Китай : главная
Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Журнал "Россия и Китай", №26 (PDF, 15 Mb)
Вход

Новости, статьи

Даосизм

Даосизм - исконно китайская религия, которая существует уже более 1800 лет. Обычно считается, что даосизм сложился во 2 веке н.э., главным показателем чего служит появление двух даосских сект под названием «У доу ми дао» («Путь за пять доу риса») и «Тайпин дао» («Путь Великого покоя»). Секта «У доу ми дао» была основана Чжан Даолином и пользовалась популярностью преимущественно в районах Ба и Шу теперешней провинции Сычуань. А называлась так потому, что со своих последователей требовала по 5 доу (кг) риса. Объявив своим основателем Лао-цзы и возведя в канон «Даодэцзин», она учила людей почитать Дао, то есть Путь, и каяться в грехах, а также лечить болезни водяными знаками и заклинаниями. Однако даосизм, который исповедовался ею в те времена, был еще первобытным. Лишь благодаря усилиям не одного поколения даосов в области его пропаганды и продвижения он постепенно обрел основные черты религии. В 3 веке н.э., когда верующие провозгласили Чжан Даолиня «Небесным наставником», название секты постепенно изменилось, и она превратилась в секту «Пути Небесного наставника». Сам титул «Небесный наставник» стал наследоваться потомками Чжан Даолиня, а, начиная с династии Тан (618 - 907), дароваться императором.

Одновременно с сектой «Путь за пять доу риса» возникла секта «Путь Великой справедливости». Ее основал Чжан Цзяо. Секта действовала преимущественно в районе теперешней провинции Хэбэй и стала называться так потому, что верила в «Книгу о Великой справедливости». Число последователей ее достигало 100 тыс. Чжан Цзяо заявлял, что создал секту для того, чтобы идти путем Неба и Земли, а значит верой спасать людей, создавать спокойную жизнь стране и народу, Великий покой в Поднебесной. В 184 году н.э. он под знаменем Пути Великой справедливости поднял восстание. Борьба продолжалась свыше 20 лет, но затем была подавлена императорским двором. После этого секта бесследно исчезла.

В последующие века даосизм как религия в результате своих преобразований поставил в центр внимания «путь небожителей», т.е. путь к бессмертию, и распространялся по двум направлениям. Так, часть даосов стала использоваться и поддерживаться китайскими правителями, и даосизм начал постепенно срастаться с верхними слоями общества и зависеть от императорского двора. Молясь за счастье императорской власти, даосы в то же время искали средства, которые бы делали императоров бессмертными. В народе же даосизм плотно смыкался с колдовством и шаманством. Заклинания против стихийных бедствий и заговоры болезней, моления о счастье и отвращение зла имели огромный спрос среди простонародья. Официальный и народный даосизм отнюдь не конфронтировали друг с другом. Заклятия, изготовление пилюль бессмертия, цигун и т.д. одинаково ценились и тем и другим.

В период Танской (618-907) и Сунской (960- 1279) династий даосизм достиг своего апогея. Танские императоры заявляли, что монаршью власть дали им духи святые и что сами они потомки Ли Эра, то есть основателя даосизма Лао-цзы. Поэтому даосизм в эти времена почитался и поддерживался, положение его намного поднялось. Сунские же императоры Чжэньцзун, Хойцзун и другие, которые оказались перед серьезной угрозой нашествия северных нацменьшинств и надеялись на помощь божественных сил, соединили даосизм с государственной властью. Даосские монастыри, построенные по императорскому указу либо по распоряжению правительства, тонули в дыму фимиама, бескрайни были их земельные угодья. В бедных же селениях и захолустьях повсюду строились даосские храмы на частные средства.

В период Минской (1368 - 1644) и Цинской (1644 - 1911) династий даосизм пошел к своему закату, хотя еще и пользовался горячей любовью со стороны отдельных императоров. Несмотря на появление знаменитых даосских мыслителей, его влияние на общество как системы самостоятельной религиозной организации стало постепенно слабеть. Такие религиозные святыни, как горы Эмэйшань в провинции Сычуань и горы Хэншань в провинции Хунань, где первоначально сосредоточивались даосские монастыри и храмы, постепенно перешли в руки буддизма. И тем не менее даосизм по-прежнему удерживает за собой весьма глубокие социальные и массовые позиции в традиционной культуре и общественных нравах Китая.

По статистическим данным за 1989 год, представленным зарубежными религиозными органами, даосизм существует в 65 государствах и регионах мира, где исповедуют его главным образом этнические китайцы и китайские эмигранты, но есть и верующие из числа аборигенов. Наряду с этим там созданы органы, которые занимаются даосским самосовершенствованием и изучением даосизма. Но больше всего даосов в Азии. Даосские круги Китая осуществляют многосторонний обмен с зарубежными массовыми даосскими организациями, даосскими монастырями и храмами, научными учреждениями.

 

Даосская вера

Высшей религиозной целью даосизм ставит себе обретение Дао и превращение в святых, а его реальные интересы выражаются в укреплении здоровья и достижении бессмертия. Он видит в Дао первоисточник и повелителя вселенной, считает его всеохватывающим, вездесущим и вечным космическим началом всего и вся. Только оно. Дао, породило вселенную, а затем и все в ней.

Если немало религий считает человеческую жизнь наполненной страданиями, то даосизм, наоборот, видит в ней радость и полагает, что страдание доставляет только смерть. Он побуждает людей стремиться жить столько, сколько отведено природой, и достигать бессмертия как высшего идеала. По его мнению, жизнь человека не зависит от воли Неба. Жить ли людям и сколько, решается ими самими. Если только они научатся укреплять здоровье и поддерживать спокойствие духа, то смогут излечиваться от недугов и дольше жить, а то и достигать бессмертия. Поэтому в истории даосизма сложилось несколько направлений и методов укрепления здоровья. Говоря сегодняшним языком, это психорегулирующие, диетологические, дыхательные, гимнастические и другие упражнения. Но самым таинственным является «Дань дао» («Путь киновари»), а попросту алхимия.

Алхимия делится на «внешнюю» и «внутреннюю». «Внешняя» занимается приготовлением «пилюль бессмертия» из киновари и других минеральных лекарственных ингредиентов в огромных треножных печах. Наивысшего расцвета она достигла при Танах, но затем, начиная с Сунов, постепенно пришла в упадок из-за того, что немало людей умирало от этих пилюль. После «внешней алхимии» главной формой укрепления здоровья у даосов стала «внутренняя алхимия». Принимая человеческое тело за «печь», она посредством специальных упражнений старалась «выплавлять» в нем самом эту самую «пилюлю бессмертия» и тем самым делать людей бессмертными. Разумеется, алхимия с давних пор никому не давала бессмертия. И тем не менее «внешняя алхимия» намного пополнила знания людей в области металлургии, химии и фармакологии. Да и изобретение Китаем пороха в огромной мере обязано именно ей. «Внутренняя» же стимулировала развитие традиционного китайского цигуна. Распространенный сейчас в стране цигун в огромной мере берет свое начало в даосизме.

Даосизм признает многобожие, и поклонение миру богов и духов выражает его самые основные верования. У богов и духов, считает он, есть такие свойства и качества, каких нет у обычных людей. Например, они могут летать на облаках, вызывать ветер и дождь, нести людям беды и счастье, словом, распоряжаться всем и вся, всем миром и человеческой жизнью. Мир богов и духов так же, как и человеческое общество, отличается строгой градацией и стройной управленческой системой. Ведая людскими делами при четком разделении труда, даосские божества должны убеждать людей совершенствоваться в своей даосской вере, а наряду с этим поддерживать добро и карать зло, помогать беднякам и спасать несчастных, изгонять нечистую силу и лечить болезни. В даосском пантеоне богов и духов самое высокое положение занимают «Изначальный небесный достопочтенный» («Юаньши тяньцзун»), «Небесный достопочтенный духовной драгоценности» («Линбао тяньцзун») и «Небесный достопочтенный Пути и Морали» («Даодэ тяньцзун»), которые образуют «Триаду чистых» («Сань цин»). Главным в даосских монастырях и храмах зачастую является именно Зал этих Трех чистых. В народе же поклоняются еще большему сонмну богов и духов. В их числе Дух-покровитель города, местный Дух- хранитель земли, дверные и печные духи, оберегающие семью от навождений и несущие ей счастье. В глазах правоверных у каждого из духов есть свои обязанности и к ним можно обращаться за разрешением различных проблем. Так, если нужен дождь, молятся Лун-вану, то есть Дракону. В случае стихийных бедствий отбивают поклоны Гуань-ди, в случае болезней - Яо- вану, а когда мечтают разбогатеть, делают подношения духу богатства Цай-шеню. Люди же, выходящие в море, молят богиню Ма-цзу о благополучном плавании.

Идеал даосизма - «мир святых-бессмертных», который существует не только в призрачном Небесном царстве, но и среди людей. Все места в мире людей, находящиеся в ведении богов и духов, называются «небесными пещерами» и « землями счастья». Притом 10 крупных «небесных пещер» и 36 малых управляются святыми-бессмертными, которых посылают небесные боги, а 72 «земли счастья» - «истинными людьми», то есть святыми- бессмертными более низшего ранга, которые направляются Небесным императором. Все эти «небесные пещеры» и «земли счастья», расположенные в живописных горах и речных долинах, считаются идеальными для тех простых смертных, которые совершенствуют себя, чтобы обрести Дао. Поскольку здесь зачастую располагаются даосские монастыри и храмы и много даосских реликвий, они стали святынями даосизма. Согласно даосизму, мир духов и святых-бессмертных не является чем-то абсолютно недоступным, простые миряне могут посредством совершенствования обрести Дао и стать бессмертными. Бессмертие вовсе не значит, что душа после смерти человека улетает в мир святых, наоборот, плоть человеческая продолжает вечно жить и может либо в мире людей обращаться в святых-бессмертных, либо в царстве последних отрешаться от себя.

Даосизм верит в круговорот Неба и Дао, в награду за добро и в наказание за зло. А это значит, что если предшествующие поколения грешили, то последующие несут за них кару. И наоборот, если предшествующие поколения делали добро, то последующие наслаждаются счастьем. Даосизм верит также в «Пять путей» человеческой души. Он считает, что после смерти людей у души их пять путей. На первый путь вступают души тех, кто делал добро. Они возносятся на Небо и превращаются в святых и бессмертных. Души, вступающие на второй путь, обращаются в человеческого зародыша и вновь становятся людьми. Души, вступающие на третий путь, вселяются в диких зверей и перевоплощаются в их виде. Души, вступающие на четвертый, обращаются в голодных нави, а души, вступающие на пятый, отправляются в ад. Поэтому во избежание мук ада даосизм советует делать добро.

 

Даосские течения

Из-за несколько разного толкования догм, а также из-за той или иной разницы в системе распространения и преемственности даосской веры, организационной структуре даосских обществ на протяжении почти двухтысячелетнего развития даосизма возникало немало течений. В настоящее же время продолжают существовать главным образом два. Это школа Чжэн и дао, то есть школа «Единственно правильного пути», и школа Цюань чжэнь дао, то есть школа «Совершенной истины»

Школа Чжэн и дао непосредственно сформировалась на основе Пути Небесного наставника и почитает Чжан Даолина в качестве своего патриарха. Она отличается тем, что считает главным своим каноном «Книгу единственно правильного пути», занимается преимущественно составлением письменных заклинаний, чтением молитв перед алтарями богов, вызовом добрых и злых духов. Притом религиозные ритуалы совер­шаются в стационарных мо­настырях, а даосам разре­шается в них не жить и обза­водиться собственной семьей. При совершении религиозных ритуалов и участии в наиболее важных общественных мероприятих даосы этой школы по своему одеянию не отличаются существенно от даосов школы Совершенной истины.

Школа Совершенной истины появилась довольно поздно, примерно в середине 12 века. Основал ее даос Ван Чунъян. Развив дальше первоначальные наивные догмы даосизма, которые звали помогать мирянам, довольствоваться бедностью, подавлять собственные желания и т.д., Ван Чунъян создал совершенно новую теорию и практику религии. Он выступил за «полное слияние трех религий» - даосизма, буддизма и конфуцианства, а тем самым за охват всего их подлинного смысла. У школы Совершенной истины строгие запреты и строгая система управления. Даосы обязаны оставлять мирскую жизнь и поселяться в монастырях, а также соблюдать обет безбрачия и не есть скоромного. Словом, они должны жить строго пуританской коллективной жизнью. Их религиозная деятельность осуществляется преимущественно в виде индивидуального совершенствования. Даосы этой секты обычно ходят в темном даосском халате. Они не стригутся и связывают волосы в узел на затылке, а в даосских шапках для этого узла оставляется специальное отверстие. Для религиозных ритуалов предусмотрено специальное даосское одеяние. Притом даосы, играющие наиболее важную роль, облачаются в вышитые цветные даосские халаты.

 

Верующие и даосы

Поскольку верующим совсем не требуется оформлять свое вступление в даосизм, их число не поддается учету. Постоянного места для отправления религиозных обрядов у них нет, и часть их делает подношения и курит фимиам богам у себя дома, а часть идет для этого в монастыри в установленное время. Наиболее частым является еще и то, что очень многие одновременно верят и в буддизм, и в даосизм, обычно не живут никакой религиозной жизнью и нередко лишь тогда, когда появляется в этом потребность, зажигают курительные свечи и срочно молят богов и духов о помощи. Во многих случаях верующие совершают религиозные обряды для того, чтобы обрести покой, добиться успеха на служебном поприще и избавиться от болезней. Но есть и такие, которые делают это, чтобы укреплять здоровье и совершенствоваться в даосской вере.

Те, кто совершает обряд обращения в даосизм и делает последний своей профессией, называются даосами. Мужчины даосы называются еще цяньдао, а женщины - куньдао. На сегодня в Китае мужчин и женщин даосов свыше 25 тыс., то есть профессиональных служителей культа у даосизма меньше, чем у остальных крупных религий. Но столько лишь зарегистрировано, а в народе есть еще и разрозненно живущие мирские даосы. В древние времена немало людей хотя и выбирало себе духовного наставника и обращалось в даосизм, но не совершало для верующих молебны, не молило для них о счастье и не уберегало их заклятиями от бед и несчастий. Они либо специально занимались самосовершенствованием для достижения бессмертия, либо писали даосские труды, погружались в изучение даосского учения. Средства на жизнь давали им либо семья, либо последователи и друзья. Но таких даосов сейчас очень и очень мало. Хотя, правда, все еще есть люди, которые после обращения в даосизм специально занимаются самосовершенствованием либо пишут труды и разрабатывают свои учения. Если они одновременно находятся еще на нерелигиозной работе, то называются цзюйши, то есть мирскими даосами.

 

Монастыри

Места поклонения богам и духам, совершения коллективных религиозных ритуалов и совместного проживания называются у даосов «гунгуанями», то есть монастырями, очень многие из которых построены в знаменитых горных районах возле крупных рек. На сегодня в различных районах Китая свыше 1500 таких гунгуаней, притом многие из них представляют собой огромную культурную ценность и привлекают к себе массу туристов.

Поднявшаяся в середине 12 века школа Совершенной истины, которая уделяла особое внимание даосскому самосовер­шенствованию, в соответствии со своим учением о строгом изучении и исполнении догм реформировала монастырскую систему. В результате были созданы монашеские общины 10 направлений, или крупные монастыри, и монастыри, так сказать, потомственные.

Потомственные монастыри, а попросту мелкие, владели монастырской собственностью, но не были обязаны принимать к себе даосов «10 направлений». Их возглавляли монастырские отцы-наставники, которых называли еще «хозяевами» и которые управляли как религиозной деятельностью, так и имуществом монастырей. После смерти отца-наставника управление монастырским имуществом переходило в руки его ученика-наследника, и так продолжалось из поколения в поколение. Отец-наставник мог брать себе учеников и, когда в монашеских общинах 10 направлений начинался прием обетов, посылать их туда, чтобы они официально становились даосами. Однако сами отцы-наставники не имели права принимать обеты.

Монашеские общины 10 направлений создавались наподобие буддистских. Их вожди, например, настоятели, надзиратели, управляющие и т. д. тоже аналогичны буддистским. Общинное имущество принадлежит здесь либо даосской церкви в целом, либо одному из направлений даосизма. По прохождении определенной процедуры и проверки все даосские верующие имеют право останавливаться в таких общинах. Монашеские общины 10 направлений сами не набирают себе учеников, но специально принимают обеты у тех учеников, которых рекомендуют им малые монастыри. Внутри общин действуют целый комплекс организационных органов и управленческая система. Так, у всех них есть настоятель, руководящий религиозными делами, а также надзиратель (в просторечии «хозяин»), который ведает всеми делами монастыря.

Нижеследующее звено состоит из восьми администраторов, которые соответственно отвечают за прием посетителей, монастырские залы, финансовые дела, питание, склады, монашеские кельи и т.д. За ними идут еще и другие служители, которые помогают им обеспечивать нормальный ход всей монастырской жизни. Раньше у даосских монастырей были весьма строгие правила и порядки, за нарушение которых наказывали вплоть до применения смертной казни. Но с 50-х годов 20 века все те правила и порядки, которые расходятся с государственным законом, уже отменены, а те, которые ему не противоречат, играют лишь роль обычного взаимного обязательства.

Хотя в настоящий момент часть даосских монастырей по-прежнему сохраняет систему общин и направлений, но многие административные должности, за исключением должностей настоятеля, надзирателя и других наиболее важных должностей, уже отменены, по-другому стала называться и часть административных подразделений. К ним относятся отдел приема посетителей, канцелярия, охрана. Монастыри управляются комитетами (либо группами) демократического управления, которые периодически избираются монахами, притом члены их в случае переизбрания остаются на следующий срок. Наиболее важные дела решаются на основе коллективного обсуждения, а за организацию их осуществления отвечает монастырский надзиратель.

По сравнению с прошлым большинство даосов стало жить более простой религиозной жизнью. Ежедневно они обычно только по утрам и вечерам являются в молитвенный зал для упражнений в чтении молитв, да и только 1-го и 15-го числа лунного месяца читают их полностью, а в остальное время лишь какую-нибудь отдельную часть. В наиболее важные праздники хотя и бывают молебны, но, как правило, однодневные и в меньших, чем раньше, размерах. Даосы сами решают, какие ритуалы их надоедливой религиозной жизни выполнять, и некоторые обходят стороной. Большинство их занимается укреплением здоровья посредством спортивного и созерцательного кунгфу, а также изучением даосских догматов в свободное от работы и физического труда время.

Наиболее важной частью религиозной жизни даосских монастырей является поклонение духам, другими словами, организация даосских молений. Даосские моления - это ритуал принесения жертв на алтарь духов и обращения к ним за помощью. В настоящее время даосские моления по-прежнему делятся на две категории: на моления о счастье и на моления для усопших. Моления о счастье - это в большом плане моления о счастье и благополучии страны, а в малом - о счастье отдельных людей и ограждении их от бед. Конкретных наименований здесь много. Моления же для усопших совершаются для того, чтобы их души устремлялись в высь и навсегда избавлялись от мук ада. И сейчас все еще немало людей просит о таких молениях в знак памяти о близких. Моления соверша­ются как по коллективной, так и по индивидуальной заявке в условленное с монастырем время и по внесении опре­деленных пожертвований в знак вознаграждения. Сейчас они большей частью происхо­дят в монастырях, но в некоторых случаях соверша­ются и на дому у верующих. От верующих, участвующих в молениях, монастыри требуют соблюдать запреты и личную гигиену путем омовений, быть искренними в обращении к богам и духам, а также вместе со всеми падать перед ними ниц. Моленья устраиваются большей частью в наиболее торжественные даосские празднества, и для участия в них верующим достаточно записаться. В дни же Трех начал, то есть Неба, Земли и Воды, приходящиеся на 15-е число первого, седьмого и десятого месяца по сельскохозяйственному календарю, а также в День поминовения усопших в начале апреля, когда совершаются крупные поминальные ритуалы, верующие могут просить об установлении таблички с именами почивших родных. Что касается проведения отдельных ритуалов по их просьбе, то монастыри максимально идут навстречу. Сейчас в знаменитых даосских монастырях почти не проходит и дня без тех или иных ритуалов, а иногда эти ритуалы длятся денно и нощно. Отсюда видно, что даосизм и сегодня по-прежнему пользуется довольно большим влиянием в обществе и верующих у него все еще немало.

 

Китайская даосская ассоциация

Китайская даосская ассоциация (Chinese Taoist Association) основана в 1957 году и находится в Пекине в монастыре Байюньгуань. Это первая в истории Китая единая сводная организация, охватывающая всех даосов страны.

Раз в пять лет КДА созывает всекитайское собрание даосских представителей. Досрочная либо отсроченная по особым обстоятельствам смена его состава производится на основе голосования в Правлении КДА, а также после проверки со стороны компетентной деловой организации и с согласия органов регистрации общественных организаций, притом отсрочка не должна превышать годичный срок. Правление КДА избирается ее всекитайским собранием представителей и тоже сроком на 5 лет, члены его в случае переизбрания остаются на следующий срок. Правление исполняет решения всекитайского собрания представителей, обсуждает и решает наиболее важные проблемы ассоциации.

Согласно Уставу КДА, пересмотренному в 1998 году, задачи ассоциации состоят в том, чтобы: отражать требования и мнения деятелей даосских кругов и рядовых верующих, содействовать народному правительству в осуществлении религиозной политики и соответствующих законов. Стимулировать нормализацию даосской деятельности, запрещая использовать даосизм в целях нарушения и попрания закона. Побуждать даосских верующих тщательно следить за местами отправления даосских культов, рафинировать даосский стиль, усиливать даосское самостроительство, призывать деятелей даосизма служить на благо дела строительства социализма, организовывать производственный труд, социальный сервис и общественно полезное дело, как следует решать задачи даосского самообеспечения. Открывать даосские учебные заведения и курировать местные даосские организации, создавать подготовительные курсы и активно готовить даосские кадры. Планировать организацию приема обетов, вручения талисманов и другой наиболее важной религиозной деятельности. Собирать, приводить в порядок, исследовать и издавать даосские каноны и литературно-исторические материалы, заниматься изучением нынешнего состояния даосизма. Охранять даосские письменные памятники, исторические реликвии и окружающую монастырскую среду. Усиливать связи с тайваньскими, сянганскими, аомыньскими и зарубежными даосами, активно развертывать дружественные международные сношения.

Помимо КДА в Китае есть еще 133 даосских организации на уровне уезда и выше.

Орган КДА «Китайский даосизм» выходит раз в два месяца и распространяется как в стране, так и за рубежом. Некоторые местные даосские ассоциации выпускают еще и свои собственные печатные издания, например, «Шанхайский даосизм», «Фуцзяньский даосизм» и т. д. При КДА имеется НИИ даосской культуры. Специально занимаясь исследованиями в области даосской культуры и продвигая вперед эту работу, НИИ развертывает научное сотрудничество со специалистами по даосизму, ведет культурный обмен с китайскими и зарубежными даосскими кругами.

 

Даосские учебные заведения

С момента появления даосизма подготовка даосских кадров осуществлялась преимущественно в виде индивидуального обучения учеников наставниками. Правда, было небольшое число высокообразованных даосов, которые во время своих поездок по даосским монастырям страны время от времени вели краткосрочные занятия. Однако большинство этих занятий носило характер специальных лекций и по содержанию ограничивалось каким-либо одним даосским классическим произведением либо проблемами какого-либо одного аспекта.

С 60-х годов 20 века под руководством КДА было открыто пять специальных курсов по даосским знаниям и два курса по повышению квалификации, самым коротким сроком обучения на них был полугодовой. На курсах обучались курсанты из местных монастырей страны, иритом по окончании их абсолютное большинство, за исключением лишь крайне незначительного меньшинства, взятого на работу в КДА, вернулось к себе и стало заниматься управленческой работой.

В 1990 году КДА создала первую в истории китайского даосизма общекитайскую даосскую семинарию - Даосскую семинарию Китая. ДСК находится в Пекине на территории монастыря Байюньгуань. У нее по-прежнему два отделения: одно дает специальное образование, а другое занимается повышением квалификации. Срок обучения на том и другом - 2 года. Специальное отделение готовит преимущественно управленческие кадры для даосских монастырей и осуществляет набор по всей стране. Отделение же по повышению квалификации отбирает себе лучших из числа окончивших спецотделение и подготовительные курсы местных даосских ассоциаций. Из учебных дисциплин Даосской семинарии 70 процентов приходится на теологические.

Наряду с этим местные даосские ассоциации и монастыри создают свои местные даосские семинарии либо подготовительные курсы для даосских верующих, где время от времени готовятся кадры начальной ступени. Одновременно в даосских монастырях действует и своя система регулярной подготовки и учебы.

 

Источник: Сан Цзи. Религии Китая. Межконтинентальное издательство Китая, 2004. ISBN 7-5085-0497-6

 

Партнеры


Китай : Города и провинции
 
 
 
© 2008-2020  All rights reserved