Классики русской и китайской гравюры
Категория: Шаньси провинция, Россия, Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Мы попытались, на примере творчества Владимира Фаворского и Ли Цюня, провести параллель между русской и китайской графикой, а точнее — ксилографией, гравюрой по дереву.
Пожалуй, самым известным европейским художником, работавшим в технике ксилографии, был Альбрехт Дюрер, чьи гравюры поражают как своими мистическимими сюжетами, так и мастерством и тщательностью исполнения. Азия родила великого японского художника-гравера Хокусая, но сам он воспитывался, в том числе, и на работах китайских мастеров, которые в прошлом регулярно поступали из Китая в Японию в рамках культурных обменов.
Хотя техника ксилографии имеет в Китае многовековую историю (где она использовалась не только для печатания книг, но и для их иллюстрирования, размножения буддийских икон и лубков, так называемых «новогодних картин»), однако современная ксилография — искусство для Китая новое, она получила свое развитие лишь с 30-х годов нынешнего столетия. И, по мнению многих китайских искусствоведов, толчком к её развитию послужила проведенная в 1936 году в Нанкине, Кантоне и Ханькоу и в Шанхае выставка «Советская графика». В этой выставке участвовало 46 художников, экспонировалось 185 произведений. Тогда к выставке был издан иллюстрированный каталог на китайском и английском языках. Среди участников выставки были такие известные мастера, как Верейский, творческий коллектив Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Чарушин. Были представлены и работы одного из самых известных советских мастеров книжной графики Владимира Фаворского, который, увлекшись ксилографией, вернул ей ее былую славу после почти трехсот лет упадка.
Эта выставка стала возможной во многом благодаря великому китайскому писателю Лу Синю. С начала 30-х годов он много сил отдал пропаганде и поощрению искусства ксилографии, призывая объединившихся вокруг него молодых художников-графиков учиться у советских художников использовать это искусство «в качестве оружия в борьбе за национальное освобождение». А одним из посетителей выставки «Советская графика» был и начинающий художник Ли Цюнь. Нам доподлинно неизвестно, занимался ли он тогда уже графикой, или нет, но то, что в его работах ощущается значительное влияние советского реализма, это бесспорно.
Именно этот факт — встреча Ли Цюня с работами советских художников (в том числе - и Владимира Фаворского) на выставке «Советская графика», и побудил нас объединить этих двух художников в нашем традицонном разделе, посвященном связям наших стран в сфере культуры.
Ли Цюнь, известный мастер гравюры и китайской картины, родился в уезде Линши провинции Шаньси . В1931 году поступил в государственное художественное училище в городе Ханчжоу В 1933 году вступил в "Исследовательское общество по гравюре на дереве Мулин" и, занимаясь здесь гравюрным творчеством, вступил в Китайский Левофланговый Союз художников. Его выпускная работа — это гравюра на дереве "Портрет Лу Сюня", которая стала наиболее известным портретом Лу Синя, всемирно известного китайского писателя. Ли Цюнь скончался в феврале 2012 г., только отметив свой столетний юбилей,.
В 1940 году, приехав в город Янъань, Ли Цюнь стал преподаватеелем на художественном факультете Института литературы и искусства имени Лу Синя. В 1942 году он присутствовал на знаменитом совещании об искусстве в Янъане. В 1945 году был начальником отдела искусства Культурного союза и главным редактором иллюстрированного журнала "Женьминьхуавао" провинций Шаньси и Суйюаня. В 1949 году впервые присутствовал на первом всекитайском собрании культурных представителей, и был избран членом Всекитайского культурного Союза,постояным членом Всекитайского художественного Союза и далее постоянным членом правления Всекитайского художественного Союза первого, второго и третьего созывов. В 1955-1965гг. был членом партийной группы руководства и секретарём секретариата Всекитайского^-
Владимир Фаворский, будущий Народный художник СССР, родился в 1886 году в Москве и посвятил изобразительному искусству свою жизнь без остатка. Он являлся не только выдающимся мастером ксилографии и книжной графики (в которых заслуженно считается классиком), но и искусствоведом, живописцем, скульптором, художником театра, педагогом.
Фаворский не был самоучкой, он занимался в частной художественной школе. В 1905 году юноша стал воспитанником художественной академии в Мюнхене. После Первой мировой войны (за участие в которой Фаворский был представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени) художник сам стал преподавать в качестве ассистента по живописи и рисунку во Вторых свободных художественных мастерских, а позже и вовсе был назначен их ректором, как профессор читал лекции в Полиграфическом институте, Всероссийской академии художеств и других учебных заведениях. В 1937 мастер получил Гран-при за оформление Советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Владимир Фаворский еще при жизни стал образцом для подражания всех мастеров книжной графики, все его работы перечислить практически невозможно. Его рукой оформлены и проиллюстрированы такие великие произведения, как «Слово о полку Игореве», «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Гамлет» У. Шекспира. Владимир Фаворский также оставил после себя множество теоретических сочинений по архитектуре графического рисунка, теории композиции, труды художника до сих пор используются на факультетах изобразительного и прикладного искусства в качестве учебных пособий.
Союза художников, был заместителем главного редактора журнала "Искусство" и главным редактором журнала "Гравюра". Был почётным председателем Китайского общества гравюрных художников, почётным председателем Федерации литературы и искусства провинции Шаньси, там же, в Шаньси, являлся председателем Общества литераторов и художников, почётным председателем Ассоциации художников, почётным профессором художественного факультета Северо-западного педагогического университета, почётным директором Дома художников провинции Шаньси. Ли Цюнь — Лауреат госпремии КНР.
В 1988 году получил золотую медаль от Центра художественного обмена между Японией и Китаем, медаль за выдающийся вклад в дело развития гравюры в Китае и звание "Народный художник" провинции Шаньси.
Публикации:
"Избранные гравюры Ли Цюня", "Гравюрное творчество на дереве Ли Цюня", "Сборник художественных трактатов Ли Цюня", "Любование известными картинами СССР", "Исследование Ци Вайши", "Сборник художественных литературных рецензионных статьей Ли Цюня" и т.п..
Мария Жилина