Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Азиатское иллюстрированное обозрение». Это серия большеформатных журналов о сотрудничестве со странами-соседями, о городах и регионах (как российских, так и в этих соседних странах), их ресурсах и инвестиционных проектах

России нужна собственная модель «вертикальной демократии»

Журнал Россия и Китай  20 марта 2020
Категория: Россия, Персоналии
 |  Следующая статья

Ничто  не предвещало того, что год с приятной для глаза и памяти нумерацией 2020 станет глобальным испытанием для всего мира – не только для систем здравоохранения той или иной страны, и для национальных экономик, но и в целом для миропорядка.

Пандемия коронавируса безжалостно обнажила фальшь и бесперспективность политических и экономических  систем, выстроенных на так называемой «либерально-демократической» основе под диктовку Международного валютного фонда и Всемирного банка (а точнее – США). Декларируемое единство Европейского Союза рухнуло вместе с основополагающими принципами ЕС. Где сегодня звонко декларируемый  Принцип уважения прав человека и основных свобод?! Где принципы равенства, устойчивого развития и лояльного сотрудничества? Хоть одно государство ЕС помогло другому, например, поставив туда медицинские маски или аппараты искусственной вентиляции легких?! Нет, они, как, например, Польша, позакрывали свои границы, лишив тысячи людей возможности вернуться к себе на родину. В то же время КНР, в целом справившись с пандемией у себя, отправляет маски, аппараты искусственной вентиляции легких, защитную одежду для медиков и даже персонал в Италию, в Сербию, Испанию, Нидерланды, Польшу, Ирак и др. Недаром «корона-кризис» настолько разочаровал в Евросоюзе президента Сербии Александра Вучича, что он, руководитель страны, многие годы стремившейся туда, в Евросоюз, вступить, обращаясь к нации по случаю введения в стране чрезвычайного положения, заявил: «Никакой европейской солидарности не существует. Все это оказалось книжной сказочкой!».

Но разочаровался в ЕС не только президент Сербии. Скепсис в отношении «единства» и даже вообще в отношении целесообразности самого существования Евросоюза в последние дни озвучили многие западноевропейские средства массовой информации. В связи с этим, я считаю, сегодня Китаю необходимо усилить разъяснительную работу по своей концепции «Сообщества единой судьбы человечества». На сегодня это, на мой взгляд, наиболее научно проработанная глобальная теория человеческого будущего. И это неудивительно – над нею в Китае работают десятки научных коллективов, сотни исследователей, самым тщательным образом изучивших мировой опыт общественного устройства, включая, в первую очередь, опыт Советского Союза. Это крайне привлекательная концепция, поскольку в её основе – взаимные выгоды, не обусловленные политическими и идеологическими требованиями и обязательствами. И это сегодня не просто «голая» теория – у концепции сегодня имеется фундамент в виде уже созданной инфраструктуры «Один пояс и один путь», а также в виде практически достигнутых целей «сяокан» - создания, к 2021 году, «общества малого благоденствия» (или «среднезажиточного общества», то есть общества среднего класса). Возможно, «корона-кризис» несколько подкорректирует сроки окончательного решения проблем бедности и неравномерного развития регионов Китая, но, я уверен, не критически. Более того, «корона-кризис» еще больше сплотил китайскую нацию, показал её способность к самоорганизации, эффективность государственной машины, обеспечившей победу над пандемией на территории КНР.

И нам, в России, необходимо (без ревности по отношению к концепции «Большой Евразии») детально изучить теоретические обоснования «Сообщества единой судьбы…» с тем, чтобы взять оттуда все то, что пригодится и нам при планировании будущего Российской Федерации, и её позиционирования в системе мировых координат. Чтобы определить те возможности и те «точки взаимодействия», которые обеспечат «сопряжение» интересов двух крупнейших евразийских государств в их стремлении сформировать на территории нашего материка безопасное и мирное пространство эффективного и устойчивого развития в интересах и наших двух народов, и всех других соседних.

А еще России, пытающейся улучшить свою  государственность путем внесения поправок в свой Основной закон, надо было бы внимательнее изучить принципы государственного устройства (и в первую очередь – принцип «вертикальной демократии») Китайской Народной Республики. Я позволю себе процитировать американского писателя и футуролога Джона Нейсбитта:  «В Китае существует вертикальный процесс управления, когда вектор политических импульсов идет сверху вниз. Однако вдоль этой вертикали происходит очень активное взаимодействие. При этом наблюдается единство цели, осознание базовых, четко определенных условий.

        Современные западные демократии напрямую связаны с западными ценностями и с длительной историей развития западных общественно-политических институтов. Тем не менее, чернокожее население в США только в 1969 году, по сути, впервые стало пользоваться равными избирательными правами. На все нужно время.
        В параллель западным демократическим моделям, вертикальная демократия в Китае в достаточно полной мере учитывает китайский опыт, китайскую историю и китайские модели взаимодействия по вертикали. В ходе этого взаимодействия, по существу, и формулируются долгосрочные цели, идет процесс взаимной адаптации участников процесса к меняющимся условий. Ясно, что Китай – это «зацентрализованное» государство. Но за последние 30 лет китайская модель существенно обогатилась, обеспечив стабильные условия развития общества. Таким образом, в условиях централизованного государства при правильном взаимодействии правительства и общества возможны положительные результаты. Освобождение умов – один из фундаментальных моментов китайского опыта. Дэн Сяопина вспоминают в первую очередь потому, что он сказал: «Надо уходить от промывания мозгов к их освобождению». Сегодня в Китае развивается не только экономика, но интеллектуальная сфера, вырастают новые свободные художники. Новые модели демократии не только возможны. Они существуют. Мне кажется, что вертикальная демократия может служить своего рода вызовом опыту всего остального мира в XXI веке...».

И мне кажется, что сегодня России, используя свой исторический опыт, свою собственную историю (при этом учитывая современный опыт Китая), надо строить свою собственную «вертикальную демократию». Пока же мы, с упорством, достойного лучшего применения, пытаемся выстроить свое собственное будущее на чужом опыте, пытаясь поправками улучшить западную модель «горизонтальной демократии», принятой у нас за основу нашей конституции. А ведь опыт Китая в этом плане нам ближе и понятнее, чем опыт «коллективного Запада».

Владимир БЕРЕЖНЫХ,

гл. редактор журнала

«Россия и Китай».