Историческое развитие китайской метал-музыки
Китайский рок и метал, даже не смотря на свою развитость в более поздние периоды их существования, не смогли укорениться в западном мейнстриме, хотя и некоторые коллективы, как например «Tang Dynasty», прославились на какое-то время, однако исследователи считают это не более чем удачным стечением обстоятельств. Основной причиной того стало вовлечение индустрии в жанр музыки, к которому не было предпосылок для появления естественным путём. Из-за этого развитие метал-сцены происходило с некоторым запаздыванием, так, что, когда отечественный метал в Китае обрёл свою популярность, сопоставимую с иностранным - на Западе метал-движение уже успело пережить годы своего расцвета.
Рок и метал в Китае развивались не естественно, эволюционируя из жанров прародителей, а путём перенимания и адаптации опыта заграничных исполнителей, что без наработанной культуры игры на инструментах поставило трудную задачу перед местными музыкантами в освоении нового для региона жанра. Более того ситуацию усложняло и внутриполитическое состояние Китая в 60-70-х гг. из-за чего жанр развивался подпольно.
Такого рода развитие продолжалось до тех пор, пока не была сформирована сфера развлечений в 90-х гг. после периода «реформ и открытости», благодаря чему музыка стала коммерциализироваться, что закономерно привлекло больше музыкантов различных жанров, в том числе и в метал.
Китайский метал имеет примерно такую же историю развития, как и западный: появление рока, утяжеление его в хард-рок, повторное утяжеление в метал и затем развитие поджанров, таких как хэви, дэт, блэк и тд. Ключевым различием будет тот факт, что со второй половины 19 века Китай находился под жестким влиянием западных держав, что привело не к естественному развитию и формированию жанров-истоков для метала, а форсированию их развития в Китае. Так, например, джаз, блюз и кантри появились в Китае, благодаря международным сеттльментам, установленным западными государствами на его территории ещё во второй половине 19 века. Естественно, эти жанры перемешивались с традиционной музыкой, однако, джаз, например, лишился своей импровизации, так как китайских исполнителей-импровизаторов было мало, а слушатель был не сильно искушен.
С началом японского вторжения и до конца культурной революции оркестровая музыка и вышеупомянутые жанры перестали качественно развиваться, что могло быть связано с оттоком иностранного населения из региона. Однако, предпосылки к рок-движению в Китае начали зарождаться в 1940-х годах как итог смешения разных музыкальных направлений, включая народное.
В 1960-х годах, в Китае появляется прослойка рок-музыкантов и соответствующая аудитория, однако важным различием здесь будет являться общественно-политический контекст развития - западный рок развивался спокойно и без помех со стороны государства, тогда как в Китае из-за давления цензуры и крупных политических потрясений культурной революции рок-сцена развивалась в андеграунде, что под собой подразумевало не только банальное отсутствие коммерциализации, но так же невозможность распространять свои идеи и видения музыки.
С окончанием культурной революции, в конце 70-х аудитория рок-музыки начинает расти за счёт студенчества, а к концу 80-х уже появились первые тематические самоиздаваемые фанатские журналы, всё ещё находясь в андерграунде. Также, в этот период Китайский рок становится контркультурным явлением - темы его всё чаще приобретают мотивы личной свободы, свободы слова, обличения изъянов общества и так далее.
В 90-е начинает уже активно развиваться поп-культура и только после этого рок начинает интегрироваться в массовую культуру. К этому времени он начал стремительно расти, в том числе и из-за демографической обстановки в стране - население Китая стремительно увеличивалось, так, например, с 1966 по 1987 население с 735 млн. выросло до 1 084 млн. человек, что предзнаменовало большой приток молодёжи в новый жанр.
В начале 90-х происходит появление хэви-метал на территории КНР, одной из самых успешных групп того периода является «Tang Dynasty», выпустившая свой первый альбом в 1992 году, который распространился двухмиллионным тиражом. У метал-сообщества нет четких теорий, объясняющих такой успех, однако он повлек за собой популяризацию жанра в мейнстриме, организации фестивалей и прочее. Так же эту эпоху называют «первой волной китайского метала».
Для периода вплоть до 2000-х характерно смещение звучания метала в сторону поп-музыки. Нередким явлением было и расформирование групп, так как метал-группы не добивались коммерческого успеха.
Однако начиная с 2000-х начинается «вторая волна китайского метала». Благодаря двум крупным музыкальным фестивалям «330 Metal Festival» и «Midi Modern Festival», а также постепенного распространения интернета и, как следствие, фанатских веб-сайтов, становятся популярными экстремальные ответвления метала, в частности дэт, блэк, и грайнд.
На сегодняшний день китайский метал представлен полным спектром жанров. Динамично развиваются кор-направления и нью-метал. Трэш-метал по-прежнему остается в андеграунде. Активно развиваются направления блэка, в частности депрессивный, сырой и симфонический поджанры.
Важной особенностью современного китайского метала является его индигенизация. Классические для тяжелой музыки жанры «обрастают» особенностями регионального звучания, в частности за счет использования народных инструментов, техник пения и эксплуатации национальной эстетики в текстах и внешнем виде музыкантов. Особенно заметны в этом смысле различного рода фолк-коллективы из Внутренней Монголии, ставшие главным экспортным товаром китайского метала на международную публику.
Выполнил Артур Живокоренцев, ИГУ