Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Ревизия меркантилизма или «китайская угроза»?

23 апреля 2013
Категория: Китай
Предыдущая статья  |  Следующая статья

В русском переводе вышла в свет книга двух известных французских авторов А. Брюне и Ж.-П. Гишара.* Издание сопровождено предисловием редактора перевода В.А Шупера и приложениями. Представляется, что эта работа заслуживает внимания не только специалистов данного направления научных знаний, но и читателей, интересующихся вопросами, международного положения и внешней политики России.

 

Соавторы – «вольнодумцы», отмечено в предисловии, написали «захватывающе интересную книгу». В ней предпринята смелая ревизия фундаментальных оснований экономической науки, «которая трагическим образом утратила осознание собственных идей и ценностей», попав по диктат политических  императив. 

Наверняка, «внимательного» читателя, к которому в первую очередь обращаются авторы, прежде всего заинтересует: почему здравая в целом идеология меркантилизма впала в стагнацию и нуждается в ревизии? Ведь стратегия учения вполне рациональна – расцвет экономики неминуемо приведет к демократии, а торговля выгода всем и всегда способствует прогрессу. Казалось бы, чего еще лучшего можно пожелать человечеству?

Авторы объясняют причины стагнации меркантилизма следующим образом. Современный мир переживает очередной интеграционный цикл, американский, начавшийся после Второй мировой войны. Первый цикл, британский, был с середины XIX в. до 1914 года. Англия, как известно, была первой нацией, которая продолжительно и эффективно вела меркантилистскую стратегию и тем обеспечила себе устойчивое положительное внешнее сальдо. Но конкуренция со стороны Франции, а затем имперской Германии привела к тому, что в итоге лидером стали США.

Но и очередной – второй глобальный интеграционный цикл близится к своему закату, хотя заблуждения классической теории еще далеко не преодолены. Однако наивная вера в неизбежность перехода к демократии на зрелой стадии развития экономики с очень высокой степенью вероятности будет опровергнута Китаем. По мнению авторов, Китай сегодня совершает экономическую агрессию, причем не только против Запада, но и других зон планеты,  в результате он еще более усилится и станет мировым гегемоном.

Лидером третьего глобального интеграционного цикла, который предположительно начнется лет через 15-20, будет Китай, уже сейчас почтительно именуемый мотором мировой экономики. Самой грозной является китайская агрессия в экономике.

Словом, резюмируют авторы, научная мысль вступила в острый конфликт с геополитическими реалиями. С таким заключением «внимательный» читатель вряд ли будет спорить. Но ему не менее важно знать, как должен поступать цивилизованный мир, включая Россию, в этой тревожной ситуации.

Соавторы – «вольнодумцы» предлагают свой рецепт. Они убеждены, что следует решительно пересмотреть представления о благотворности современной глобализации. Не пригодна и концепция устойчивого развития, появившаяся с подачи Г.Х. Брутланд на конференции РИО-92. «Грязные» производства в возрастающей степени высокоразвитые страны продолжают выносить за свои пределы. Глобальный экономический кризис 2007 года, очередные волны которого продолжают сотрясать планету, лишь усугубил и без того мрачную картину современного мира.

А тем временем, утверждают авторы, конфликт с тоталитарным Китаем не только назревает, он уже есть! Китай вплотную  приблизился к одной из характеристик, важных в фашизме первой половины XX столетия. Это культ государства как высшей формы социальной организации: «Его империализма, который стремится к мировой гегемонии и который является одновременно политическим, военным, экономическим, культурным и идеологическим, может рассматриваться как «экономический» империализм, исходя из принципа его действия». Вот где таится главная опасность для человечества, убеждают авторы «внимательного» читателя.

Как спастись странам «Большой семерки», да и  всему мировому сообществу от «китайской петли»? Рецепт французских авторов прост. Нужно, отложив былые распри и противоречия, интегрироваться в некий новый альянс, типа нью-Антанты, дабы достойно «помешать Китаю». России уготованы в альянсе соответствующие места и роли.

«На этом этапе внимательный читатель сможет согласиться с представленным выше анализом, - завершают авторы свое исследование. – Китай опасен вдвойне, поскольку он стремится к гегемонии и потому, что в стране господствует тоталитарный режим, от которого он, вероятно, не готов избавиться… Теперь на карту поставлено не что иное, как возможность сохранения экономической, социальной и политической стабильности в развитых странах и, более того, во всем мире. Под угрозой теперь находится выживание демократии в мире, ни больше, ни меньше».

Таково вкратце содержание книги двух французских «вольнодумцев». Рискнем и мы, со своей стороны, поделиться некоторыми «вольнодумными» соображениями с «внимательным» читателем.

Отметим, что авторы в предпринятой ревизии меркантилизма напрасно обходят стороной наиболее острую проблему, по понятным соображениям сочтя ее не самой главной. Очевидно, в смелой ревизии нуждается не фундаментальное осознание экономической науки, а собственная экономическая, политическая и социальная система, породившая саму эту научную мысль. Система же, пройдя со времени раннекапиталистического развития длительную эволюцию и модернизацию, трансформировалась в чудовищную, по сути,  антисистему, хотя и с привлекательным названием – «капитализм с человеческим лицом». И, стало быть, эта антисистема на своей высшей империалистической стадии вступила в острое противостояние с умной научной мыслью. А не наоборот, как утверждают авторы.

Человечество еще не предъявило исторического счета антисистеме империализма за все совершенные  ею злодеяния и преступления, в том числе за две мировые кровавые бойни в XX столетии. Похоже, человечество ещё не подготовлено ходом событий к столь решительному шагу, но и авторы оказались не состоятельны на смелую критику и ревизию самой антисистемы.

Представляется, что сегодня всем многовековым опытом международных отношений поставлен вопрос: избыточная «мощь» китайских реформ или дефицит энергии межгосударственных интересов? В конечном счете речь идет о принципиально иной философии международного сотрудничества, которая должна проблему устойчивости глобализирующего мира вернуть из макроэкономических эмпирий на твердую почву реального существования мирового сообщества. Финансово-экономический, да и в целом общечеловеческий миропорядок должен и может быть наведен. Но не на основе пресловутого принципа – извлечение только собственных интересов и выгод, а путем полного взаимопонимания и доверия стран и народов. Так, чтобы земля не стала «островом ненужных людей».

Что до Китая, то он в наименьшей мере обеспокоен теоретическими изысками западных ученых. Великая страна достойно отвечает на все вызовы современной глобализации, и этот опыт поучителен.

Осмелимся напомнить о важнейшем событии в общественно-политической жизни современного Китая – состоявшемся еще в сентябре 1997 года XV Всекитайском съезде КПК. Значение его было в том, что он прошел на рубеже двух столетий и стал этапным, связующим звеном между прошлым и будущим. Главным итогом работы съезда явилось закрепление курса на формирование рыночной экономики и политики открытости, на обеспечение благоприятных международных условий для превращения Китая в мощную высокоразвитую социалистическую державу.

Положение Китая на международной арене съезд определил как «один из полюсов в многополярном мире», который становится менее напряженным. Вместе с тем было подчеркнуто, что еще существует «менталитет холодной войны», тоталитаризм и политика с позиции силы, которые остаются главными источниками угрозы миру и стабильности.

«Китай, - отметил бывший тогда Генеральным секретарем ЦК КПК Цзян Цзэминь, - никогда не будет претендовать на гегемонию, даже когда станет развитой страной. Хотя китайский народ подвергался длительной агрессии, гнету и унижениям, он никогда не станет источником горя для других».

Руководство Китая уверенно продолжает вести страну избранным курсом. Нелишне напомнить также и о высказывании находившегося с официальным визитом в Мексике в 2009 году Си Цзиньпина, бывшего тогда зампредседателем, ныне – лидера КНР: « Некоторые иностранцы с набитыми животами ничего лучше не могут делать, чем тыкать в нас пальцем. Но мы же не экспортируем ни революцию, ни голод, ни бедность, не создаем для вас никаких проблем. Что же вы еще хотите от нас?» Это был эмоциональный, но очень правильный ответ на вопрос, почему Запад винит Китай и в кризисе, и во всех других угрозах.

Позволим себе попытку разочаровать ревизоров фундаментальных оснований экономической науки в отношении России. Для России , которая в международном плане своими масштабами выглядит скорее целой евразийской цивилизацией, нежели только государством, тем более неприемлема предложенная «вольнодумцами» англосаксонская геостратегия, замкнутая на постулатах теории цикличности.

Россия и Китай исторически обречены на добрососедство, сотрудничество и соразвитие. Россия и Китай осознали это и «выбрали» друг друга еще до появления концепции меркантилизма, что было закреплено, кстати, на забайкальской земле подписанием первого русско-китайского межгосударственного договора, вошедшего в историю под названием Нерчинского.

Поэтому не имеет смысла пугать Россию «китайским фашизмом». Не только за рубежом, но и в самой России немало злопыхателей, недовольных позитивной динамикой российско-китайских отношений. Именно ими взят на вооружение тезис о «китайской желтой угрозе»: мол, лет через 30-40 могучий Китай «оприходует» Сибирь, Забайкалье и Дальний Восток. А раз так, то единственная для России возможность избежать этого – вступить в НАТО и окончательно примкнуть к европейской (западной) цивилизации. Разумеется, при этом предстоит щедро поделиться с ними своими природными ресурсами. Такие прогнозы строятся на безотказном принципе – «чем хуже и страшнее, тем меньше шансов ошибиться.

Известно, что определенная часть политических сил в России предостерегает от «слишком быстрого крена» в сторону Пекина, рекомендуя делать его в сторону Вашингтона и Токио. Но именно политика последних (например, расширение НАТО, агрессии в Югославии, Ираке, Ливии, Египте, раскручивание проблемы «северных территорий» и др.), как представляется неизбежно будет инициировать развитие стратегического партнерства России и КНР, их движение на дальнейшее расширение прямых приграничных и межрегиональных связей. А это, в свою очередь, вызовет новую активизацию трансграничных потоков между двумя странами и с неизбежностью актуализирует решение проблемы китайской миграции, на которую как на грозящую катастрофу ссылаются французские авторы.

Российско-китайские отношения тем временем развиваются в полном соответствии с содержанием и духом стратегического партнерства, обращенного в XXI столетие. Причем, наибольшие успехи достигнуты именно в сфере большой политики. Достойное место в этих отношениях занимает и наш Забайкальский край.

Первый государственный визит В.В. Путина после его очередного избрания в марте 2012 года Президентом РФ состоялся в Китай. Накануне газета «Женьминь жибао» опубликовала полный текст его статьи «Россия и Китай: новые горизонты сотрудничества». В ней, в частности, отмечено: «… Процветающий Китай нужен России. В свою очередь, Китаю, убежден, нужна успешная Россия. Наше партнерство не нацелено против кого-либо, а направлено на созидание, на укрепление справедливости и демократических начал в международной жизни. И поэтому – востребовано временем». Эти слова особенно широко комментировались китайскими СМИ.

В марте 2013 года состоялся первый государственный визит в Россию китайского лидера Си Цзиньпина. Состоялись его переговоры с российским президентом В.В. Путиным. Итоги московской встречи, по обоюдному мнению двух лидеров, открыли «новую страницу» в российско-китайских отношениях. Вместе с тем они наглядно подтверждают правильность наших мыслей и выводов, навеянных рецензируемой книгой.

Завершая, задаемся вопросом: так что же предложено нам французскими соавторами–«вольнодумцами»: смелая ревизия меркантилизма или опять китайская угроза? Надо полагать, «вдумчивый» читатель на этот вопрос сам даст правильный ответ.

 

Н.В. Гордеев, доктор исторических наук ,профессор



* Брюне Атуан, Гишар Жан-Поль Геополитика меркантилизма: новый взгляд на мировую экономику и международные отношения. Пер. с фр. – М.: Новый хронограф, 2012. – 232 с.: ил.