Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Исторические прогулки по Великому Чайному пути с Чжао Вэньяо

Великий Чайный Путь внес громадный вклад в историю торговли между Китаем и Россией. Сложно себе представить, как тогда, в примитивных условиях, нашим предкам удалось построить этот путь через Китай, Монголию и Россию, и сохранить его на протяжении династии Мин и Цин, и во времена республиканского Китая! Длина Чайного Пути свыше 11000 километров, путь обеспечил торговлю между тремя странами, предоставив возможности буквально для всех: для купцов, для чиновников, даже для самых простых людей и, конечно же, для селений, попавших в сферу влияния Чайного Пути. Он, этот евразийский торговый Путь, превратил зелененькие чайные листья в напиток, который стал одним из самых популярных напитков нашего времени.

Чайный Путь влиял на политику, экономику, культуру, искусство, он оставил нам многочисленные памятники исторического и культурного наследия. Эти памятники до сих пор влияют на нас и являются воплощением нашей культуры. Многие так оценивают Великий Чайный Путь: «Путь, на котором один товар изменил целый мир».

В декабре 2012, после того, как все дела были закончены, у меня наконец-то появился шанс проехать по Великом Чайному Пути от родного Хух-Хото во Внутренней Монголии до южных провинций Китая. Это путешествие подарило мне живописные места, древние города, встречи с интересными обычаями и гостеприимными людьми. Проезжая по этому пути, я погружался в историю, испытывал те же чувства, которые испытывали местные жители и сотни, и тысячи лет тому назад: напряженность труда, печали и радости, ожидание удачи...

Начало Чайного Пути – Горы Уишань

Как же начиналось это великое дело? Тайна происхождения Пути давно волновала меня, я много прочитал о нем, и первым делом поехал к горам Уишань. Дорога туда на машине заняла 3-4 дня, и за это короткое время я испытал на себе четыре времени года – от зимнего белоснежного севера до дождливого юга, от осенней прохлады до летней жары.

Так почему же я решил, что Великий Чайный Путь берет свое начало именно в горах Уишань? Только побывав здесь, на северо-западе провинции Фуцзянь, вы сможете увидеть эти горы во всем великолепии. Их общая площадь составляет 100 тыс гектаров, они имеют удивительную карстовую форму рельефа. Климат здесь влажный и дождливый, как раз для выращивания чая. Поэтому местные жители уже в 500- м г.н.э. начали заниматься чаеводством. Уже во времена династии Сун уишаньский чай славился на всю страну. Известный поэт Фань Чжонянь писал: «Уишаньский чай славится на всю Поднебесную, потому что люди с древности выращивают его».

Ближе к вечеру, в четыре часа я подъехал к Уишаню. Не заезжая в город отдохнуть, я поспешил в поселок Сямэй. Он находится на юго-западе города Уишань в 20 км вниз по течению реки Мэй. Поселок Сямэй является официальным началом Великого Чайного Пути. Со временем здесь образовался большой чайный рынок. Купцы из провинции Шаньси приезжали сюда покупать чай, строили здесь заводы, обрабатывали чай. По историческим данным, даже европейцы приезжали в Сямэй за чаем.

К временам династии Цин в Сямэе понастроили многочисленные магазины, ежедневно сюда приезжали тысячи людей, о поселке в шутку говорили: «Петухов слышно и дым из труб видно за 5 километров!». Проезжая по Сямэю, проходя мимо древних здании, я "погрузился" в его историю, и ощутил, увидел его своеобразие своими глазами.

Для доставки чая до реки Мэй жители Сямэй прокопали свой собственный канал Даньси, который проходит через весь поселок. Длина канала 900 метров, он достаточно глубокий. В давние времена канал служил главным способом перевозки чая. Древние записи гласят: «Каждый день по каналу беспрерывно переправляли товар на 300-х плотах». Чай переходил из канала в реку Мэй, затем доходил до Чиши, Чжонаня, до гор Цяньшань в провинции Цзянси, и отправлялся все севернее и севернее, по Великому Чайному Пути.

В поселке Сямэнь, среди прочих, находится еще одна достопримечательность – это родовой храм клана Чжоу, единственный полноценный храм в области Уишань. Чжоу были самыми крупными предпринимателями в поселке. Говорят, они зарабатывали свыше миллион лян (500 тонн!) серебра в год. На строительство родового храма ушла большая сумма денег. Из-за особенности местности арка и ворота храма слились воедино, что сделало фасад храма очень красивым. Узоры, вырезанные на дверях, тоже имели свою специфику, и отличались от традиционных узоров того времени. С двух сторон висят деревянные свитки с надписями «деревянная основа» и «водяное начало». Чжоу тем самым говорили – пусть семейство разрастается как пышное дерево, своими корнями уходит далеко-далеко, и пусть, как струя воды, всегда стремится вперёд, но не забывает о своей истории. Кроме того, резьба с двух сторон сделана в надежде на то, что потомки будут здоровы и умны.

Торговля чаем принесла славу и богатство многим людям. В поселке Сямэй было свыше 70 роскошных зданий разного стиля: дворцы, храмы, монастыри и т.п. До сегодняшнего дня сохранилось несколько десятков таких зданий, что позволило поселку стать «историческим культурным поселком Китая». Ежедневно туристы стремятся побывать в этом древнем городе, до сих пор поселок приносит прибыль нынешним его жителям.

Гуляя вдоль реки я увидел по берегам длинные скамьи с высокими, по пояс, спинками. Эти скамьи имеют очень романтичное название – «Ожидание красавицы» и историю в сотни лет. В древние времена вдоль берегов располагались чайные поселки. Мужчины отправлялись на кораблях торговать чаем, а женщины сидели на этих скамьях в ожидании мужа или сына. Не всегда итогом ожидания были радостные встречи...

Если бы у меня было время остаться здесь на весь отпуск!.. Но и за это короткое время я открыл для себя новый мир!

Говоря о начале Великого Чайного Пути, мы непременно должны упомянуть и о поселке Син (что в переводе означает «Поселок звезд»). После опиумной войны спрос на чай в России сильно вырос, и Сямэй уже не мог удовлетворить весь рынок. Но предприниматели открыли для себя новый поселок, Син. Этот поселок находится в глубинах чайных гор и является центром местности, где выращивают чай "Уишаньский". Из поселка Син корабли с чаем могут по реке Цзюцюй (в переводе "Река девяти излучин") и выйти в реку Чоньян. И вскоре, ко времени процветания чайного рынка в Кяхте, в поселке Син было уже 72 чайных завода, сотни плотов, свыше 400 работников, за что поселок прозвали "маленькой Сучжоу". В 10 км вниз по течению находится поселок Чиши, что в переводе означает Поселок красных камней.

Река Девяти излучин – еще одна знаменитость гор Уишань, единственный водяной путь в этих горах, состоящих из 36 вершин. И каждая имеет свое имя, свою историю, свой миф, свой памятник: дворец Уигун (к сожалению, уже разрушен), скит Чжу-цзы, в пещере в скале над рекой до сих пор сохранилось более 30 погребальных лодок народности юэ, живших здесь более 3000 лет назад. До сих пор остается загадкой, как люди 3000 лет назад смогли поднять саркофаги по отвесной стене. Кроме того, здесь находится множество дворцов, даосских храмов, монастырей, наскальных барельефов, сунские печи для обжига и императорский чайный сад. гробы-лодки, мост Радуги, королевская чайная плантация династии Юань, Пик небесных путешествий и многие другие памятники природы и культуры Китая.

200-летняя торговля чаем принесла не только богатство, но и сделала огромный вклад в местную культуру. Сегодня поселок Син и река Девяти излучин стали главными составляющими памятника Всемирного наследия – гор Уишань. Туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы покататься на плотах и попробовать настоящий уишаньский чай.

Теперь давайте посетим поселок Чиши, о котором я говорил выше. Напомню, его название означает Поселок красных камней. Чиши – важная часть Чайного Пути, один из его транспортно- торговых центров. Поэтому, вскоре за расцветом поселка Син, Чиши стал еще одним важным местом обмена чайных товаров. Благодаря торговле Чиши быстро стал городком «со всеми удобствами»: появились магазины, рынки, даже казино, за что его прозвали «маленький Шанхай».

– Люди Уишань богаты и гостеприимны! – писали поэты.

Благодаря туризму поселок Чиши объединился с городом Уишань, и, к сожалению, утратил свой исторический облик. Мало что сегодня напоминает о древности этих мест в этом современном городе, разве только живописная природа все та же. Чтобы добраться до города, необходимо было пройти через мост Юйцин. Он был построен на улице Наньмань в 1889 году, его длина 79 метров. В облике моста проглядывали особенности архетектуры династий Хань, Сун и Цин. Мост, представляющий собой деревянное строение с тремя отверстиями, не имел ни единого железного соединения и простоял 120 лет, но, к сожалению, сгорел в мае 2011 года.

Люди из поселков Сямэй, Син и Чиши собирали чай в горах Уишань, затем отправляли весь чай в Чоньань (старое название города Уишань). Чоньань – первый центр торговли чаем на Чайном Пути. После проверки и обработки чай отправляли дальше на север, по древней дороге, соединяющей провинции Фуцзянь и Цзянси. Она помнит не только крестьян и купцов, но и бандитов и разбойников...

Сегодня эта дорога, проходящая через горы и леса, заброшена, только в дебрях леса все еще можно увидеть её остатки. Местами еще видны следы телег, которые перевозили чайные товары. Гуляя по этим тропам, я, кажется, слышу звон колокольчиков на этих тележках...

В 40 км от Чоньаня находится Фэньшуйгуань – самый главный проход на этой дороге. Возле него есть небольшой памятник с надписью "Почтение погибших", возведенный некими братьями Тун Суньсяном и Тун Сунсянем. Они поставили его в память о тех, кто навсегда остались в этих горах. А таких было много. Так, для прибывавших сюда северян стал губительным мокрый и душный, субтропический климат Уишаня, не дремали бандиты и разбойники. В результате многие навсегда оставили здесь свои жизни.

Среди людей, которые занимались торговлей и перевозками, было такое неписаное правило: они вырезали на коромыслах свои имена, гражданство. Если, не дай Бог, они погибали по пути, то их хоронили и оставляли коромысло в качестве надгробной надписи. Но со временем таких могил становилось все больше и больше, вот и возвели братья Тун памятник и построили храм в память о тех людях.

По надписям на скале мы узнали, что храм уже существует более 120 лет. Многие специально приезжают сюда для почитания своих предков. В окрестности раньше еще было несколько могил, но со временем люди забыли их. Для многих путь в 100 км по горам Уишань стал последним. Великий Чайный Путь позволил многим прославиться и разбогатеть. Но,восхищаясь успехами купцов и торговцев, мы не должны забывать о том, как они рисковали, сколько они вложили в свою карьеру. И эти коромысла с вырезанными на них именами напоминают нам об этом.

После прохода Фэньшуйгуан, Чайный Путь входит в пределы гор Цяньшань провинции Цзянси. Эти горы и являются настоящим началом Пути, и хранят не менее привлекательные истории.

Об авторе:

Чжао Вэньяо, писатель-фрилансер, т.е. свободный писатель. Он был военным, госслужащим, руководителем корпорации, планировщиком, овощеводом, занимался СМИ, изучением и реставрацией древней архитектуры. С 2010 года он начал входить в область комплексного исследования Чайного пути. С 2012 года акцентировал внимание на исследовании истории и культуры участка Чайного пути на участке Чжанцзякоу - Урга. Прочитав все доступные на эту тему исследования специалистов и ученых, он сам, терпя все тяготы пути, обследовал и изучал важные города и дороги по маршруту Чайного пути длиной в 10 тыс. км: от древних улочек времен династий Мин и Цин (которые встречаются на всем протяжении Чайного пути) до важных узлов коммуникации, где происходила смена  водного и сухопутного транспорта, где чай с колес перегружался на верблюдов; от старой торговой дороги Чжанцзякоу-Урга до озера Байкал, очаровывающего путешественников. В поисках информации Чжао Вэньяо обращался к мастерам чайного дела, искал материальные свидетельства существования Чайного пути у крестьян на дворах...  Он уделял особое внимание поиску и отождествлению  памятников и развалин исторических построек, среди них он пытался определить материальное культурное наследие и вещественные доказательства Чайного пути. Пытаясь описать общую конструкцию духовного, материального и культурного наследия Чайного пути, Чжао Вэньяо занялся  систематизацией этого наследия. Постепенно, шаг за шагом Чжао Вэньяо помогает китайским и зарубежным селениям и городам (а таких уже около ста!) на маршруте в  10 тыс. км узнать о своей «чайной истории», установить контакты и взаимопонимание. Чжао Вэньяо мечтает о том, что его вклад в извлечение Чайного пути из под слоев истории будет  содействовать формированию  и развитию туристической индустрии и торговли. Пока еще его усилия, может быть, не пропорциональны достигнутым результатам, но уже сама преданность исследователя, писателя и фотографа Чжао Вэньяо теме Великого Чайного пути не может не восхищать всех тех, кто знаком с этим, одним  из самых искренних, знатоком древнего, но постепенно возрождающегося через туризм,  торгового пути.