Руководитель Россотрудничества Константин Косачев: "Мягкая сила" России - в её привлекательности в глазах других
Константин Иосифович Косачёв — российский государственный деятель, дипломат, руководитель Россотрудничества. До этого —депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нескольких созывов, председатель комитета по международным делам Госдумы. Кандидат юридических наук.
- Уважаемый Константин Иосифович, что бы Вы хотели рассказать о Росотрудничестве и нашим, и китайским читателям журнала?
- Россотрудничество (полное наименование: Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству) было создано в сентябре 2008 года Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315. В своей деятельности Агентство подведомственно Министерству иностранных дел России.
В нынешнем своем виде это одно из самых молодых российских ведомств, но у него богатая предыстория. В этом году исполнится 88 лет со дня создания первой организации, положившей начало государственной работе на этом направлении: Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). Потом был хорошо известный и нашим китайским друзьям Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД), затем - Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации (Росзарубежцентр).
Спектр направлений работы Агентства весьма широк - от содействия интеграции на постсоветском пространстве и взаимодействия с соотечественниками до культурно-гуманитарного сотрудничества со всеми странами мира и продвижения русского языка и российского образования за рубежом. Мы активно участвуем в подготовке так называемых перекрестных годов с зарубежными странами, реализуем программу поездок молодых лидеров и общественных активистов (в этом году мы рассчитываем пригласить в нашу страну 650 человек), помогаем российским вузам в приглашении иностранных студентов на обучение в Россию.
Но главная работа осуществляется, конечно же, через центры науки и культуры за рубежом - мы представлены уже в 77 странах мира 59 центрами и 8 филиалами, а также нашими представителями. Надеемся в будущем довести число наших центров в мире до 100.
- Есть ли специфика в работе конкретно с Китаем? Каким вопросам сотрудничества здесь уделяется наибольшее внимание?
- В Китае традиционен интерес к нашей культуре. Можно сказать, мы работаем здесь в заинтересованной и в высшей степени доброжелательной среде, что, конечно же, облегчает работу. Это подтверждает и опыт работы действующего Российского центра науки и культуры (РЦНК) в Пекине.
Китай - наш великий сосед, страна с богатейшей культурой, огромным населением и стремительно растущим влиянием в мире. Поэтому и наша культурно-гуманитарная деятельность здесь не может ограничиваться каким-то узким кругом тем - мы стараемся удовлетворить интерес наших китайских друзей по максимальному кругу вопросов. А их очень много: китайцев интересуют российские культура и образование, наука и история, актуальные идеологические и политические дискуссии и процессы в российском обществе. Поэтому информации слишком много не бывает: мы хотели бы, чтобы у людей в Китае складывалась объективная картина современной России, без чужих заинтересованных интерпретаций.
У Россотрудничества есть, например, интересная программа, в рамках которой мы приглашаем (за счет российского бюджета) молодых политиков, ученых, журналистов, лидеров общественного мнения из-за рубежа для непосредственного знакомства с нашей страной, с федеральными и региональными политиками, с общественностью. В сентябре прошлого года Россию посетили 20 молодых представителей общественности из КНР. Среди прочего, они провели встречи с руководством Государственной Думы и Совета Федерации, посетили ведущие российские вузы, научные и культурные центры, Санкт-Петербург и Ульяновск. Надеемся, что они увезли с собой хорошие воспоминания и объективные представления о нашей стране.
Если говорить непосредственно о работе нашего РЦНК в Пекине, то только за прошедший год он организовал целый ряд мероприятий, приуроченных к знаменательным датам российской истории: к 71-й годовщине битвы под Москвой, ко Дню Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг., ко Дню славянской письменности и культуры и 1150-летию российской государственности, Дню народного единства и 400-летию создания народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. В сентябре был организован комплексный проект, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года, с виртуальной выставкой шедевров Русского музея «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...», виртуальной выставкой, посвященной Бородинскому сражению и лекциями.
Кстати, на базе нашего пекинского РЦНК успешно функционирует виртуальный филиал Русского музея, где проходят мультимедийные лекции и виртуальные экскурсии на русском и китайском языках. Наибольший интерес среди китайских преподавателей, студентов и школьников в прошлом году вызвали программы «Русский музей - школьникам», «Дворцы Русского музея», «Обзорная виртуальная экскурсия по Михайловскому дворцу», «Иконопись», «Русское искусство XVIII века, «Шедевры русского искусства XIX века», «Русские мастера второй половины XIX и началаXX веков».
Мы старались максимально подробно и по- новому рассказать о нашей культуре: например, в 2012 году китайской аудитории были представлены мультимедийная лекция «Прошлое и настоящее славянского мира», фотовыставка «Памятники русского зодчества», в которую вошли материалы из коллекции гравюр XIX-XX вв. В.Г.Беликова и профессиональные фотографии современных фотохудожников. Состоялись фестиваль современного российского кино, творческие встречи с молодыми режиссерами в рамках «Культурно-деловой миссии Санкт-Петербурга», IV Международный фестиваль детских и молодежных творческих коллективов «Золотой дракон». В рамках фестиваля молодежной культуры «Русская волна» прошел гала-концерт «Мир детства» , в котором приняли участие детские танцевальные коллективы из России и Китая.
Россия - это федеративное государство, а потому в ее политической, экономической, культурной жизни большую роль играют регионы. Россотрудничество заключило соглашения о взаимодействии и разработало совместные программы сотрудничества с 16 субъектами Российской Федерации, и мы будем делать все возможное, чтобы максимально полно представлять их на наших площадках за рубежом. В Китае эта работа уже ведется: в прошлом году в РЦНК прошли выставка Амурского краеведческого музея «Память военных лет», Дни Иркутской области, презентация инвестиционного потенциала Псковской области и особой экономической зоны «Моглино», презентация туристских возможностей России с участием российских регионов и другие акции.
Особое значение для наших стран должно иметь взаимодействие в сфере образования. Напомню, что в 2012 году состоялось двенадцатое заседание подкомиссии по сотрудничеству в области образования Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству в Пекине с участием представителей министерств образования двух стран, Россотрудничества и Всекитайской федерации молодёжи. Там же в рамках Пекинской международной образовательной выставки состоялся авторитетный круглый стол «Современные аспекты российско-китайского сотрудничества в области образования».
Мы знаем, что в руководстве Китая разных уровней немало выходцев из советских и российских вузов, которые принесли с собой не только качественные знания, но и доброе отношение к нашей стране. Поэтому образовательные контакты - это не просто обмен знаниями, но еще и весомый вклад в будущее наших отношений.
Сегодня многие молодые китайцы едут учиться в США, в Европу, где находятся вузы из первой сотни международных рейтингов. Но и российская высшая школа традиционно сильна в подготовке кадров в самых разных областях знаний и готова предложить зарубежным студентам качественное и доступное образование. Проблемы (из-за которых наши вузы не всегда попадают в топ-списки) часто заключаются в отсутствии преподавания на иностранных языках, а потому важным моментом становится организация обучения русскому языку для иностранцев.
У нас есть курсы русского языка за рубежом, но мы рассчитываем в перспективе развернуть эту работу гораздо шире, поскольку спрос весьма велик, в том числе и в Китае. Сейчас на русском в Китае говорят около 400 тысяч человек, еще 150 тыс. его изучают. В 120 вузах ведется преподавание по специальности «русский язык», по которой обучается более 20 тысяч человек. Этого, конечно, недостаточно, нужно поднимать эти цифры на порядок. Уверен, что это в интересах и китайской стороны.
- В чем, на Ваш взгляд, состоит «мягкая сила» России по отношению к Китаю?
- Прежде всего, хотелось бы сказать, что «мягкая сила» - это не инструмент давления или принуждения, а привлекательность страны и ее народа в глазах других. То, чем вы интересны другим, за что вас уважают, чем вы отличаетесь от других. Разумеется, у России есть немало такого, что делает ее интересной Китаю.
Во-первых, это богатый опыт прошлого, показывающий нам, что обе страны и оба народа однозначно выигрывали, когда отношения между ними были максимально близкими и доверительными. Во-вторых, это совпадение позиций России и Китая по большинству международных тем. Ведь это касается не только официальных позиций властей - в России и в Китае действительно есть широкая общественная поддержка действиям своих правительств в международных делах, а они сегодня очень часто выступают в унисон, в том числе - в авторитетных международных организациях.
Наконец, высоким авторитетом в Китае пользуется российская и советская культура - книги, фильмы, музыкальные коллективы.... И это не может не радовать, поскольку мы в Россотрудничестве видим именно в культурном диалоге самую прочную опору межгосударственного и межобщественного сотрудничества. Безусловно сближающим фактором является наличие огромной сухопутной границы. Мы надеемся, что наша территориальная близость будет способствовать развитию прилегающих регионов, российского Дальнего Востока, диалог между которыми, в том числе - культурный, интенсивно развивается уже сегодня.
Две соседние страны - одна с самом большим населением в мире, другая с самой большой страновой территорией - имеют бесчисленное число точек соприкосновения, стимулирующих взаимный интерес. Так что, уверен, мы обеспечены масштабной и интересной работой на долгие и долгие годы. «Мягкая сила» России по отношению к Китаю - это доброжелательное отношение. И мы сделаем все, что в наших силах, чтобы это чувство всегда было обоюдным.
- Какие темы нас сближают, а какие вопросы еще требуют выработки совместных, согласованных подходов?
- Как уже говорилось, Россия и Китай очень часто демонстрируют единство подходов к большинству международных тем. Мы часто одинаково голосуем в Совете Безопасности ООН, наши позиции координируются в рамках ШОС, «большой двадцатки», БРИКС, других глобальных и региональных структур. Обе страны выступают за создание полицентричного, справедливого и безопасного мира - и не просто выступают, а предпринимают конкретные практические шаги к этой общей цели.
Огромным достижением я считаю достижение договоренности о завершении демаркации российско-китайской границы на всем ее протяжении - сняты многие спорные вопросы, несмотря на активное оппонирование соглашению и в России, и в Китае.
Есть еще, разумеется, целый ряд тем, где нам нужно еще вести интенсивный диалог с китайскими коллегами. При этом нужно отличать те проблемы, которые активно используются в наших внутренних политических дискуссиях, а потому часто выглядят преувеличенными и не соответствуют реалиям. Есть и идеологическое разнообразие позиций, неизбежное в демократическом обществе: одни считают Китай нашим главным союзником в мире, другие говорят о «китайской угрозе».
Наконец, есть темы, обусловленные нашими собственными проблемами - демографией и внутренними миграционными и инвестиционными потоками. Нередко то, что считают китайской экспансией, является лишь заполнением вакуума, образующегося вследствие внутрироссийских процессов.
Серьезной интенсификации требует российско-китайский экономический диалог. Мы видим, какой степени экономической интеграции достиг Китай в отношениях с США, на российском направлении он в разы не дотягивает до китайско-американского и количественно, и качественно: это должно быть не банальным «лес в обмен на кроссовки», а инновационной и инвестиционной стратегией, ориентированной на высшие показатели глобальной конкурентоспособности.
Отметил бы еще вопросы экологии в приграничных регионах, где интенсивный экономический рост на китайской стороне создает ощутимые проблемы для нашего населения - прежде всего, в плане загрязнения вод общих рек. Эти проблемы должны решаться совместно: окружающая среда не делится границей, это общая среда проживания для всех нас и, значит, беречь ее нужно также сообща.
- В Китае сегодня уже немало наших соотечественников. В чем их проблема, как «заставить» их работать на Россию?
- Наши соотечественники в Китае пока еще действительно не представляют собой какой-то влиятельной и сплоченной силы, которая бы ставила перед собой какие-то стратегические задачи. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что это происходит, порой, и потому, что у людей просто пока нет непосредственной заинтересованности в этом, это еще не стало для них настоятельной потребностью.
Конечно же, мы стараемся оказывать поддержку и в организационном (это прерогатива МИДа), гуманитарном (Россотрудничество), правовом (Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом) плане. Но нужно понимать, что речь идет о реалиях другой страны, и ставить задачу «заставить» работать людей, живущих там, на Россию было бы не совсем корректно.
Однако нужно донести до русских в Китае ту идею, что более всех прочих от улучшения и насыщения отношений между нашими странами выиграют именно они. Они будут главными бенефициарами растущего товарооборота и научных обменов, расширения культурных связей и региональной интеграции. Поэтому именно в их интересах стать добровольными «почетными консулами» России в Китае, чтобы живущие рядом с ними китайцы чувствовали - с русскими можно и нужно иметь дело.
Разумеется, соотечественники будут чувствовать себя увереннее и защищеннее, если они будут объединены в реально работающие и представительные структуры. Сейчас в Китае действует Координационный совет соотечественников, с которым налажены хорошие отношения у нашего РЦНК, в том числе и в формате, так сказать, клубной работы. Востребованы секции и кружки, школы живописи, актерского мастерства, фотографии и другие объединения по интересам. Конечно, это кажется не столь уж значительным в государственном масштабе, но это нужно и важно людям, как важно, например, предоставить возможность детям из смешанных браков учить русский язык.
Но в любом случае, главное - это активность самих соотечественников. Они должны осознать свой интерес к самоорганизации, к сохранению живых связей с Россией для себя и своих детей, к укреплению российско-китайских связей во всех сферах. Россия же - в лице Россотрудничества и других ведомств и фондов - готова оказать им поддержку, тем более, что власти Китая, насколько я понимаю, относятся к этому с пониманием и уважением.
- Время от времени нам ставят в вину, что журнал — «прокитайский», что мы больше пишем про успехи Китая, чем России. А нам, честно говоря, не хватает положительных примеров из настоящего. Что бы Вы могли нам посоветовать, чему больше уделить внимания? О чем рассказывать?
- Отчасти такая ситуация - нехватки положительных примеров из российского настоящего - сложилась по нашей собственной вине. Не потому, что таких примеров мало, а потому, что мы сами их не замечаем. А это неправильно, и именно на этом направлении мы как Россотрудничество хотели бы в какой-то мере исправить ситуацию. Будем стараться готовить специальные выставки, презентации, фильмы о том, чем живет современная Россия, с упором на ее достижения, которых немало.
Но это не может быть делом одного лишь государства. Что бы ни рассказывали за рубежом наши РЦНК или посольства, члены официальных делегаций, этого на сегодня уже недостаточно. Современный человек буквально живет в потоках информации. Его мировоззрение формируется уже не столько учебниками, и даже родителями, а кругом (кругами) общения в виртуальном и реальном мире.
Мы сами любим говорить о проблемах, а не о достижениях. Мы чаще ворчим, чем гордимся, в отличие о граждан многих других стран, достижения которых много скромнее. И от этого порой и формируется у иностранцев представление о России как о стране, где больше проблем, чем побед. А это неправильно.
Я вам назову один проект - абсолютно частную инициативу, к которой ни Россотрудничество, ни государство вообще не имеет никакого отношения. Люди задались целью дать именно позитивную информацию о России, и создали сайт http://www.sdelanounas.ru/, в котором ежедневно рассказывают, что конкретно было сделано вчера или сегодня в нашей стране: пущена новая ГЭС или линия по производству особой стали, открыт ледовый дворец или даже просто детский садик в Заполярье. Из таких крупиц информации складывается образ большой страны, живущей полноценной и интересной жизнью. Вот чего нам часто и не хватает, чтобы донести это и до людей за рубежом: не собственно достижений, а желания их видеть и радоваться им вместе со страной.
- Как Вы лично относитесь к Китаю? Где там были, где и что понравилось, а что — не очень?
- Я лично - и могу говорить тут за свою семью - испытываю глубокое уважение к Китаю, к его великому прошлому и, убежден, не менее великому будущему, к его культуре и достижениям, к его мощи и размаху исторических планов и целей. Мое искреннее чувство - это симпатия к тем людям в Китае, с которыми судьбы и работа свели меня на разных этапах моей карьеры. А это самые разные люди - от высших эшелонов власти и партии до простых китайцев, с которыми довелось пообщаться даже просто мимоходом.
У меня сложилось ощущение внутренней силы и самоуважения как всей нации, так и отдельных личностей, целостности и высокой культуры, самодисциплины и целеустремленности, интереса ко всему новому и понимания глубинных целей и смыслов своего труда и самой жизни. Все это и интересно и привлекательно в китайцах, думаю, для всех нас, русских.
Мне довелось побывать в Китае более десяти раз относительно во многих местах, и как-то трудно выделить какое-то одно из общего числа больших впечатлений от каждой поездки. Один раз я был здесь с семьей на Всемирной выставке Экспо 2010 в Шанхае, и это оставило неизгладимый след в нашей памяти.
Главное, что, конечно же, впечатляет меня и, думаю, любого стороннего наблюдателя - это те перемены, которые происходят в Китае каждый год, месяц и даже каждый день. Всякий раз не устаю удивляться тому, что вижу при посещении, и еще более - тому, что увижу в следующий раз. И искренне радуюсь увиденному, как радуешься успехам хорошего друга, каким я считаю для себя и для России Китай.
Журнал «Россия и Китай» №10