С запада на восток провинция Хубэй простирается на 740 км, с севера на юг на 470 км, площадь провинции - 185,9 тыс. кв. км

Первая международная встреча на высшем уровне в современной истории города Ухань

23 марта 2013 г. находявшийся в России с государственным визитом Председатель КНР Си Цзиньпин выступил в Московском государственном институте международных отношений с речью на тему ''Идти в ногу со временем, содействовать миру и развитию на планете''. В своей речи Председатель рассказал о торговом пути в 5000 километров, который стал мостом, соединяющим Россию и Китай с 17-го века.

Рисунок из книги «Путешествие царевича Николая на Восток»

Дворец, где происходила встреча цесаревича и Чжан Чжидуна

Русские в 17-м веке называли этот чайный путь Великим Чайным Путём. Он сформировал дружеские торговые отношения между нашими странами. Город Ханькоу является началом Чайного Пути.

Американский доктор наук William T. Rowe в своих произведениях так писал: «Чай – единственная причина существования города Ханькоу». Китайские чайные эксперты так говорят: «Благодаря чаю весь мир знает Ханькоу». Ханькоу является одним из 4 известных поселков  древнего Китая. Действительно, город начал образоваться и процветать благодаря чаю. Китайские купцы прозвали Ханькоу «чайным портом», англичане – «мировым чайным портом», а русские – «великим восточным чайным портом». Вот как Ханькоу получил это свое звание: русские купцы занимались чайной торговлей в Ханькоу уже более полувека, когда 122 года тому назад туда приехал русский царевич Николай и состоялась его встреча с китайским наместником провинций Хубэя и Хунани Чжан Чжидуном. По словам китайских историков, эта встреча стала первой международной встречей на высшем уровне в современной истории города Ухань (который возник в результате слияния Ханькоу, Учана и Ханьяна). Но история есть история, со временем эта встреча стерлась из памяти людей. Мы воспользовались литературой из государственного архива России и архива провинции Хубэй, побеседовали с экспертами и учеными, и попытались  восстановить эту встречу.

Давайте вернемся в 1890 год. Русский престолонаследник Николай совершил путешествие вокруг Азии. Программа путешествия включала в себя Египет, Грецию, Индию и Китай. В ноябре 1890 года 22-летний Николай и его лучший друг царевич Греции Георг со своей свитой отправились в путешествие через Евразию из зимнего Петербурга. В апреле 1891 года они добрались до Китая. В книге русского писателя Ухтомского «Путешествие царевича Николая на Восток» (которая была издана в 1897 году в Петербурге) говорилось, что Николай был первым из императорского двора, кто побывал в Азии.

Визит Николая в Китай стал единственным визитом в эту страну представителей дома Романовых. Программа визита в Китай много раз менялась, но Ханькоу всегда оставался в ней. Было несколько причин, почему Николаю было необходимо посетить Ханькоу. Во-первых, в Ханькоу находилась русская концессия и посольство. Во-вторых, в Ханькоу работали многие русские чаеторговцы, среди них был и родственник Николая, Дмитрий Панов. Панову принадлежала фабрика по производству кирпичного чая «Фучан». Николай принял участие в праздновании годовщины фабрики. В-третьих, а это и есть самая главная причина визита престолонаследника, Ханькоу являлся важным портом и главной базой по чайной торговле между Россией и Китаем. Русские приехали в Ханькоу к середине 19-го века и начали заниматься чайной торговлей. По мере развития Чайного Пути русские чайные предприниматели почти полностью заняли рынок кирпичного чая в Ханькоу. В то время в городе работали десятки торговых компаний, среди которых отличались «Шуньфэн», «Синьтай», «Фучан» и «Юаньтай». Их называли «четвёркой иностранных торговых компаний русских чаеторговцев». Русские чаеторговцы за полстолетия сформировали Золотую эру чайного рынка в Ханькоу.

Наверное, это и послужило главной причиной посещения Ханькоу Николаем сразу после его визита в провинцию Гуандун. По приказу из Пекина наместник провинций Хубэя и Хунани Чжан Чжидун построил новые здания в окрестностях города, сконструировал беседки европейского стиля в русской концессии (в каждой беседке посередине висел российский флаг, по сторонам висели флаги Англии, Германии, Америки и Франции), поставил на улицах белые столбы, а между ними установил цветные фонари.

Утром 20 апреля 1891 года русские корабли причалили у порта города Ханькоу. Николай со своей свитой в сопровождении кораблей «Баоминь» и «Цэхай», которые Чжан Чжидун позаимствовал у военно-морского флота Наньяна, достиг города Ханькоу. Когда Николай вступил на землю города, русские произвели 21 залп, китайцы ответили одинаковым количеством выстрелов. Весь Ханькоу пришел встретить престолонаследника России – Николая.

В тот день Николай во всем своем величии шел под торжественную музыку русского и китайского оркестров. Затем Николая довезли до Дома Цинчуань на носилках, украшенными шёлком желтого цвета. Там его встретил Чжан Чжидун в праздничном наряде. После приветствия они оба зашли в дом. Николаю показали дом и вид на реку. В это время зазвучала музыка русского оркестра. Через полчаса стол уже был накрыт, и гости сели за стол. Чжан Чжидун сидел на месте хозяина, Николай сидел на почетном месте, около него располагались престолонаследник Греции, русские князья, чиновники флота Янцзы во главе с Ли Чэнмоу, консулы и переводчики. На столе лежали палочки и вилки. На стол подали более 20 разных блюд, один только десерт подавали по 8 раз. Николай попробовал алкогольные напитки «мэйгуйлу» и «фэнцзю». Затем Чжан Чжидун провозгласил тост: «За здоровье русского императора! Счастливого вам пути, царевич!». Николай ответил тостом «За здоровье китайского императора и чиновников!»

Чжан Чжидун был известен как один из руководителей движения за реформу в Китае. Встреча его с Николаем Александровичем (который позднее стал последним русским императором Николаем II) в Доме Цинчуань имела большое значение для экономики Китая, так как помимо укрепления русско-китайских отношений оба были намерены развивать чайную торговлю между Россией и Китаем. Чжан Чжидун был за внешнюю торговлю и привлечение иностранной инвестиции. По его словам, чайная отрасль Ханькоу влияла не только на жизненный уровень народа провинций Хубэй и Хунань, но и на экономическую ситуацию Китая в целом.

В ходе общения Чжан Чжидун высоко оценил чайную торговлю между двумя странами. Николай же выразил свою искреннюю любовь к чаю и сказал, что уже давно знает про про город Ханькоу, этот известный восточный чайный порт, и что нынешний визит является для него большой честью.

Во время праздничного ужина красивая артистка исполнила под собственный аккомпанемент исторический стих «Тэнвангэсюй», а Николай прочитал строки из «Воспоминаний о Царском Селе». Переводчик Гу Хунмин перевел стихотворение Чжан Чжидуну. Чжан был настолько тронут, что тут  же написал стих: «日丽晴川开琦席,花明汉水迓霓旌». В стихотворении говорилось про ужин с почётными гостями в Доме Цинчуан и пейзаж реки Хань. Ученики Чжан Чжидуна вырезали стих на каменных плитах, отпечатки которых до сих пор хранятся в Доме Цинчуань. Ужин длился с трех до пяти часов пополудни.  Чжан Чжидун проводил Николая до ворот Дома. Под музыку и выстрелы Николай вернулся на носилках на корабль.

На второй день был 25-летний юбилей чайной фабрики «Синьтай». Николай и Георг стали почётными гостями на церемонии. Владельцы «Синьтай» Токмаков и Молотков, владелей «Фучан» Панов и другие русские чаеторговцы участвовали в праздвований. Панов от имени русских чаеторговцев рассказал Николаю о достижениях в чайной отрасли, и подчеркнул, что «восточный чайный порт» Ханькоу сыграл важную роль в развитии Центрального Китая. Николай выразил одобрение и выступил с речью, в конце которой престолонаследник сказал три раза слово «Великий»: 5000-километровый Чайный Путь – это Великий Чайный Путь! Русские чаеторговцы в Ханькоу – это Великие торговцы! Ханькоу – это Великий восточный чайный порт! В этих словах была и высокая оценка Николая  ханькоуского чаю. Вот с тех пор и начали  русские называть Ханькоу «Восточный чайный порт». Вот как Ханькоу и получил свое звание.

Николай также пообещал русской диаспоре построить православную церковь. Правда, его обещания остались невыполненными. Но церковь (в честь святого князя Александра Невского) в город Ханькоу все-таки появилась, но она была построена русским коммерсантом.  В 1998 году церковь стала памятником архитектуры города Ухань и до сих пор находится под охраной государства. В ноябре 2013 года правительство усилило защиту исторических памятников, и в храме начали делать комплексный ремонт.

Кроме православной церкви, в бывшей русской концессии еще сохранились и другие приметы "русского прошлого", в том числе и многие здания: склады, дом Батиевых, дом Литвинова, дом «Синьтай», улица Фучан... Здесь, в Ханькоу (являющегося составно частью Уханя) до сих пор можно ощутить бывшее процветание «Восточного Чайного Порта».

 

(Автор Александр Ильин является советником руководителя федерального агентства по туризму России, Президентом некоммерческого партнерства Великого Чайного Пути. Автор Уланна является заместителем секретаря Чайного общества Китая,  Президент Ассоциации Великого чайного пути Внутренней Монголии).