Вопросы развития транспортной инфраструктуры туризма между Синьцзяном и Россией
Бережных Владимир
Категория: Синьцзян-Уйгурский автономный район, Туризм
Предыдущая статья | Следующая статья
До последнего времени в СУАР из России и стран Средней Азии ездили только «челноки», которые покупали товары в Урумчи, иногда еще лечились в клиниках и санаториях. Они мало интересовались культурой и природой Синьцзяня. А ведь Синьцзян с его разнообразной природой и многочисленными памятниками мусульманской культуры, является перспективным регионом для международного туризма. Синьцзян-Уйгурский автономный район граничит с 8 странами, и имеет более 30 КПП (контрольно-пропускных пунктов) с ними. Поэтому в Синцзяне становится все более популярным приграничный туризм. Такой туризм приобрел новые перспективы в связи с провозглашением Председателем КНР Си Цзиньпинем курса на формирование Экономического коридора Шелкового пути.
Если основой для увеличения туристского потока в Синьцзян из Казахстана, Узбекистана и Киргизии является интерес к единой мусульманской культуре, и поклонение ее святыням, то туристам из России в первую очередь интересна уникальная природа Синьцзяна.
Но для населения каких регионов России может быть интересен, и доступен Синьцзян? Как туда можно попасть?!
В 2010-м году делегации Министерства транспорта РФ и Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая в Барнауле обсудили перспективы развития автомобильных перевозок между Алтайским краем и Синьцзяном. Стороны пришли к выводу, что наиболее перспективным автомобильным маршрутом для грузовых и туристских перевозок является такой: Новосибирск – Барнаул – Веселоярск (расположенный на границе России и Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан) – МАПП (международный пограничный автомобильный переход) Бахты – Чугучак – Урумчи. Но мне представляется, что для российских автотуристов более перспективен, в связи с ожидаемой отменой визового режима между Россией и Монголии, вариант маршрута через Монголию: Новосибирск- Барнаул- Ташанта (Россия) - Цаган-нуур (Монголия) – Кобдо (Монголия) – Булган (Монголия) – Тайкешкен (КНР) – Урумчи.
По этому маршруту СУАР мог бы получать дополнительно тысячи туристов из таких регионов России, как Алтайский край, Республика Горный Алтай, Новосибирская и Кемеровская область. Это очень красивая дорога по знаменитому Чуйскому тракту будет интересна и туристам из Китая. Такие путешествия, по российской классификации, будут приключенческими, с элементами экологического туризма
Для туристов из Красноярского края, Хакасии и Тувы более коротким будет вариант маршрута Красноярск – Кызыл – МАПП Хандагайты – Боршо (Монголия) – Улясутай – Улангом – Кобдо – МАПП Ярант (Монголия) – Тайкешкен(КНР) – Урумчи.
Туристы из Иркутской области и Бурятии могли бы поехать в Синьцзян через монгольское озеро Хубсугул, когда монгольская сторона, наконец, построит там дорогу с южного берега этого замечательного озера до северного. Пройдя вдоль Хубсугула и выйдя на городок Мурэн, дальше эти автотуристы могли бы выбирать разнообразные вариант достичь западной границы Монголии с тем, чтобы через КПП Ярант –Тайкешкен достичь Синцзяна.
Для россиян возможность посещать Китай со стороны Монголии через МАПП Ярант – Тайкешкен появилась совсем недавно, о ней в России мало кто знает. Поэтому и Китай, и Монголия должны приложить побольше усилий для распространения такой информации. К сожалению, также никакой информации нет насчет того, построена ли в Монголии дорога длиною 210 км от Цаган-нуур до КПП Даян (Монголия) - Хуншаньцзуй (КНР), и есть ли там возможность для пересечения границы для граждан третьих стран, в том числе и для россиян.
К сожалению, между Россией и Китаем нет соглашения о транспортном обмене, Китай не признает российские водительские права. Поэтому пока нет возможности доехать, например, из Барнаула до Урумчи на собственной машине. Ее надо будет оставлять в Казахстане. Точно также обстоит дело и с вариантом поездки через Монголию: из России в Монголию туристы могут поехать на своей машине, но на границе с Китаем эту машину надо будет оставлять перед границей. Так что отсутствие такого соглашения о транспортном обмене мешает развитию Великого Шелкового пути.
Также стоит вопрос создания сервисного обслуживания и ремонта транспортных средств на пути этого автомобильного маршрута.
Я уверен, что с развитием сети автомобильных дорог в Монголии автомобильные маршруты, связывающие Сибирь и Западный Китай, стали бы важным транспортным и туристским коридором на Великом Шелковом пути. Еще более яркие перспективы откроются в том случае, если действительно строящаяся сейчас железная дорога Курагино – Кызыл будет продолжена через Монголию до Урумчи. По крайней мере такой вариант уже всерьез изучается.
Владимир Бережных, главный редактор
журнала «Россия и Китай»