Маньчжурия

Маньчжоули, или по-русски Маньчжурия, был заложен русскими инженерами в 1901 году как первая на китайской территории станция только что открывшейся Маньчжурской железной дороги. Первые десятилетия своей истории Маньчжоули оставался просто одной из многих станций на великом стратегическом пути. Дебютом в мировой истории стали события 1929 года, когда местные китайские генералы попытались присвоить унаследованную Советским Союзом КВЖД. Дело дошло до военных действий, победителем в которых стали части Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. В память тех событий сопредельная станция на нашей территории была названа Отпор. Нынешнее название Забайкальск она получила в первые годы советско-китайского военно-политического союза, одним из доказательств которого стала передача в 1952 году КВЖД КНР. Из СССР в Китай пошел колоссальный объем грузов: «под ключ» строились десятки заводов, создавались целые новые отрасли. По железной дороге направлялись и литерные военные составы, ведь с 1950 по 1953 год шла кровопролитная Корейская война, в которой на стороне Северной Кореи воевали свыше миллиона китайских «народных добровольцев», а Советский Союз обеспечивал их всем необходимым. Вот тогда-то станция Маньчжоули приобрела стратегическое значение. Там происходила перегрузка советских товаров в китайские вагоны: купившие в 1935 году КВЖД  власти марионеточного прояпонского «государства Маньчжоу-го» перешили всю дорогу с русской колеи на японскую – 1435 миллиметров.

В безводной степи возникли двухэтажные здания железнодорожного ведомства, пограничников, таможенников, небольшой гостиницы. Вместе с несколькими солидными бревенчатыми постройками в русском стиле они стали ядром поселения на 10–20 тыс. человек, большинство из них ютилось в бараках и хибарках. Сохранившиеся русские бревенчатые избы отреставрированы и получили статус «охраняемого культурного наследия». В центре небольшого городского парка – памятник и ухоженные братские могилы наших воинов. Именно в здешних краях в августе 1945-го начиналось наступление Советской Армии на северные китайские земли, которые входили в прояпонское марионеточное «государство Маньчжоу-го». Благодарная память об избавителях от японского гнета жива и поныне – недавно рядом с мемориальным комплексом на средства местных жителей установлена скульптурная группа советских воинов-освободителей. По соседству с главным пропускным пунктом на границе водружен также памятник «Красному секретному маршруту». В 1920–30-е годы по этому мапшруту через контролируемую гоминьдановцами и японцами территорию под видом кочегаров, путевых рабочих или мелких торговцев в Советский Союз перебирались посланцы коммунистического руководства, связные Коминтерна, курсанты военных училищ, студенты Коммунистического университета трудящихся Востока и других учебных заведений.

Попав в сегодняшний Манчжоули с его двумя 43-этажными башнями-близнецами и десятком небоскребов пониже, непросто представить себе старый город. Хибарки минувшего времени можно найти, если постараться как следует. Но стоит поторопиться – их безлюдные остовы быстро сносят строители. Город расширяется, возводится один микрорайон за другим. Население растет и уже превысило отметку 300 тыс. человек. Доходы людей и спрос на жилье увеличиваются. Его строят предприниматели, а городские власти занимаются крупными общественными зданиями, на щедрые субсидии Центра на границе построены здания железнодорожного и автомобильного переходов, стратегическое шоссе и другие дороги, административные постройки, новая пассажирская станция, аэровокзал.

Фантазия на русские темы

Именно с аэровокзала начинаются архитектурные сюрпризы Маньчжоули. Достойное международного аэропорта просторное здание особенно поражает своими интерьерами – чего стоят одни плафоны на потолке белоснежного главного зала, расписанные микеланджеловскими ангелами. Через несколько километров дороги по выжженной степи неожиданно появляется... главное здание Московского университета. Уменьшенное в три-четыре раза и лишенное шпиля, оно тем не менее узнается сразу и производит сильное впечатление. Открывшийся в 2007 году местный «МГУ» (на самом деле это Маньчжурский филиал Университета Внутренней Монголии в городе Хух-Хото) уже выпустил несколько партий специалистов в разных областях знаний, особенно востребованы выпускники-русисты. Фантазии на русские мотивы продолжаются и дальше. Уменьшенные копии «Рабочего и колхозницы», «Медного всадника», памятников Гагарину на Ленинском проспекте Москвы, воину-освободителю из берлинского Трептов-парка, монумента «Родина-мать» в Волгограде и пары десятков других классических произведений советских скульпторов расставлены в степи среди чахлой травы и засохших березок, которые, наверное, должны были стать тенистым парком.

Чуть дальше начинается другой фантастический комплекс под названием «Парк матрешки». В центре высится главная Матрена, вымахавшая метров на 20–25. На ее боках нарисованы сразу три красавицы. Китайская обращена в глубь Срединного государства. Русская вглядывается в начинающуюся за ближайшим холмом Россию. Монгольская вперилась в бескрайние монгольские степи. Вокруг матрешки-гиганта стоят ее младшие сестры росточком до десяти метров, а дальше совсем «крошки», в рост человека. Некоторые раскрашены портретами иностранных писателей, от Марка Твена до Николая Островского, но большинство расписано голубоглазыми красавицами в цветастых платочках. Неподалеку стоит здание, похожее на типичную русскую церковь о пяти главах. К счастью, луковки не увенчаны крестами, ибо внутри «Музея русской живописи» сосредоточены довольно аляповатые копии самых известных картин русских и европейских художников, воспевавших красоту женского тела... Весь этот архитектурный комплекс, возможно, когда-то разовьется в этакий Русский Диснейленд. Поток туристов из внутренних провинций Китая нарастает с каждым годом, и среди основных достопримечательностей наряду с путешествием по диковинной для южан степи уже сейчас значится Парк матрешки и прочие «русские» объекты.

Русская специфика Маньчжоули подчеркивается не только русскими миловидными «девушками для фотографирования», которые расхаживают среди матрешек в живописных сарафанах, и скудно одетыми красотками, которые отплясывают в ночных клубах. По начертанным еще в 1901 году пяти главным улицам энергично передвигаются гости из соседних российских регионов – Забайкальского края, Иркутской области, Бурятии. Им не до местных достопримечательностей, в руках объемные сумки с покупками. Они передвигаются из одного магазина в другой, не преодолевая никаких языковых барьеров. Во-первых, почти каждое китайское название дублируется русским. Во-вторых, многие китайские торговцы знают необходимые русские слова. Ключевые навыки китайской речи, особенно числительные, хорошо известны и гостям, многие из них посещают Маньчжоули регулярно. «Торговый туризм» из России стал одним из источников благосостояния жителей Маньчжоули, которые даже поставили памятник нашим «челнокам» на одной из торговых улиц.

Приграничье догоняет приморье

Обилие россиян, машин и автобусов с российскими номерами на улицах Маньчжоули объясняется просто. Для пересечения границы на этом погранпереходе не требуется индивидуальных виз, таможенные формальности сведены к минимуму, а покупки можно делать за рубли. Все это и многое другое стало возможно после того, как в 1992 году китайское руководство провозгласило стратегию «открытости приграничных районов». Она была призвана сократить разрыв в уровнях экономического и социального развития приграничья с приморскими районами, получившими приоритетные права с самого начала проведения политики «реформ и открытости» в 1978 году. В соответствии с новой стратегией Маньчжоули стал одним из 14 «открытых городов», или, как их называют в Китае, «сухопутных портов».

Решение 1992 года об «открытости приграничных районов» стало первым, но далеко не единственным, способствовавшим «мирному возвышению» Маньчжоули. Дополнительные права и бюджетные вливания местные власти получили после решений Политбюро ЦК КПК и Госсовета КНР о «масштабном освоении западной части страны» от 1999 года и о «модернизации старой промышленной базы Северо-Востока» от 2007 года. В 2011 году Маньчжоули получил от правительства еще и статус «экспериментальной зоны приоритетного развития и открытости», а это означает дополнительные льготы и субсидии. И без того крупнейший «сухопутный порт» на границе с Россией должен превратиться в международную торговую базу, ориентированную на всю Северо-Восточную Азию, в базу перерабатывающей промышленности, освоения энергоресурсов, трансграничного туризма, в  международный логистический центр и платформу-инкубатор инновационного сотрудничества.

Существует еще одна серьезная причина процветания «чудо-города» – геополитическая. Она заключается в стремлении китайского руководства диверсифицировать внешнеэкономические связи.  Провозгласив в 1978 году курс «реформ и открытости», Дэн Сяопин создал на восточном побережье Китая условия для возникновения «чудо-городов», нацеленных на сотрудничество с Западом. Позднее такой город – Маньчжурия, появился и на северной границе.

 

Краткие сведения о городе Маньчжурия

г. Маньчжурия расположен в северо-восточной части автономного района Внутренняя Монголия Китая, граничит с Россией и Монголией на Севере и Западе. Как крупнейший сухопутный пункт пропуска на границе между Китаем и Россией, город издавна является важным торговым пунктом, соединяя Азию и Европу, также известен как «Окно восточной Азии».

Маньчжурия - один из лучших туристических городов Китая, является государственной приграничной туристической экспериментальной зоной. В этом городе встретились китайская и европейская культуры.Туристическиех ресурсы города составляют: давняя история и культура, замечательный природный пейзаж, яркий, многообразный и экзотичный национальный колорит. Здесь и бескрайная хулунбуирская степь, и лазурные волны озера Хулун, процветающий китайско-российский приграничный торговый рынок, и богатейшая история Чжалайнур, и всесезонный лыжный комплекс Даюншань. В городе проводятся Маньчжурские международный туристический фестиваль, Конкурс красоты и Фестиваль льда и снега Китай-Россия-Монголия.

Маньчжурия обладает благоустроенными комплексами со всеми видами услуг по приему туристов в области питания и проживания, а также по организации путешествий, экскурсии, шопинга, развлечений и др. На территории города работают три российско-китайских пункта пропуска, (воздушный, сухопутный и автомобильный), где осуществляется круголосуточная таможенная процедура по въезду и выезду. Развитие транспортных связей обеспечивает удобный и комфортный туризм.

Информация о транспорте

Туристы могут посетить г.Маньчжурия используя авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение, а также, транзитом через г.Маньчжурия, отправиться в другие города Китая с целью отдыха и туризма.

Международные рейсы: Чита, Улан-Удэ, Иркутск, Красноярск.Новосибирск, Улан-бато,Чойбалсан
Внутренние рейсы: Пекин, Хух-Хот, Харбин, Чжэнчжо у, Сямэнь, Цзинань,Ян ьтай,Тянцзинь, Шицзячжуан, На нь цзин,Хэфэй,Шэньчжэнь,Тунляо,Чанша,Уси,Шэньян, Ш анхай, Ханчжоу, Гуанчжоу, Аршань; транзитом можно добраться в Сань я, Далянь, Шэньчжэнь, Циндао, Вэйхай, Гонконг и др.

Международный рейсовый автобус: Забайкальск, Краснокаменск, Борзя, Чойбалсан, Чита.
Внутренний рейсовый автобус: Хайлар, Хух-Хот, Харбин, Цицигар, Аршань, Чифэн, Улан-Хот, Якши, Эргуна, Восточный хошун, Западный хошун и др.

Международное железнодорожное сообщение: Маньчжурия-Чита, Маньчжурия-Москва

Транспорт

Внутреннее железнодорожное сообщение: из г.Маньчжурия отправляются поезда прямого соо бщения в Пекин, Хух-хот, Харбин, Цицигар, Даньдун, Далянь, Суйфэньхэ, Циньхуандао, Бэйда йхэ, Шэньян, Чанчунь, Хайлар и др; транзитом можно добраться до Шанхая, Гуанчжоу, Шэньч жэня, Ханчжоу, провинции Сычуань, провинции Юньнань и др.

При пересечении пункт пропуска Маньчжурия, просьба для успешного прохождения государственных процедур пограничного и таможенного контроля соблюдать соответствующие правила и положения по пограничному контролю и таможенному досмотру, а также по проверке других государственных служб.

Разница во времени. Маньчжурское время на 5 часов опережает московское, на два часа новосибирское, в одном поясе с иркутским и улан-удэнским, на 1 час позднее читинского и забайкальского. Без разницы во времени с Монголией.