. Остальные «поджали хвосты»…. И тем самым оскорбили память 35 миллионов китайцев (в основном, мирных жителей), ставших жертвами японского фашизма. Но эта жертва не была напрасной – Китай, «связывая руки» японским милитаристам, отвлекая их силы на себя, внес огромный вклад в разгром и немецкого фашизма, и японского. А ведь китайцы ждали гостей с Запада, они надеялись, что бывшие союзники по антигитлеровской коалиции почтят память миллионов, как павших за правое дело в боях, так и просто уничтоженных японскими головорезами мирных жителей! Были, например, подготовлены и изданы на английском языке книги, рассказывающие о вкладе американских военных специалистов и летчиков в разгром японцев, об американской военно-технической поддержке борьбы китайского народа.

И эти книги остались невостребованными в Медиа-центре, их содержание не дошло до западного читателя через американские, французские, германские и другие СМИ потому, что и западных журналистов-то было совсем немного…. А ведь именно на них рассчитывала китайская сторона, надеясь через эту общую историческую память очистить китайско-американские отношения от накопившихся недоразумений и взаимных обид.

Конечно, по историческому и политическому весу Обаму даже сравнивать неудобно с 32-м президентом США тех, военных, времен Франклином Делано Рузвельтом, но все-таки он – руководитель огромной и влиятельной страны. Поэтому в Китае (как раньше, 9-го мая в России) вполне справедливо восприняли его отсутствие на параде Победы как оскорбление всего китайского народа. Но, с другой стороны, подумал я, может быть, и хорошо, что Барак Обама не приехал в Китай… – ведь если бы он, по своей странной привычке постоянно что-то жевать, начал жевать и во время военного парада, то китайцы бы восприняли это как не меньшее оскорбление национально-патриотических чувств. Вечером, когда за ужином мы заговорили об отсутствии на параде американцев, один из присутствующих сказал: - Ведь они нам в лицо плюнули!..

Простит ли китайский народ американцам когда-нибудь свою обиду?!.. Вполне возможно, ведь китайцы понимают, что Барак Обама – это выбор далеко не всей американской нации, а выбор, скорее, американского ВПК – военно-промышленного комплекса. Тем более что китайский народ в основной своей массе не злопамятен. И, тем ни менее, остается только гадать – глупостью, или просто политической ошибкой является выбор именно такого решения президентом США накануне визита Председателя Си Цзиньпина в эту страну для выступления на Генеральной ассамблее ООН… И тем самым фактически сорвать возможность решения, наконец, накопившихся проблем, отрегулировать отношения между США и Китаем. А ведь в том, чтобы эти отношения были если не доверительными, то хотя бы рациональными, заинтересован, практически, весь мир. Ведь все понимают, что именно от этих двух стран сегодня зависит решение многих международных проблем – как экономических, так и политических, зависит стабилизация международной обстановки. Если, конечно, США действительно в такой стабилизации заинтересованы. Почему-то лично я в этом сильно сомневаюсь….

Послесловие: