Центральный федеральный округ: Белгородская область, Брянская область, Владимирская область. Воронежская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Курская область, Липецкая область, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область, г.Москва.

Взаимовыгодное сотрудничество на берегах Амура

На вопросы журнала "Россия и Китай" отвечает губернатор одного из восточных регионов России - Еврейской Автономной области Александр Винников.

- Уважаемый Александр Аронович, Еврейская АО граничит с КНР. Каким образом эта географическая близость сказывается на вашем регионе? Какие возможности (или, наоборот, проблематику) создает?

- Вопросы международного, в том числе внешнеэкономического сотрудничества являются приоритетными для развития экономики нашей области - приграничного субъекта Российской Федерации. Её граница с Китайской Народной Республикой составляет более 550 км.

Китай, его провинция Хэйлунцзян, – основной экономический партнер ЕАО, на долю которого приходится около 95 % внешнеторгового оборота, за последние два года выросшего более чем в 2 раза.

Показатель роста объемов внешней торговли за последние годы у нас один из лучших в Дальневосточном федеральном округе. Экспорт участников ВЭД области в прошедшем году вырос почти на 30 процентов, а импортные поставки - более чем на 60 процентов.

В номенклатуре экспорта преобладают поставки древесины, составляющие около 90 процентов всего объема экспорта. При этом все более весомей становятся объемы экспорта обработанной древесины.

Номенклатура импорта в последние годы претерпела значительные изменения. Если в прежние годы (еще 6-7 лет назад) основу импорта составляли промышленные товары народного потребления и продовольствие, то в настоящее время участниками ВЭД области все больше приобретается различное оборудование, механизмы, станки, транспортные средства и иная техника, а также отделочные строительные материалы. Это связано с развитием в области широкой инвестиционной деятельности и строительством различных объектов промышленного и социального назначения.

С ростом объемов внешней торговли растут и объемы перевозок грузов через пограничные переходы. С развитием транспортной инфраструктуры пунктов пропуска (их на территории области три, и будет строиться четвертый – железнодорожный) эти объемы будут постоянно увеличиваться. В прошлом году был введен в эксплуатацию комплекс причальных сооружений в пункте пропуска Нижнеленинское, который будет способствовать более быстрому приему и обработке грузовых судов и паромов. Строятся подъездные дороги, совершенствуется работа служб, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска, а также организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность.

- Чем ЕАО привлекательна (с учетом тематики нашего журнала) для китайских инвесторов? Какие бы инвестиционные проекты Вы отметили в первую очередь? Каким образом их реализация скажется на социально-экономическом положении области?

- Сегодня мы видим большой интерес китайских предпринимателей к возможности ведения бизнеса в нашей области, и этот интерес мы стараемся удовлетворить. В настоящее время на территории ЕАО зарегистрировано более 150 предприятий с китайскими инвестициями. Среди них наибольший удельный вес занимают предприятия сельскохозяйственного производства, предприятия по заготовке и переработке древесины, строительные организации, предприятия по добыче полезных ископаемых, производству строительных материалов, пластиковых изделий, мебели и других товаров.

Основным направлением нашего двустороннего сотрудничества является совместная реализация проектов, включенных в Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009 – 2018 годы).

Наиболее перспективный инвестиционный проект, реализуемый совместными усилиями области с китайскими партнерами, представляет интегрированный промышленно-транспортный комплекс, включающий в себя строительство Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината на базе Кимканского и Сутарского железорудных месторождений, реконструкция железнодорожной линии «Биробиджан-Ленинское» и строительство железнодорожного мостового перехода в Китай через р. Амур в районе села Нижнеленинское ЕАО, занимающий важное место в дальнейшем развитии трансграничных транспортных перевозок в дальневосточном регионе.

На разработке Кимкано-Сутарского железорудного месторождения осваиваются значительные средства (1,2 млрд. рублей в 2010-м году, около 5 млрд. рублей – в прошедшем году). Заключен договор с китайской инжиниринговой электротехнической компанией, которая ведет строительство горно-обогатительной фабрики, где менее чем за три года предстоит выполнить работ на 400 млн. долларов США.

Следует также отметить и проект «Строительство рудника Поперечный Южно-Хинганского месторождения марганцевых руд», который реализуется китайской компанией ООО «Хэмэн – Дальний Восток». Планируется строительство горно-обогатительного предприятия по добыче и обогащению марганцевой руды мощностью до 150 тыс. тонн в год и для получения 60 тыс. тонн концентрата марганца. С начала строительства освоено более 300 млн. рублей инвестиционных средств.

Инвестиционная политика Еврейской автономной области направлена на обеспечение благоприятных условий для притока и размещения российских и иностранных инвестиций с целью экономического и социального развития области.

- Каким положительным опытом сотрудничества с КНР могла бы поделиться ЕАО с другими регионами РФ?

- Учитывая выгодное географическое положение, удобные транспортные связи, мы с нашими соседями и хорошими партнерами – городами Цзямусы, Хэган и Ичунь ведем работу по созданию для участников внешнеэкономических связей наших государств удобных транспортных связей через границу.

Прямое автомобильное грузовое и пассажирское сообщение, паромное сообщение между нашими городами, применение зимней переправы с использованием понтонных конструкций между пограничными пунктами пропуска – проверенные практикой формы осуществления перевозок.

Кстати, мы первые в дальневосточном регионе опробовали практику применения понтонных переправ в зимнее время. На протяжении пяти зимних сезонов они показывают свою эффективность, сокращая сроки простоя пунктов пропуска в межсезонные периоды, увеличивая более чем в два раза грузоподъемность переправ, количество и скорость перемещения транспортных средств, и, что самое главное, они обеспечивают высокую безопасность движения автобусов с пассажирами. Наш опыт был изучен Подкомиссией по транспорту Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, и она рекомендовал использование подобных переправ и на других участках российско-китайской границы на реке Амур. Теперь подобные переправы используются и в Хабаровском крае, и, несколько измененные, в Амурской области.

Вместе с тем, в этом вопросе мы не всегда находим взаимопонимание со стороны ряда федеральных органов.

- В российских СМИ дается неоднозначная оценка Программе сотрудничества регионов Сибири и Дальнего Востока с Северо-восточными провинциями КНР. По моему мнению, наиболее грамотно, если говорить о наших регионах, в неё вписана именно ЕАО (которая смогла завести в Программу, например, создание предприятий полной переработки). Тем не менее, на Ваш взгляд, не нуждается ли эта Программа в «модернизации», в доработке, в дополнительном научном анализе с целью определения рисков и упущенных разработчиками выгод для России? Может быть, есть смысл провести (возможно, совместно с китайской стороной) научно-практическую конференцию по проблематике, связанной с Программой?!

- Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики на период до 2018 года является важнейшим документом, определяющим основные направления приграничных российско-китайских отношений. Это документ, который, по нашему мнению, предполагает максимальное использование возможностей российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества для приоритетного развития промышленного потенциала российских приграничных регионов.

Содержательное наполнение российской части Программы проводилось Министерством регионального развития РФ на основании предложений субъектов Российской Федерации. Вместе с тем некоторые проекты, включённые в Программу, не получили развития в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса, повлекшими за собой ухудшение положения как инициаторов, так и потенциальных инвесторов предлагаемых проектов. К сожалению, ряд областных проектов также были исключены из Программы в ходе различных консультаций, в основном, из-за непроработанности и отсутствия заинтересованности инвесторов.

Выше я уже говорил о самых важных проектах для нашей области, которые реализуются в рамках Программы. Следует также отметить, что в Программе присутствуют и другие немаловажные проекты, например, связанные с созданием комплексов по глубокой переработке древесины. В приграничных с КНР районах (с. Пашково Облученского района, с. Нижнеленинское Ленинского района) реализуются проекты по глубокой переработке леса, заготавливаемого как в ЕАО, так и в соседних регионах. В Облученском районе компанией ООО «Эколес» реализуется приоритетный инвестиционный проект в сфере освоения лесов по созданию и модернизации имеющихся объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Данный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. На этих предприятиях ведется проектирование и строительство производственных помещений, установка лесоперерабатывающего оборудования для организации производства паркета, ламинатной доски, клееного бруса и мебельного щита, начаты работы по производству пиломатериалов.

Вместе с тем порой китайскими инвесторами, реализующими в области не только ключевые проекты Программы, но и ряд других, недостаточно эффективно ведется работа. Так, например, ряд строительных работ был начат без учета согласования проектов, не подготовлены ТЭО и строительная документация в соответствии с российским законодательством. Эти проблемы не способствуют своевременной реализации проектов, а порой приводят к судебным разбирательствам и штрафным санкциям.

Думаю, что Ваша идея проведения совместной конференции по вопросам реализации программы может быть интересной.

- Какие результаты для ЕАО Вы ожидаете в связи с созданием Министерства развития Дальнего Востока, чем оно, в т.ч., должно, на Ваш взгляд, заниматься?

- Министерство должно стать центральным звеном, определяющим все основные проблемы дальневосточных территорий и вырабатывающим общую стратегию их решения. Оно должно устанавливать правила игры для участников экономического процесса в дальневосточном регионе, определять направления финансовых потоков, жестко их контролировать. Сегодня на Дальнем Востоке работают и федеральные программы, и отраслевые, и региональные. А общего целого они не составляют. Вектор у них порой разнонаправленный. В этом надо навести порядок. Соответственно, Министерство и будет координировать реализацию всех государственных, целевых и адресных инвестиционных программ, а также программ, которые реализуют в регионах ДФО крупные госкомпании. От этого должен быть получен определенный экономический и социальный результат для всего дальневосточного региона, в том числе и для нашей области.

Кроме того, необходимо будет на уровне Министерства проанализировать существующие госпрограммы в свете Стратегии развития региона на перспективу, и выстроить ее таким образом, чтобы восстановить утраченную промышленную базу, построить новые промышленные предприятия, которые могли бы полноценно обеспечивать население территории всем необходимым набором товаров и создавать существенную конкуренцию импорту.

 

Журнал "Россия и Китай" №7