Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Азиатское иллюстрированное обозрение». Это серия большеформатных журналов о сотрудничестве со странами-соседями, о городах и регионах (как российских, так и в этих соседних странах), их ресурсах и инвестиционных проектах

Китайцы и живая природа

Отношение к животным, вообще к природе, в Китае – одна из «горячих» тем, которую враги КНР часто используют для того, чтобы вызвать неприязнь ко всему китайскому народу. Действительно, в ходе исторического развития Китая сложилось своего рода противостояние между природой и человеком.

Естественная природная среда несла в себе опасности, таила врагов – стихийные бедствия, злых духов, диких животных, а подчинить врага, уничтожить его, при этом получив от него все лучшее – отвагу, силу, ловкость, считалось доблестью.

Там, где появлялся человек, исчезали леса, а степи быстро превращались в поля, на которых высаживали кукурузу, чумизу, гаолян. Это противостояние человека и природы, помноженное на катастрофическую перенаселенность страны, на нищету и вечную нехватку земли для обработки привели к тому, что территории, наиболее благоприятные для проживания и сельского хозяйства, были окультурены настолько, что целые поколения людей, здесь рождавшихся, не видели ничего иного, кроме бесконечных полей и тяжелейшего труда. В годы индустриализации страны высушивали болота, сносили целые горы, используя их на гравий для отсыпки дорог, для изготовления цемента. Вместе с горами и лесами часто исчезали и реки, а те, что остались – катастрофически загрязнялись.

Отсутствие возможностей для лечения, неграмотность и невежество значительной части населения и суеверия породили огромное количество предрассудков и стойкую веру в лечебные, почти волшебные свойства тех или иных животных или их частей, а голод заставлял есть всё, что содержало в себе хоть какой-то намёк на белки или жиры – буквально все то, что растет, летает и ползает. Но и эта способность не спасала китайцев – в голодные годы население Китая вымирало целыми уездами, если не провинциями. Пожалуй, в истории ни одной цивилизованной страны мира голод не носил такого массового характера, как в Китае. И надо сказать, что в китайской истории было не так уж много правителей, кто пытался в эти годы спасти свой народ.

 

Голод ушёл, а предрассудки остались

И только с победы народа в 1949 году, со дня создания народного китайского государства, началась буквально битва с Голодом, иногда, от отчаяния, от отсутствия знаний и соответствующего исторического опыта принимавшая гипертрофированные формы, приводившая к страшным ошибкам.

Тем ни менее, всего за несколько десятилетий народным правительством была решена главная, историческая задача – избавить китайский народ от голода.

Сегодня можно сказать, что понятие «голод» ушло из жизни китайского народа. Конечно, и сегодня в стране, где проживает почти полтора миллиарда человек, немало тех, кто, из-за отсутствия должного образования, или в силу каких-то собственных жизненных проблем, не имеет постоянных средств к существованию, а значит – и далеко не всегда сыт, но понятие голода как национально-социальной катастрофы из жизни китайского общества ушло.

Голод ушел, а предрассудки, традиции и привязанности, связанные с голодом, с культурой питания, с народной медициной, в китайском народе еще остались. При этом и такие, которые жителям других стран кажутся неприемлемыми.

Появилась и проблема чревоугодия (обжорства), когда люди пытаются съесть больше, чем принимает организм, чем ему нужно, и проблема бахвальства, выражаемого через демонстрацию своего богатства путем заказа пышных обедов/ужинов в ресторанах. Как правило, это относится к недалеким, с низким уровнем развития людям. Именно они чаще всего являются потребителями различных «экзотических» блюд, и которых в Китае считают ответственными за возникновения проблемы коронавируса. Такие люди – значительная часть той социальной базы, на которой лежит вина за жестокое отношение к животным в Китае.

 

Воспитание человечности

И все-таки массовое сознание китайского народа меняется. Огромную роль в этом играет телевидение и кино. Так, несколько лет тому назад огромной популярностью пользовался китайский фильм «Собака Кала», в котором рассказывалась злоключения китайского мальчика и его собаки, которую у него забрали из-за отсутствия разрешения.

Любовь к четвероногому другу победила, и собаку вернули юному хозяину. «След панды» - фильм о том, как мальчик спас бамбукового медвежонка, тоже пользовался большой популярностью у китайского зрителя.

Наверное, иначе стали в Китае смотреть и на волков после выхода в 2015-м году на экраны французско-китайского фильма «Тотем волка». В то же время создается ощущение, что таких фильмов, которые бы культивировали в Китае любовь к домашним и к диким животным, в этой стране отснято немного.

По крайней мере, поиск через поисковую систему Яндекс почти не дал результатов. Думаю, что китайскому правительству, наряду с принятием законов об охране природы (так, сейчас на обсуждении находится закон о полном запрещении охоты, поедании диких животных и торговли ими) необходимо значительно больше внимания уделить и воспитанию нового отношения к животным, особенно среди детей.

Одним из наиболее эффективных инструментов для этого действительно является кино. Поэтому государству надо заказывать фильмы о животных для детей. Хорошо бы и кинопрокату выпускать на большой китайский экран подобные зарубежные фильмы с тем, чтобы в Китае узнали  и о том, как относятся к животным в других странах.

 

Любовь к природе: бизнес и социальная функция

Вообще традиции содержания животных в Китае насчитывают тысячелетия. Китайцы содержат, например, певчих птиц, или таких, которые поддаются дрессировке и начинают подражать человеческой речи, например – индийские скворцы майна.В Китае разводится огромное количество экзотических птиц – от волнистых попугайчиков до гульдовых амадин, содержать и разводить которых очень непросто. Существуют отдельные сообщества людей, содержащих и разводящих рыб, пресмыкающихся, и, конечно же, кошек и собак, и при этом эти сообщества делятся на любителей той или иной конкретной породы.

И таких любителей по всему Китаю десятки, если не сотни миллионов! Так, например, сейчас в Китае, согласно официальной статистике, более 50 миллионов человек держат у себя кошек, а их расходы на содержание кошек составляют примерно 80 миллиардов юаней. И это официальные данные, а сколько прошло мимо налоговых органов! Количество собак, наверное, поменьше, но зато и затрат на них больше.

Наверное, в принципе невозможно подсчитать все затраты на создание в Китае квазиприродной среды, т.е. среды, имитирующею̆ естественную. Всемирно известны китайские сады, в миниатюре воссоздающие природные ландшафты – с озерами, с горами и специально изогнутыми – как от ветра – деревьями. В каждом городе есть рынки, где можно купить и совсем миниатюрные ландшафты с крохотными фигурками рыбаков, монахов и животных, и в центре таких ландшафтом обычно карликовые  деревья (бонсаи).

На этих же рынках можно купить самых разнообразных птиц, рыб и других животных. Есть специальные рынки для собак, для кошек. В Китае это огромный бизнес со всеми его издержками – с животными, погибшими при транспортировке, или в результате небрежного содержания, с бездомными кошками и собаками, но и этот бизнес в КНР начинает постепенно приобретать цивилизованные формы. И немалая роль в этом китайского правительства.

Собаки, кошки, попугаи, черепахи, рыбы – всех не перечесть – помогают не только реализовать потребности в общении с живой природой. Сегодня домашние питомцы выполняют и социальную функцию, заменяя детям братьев и сестер, формируя сочувствие и жалость к «братьям нашим меньшим», прививая навыки ухаживания за ними.

 

Нормальная экология как составная часть сяокан

Сегодня, в целом решив проблему с голодом, решив задачу выхода страны в число лидеров мирового экономического развития (а это решалось, в т.ч., и за счет природы, за счет экологии), руководство КНР ставит перед собой новые задачи. В первую очередь – это выравнивание уровня жизни населения, улучшение качества жизненной среды, решение экологических проблем и восстановление природной среды, экологических систем. А эти проблемы в Китае огромны. Так, площадь территории Китая, страдающей от эрозии почвы, составляет около 4 млн. кв. км. В Китае насчитывается 646 уездов, серьезно страдающих от эрозии почвы, более 80% из них находятся в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ. Эрозия влечет за собой много других проблем, таких как деградация почвы, учащение наводнений, ухудшение окружающей среды, снижение качества питьевой воды и обострение проблемы бедности.

Правительство КНР принимает экстренные меры с тем, чтобы завершить первую стадию восстановления в подверженных эрозии районах в ближайшие 15-20 лет.

Не меньшее внимание уделяется борьбе с техногенными загрязнениями окружающей среды. И в этом у Китая сегодня имеются огромные достижения. Так, за последнее десятилетие в Китае было закрыто около двух тысяч фабрик только по производству бумаги, сильно загрязнявших природу и атмосферу. Закрыли угольные шахты, рекультивируют карьеры, и на их месте возникают оазисы для птиц и других животных.

В настоящее время, когда лесной покров в мире ежегодно сокращается более чем на 6 млн. га, в Китае он, по информации Государственном управлении лесного хозяйства КНР, ежегодно увеличивается на 4 млн. га.

Китай является мировым лидером по темпам роста лесных ресурсов и проведению лесопосадок. Ежегодно высаживается миллиарды (!) деревьев. Так, в национальном лесопарке Сайханьба, что в провинции Хэбэй, за полвека высажено столько деревьев, что если их выставить через метр друг от друга, то они опояшут Землю по экватору 12 раз!... Не удивительно, что сегодня на месте песчаной пустыни (которая образовалась в результате тотальной,вырубки лесов во времена империи Цин, а затем оккупировавшими Китай японцами) сегодня появилась популярная зона экологического туризма, где ежегодно отдыхают более полумиллиона человек! А по всему Китаю высажено столько деревьев, что их хватило бы на 400 таких Сайханьба!..

По оценке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, по площади лесопосадок Китай занимает первое место в мире, что свидетельствует о дальнейшем улучшении лесной экологии в стране. Китай заявляет, что преисполнен решимости сделать свою страну одной из наиболее благополучных не только с социальной точки зрения, но и в плане экологии.

Правительством КНР запланированы масштабные действия по сохранению и возрождению естественной природной среды, например – болотно-водных угодий, по площади которых Китай занимает 1-е место в Азии и 4-е место в мире. На долю Китая приходится 10 % от их общей площади во всем мире. В 1992 году Китай присоединился к Международной конвенции о водно-болотных угодьях.

С тех пор в Китае создано почти 60 водно-болотных угодий международного значения, более 600 водно-болотных заповедников и свыше 1000 парков на таких территориях. В настоящее время водно-болотные экосистемы в Китае занимают 66 млн. га, это лучший показатель в Азии и четвертый в мире. На этих болотах и озерах проживают и зимуют около двух миллиардов перелетных птиц. На многих озерах созданы заказники,которые, на государственные деньги, подкармливают этих птиц в самое трудное для них время.

Государство понимает – для того, чтобы построить сяокан (среднезажиточное общество), избавить население Китая от голода, необходимо ему обеспечить здоровую жизненную среду. Именно поэтому оно, государство, вкладывает огромные деньги в охрану окружающей среды в Китае.

 

Экологическое сознание - массам

Но не только центральное правительство обеспокоено проблемами экологии. Можно привести огромное количество примеров экологических инициатив на местном уровне – например, создание лесов на месте выкупленных полей, где веками культивировалась какая-нибудь чумиза, а теперь высажены деревья в надежде на то, что со временем здесь будет настоящая роща, где найдут приют и птицы, и животные, и человек. Китайцы сегодня стремятся сохранить живую природу, хотя раньше она для них была только объектом для прибыли.

Так, благодаря мерам, принятым в последние годы пограничными органами провинции Хэйлунцзян (Северо-Восточный Китай) для охраны диких животных, заметно выросло количество обитающих в заповеднике в бассейне озера Ханка на китайско-российской границе животных - таких, как фазаны, зайцы, кабаны и медведи. Пограничники развернули среди сельских жителей кампанию по пропаганде законов об охране диких животных, ими были созданы пункты для проверки автотранспорта, задерживаются браконьеры, они конфискуют охотничьи ружья, уничтожено большое количество незаконных охотничьих средств.

С каждым годом все больше и больше китайских физических и юридических лиц вступают в China wildlife conservation association (Китайская Ассоциация охраны природы), которая проводит огромную работу по восстановлению природной среды, в том числе и биоразнообразия. Такие экологические НКО как "Друзья природы", "Глобальная деревня Пекин" и другие, начали инициативу "Зеленый выбор", которая призывает людей сокращать свое потребление с целью сократить воздействие на природу.

Но большинство китайских эко-НКО очень молоды. Практически все они появились в течение последних десяти лет. Этим  НКО приходится рассчитывать либо на благотворительные фонды, либо брать в партнеры коммерческие предприятия. Ресурсы фондов очень ограничены, так что едва ли могут обеспечить стабильную зарплату сотрудникам.

Также, по сравнению, например с США, где развита культура благотворительных пожертвований, в Китае она только зарождается. Обычно, если у людей есть дополнительные средства, они скорее отдадут деньги своим друзьям или родственникам, или в храм.

А ведь вкладывать свои деньги в экологию, в родную природу – это значит вкладывать деньги в собственное здоровье, в будущее своих детей! К счастью, все больше в Китае примеров того, что люди не только начинают тратить собственные средства на охрану окружающей среды, но и начинают природоохранную деятельность по собственной инициативе, и об одном из таких энтузиастов мы сегодня рассказываем в нашем журнале.

Китайскому государству необходимо больше поддерживать такие некоммерческие экологические организации. Китайское правительство обращает большое внимание на охрану диких животных, и присоединилось к Конвенции международной торговли для охраны диких животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Китай всегда добросовестно выполняет свои обязанности, предусмотренные в этом документе, усиливает контроль над импортом и экспортом диких животных, решительно противодействует и борется с нелегальной торговлей и с контрабандой диких животных и их продукции, а также развертывает успешное сотрудничество в этом отношении с соседними странами.

Достижения Китая в области экологии несомненны, с этим не могут поспорить даже самые отъявленные враги КНР. Но остается еще ряд сохраняющихся проблем, за которые цепляются «правозащитники». И среди них – отсутствие якобы в массовом китайском сознании понятия «жалость к животным», сочувствие к «братьям нашим меньшим».

Я неоднократно имел возможность убедиться, что это далеко не так, что все-таки значительной части китайцев, точно также как и нам, как и большинству людей на Земле присуще чувство любви к животным, любви к естественной природной среде. Чтобы доказать это, я на собственных фотографиях хочу отразить тему «Китайцы и животные». Эти снимки были сделаны на «птичьих рынках» таких городов как Пекин, Харбин, Далянь  и др., а также на улицах и в домах простых китайцев.

 

Заключение

Я, довольно много поездив по Китаю, не однажды имел возможность убедиться в том, что КНР сегодня не только лидер экономического развития, но и лидер по решению многих экологических проблем. Многие из них невозможно решить указами и законами (так, война со смогом будет длиться, скорее всего, еще не одно десятилетие). Но есть и такие, которые решаются волевыми действиями.

Например, я уверен, что, с учетом самого свежего опыта борьбы с коронавирусом, можно достаточно быстро обеспечить чистоту малых рек и водоемов, сурово наказывая всех тех, кто бросил туда хоть какой-то мусор, или отдавая под суд чиновников, не способных добиться чистоты в своем городе, в домах и во дворах простых жителей. Огромной может быть роль китайского государства и в формировании среди населения таких моральных качеств, как, например, любовь к животным как неотъемлемой части родной природы или социума (если речь идет о домашних животных). И в этом Китай тоже может стать примером для многих других народов и государств.