С запада на восток провинция Хубэй простирается на 740 км, с севера на юг на 470 км, площадь провинции - 185,9 тыс. кв. км

Держись, Ухань!

Храм Александра Невского в Ухане, 1887 год

Храм Александра Невского в Ухане, 2015 год

«Держись, Ухань!» - сегодня этот призыв звучит по всему Китаю. Видеоролики в поддержку Уханя набирают под сотню миллионов просмотров. Но это в Китае, в России же и в остальном мире иначе. Просмотр русскоязычного интернета говорит о том, что сегодня для русских слово «Ухань» стал синонимом страшной опасности, которую необходимо всячески избегать. Боюсь, что в массовом российском сознании название этого города на реке Янцзы так и останется отпугивающим и зловещим. Для того, чтобы этого не произошло, я хочу поделиться своими впечатлениями и знаниями об Ухани, ведь я там был несколько раз, там у меня много знакомых. Поводом для моих поездок в провинцию Хубэй всегда являлась тема Чайного пути. А обеспечивала приглашения туда на Чайные форумы, на выставки чая моя давняя знакомая, президент Ассоциации Чайного пути Внутренней Монголии Б. Уланна (она же является представителем наших журналов во Внутренней Монголии). Вместе с ней и нашим главным журналистом по теме Чайного пути, Чжао Вэньяо, мы побывали во многих уездах Хубэя, поэтому я достаточно хорошо представляю себе эту провинцию.

Естественно, что все эти поездки начинались со столицы Хубэя, города Уханя, в котором проживает ни много ни мало 12 млн. человек. На картах это название - Ухань, появилось только в 1949 году, когда победившие китайские коммунисты объединили города-соседи Учан, Ханько́у и Ханьян, которые находятся напротив друг друга по разным берегам рек Янцзы и Ханьшуй в месте их слияния. Центром города сегодня считается территория бывшего Ханькоу, на равнине, в то время как его южная часть, Учан, холмиста. Ухань  окружён озёрами и болотами, образованными старицами старого русла реки Янцзы. Кстати, китайцы эту реку называют Чанцзян, а название Янцзы используется только иностранцами, и для иностранцев.

В результате колониальных Опиумных войн в середине позапрошлого века Китаю пришлось открыть доступ для иностранцев сюда, в самое «сердце» Внутреннего Китая. Вскоре в Ханькоу, как и в Шанхае, расположенном много ниже по течению Янцзы, появились иностранные концессии. Первыми здесь закрепились англичане, затем французы, немцы, японцы и русские. Русская концессия появилась в 1896-м году, до этого русские жили на территории других концессий. Главным продуктом для русских предпринимателей и товаром для русских купцов здесь стал чай. Достаточно быстро русские заняли ведущие позиции в чайной торговле. Они покупали чайные плантации в горных уездах Хубэя, строили там чайные фабрики, но постепенно и производство, и торговля чаем сосредоточились в Ханькоу. В начале апреля 1891 г. наследник русского престола, цесаревич Николай Романов, путешествовавший по Дальнему Востоку, прибыл в Ханькоу на пароходе Добровольного флота «Владивосток». Ему были оказаны почести как со стороны официальных китайских властей, так и со стороны русского купечества. Главной целью визита было оказание поддержки местному российскому бизнесу и укрепление его позиций в Китае, а также проведение переговоров с Наместником провинций Хунань и Хубей чиновником Чжан Чжи-Дуном. Это были, можно сказать, первые в истории отношений между двумя нашими странами, официальные переговоры если не «на высшем», то «на высоком уровне». Об этой встрече, о пребывании цесаревича в Ханькоу мы подробно писали в журнале «Россия и Китай».

С тех времен остались немые свидетельства присутствия русских  в Ухане: фабричные корпуса, жилые дома, бывший православный храм им. Александра Невского и здание российского консульства. Оно было построено только в 1902 году.

На чайных фабриках зародился местный китайский пролетариат, и не удивительно, что Ханькоу со временем стал революционной столицей Китая. В 1911 году сторонники Сунь Ятсена организовали Учанское восстание, которое привело к падению империи Цин и установлению в Китае республики. В 1938 году трёхградье Ухань и его окрестности стали ареной самых жестоких сражений Второй японо-китайской войны, в которых принимали участие и советские летчики. Им в городе поставлен памятник с надписью: «Вечная слава советским лётчикам-добровольцам, погибшим в войне китайского народа против японских захватчиков». Надписи сделаны на китайском и русском языках. В мае 1949 года китайские коммунисты отбили Трехградье Ханькоу – Учан – Ханьян у гоминьдановцев, объединили эти города в единую административную единицу и назвали её Ухань. Период тесного советско-китайского сотрудничества отметился строительством под руководством советских инженеров первого и при этом – грандиозного –  моста через реку Чанцзянь (Янцзы). Этот мост до сих пор китайцы называют Первым.

Китайское правительство отказалось утвердить план строительства тоннеля под рекой Янцзы, по которому должны были снести православный храм им. Александра Невского. В этом значительную роль сыграл визит патриарха Кирилла в Китай в 2013-м году. В декабре 2013 года в Китай была направлена группа специалистов Нижегородской митрополии, а в сентябре 2014 года китайские специалисты посетили Россию для проведения необходимых консультаций. 6 августа 2015 года в отреставрированном здании православного храма во имя святого князя Александра Невского в городе Ухань (китайская провинция Хубэй) открылся Дом российско-китайских культурных обменов. В числе участников торжественной церемонии открытия были митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил  Бабич, руководители ряда регионов Приволжья, другие члены делегации ПФО, специально прибывшие в Ухань.

Так что мы видим, что город Ухань, как немногие другие китайские города, исторически тесно связан с Россией, и сохранил свидетельства этих культурных и торговых связей. Тем, кто хочет посмотреть места, где растет лучший китайский чай, где зарождался Великий Чайный путь, откуда чай доставлялся различными путями в Цзяньцзякоу (Калган), а оттуда отправлялся караванами, через Монголию, в Россию, я посоветую поехать именно в Ухань!

Держись, Ухань!

Владимир Бережных