Шёлковый манифест «Один пояс — один путь»
Бережных Владимир
Категория: Экономическое сотрудничество
Предыдущая статья | Следующая статья
Сопряжение Шелкового пути и ЕАЭС
Визит Председателя Си Цзиньпина в Москву в мае этого года стал очередным важным шагом в укреплении торгово-экономических связей России и Китая. Ведь в ходе этого визита было подписано более 30 межправительственных соглашений! Каждый из этих документов решает стратегические задачи по тому или иному направлению сотрудничества, каждый достоин отдельного рассмотрения. Но для нас, для журнала «Россия и Китай», особенно важным представляется документ под названием «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Шелкового пути». Дело в том, что журнал с 2013-го года регулярно публикует материалы на тему Шелкового пути. Мы разъясняли своим российским читателям, почему Россия должна непременно включиться в этот проект, и – чем раньше – тем лучше…. Ведь не секрет, что в России очень многие политики и эксперты с недоверием, и даже с настороженностью отнеслись к этой инициативе Китая, озвученной Председателем КНР Си Цзиньпинем в сентябре 2013-го года в Астане. Поэтому мы, в силу своих возможностей, рассказывали, чем проект «Экономического пояса Шелкового пути» отличается, например, от американского проекта «New Silk road», почему он может быть выгоден России, и что Россия должна сделать для того, чтобы получить максимальную выгоду от участия в этом проекте.
И если тогда, в 2013-м году, мы опирались, в основном, на свою интуицию, на собственный анализ незначительного объема информации на эту тему, то сегодня наши тогдашние выводы получили подтверждение в Совместном заявлении о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Этим документом, по сути, подтверждается то, о чем мы ранее уже говорили – создание ЕАЭС явилось глобальным вкладом в реализацию проекта «Один пояс – один путь». Хотя бы, например, потому, что сегодня китайские товары, доставляемые в Европу через Казахстан и Россию, пересекают не два таможенных пространства, а единое.
О концепции проекта «Один пояс – один путь»
Но сегодня я бы хотел обратить внимание наших читателей на другой документ, название которого звучит так: «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века». Ведь это, по сути, официальная концепция Экономического пояса Шелкового пути, подготовленная такими ведущими структурами Госсовета (правительства) КНР, как Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции. Концепция проекта «Один пояс – один путь» (это официально принятое короткое название проекта «Экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь XXI века») была издана, с санкции Госсовета КНР, в марте 2015 года. Можно с уверенностью утверждать, что ее публикации с нетерпением ждали эксперты во многих странах.
Концепция «Один пояс – один путь», на мой взгляд, это масштабный, и даже более – грандиозный замысел преобразования самого крупного континента Земли – Евразии, а также прилегающих к нему островов и архипелагов в единое, но при этом многообразное гармоничное сообщество, основанное на вполне земных реалиях. А именно – на взаимовыгодной торговле и стремлении абсолютного большинства нормальных людей жить в мире. В мире, и при этом без нищеты и голода, которые порождают гнев, насилие, разруху. Люди хотят жить в таком мире, где бы ценилась человеческая жизнь, где бы учитывалось мнение и интересы всех, пусть даже самых небольших по территории, населению и финансовым возможностям, государств.
Игнорирование их интересов, бесцеремонное вмешательство в дела суверенных государств под предлогом, например, «создания демократического общества, основанного на универсальных (читай – на американских…) ценностях» является одной из основных причин роста терроризма и экстремизма во всем мире.
Но возможно ли на самом деле создание такого справедливого миропорядка?! Читая концепцию «Один пояс – один путь», начинаешь верить, что все-таки возможно, хоть и в достаточно отдаленной перспективе. Тем более, что этот путь предлагает миру одна из самых могущественных мировых держав, Китай. И не просто предлагает, а уже рассчитал свои возможности по реализации этого проекта. Возможности как организационные, так и финансовые. Именно на собственные финансы в первую очередь рассчитывает Китай, заявляя миру свою концепцию Шелкового пути.
Зачем Китаю это нужно?!
Но ведь как раз это и настораживает политиков, политологов и аналитиков всевозможной специализации – то, что Китай готов вкладывать свои деньги, рабочую силу, технологии и другие возможности в развитие транспортной и иной инфраструктуры не только своей собственной, но и других стран!.. Конечно, не даром, не совсем бесплатно, но на подозрительно выгодных для других стран условиях!… Значит, что-то задумал, значит – с выгодой для себя! К бабке не ходи – хочет Китай доминировать над всем континентом! – вот логика многих аналитиков, в том числе и российских, судя по их публикациям в интернете.
Безусловно, собственная выгода – вот главная мотивация современного Китая в реализации любого, и тем более – международного проекта. Но давайте посмотрим, в чем состоит эта китайская выгода? На мой взгляд, в том, что Китаю крайне важно создать по периметру своих границ спокойное политическое пространство, позволяющее без проблем ввозить сырье, необходимое для производства разнообразных товаров, и также без проблем доставлять готовые товары туда, где они будут востребованы. Вот почему именно Шелковый путь, обеспечивший в древности, хоть и относительную, но стабильность и безопасность поставок товаров, именно этот торговый путь, который был одним из главных инструментов накопления национального богатства Китая, стал для китайского руководства историческим примером для реализации этого проекта переустройства окружающего его политического и экономического пространства. Это пространство, в идеале, должно стать «Шелковым пространством развития и гармонии». Поэтому речь идет не только о чисто инфраструктурных (транспортных и товаропроводящих) проектах – «Один пояс – один путь» – это гораздо более емкая задача, в рамках которой транспортные коридоры (с которыми пока у большинства исследователей ассоциируется проект «Один пояс – один путь») являются лишь одним из инструментов ее реализации.
Почему Манифест?
Мое частное мнение: концепция «Один пояс – один путь» – это документ, сравнимый, по своему возможному влиянию на будущее, с Манифестом Коммунистической партии Маркса и Энгельса. Но, в отличие от Манифеста, концепция «Один пояс – один путь» не призывает к революционному преобразованию человечества. Он опирается не на идеологию классовой борьбы, а на советский и собственный практический опыт КНР в реализации масштабных социально-экономических преобразований, проведенных с использованием инструментов, присущих как социализму (например, плановая экономика, идеология равноправия и справедливости для всех членов общества), так и капитализму – инвестиции, банковский капитал, частная собственность на средства производства и др. А точнее – на сочетании всех эффективных инструментов. «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», как сказал в свое время Дэн Сяопин.
По сути, концепция проекта «Один пояс – один путь» на самом деле тоже является манифестом планового, рассчитанного на десятилетия (а может быть – и на более отдаленный срок), развития не только Евразии, но и человечества вообще. «Шелковый манифест человечества» – вот, наверное, его истинное название и предназначение….
Спустя почти двести лет после появления «Манифеста Коммунистической партии» (который был написан в 1848 году) Компартией Китая подготовлен новый документ, также пытающийся определить, по большому счету, путь эволюции человечества. В нем, в этом новом манифесте, учтены как теоретические находки, так и ошибки отцов-основателей марксизма-ленинизма. Но в нем использованы и духовные достижения китайского народа, обобщенные Конфуцием и его последователями. Позволю себе напомнить, что философия конфуцианства была построена на поисках гармонии во всем – гармонии в отношениях между государством и народом, гармонии между старшими и младшими – как по возрасту, так и по чину, по статусу, и так далее. Китай искал гармонию и в отношениях между Поднебесной и «варварами», и, надо сказать, находил ее, раз его культуру, его идеологию принимали даже его покорители – такие, как монголы и маньчжуры, которые и сами становились составной частью китайского народа.
Наверное, именно в этот момент и воскликнет торжествующе мой заочный оппонент (давно уже пытающийся оборвать мой монолог по поводу «Шелкового манифеста человечества»), воскликнув:
— Ну, вот ты и проговорился, вот ты сам и напомнил о том, как Китай на протяжении всей своей истории относился к соседним государствам – именно как к «варварам», как к вассалам, ставя перед собой задачу если не покорить их, то приручить… И этот их китайский «Шелковый манифест» – это новый, современный инструмент, с помощью которого Китай хочет всех заставить работать на себя! Это всеобъемлющая стратагема, в полной мере вобравшая в себя весь многотысячелетний опыт китайской политики выживания!..
Ну что бы я на это возразил своему воображаемому оппоненту?!.. Может быть, напомнил о том, что и в самом деле на протяжении тысячелетий Китай жил в окружении диких племен – кочевых на севере, на западе, и лесных – на юге. Поделился бы и своим (может быть – тоже неправильным) мнением, что за последнее столетие Китай изменился кардинально и внешне, и по сути. При этом сохранив глубинные цивилизационные основы, опирающиеся на тысячелетний опыт выживания (за счет выработанных правил общежития) огромных людских масс на достаточно компактной территории.
Китай сегодня – это уже не Поднебесная образца, например, начала XIX-го века…
Сегодня Китай понимает, что эгоцентризм на государственном уровне, решая (может быть – вполне эффективно) задачи сегодняшнего дня, закладывает для себя глобальные риски на будущее. И примером тому вполне могут служить Соединенные Штаты Америки. Поэтому Китай сегодня видит собственное благополучие в благополучии как своих соседей, так и в благополучии тех, кто находится достаточно далеко, но с кем бы тоже хотелось взаимовыгодно торговать. Вот, скажем, сегодня Китай вкладывается в Африку инфраструктурой, хотя мог бы просто скупить там все полезные ископаемые. Но ведь Африка, при условии там мира, и хотя бы относительного спокойствия, может стать для Китая новым огромным рынком, при этом на многие десятилетия! Так какая же Африка более выгодна Китаю?!.. Конечно, процветающая. Но процветающая Африка нужна не только Китаю, но и России, и Европе (хотя бы для того, чтобы оттуда не бежали от отчаяния тысячи беженцев, заполонившие сегодня Западную Европу).
В подписанном КНР и Таиландом соглашении о строительстве 100-километрового канала через Малаккский полуостров (который соединит Сиамский залив с Андаманским морем) говорится не только о транспортных выгодах для Китая (канал сократит на 1200 км морской путь от портов Китая до Персидского залива), но и о том, что канал станет основой для повышения жизненного уровня населения прилегающих к нему провинций Таиланда. Благосостояние тайцев повысится, и они будут больше покупать китайских товаров…
Если заглядывать географически не так далеко, а поближе, например, в Центральную Азию, в Россию, то и здесь очевидно, что Китаю эти соседи более интересны и нужны процветающие и миролюбивые. Как очевидно и то, что без поддержки, или участия (в той или иной форме) Китая это процветание обеспечить намного сложнее. Это относится, в том числе, и к России.
Кстати, о России
Должна ли Россия поддержать китайский проект «Один пояс – один путь»? Вообще, стоит ли России поддерживать проекты цивилизационного значения, рожденные в другой стране? Ведь мы сами до сих пор претендуем на мессианство, на роль «Третьего Рима», то есть, по меньшей мере, на духовное лидерство относительно православной цивилизации!..
Что ж, как говорится, и флаг нам в руки, ведь Шелковый манифест, лишенный какой-либо явной идеологии, вполне оставляет для этого и возможность, и пространство…. Если и есть там, в Шелковом манифесте, какая-то идеология, то это идеология взаимной выгоды. Которая должна стать, по мнению авторов концепции «Один пояс – один путь», основой для всеобщего благосостояния, а значит – и для определенной гармонии в международных делах. Может быть, со временем, именно этот рациональный Шелковый путь и приведет человечество к обществу всеобщего благоденствия?!..
Но уже сегодня реализация проекта «Один пояс – один путь» открывает для России перспективу, по крайней мере, доехать за два дня от Москвы до Пекина! Это в том случае, если будет реализовано строительство ВСМ – высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани, и потом, через Казахстан, до столицы КНР. Недавно был подписан протокол переговоров между губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским с первым секретарем комитета Компартии Китая провинции Цзилинь г-ном Баяньчолу о строительстве первой высокоскоростной магистрали между приграничным Хунчунем и Владивостоком. Первый участок этой железной дороги власти КНР пообещали ввести в строй уже к августу 2015 года! Если РЖД поддержит этот проект, то именно он станет началом новой эры железных дорог России.
ВСМ как инструмент формирования Шелкового пространства
ВСМ – это высокоскоростные магистрали, и по ним сегодня главный, пожалуй, специалист в мире – это Китай. В КНР научились быстро и качественно строить ВСМ, и локомотивы для них. И сейчас Китай с этими своими знаниями и умениями едет вовне, предлагая целому ряду стран построить эти самые высокоскоростные магистрали. Мы в свое время задавали вопрос президенту Российских железных дорог Владимиру Якунину о перспективах трансконтинентальной железной дороги в Северную Америку (с переходом тоннелем от Чукотки до Аляски). Ответ был сдержанный – если Родина поставит перед РЖД такую задачу, то мы ее выполним. Подтекст был понятен – давайте отложим фантастические варианты, и поговорим о насущном….
Но вот у меня в руках газета «China daily» с большим материалом о перспективах строительства ВСМ. В ней, среди прочих предлагаемых к строительству трасс ВСМ, есть и вариант от Хунчуня до Владивостока, продолженный далее до Магадана, затем через Чукотку, Аляску и Канаду – до США, вплоть до Лос-Анджелеса!.. Помня о строительстве Китаем ВСМ в Тибет (эта ВСМ будет продлена до Непала посредством тоннеля под Эверестом!), сложно относится к трансконтинентальному проекту как к научной фантастике….
Ведь, при наличии политической воли и, если не дружеских, то хотя бы просто мирных отношений между Россией и США, соединить железнодорожной магистралью арктические зоны двух стран, и заодно – двух континентов, сегодня вполне реально! Тоннель протяженностью в 86 км между Чукоткой и Аляской – это вполне технически выполнимая задача. Инженерно-геологические условия строительства тоннеля, в основном, благоприятные, что позволяет оценить проблему строительства тоннеля как вполне реализуемую.
Кстати, идея создания Транссибирской железной дороги, проходящей сквозь Берингов пролив в Северную Америку, говорят, впервые была высказана великим русским ученым и мыслителем Дмитрием Ивановичем Менделеевым еще в 1876 году во время его посещения выставки технических новинок в Филадельфии в честь столетнего юбилея подписания Декларации независимости США…
Шелковый путь из Азии в Америку как инструмент мира и развития
Такой проект – связать железной дорогой Евразию и Северную Америку – мог бы стать альтернативой сегодняшнему курсу Запада на конфронтацию с Россией и Китаем. США, готовясь к ограниченной ядерной войне в пределах европейского и евразийского театров боевых действий (с целью решения собственных экономических проблем) приняли так называемое «решение по модернизации бомб B61-12», есть и решение президента Обамы о выделении $ 335 млрд. в течение ближайших десяти лет для модернизации американского термоядерного арсенала. Может быть, лучше потратить эти деньги на строительство трансконтинентального тоннеля, и тем самым вдохнуть новые силы в мировую экономику?!..
Затраты на строительство такого тоннеля и на (по сути, бесполезную для Америки и для дела мира) модернизацию ядерных запасов США вполне сопоставимые.
Да, но при чем здесь Китай?! Дело в том, что Китай уже в 2016-м году начинает строительство 120-ти километрового подводного тоннеля между городами Яньтай и Далянь! И этим доказывает, что в условиях мирного и динамичного развития нет ничего невозможного. В том числе, вполне реализуемо и строительство железнодорожного пути между двумя континентами… Шелковый путь, только трансконтинентальный, в северо-восточном направлении, в развитие проекта Си Цзиньпина «Экономический коридор Шелкового пути» – такая цель способна объединить все человечество, открыв новые возможности для развития, для совместного использования природных ресурсов арктической зоны. Тем более что американцы уже допустили Китай к совместной добыче нефти на Аляске (при этом их не смутило, что работы запланированы на территории Арктического национального парка). Если такой трансконтинентальный проект действительно будет когда-нибудь реализован усилиями всех заинтересованных в нем стран (а это только при ближайшем рассмотрении Россия, Китай, США, Канада, Япония, Республика Корея), то Россия получит мощнейший инструмент развития своего Дальнего Востока.
Но главное – это то, что в случае реализации проекта взаимные экономические интересы России, Китая и США настолько укрепятся, что, я очень на это надеюсь, не останется места для взаимной ненависти и подозрительности. Но для этого надо понять одно – что лучше деньги американских, российских или китайских налогоплательщиков потратить не на новое ядерное оружие, а на новый, грандиозный новый мост – Шелковый коридор – между двумя континентами.
Я хочу обратиться к тем в России, в Китае и в Америке, кто верит в реализацию этого проекта – давайте проведем трехстороннюю конференцию на тему трансконтинентальной высокоскоростной магистрали Китай – Россия – Америка! Такая конференция не просто продолжит серию форумов на тему проекта «Один пояс – один путь», но и сделает вклад в укрепление мира и доверия на нашей планете.
К чему, собственно, и призывает мировое сообщество «Манифест Шелкового пути».
Владимир Бережных