Иркутск и Китай: из опыта торгово-бытовых контактов
С самого основания Иркутск отличал восточный вектор, ориентированный на китайский рынок и тихоокеанские промыслы. Сама судьба, казалось, позаботилась, чтобы превратить его в центр обширнейшего края, сделав «средоточием всей многоразличной сибирской торговли». Близость к Востоку придавала ему своеобразие и особый колорит. Новое русское поселение в Прибайкалье оказалось в центре пересечения важнейших международных торгово-промысловых и миграционных путей.
Большое значение для экономики края имело установление торговых отношений между Россией и Китаем. Центром торговли до начала XVIII в. был Нерчинск. Именно отсюда отправлялись казенные караваны в Пекин. Иркутский воевода Леонтий Кислянский уже в 1689 г. предлагал всю «мягкую рухлядь», собранную в Иркутске с ясачных людей и таможней, посылать для обмена на китайскую границу и ожидал от этого «прибыль немалую». Роль города заметно возросла после освоения нового пути в Китай через Селенгинск и монгольские степи. Новый путь хотя и был значительно труднее, но занимал почти в два раза меньше времени. С 1703 г. казенные караваны в Пекин стали уходить из Иркутска, что превратило его в центр караванной торговли. В 1706 г. новая дорога официально была одобрена Сибирским приказом.
В XVIII в. Иркутск становится признанным центром пушной торговли, привлекая сюда многочисленные капиталы из городов Сибири и русского Севера. Кроме того, близость к китайскому торгу, который с 1730-х гг. был сосредоточен в торговой слободе Кяхта, способствовал торговым оборотам Иркутска. В 1768 г. была учреждена Иркутская ярмарка, объемы торговли которой постоянно росли и уже в конце столетия достигли почти 4 млн рублей, что составляло до 6% общероссийского оборота. В результате участия в китайском торге и промысловом освоении островов в северной части Тихого океана заметно возросли капиталы и инициатива иркутского купечества.
Несмотря на то, что основные товарные потоки двух держав шли транзитом через Сибирь, сам ход торговли в приграничной Кяхте, ее обеспечение, транспортная составляющая, местные ресурсы и капитал выступали мощным катализатором региональной экономики. Близость кяхтинского рынка привлекала сюда не только крупные капиталы. А. Н. Радищев подчеркивал, что китайский торг питал многих маломощных купцов и мещан Иркутска. Делая в год до двух-четырех оборотов, они накапливали капиталы и переходили в более высокую гильдию. Обмен сибирской пушнины на китайские ткани и чай с последующей реализацией их на крупнейших ярмарках страны, а также в розницу на сибирских рынках стал одним из основных источников накопления местных капиталов. На подобных операциях сформировались крупные капиталы иркутских купцов Сибиряковых, Трапезниковых, Басниных, Медведниковых. Китайский торг оказал заметное влияние на развитие дорожной сети и транспорта Сибири, стимулировал приграничную мелочную торговли и обрабатывающую промышленность, прежде всего кожевенную.
Российско-китайская торговля, несмотря на взаимовыгодный для обеих сторон характер, была ограничена территориально и хронологически. Она имела черты пограничной меновой торговли и была сосредоточена в одном пункте – Кяхте. Участники торга искали пути совершенствования и увеличения объемов торговли, новые рынки сбыта. В это время появлялись различные проекты выходы на китайский внутренний рынок, создания крупных купеческих объединений по примеру английских или голландских, установления торговых связей с Японией, Кореей, Индией, Филиппинами, а на Американском материке с испанцами и американцами. Практическое воплощение эти инициативы получили в создании в 1799 г. в Иркутске акционерной Российско-Американской компании под протекторатом империи. В первой половине Х1Х в. она стала одним из крупнейших участников русско-китайского торга. Планы и проекты крупнейших российских чаеторговцев были реализованы в середине века после установления границ между двумя государствами по Амуру и Уссури. Произошедшие перемены усилили позиции сибирских, прежде всего, иркутских предпринимателей в торговле на Амуре и на китайской границе. Пекинским договором 1860 г. была установлена зона свободной и беспошлинной торговли на всем протяжении китайской границы, позволившая купечеству ездить с караванами в Пекин и другие города Поднебесной.
Уже в 1860-х гг. некоторые из иркутских предпринимателей смогли перенести торговые операции на территорию Китая. В 1863 г. возникла чайная фирма Н. Л. Родионова и И. С. Хаминова, владевшая чайными плантациями близ города Ханькоу. В 1876 г. это предприятие приобрел иркутский купец П. А. Пономарев, сумевший расширить производство. Кроме плантаций были устроены три фабрики по изготовлению плиточного и кирпичного чая. Магазины Пономарева имелись во всех крупных городах Сибири. Фирма «Пономарев и К» установила деловые отношения с Японией, Турцией, рядом стран Европы. Сам владелец занимался усовершенствованием технологии изготовления чая. Он первый стал производить прессованный плиточный чай.
Иркутск уже с начала XVIII в. испытывал сильное влияние восточной культуры, прежде всего китайской. Несмотря на то, что горожан имели довольно смутное представление о многообразии духовно-нравственных представлений и образов китайской культуры, на бытовом уровне они в той или иной степени проникали в их образ жизни. Немецкого исследователя И. Георги поразил в иркутских домах «китайский вкус», выражавшийся в обилии китайских ваз и посуды, статуэток, картин и других бытовых предметов. Почти у каждого дома был садик или огород, в котором выращивали китайские цветы и овощи. Китайская материя разных сортов и изделия из нее, чай, сахар, табак имели повсеместное употребление. У многих купцов и мещан мебель, посуда и другие домашние вещи были китайскими. Интересно, что наряду с предметами быта и культуры, другой немецкий исследователь Г.В. Стеллер нашел в иркутянах еще и «китайскую заносчивость».
В бытовой среде получили распространение китайские обычаи, связанные с застольным этикетом и культурой чайной церемонии. Так, в некоторых купеческих семьях не только пили чай, но подавали на множестве китайских тарелок десерт из фруктов и конфет. В Иркутске звучала речь на китайском, монгольском, японском языках, а среди горожан было немало людей, побывавших в Китае или связанных с русско-китайской торговлей. Неудивительно, что на балах-маскарадах, которые проводились в городе с конца XVIII в. многие наряжались в одежды народов Сибири и сопредельных стран «китайцев, японцев, курильцев, алеутов и других дикарей». Даже в деревянном декоре города явно проступает причудливый восточный колорит, привнесенный близостью Китая и монгольских степей. В растительном и геометрическом орнаменте отчетливо просматриваются стреловидные узоры, остроконечные звезды и завитки, похожие на бараньи рога. На некоторых деталях деревянных украшений домов можно разглядеть фигурки львов, стоящих на задних лапах. Образы Востока, сошедшие с китайских рисунков и миниатюр, нередко входили в повседневную жизнь, создавая причудливый сплав стилей и архитектурных элементов. Так, иркутский краевед начала XIХ в. А. И. Лосев отмечал, что «в садах искусством устроенных амфитеатров и бельведеров не имеется, а беседки в употреблении более китайского вкуса (какие в городе Кантоне) с чертежей и китайских картин». В домах некоторых чиновников и купцов постепенно складывались небольшие коллекции китайских картин и предметов прикладного искусства. Одно из первых собраний сложилась у иркутского вице-губернатора шведа Лоренца Ланга, не раз бывавшего с дипломатическими поручениями в Пекине.
Во второй половине Х1Х в. наблюдается рост китайской торговой диаспоры в Иркутске, что еще более содействует распространению китайских товаров и моде на все восточное. Уже в 1880-х гг. в городе появилась китайская торговая улица со своим национальным колоритом, действовало 6 крупных магазинов иркутских купцов, торговавших чаем и другими китайскими товарами и около 16 мелких лавок, принадлежавших китайским торговцам. По улицам и дворам Иркутска ходили китайские мелочные торговцы в национальной одежде, продававшие мелкие предметы быта, сладости и косметику. А всех китайских торговцев и ремесленников к концу века насчитывалось около 200 человек.
Таким образом, влияние китайской культуры содействовало формированию в Иркутске самобытного и разнообразного городского быта, широкого историко-культурного кругозора жителей. Исторический опыт взаимодействия Иркутска с китайской торговлей и культурой в условиях трансграничного Чайного пути стал основой сохраняющегося до сих пор экономического и социокультурного партнерства.
Автор: доктор исторических наук,
профессор Иркутского государственного университета
Вадим Петрович Шахеров