Великий Чайный путь – арктический маршрут
Категория: Дальневосточный федеральный округ, Туризм
Предыдущая статья | Следующая статья
27-30 сентября в Якутске состоялся III Северный форум по устойчивому развитию (III СФУР) в очно-заочном формате, который включен в План мероприятий Российского председательства в Арктическом Совете. В рамках III СФУРа прошла панельная дискуссия «Российско-китайское сотрудничество в Арктике», где с сообщением «Великий Чайный путь – арктический маршрут» выступил и главный редактор журнала «Россия и Китай» Владимир Бережных.
Я хочу объяснить заголовок своего сообщения: Великий Чайный путь, напомню, это исторический торговый путь, по которому в прошлом везли чай из Китая в Россию: через Монголию до Байкала и далее – в Казань, в Москву. Сегодня под понятием Великий Чайный путь все чаще подразумевается международное туристское направление, соединяющее наземным путём две наши страны, в том числе – и через территорию Монголии. Великий Чайный путь – это, по сути, «культурно-туристский коридор» между Китаем и Россией, в отличие от чисто экономического понятия «Один пояс…».
Я более сорока лет работаю в туризме на Байкале, и когда начинал в 1980 году в Бюро международного молодежного туризма «Спутник», то тогда у нас и мысли не было о том, что когда-нибудь к нам поедут туристы из Китая, а наши – в Китай. И только в 90-х, с началом эпохи открытости в Китае, начались первые обмены. Да и то туризмом их можно было назвать только с большой натяжкой, потому что из России в Китай ехали, в основном, за товарами, а «туристы» из Китая ехали, как правило, в Россию на работу, хотя и по туристской визе.
И только в начале 2000-х годов в России, в том числе – и на Байкале, начали появляться первые настоящие туристы из Китая. С каждым годом их число увеличивалось пропорционально росту уровня жизни в КНР. Сегодня в Россию ежегодно прибывает немногим более одного миллиона туристов. Это, конечно, очень мало по сравнению с общими объемами китайского выездного туризма в мире. И до сих пор это, в целом, небогатые граждане Поднебесной, выбирающие Россию как ближайший вариант посмотреть европейскую страну, «погрузиться» в европейский образ жизни. Они едут, в основном, в самые «раскрученные» турцентры России (Байкал, Москва, Санкт-Петербург) и при этом – группами, потому что, «благодаря» Соглашению о безвизом обмене между Россией и Китаем это дает возможность действительно обходиться без оформления российской визы. Ехали к нам, конечно, и по настоящему богатые туристы, но немного, и, безусловно, в индивидуальном порядке, по визе. В «предковидные» годы их стало заметно больше, среди них было много таких, кто к моменту поездки в Россию побывал и в Европе, и в Австралии, и в Америке. У таких туристов требования к уровню обслуживания, к экскурсионному наполнению маршрута, к его зрелищности и т.д. были довольно высокие. Именно они стали первыми китайскими туристами, например, в Якутии, на Камчатке, на севере Байкала, в Териберке. Вслед за такими «первооткрывателями» потянулись в те же места и групповые туристы. Начал формироваться спрос на посещение российского Севера, российской Арктики. Едва ли не каждый запрос на посещение таких отдаленных мест создавал для принимающих фирм серьезные проблемы в плане логистики, а особенно – проживания, уровня обслуживания и питания. Не все из них достойно справлялись с такой задачей, об этом говорят, в том числе, и отзывы в китайском интернете.
Есть ощущение того, что по завершению пандемии и по мере адаптации к новой реальности, сложившейся в мире, объемы индивидуального туризма из Китая будут расти более высокими темпами (хотя, конечно, «локомотивом» возрождения въездного туризма из этой страны по-прежнему будет массовый и относительно недорогой турист).
В связи с этим представляется, что своевременным шагом по удовлетворению формирующегося интереса к российской Арктике была бы разработка маршрутов морских арктических круизов от Владивостока до, огибая Сахалин, Камчатку и Чукотку, порта Тикси, что в устье великой сибирской реки Лены. Поднявшись по Лене до Якутска, такой круизный лайнер, расставшись со своими пассажирами, мог бы принять на борт новых, прилетевших в Якутск из, например, Шэньчжэня или Гуанчжоу.
Именно такой маршрут я и предлагаю назвать Арктический Чайный путь. Для китайцев это будет путь в совершенно иной мир – мир дикой природы, в мир белого безмолвия и северного сияния, в мир плавучих льдов, бескрайней и пустынной тундры, тайги. Это будет путешествие, которое запомнится на всю жизнь. И при этом оно пройдет в условиях комфорта, недоступного на берегу. Такой арктический круизный маршрут даст Якутску шанс действительно стать, несмотря ни на что, заметным центром въездного туризма в России. Он даст новые шансы тем, кто сегодня поддерживает жизнь на пустынных пространствах и берегах нашего арктического севера.
Я намеренно не касаюсь технических и логистических проблем, связанных с реализацией Арктического Чайного пути. Конечно, их немало, но если будет более-менее постоянный спрос (а его, такой спрос, безусловно, надо формировать – и в Китае, и в Корее, и в Японии), то все трудности со временем будут преодолены. Тем более, что в Якутии накоплен опыт речных круизов на теплоходе «Михаил Светлов», на котором можно преодолеть речной, из Тикси до Якутска, участок маршрута. Но это к вопросу о логистических проблемах, а хотелось бы о другом.
Хотелось бы напомнить, что ровно 10 лет назад именно в Якутске, и как раз на борту «Михаила Светлова», состоялась Международная конференция «Трансконтинентальная магистраль Евразия – Америка». В конференции приняли участие представители федеральных органов власти, Торгово-промышленной палаты РФ, научных учреждений, проектных и строительных организаций, иностранных делегаций из США, Китая, Кореи, Финляндии и Швеции. Это был, по-моему, и, к большому сожалению, последний международный форум на эту тему – тему трансконтинентального коридора из Евразии в Америку. Но эта тема жива, она отложена до тех времен, когда в США, наконец, к власти придет адекватная администрация, которая поймет, что совместная реализация такого глобального, но сегодня вполне выполнимого международного проекта вдохнет новые силы и в экономику Америки, и в мировую экономику в целом. Но для этого надо будет не пытаться остановить развитие России и Китая, а совместно с ними начать реализовать давнюю мечту человечества – соединить наши континенты железнодорожной магистралью. Которая обеспечит не только быструю и безопасную доставку грузов в обоих направлениях, но и совместное освоение новых кладовых природных ресурсов сибирского Севера и американской Аляски. И это будет новый «Один пояс – один путь».
И это будут совершенно новые возможности развивать Арктический Чайный путь.