Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Русский след в китайской революции

А.Ходоров

С.Полевой

Ли Дачжао

Абрам Ходоров был одним из лидеров меньшевиков в РСДРП, активным деятелем Временного правительства. Получил пост комиссара в Приамурском военном округе, а в 1919 году бежал от Колчака в Шанхай. Освоившись, при помощи бывших царских дипломатов, в Китае, Ходоров связался с российскими большевиками. Со многими из них он был знаком по совместной партийной деятельности ещё до революции. К 1920 году Ходоров стал неформальным представителем советского Наркомата иностранных дел и советской политической разведки.

 

Весной 1920 года к востоку от Байкала возникает «буферная» Дальневосточная Республика, ДВР. Была учреждена и собственная информационная служба — Дальневосточное телеграфное агентство, ДальТА. 20 июня 1920 года перебравшийся из Шанхая в Пекин Ходоров назначается корреспондентом ДальТА в Китае. По факту ДальТА в этот период была дальневосточным филиалом Российского телеграфного агентства — главной информационной службы Советской России. Кроме того, правительство Дальневосточной Республики поручило корреспондентам ДальТА исполнение функций консулов. Таким образом, Ходоров стал еще и первым советским консулом от ДВР в столице Китая. В Пекине корреспондент и «консул» развивает бурную активность. К осени 1920 года в Пекин приезжают первые официальные посланники Дальневосточной республики. Ходоров сводит их с высшими чиновниками Китая, с американскими дипломатами. Американцы опасались роста влияния Японии и того, что она займёт русский Дальний Восток. На короткий период интересы крупных держав совпали и они вместе «работали» против усиления Японии.

 

Была и еще одна сторона деятельности «консула» - первые агенты советской разведки начинали работу в Китае именно с удостоверениями корреспондентов ДальТА. Именно через Ходорова шло финансирование коммунистической работы в Китае.

 

Так, в декабре 1920 года Ходоров передал преподавателю русского языка и литературы в Пекинском университете Сергею Полевому 20 тыс. серебряных долларов (порядка одного миллиона долларов по нынешним временам). Деньги предназначалась для начала пропаганды коммунистических идей в Китае, организации работы коммунистических кружков в ведущих университетах, издания газет и листовок.

 

Сергей Полевой был профессиональным востоковедом – знал китайский, маньчжурский, монгольский, корейский и японский языки. При этом в Китай он попал как кадровый офицер ещё царской русской военной разведки. Его главной задачей была работа с территории Китая против Японии. Однако после крушения Российской империи, наблюдая за действиями Колчака и интервентов в Сибири и Дальнем Востоке, Полевой пришел к выводу, что большевики являются единственной разумной альтернативой для России в пост-революционных условиях. Имевший значительные связи в университетских, студенческих и общественных кругах Китая, Полевой сделал ставку на работу с профессором Пекинского университета Ли Дачжаонедавно вернувшимся в Пекин из Японии, где он изучал политическую экономию. Ему-то, Ли Дачжао, Полевой и передал эту (значительную для отдельного человека, но небольшую по международным меркам) сумму.

 

Профессор Ли был среди первых китайских интеллектуалов, кто поддержал установление власти большевиков в России. Он также работал заведующим библиотекой Пекинского университета. В это время его ассистентом в библиотеке был Мао Цзэдун, на которого Ли оказал очень большое влияние.

 

Деньги Коминтерна были израсходованы очень эффективно. Ли Дачжао в 1921 году станет одним из основателей Коммунистической партии Китая (КПК), созданной при прямой идеологической и организационной поддержке организации на базе отдельных марксистских кружков. Мао Цзэдун также принимал участие в съезде, но его время придет чуть позже. Кроме китайских коммунистов на съезде присутствовали представитель Коминтерна Г. Маринг и уполномоченный Дальневосточного секретариата Исполкома Коминтерна (ИККИ) Никольский (В.А. Нейман).

 

Стоит отметить, что одновременно советское правительство поддержало партию Гоминьдан и Сунь-Ятсена, начав военную, экономическую и организационную помощь его правительству на Юге Китая в Кантоне (Гуанчжоу).

 

Таким образом, СССР (в лице НКИД, Коминтерн и Разведуправления РККА) стоял у истоков становления двух основных политических сил Китая, сыгравших основную роль в китайской истории ХХ века.