С запада на восток провинция Хубэй простирается на 740 км, с севера на юг на 470 км, площадь провинции - 185,9 тыс. кв. км

Янлоудун – начало Чайного Пути

На свете есть такой торговый путь, который, по земле и по воде, объединил более 150 городов Китая и России. Это и есть великий Чайный Путь. А берет свое начало Чайный Путь в старом поселке Янлоудун, что относится к городу Чиби провинции Хубэй Китая.

«...Там за горами, за лесами есть поселок, и чай, который там выращивают, славится на всю Поднебесную!..».

Поселок Янлоудун находится у подножья горы Сунфэн, расположенной в юго-западной части города Чиби. Горы здесь высокие, а леса густые. А за этими лесами и находятся огромные чайные плантации, образующие пушистый зеленый ковер. По утрам и вечерам легкий туман окутывает плантации, и тогда перед вами вдруг предстает таинственный изумрудный мир, границы которого теряются в этом тумане. У подножья горы протекает прозрачная речка. Она кольцом обхватывает поселок, и, отдавая склонам горы свою влагу, создает комфортные условия для чаеводства. Вот почему местный чай имеет необыкновенный запах.

Даже не верится, что уже со времен династии Цин и до эпохи республиканского Китая в таком небольшом поселке проживало 40 тысяч человек! Среди них были даже предприниматели из более чем десяти стран. Они, занимаясь торговлей чаем, приносили поселку прибыль. Благодаря налогам, поселок бурно развивался. Живописные плодородные места создали условия для выращивания высококачественного чая. Его и использовали иностранные предприниматели для изготовления кирпичного чая. Затем готовые «кирпичики» увозили на тележках до причала, который находился в 20 километрах от поселка. Отсюда чай отправляли на судах вниз по реке Янцзы, которые сначала добирались до города Ханькоу, а затем, минуя город Сянъян, останавливались у причала города Шэйдянь провинции Хэнань. Здесь чайные «кирпичики» перегружались с тем, чтобы через город Мэнцзинь добраться до другого водного пути – но, уже по реке Хуанхэ. Река несет свои воды через горы Тайхан, мимо города Датун в провинции Шаньси. Из Датуна часть чайных «кирпичей» отправляли на восток, и через Ургу (ныне Улан-Батор) в Монголии попадали в приграничный городок Кяхта в России. А другие – на запад! Через Хухэхаотэ (Хух-хото), Баотоу, Нинся, Синьцзян их везли в страны Центральной Азии. Таким образом осуществлялась торговля на Чайном Пути на протяжении двух с половиной веков!

Следуя по Чайному Пути, янлоудунский чай стал неотъемлимой частью мировой цивилизации. Наверное, жители поселка Янлоудун даже и не представляли, куда попадали собранные ими чайные листья, и в каких странах они, в итоге, доставляли удовольствие любителям настоящего китайского чая.

Тысячелетнее процветание чайной культуры

Еще тысячу лет назад, во время правления династии Тан император издал указ о повсеместном масштабном выращивании чая. Таким образом чай оказал большое влияние на объединение и стабильность всего китайского государства. Именно в этот период янлоудунский чай получил свое официальное название и принял участие в международной торговле. Тогда он продавался через город Суййе на западе Китая в страны Европы. Императорская семья династии Цин использовала янлоудунский чай в качестве драгоценного подарка для гостей из других стран. Это позволило ему занять престижное место на чайном рынке Китая. До сих пор в городском музее Кяхты хранится столетний янлоудунский кирпичный чай.

Жители поселка Янлоудун гордятся тем, что только их чай дважды получил признание главы государства. Первый раз – это когда благодаря этому чаю выздоровел будущий основатель династии Мин Чжу Юаньчжан. После того как выходец из бедняков Чжу стал императором, он дал янлоудунскому чаю новое название «сунфэнский чай». А во второй раз янлоудунский чай прославился, когда во время визита Мао Цзэдуна в СССР он подарил упаковку этого чая Сталину. Но с ухудшением отношений между двумя странами в России про этот чай забыли…

Второе рождение

Своим, можно сказать, «вторым рождением» янлоудунский чая обязан Лю Цзяньцзюнь, генеральному директору ООО «Янлоудунский чай». Он местный, родился и вырос в поселке Янлоудун. В 2009 году его компания поглотила ООО «Янлоудунско-сунфэнский чай». Новая компания открыла новую страницу в истории развития чайной культуры в регионе города Чиби.

В настоящее время жители поселка все еще торгуют разными видами янлоудунского чая. Благодаря соединению современной технологии и традиционных рецептов зеленый чай «сунфэн», кирпичный чай «янлоудун» и другие местные чаи получили звание «Лао зи хао» (старинные марки китайских предприятий), возрос спрос на них, поэтому чайная культура и чайный бизнес бурно развиваются, и эти марки вновь начинают лидировать на чайных рынках Китая.

Новому янлоудунскому чайному бизнесу на чайном рынке улыбается удача. В 2011 году ООО «Янлоудунский чай», под руководством Лю Цзяньцзюна, уже имело три основных продукта: янлоудунский кирпичный чай, янлоудунско-сунфэнский зеленый чай, чибиский черный чай. Продукция этого предприятия получила многие почетные звания – такие, как, например, «Знаменитый сорт Китая», «Известная марка провинции Хубэй», премия «Золотой росток» и другие. Поселок в настоящее время получил статус национального наследия и находится под защитой государства, так как он является местом выращивания янлоудунского чая. Именно «Янлоудунский чай» был использован в качестве единственной чайной марки при проведения Всекитайского собрания народных представителей и в ходе заседаний Народного политического консультативного совета в 2011 году. Благодаря многолетнему опыту производства чайного листа чайная плантация ООО «Янлоудунский чай» стала модельной площадкой, базой демонстрации традиционной чайной технологии. Компания старается развиваться во всех отраслях: разработка и производство продукта, открытие чайных домов, преподавание чайной церемонии, развитие чайной культуры и чайного туризма. Таким образом, компания планирует занять место на мировом чайном рынке и содействовать развитию чайного бизнеса провинции Хубэй. Янлоудунский чай получит свое второе рождение, а с ним – и процветание местного чайного бизнеса.

Гуляя по окрестностям по старым дорогам и по тропинкам, мы окунулись в историю Янлоудуна. Здесь следы телег, которые перевозили кирпичный чай еще два с лишним века назад; здесь каменные плиты, говорящие об истории поселка, и о тех людях, чьим трудом и стараниями янлоудунский чай стал известен в России. Среди гор и тумана порой открывались прелестные уголки с изумрудными чайными плантациями, которые стали основой процветания Янлоудуна.

Когда-то отсюда начинался Чайный Путь. А сегодня отсюда начинает свой новый путь в будущее исторический поселок Янлоудун!

Здесь родилась и осуществилась мечта о Чайном Пути! Здесь начнется новый Чайный Путь из Китая в Россию!

Об авторе:

Чжао Вэньяо, писатель-фрилансер, т.е. свободный писатель. Он был военным, госслужащим, руководителем корпорации, планировщиком, овощеводом, занимался СМИ, изучением и реставрацией древней архитектуры. С 2010 года он начал входить в область комплексного исследования Чайного пути. С 2012 года акцентировал внимание на исследовании истории и культуры участка Чайного пути на участке Чжанцзякоу - Урга. Прочитав все доступные на эту тему исследования специалистов и ученых, он сам, терпя все тяготы пути, обследовал и изучал важные города и дороги по маршруту Чайного пути длиной в 10 тыс. км: от древних улочек времен династий Мин и Цин (которые встречаются на всем протяжении Чайного пути) до важных узлов коммуникации, где происходила смена  водного и сухопутного транспорта, где чай с колес перегружался на верблюдов; от старой торговой дороги Чжанцзякоу-Урга до озера Байкал, очаровывающего путешественников. В поисках информации Чжао Вэньяо обращался к мастерам чайного дела, искал материальные свидетельства существования Чайного пути у крестьян на дворах...  Он уделял особое внимание поиску и отождествлению  памятников и развалин исторических построек, среди них он пытался определить материальное культурное наследие и вещественные доказательства Чайного пути. Пытаясь описать общую конструкцию духовного, материального и культурного наследия Чайного пути, Чжао Вэньяо занялся  систематизацией этого наследия. Постепенно, шаг за шагом Чжао Вэньяо помогает китайским и зарубежным селениям и городам (а таких уже около ста!) на маршруте в  10 тыс. км узнать о своей «чайной истории», установить контакты и взаимопонимание. Чжао Вэньяо мечтает о том, что его вклад в извлечение Чайного пути из под слоев истории будет  содействовать формированию  и развитию туристической индустрии и торговли. Пока еще его усилия, может быть, не пропорциональны достигнутым результатам, но уже сама преданность исследователя, писателя и фотографа Чжао Вэньяо теме Великого Чайного пути не может не восхищать всех тех, кто знаком с этим, одним  из самых искренних, знатоком древнего, но постепенно возрождающегося через туризм,  торгового пути.