Памятники не виноваты
В сибирской тайге растет дикая роза - шиповник. Его мелкие, едва заметные колючки, попав под кожу, могут там жить в течение многих лет, доставляя боль и неудобства, а достать их очень сложно. Подобно колючкам шиповника являются некоторые проблемы истории, отравляющие отношения между странами и народами. Такой «колючкой» является, в том числе, и проблема памятников и кладбищ солдат, павших во время русско-японской войны 1904-1905 гг. на территории Китая.
Примером может служить храм-памятник Христа Спасителя в Мукдене (Шэньяне). Он был заложен в 1911-м году, а построен в 1912 году. Построили его на территории кладбища, территория под которое была куплена царским правительством еще в 1902 г. в размере 13085 кв. м. В 1912-м году губернатор Трех Восточных провинций (Маньчжурии) Чжао-Эр-Сюн добавил к этому кладбищу территорию площадью в размере 15080 кв.м. и передал в дар в вечное пользование. Подчеркну, что со стороны законных китайских властей тогда это был совершенно добровольный акт.
Мукденский храм составлял единое целое с кладбищем, которое считали центральным в Маньчжурии. Там покоилось около 60 тыс. погибших русских воинов. Храм вместе с каменной кладбищенской оградой, могильными плитами, единообразными поминальными крестами и садом стал военным мемориалом. Этот мемориал простоял нетронутым до Культурной революции. Она, как стихия, как пожар, многое уничтожила на своем пути. И русское кладбище тоже не избежало её.
Как бы там ни было, после Культурной революции от военного мемориала остался только сам храм. Он, признанный «недвижимой исторической архитектурой города Шэньяна», и сегодня стоит на окраине Корейского квартала.
Вопрос, каким образом будет решаться судьба памятника-храма Христа Спасителя, и подтолкнул меня взяться за эту очень сложную, и, возможно, даже опасную для журнала тему - ведь кто-нибудь из ортодоксальных партийных чиновников может упрекнуть меня во вмешательстве во внутренние дела Китая!.. Но в том-то все и дело, что этот вопрос - далеко не только внутреннее дело КНР, он впрямую касается и России. И он настолько деликатный, что к нему с большой осторожностью подходят дипломаты и политики. Но поскольку я не дипломат, и не политик, и вообще не являюсь официальным лицом, представляющим государство, то, наверное, имею право высказать собственный взгляд на проблему, которую необходимо, рано или поздно, решать. Я считаю, что время для этого пришло.
Почему? Как я уже упомянул, если говорить непосредственно о мукденском храме, то уже впрямую стоит вопрос - что с ним, с этим храмом, делать?! Сегодня Корейский квартал (здесь действительно живет основная масса корейского населения Шэньяна) морально и физически устарел. Его уже начали сносить. Но храм до сих пор мешает городским властям определиться - что здесь будет построено?! Снести храм нельзя, так как это историческая архитектура, а во-вторых, такое действие будет воспринято в России как акт вандализма и недружественные действия. Как его использовать - тоже никто не знает. Строить снова жилье, или, тем более, развлекательный комплекс на месте бывшего кладбища - это кощунство, это вне цивилизованных рамок. Оставлять как есть - невозможно. «Тратить народные деньги на памятник оккупантам» - противоречит официальной политике! Вот и стал храм-памятник Христа Спасителя для городских властей Шэньяна той самой «колючкой», о которой я писал в самом начале...
Что же делать?! Журнал «Россия и Китай» предлагает свое решение этой проблемы.
Напомним, что Шэньян уже 20 лет является побратимом города Иркутска. Он первым из городов Дунбэя (Северо-Востока Китая) открыл регулярный рейс в Россию. То есть Шэньян внес огромный вклад в восстановление дружеских отношений между нашими странами. Здесь проводятся важнейшие мероприятия, направленные на развитие связей между нашими странами, например - Форум развития стран Северо-Восточной Азии. Можно вспомнить прошедшую в Шэньяне с большим успехом в 2010-м году презентацию Иркутской области, выставки и ярмарки. Почему бы Шэньяну не укрепить свой статус «Моста дружбы с Россией», использовав для этого такое уникальное обстоятельство, как памятник-храм русским воинам, павшим в борьбе с японцами?! Каким образом?! Поделюсь «военной тайной»: мы обсуждали этот вопрос с руководителями Ассоциации китайско-российского сотрудничества провинции Ляонин (я, кстати, официально являюсь экспертом этой ассоциации), и пришли к выводу, что вокруг храма можно было бы создать культурно-экономическую зону сотрудничества с Россией. В эту зону, кроме храма и сквера в русском стиле, разбитого на месте кладбища, мог бы войти еще конгресс-центр, инновационный и офисный сектор, деловой клуб, а также концертный зал. Появление такой культурно-экономической зоны станет мощным стимулом для окончательного формирования Шэньяна как ведущего центра китайско-российского сотрудничества не только в северо-восточном регионе, но и в целом в Китае.
Для убедительности сообщаю, что некоторые члены Ассоциации китайско-российского сотрудничества провинции Ляонин (например, крупная строительная корпорация «Фэнсян») уже высказали свою заинтересованность в участии в таком проекте. А таких членов в ЛАКРСе уже немало, хотя Ассоциация создана только нынешним летом.
В 30 км от Шэньяна еще стоит большой памятный крест. Этих памятников осталось немного, и они могли бы из проблемы, отравляющей наши отношения, стать дополнительным подтверждением курса на укрепление политических, культурных и экономических связей между нашими странами.
Напомню, что в 2010-м году на государственном уровне был сделан очень важный шаг в решении этой проблемы - президент Дмитрий Медведев побывал на Русском воинском мемориальном кладбище в Люйшуне (Порт-Артуре), где, в том числе, захоронены и погибшие в ходе русско-японской войны. Разрешив реставрацию этого кладбища, руководство КНР поступило очень мудро (реставрация этого кладбища проводилась при финансировании негосударственной организации - международного фонда «Поколение», создателем которого является депутат Госдумы Андрей Скоч, см. № 4 «Россия и Китай», репортаж «Дмитрий Медведев в Люйшуне/Порт-Артуре»), в соответствии с интересами и китайского, и русского народов.
Пора, избавляясь от старого идеологического наследства, делать следующий шаг в укреплении наших отношений. Если такой шаг сделает Шэньян, то это будет огромным вкладом в дружбу наших народов.
Журнал «Россия и Китай» №8