Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Коронавирус как проверка Китая на государственную прочность

«Личные интересы подобны тени от травы,

а общие интересы подобны Вечно Синему небу»

Монгольская пословица

 

У наших соседей, у Китая, беда… – вспышка новой и, как оказалось, достаточно серьезной болезни. Хотя количество погибших от неё, да и даже просто заболевших, ничтожно по сравнению с населением Китая, но, тем ни менее, власти Китайской Народной Республики пошли на беспрецедентные меры, вплоть до полной изоляции города Уханя (откуда и началось распространение короновируса 2019-nCoV), на другие, достаточно чрезвычайные, ограничения с целью максимально ограничить контакты своего населения с возможными носителями инфекции. Нет нужды перечислять эти меры, сегодня об этом много пишут в интернете, показывают по телевизору. Я о другом.  А именно о том, что жесткие и решительные меры китайских властей породили новые обвинения в их адрес со стороны западных (да и российских – тоже) либеральных  СМИ «в нарушении демократических прав граждан на свободу передвижения, и сейчас они не могут покинуть опасную зону», на то, что «некоторые города превратили в большие концлагеря», на то, что «не хватает масок, халатов, коек в больницах» и так далее. Все это, я абсолютно уверен, в самое ближайшее время будет отрегулировано, и вспышка заболевания сойдет на нет, и вскоре о нем забудут. И все это произойдет как раз благодаря этим самым жестким мерам со стороны китайских властей. Насколько серьезно они подходят к создавшейся ситуации, говорит хотя бы тот факт, что временно на должность мэра Уханя назначили руководителя организационного отдела ЦК Компартии Китая, члена Политбюро ЦК КПК Чэнь Си. Этим самым Компартия Китая обозначила тот факт, что и в этой ситуации она берет ответственность на себя, не боясь никаких обвинений в свой адрес по поводу «зажима демократии»…

А как быть иначе в стране с почти полуторамиллиардным населением, в основном сосредоточенным в мегаполисах? Как иначе обезопасить всех остальных? Нерешительно озираться, оглядываться на «общественное мнение за рубежом»? Это было бы просто преступно!

Не будь этой жесткой, с точки зрения стороннего наблюдателя, воспитанного на «западных принципах демократии», государственно-идеологической власти, вряд ли смогли китайцы так мгновенно, и достаточно эффективно развернуть весь комплекс мер против очередной напасти – коронавируса 2019-nCoV. Жесткие меры против распространения коронавируса 2019-nCoV, предпринятые правительством Китая – это яркая иллюстрация к вопросу об ответственности, с одной стороны, государства, а с другой – о необходимости в такой ситуации подчинять права отдельно взятой личности интересам безопасности всего общества.  Эта решимость также демонстрирует то, что для Китая, будь на то острая необходимость, делом нескольких дней было бы силовыми методами погасить все так называемые «протесты» в Гонконге. Но Компартия на это не идет, не оставляя надежду на то, что до «бунтарей», наконец, дойдет то, что всё, что они творят – это только во вред им самим и Гонконгу в целом.

Когда при мне  кто-нибудь (обычно из тех, кто знает про Китай, в основном, из телевизора) начинает говорить о том, что Компартия Китая – это тоталитарная сила, ограничивающая права человека в своей стране, что там все жестко зарегулировано, я всегда привожу пример с большим муравейником,  который способен существовать только при условии того, что каждый из его членов выполняет прописанный ему функционал. Что каждый «муравей» придерживается «правил дорожного движения», и только благодаря этому муравейник функционирует без сбоев, как единый организм. Конечно, такое сравнение многим может показаться обидным, но, по сути, оно верно: сегодня Китай – это один большой дружный муравейник! При этом у каждого из его обитателей достаточно личного пространства для реализации своего потенциала, для саморазвития. Живут там не без проблем, конечно, но и без гражданской войны, без голода, без внешней оккупации. И все – благодаря главной скрепляющей силе, а именно – Компартии Китая. Именно она является, образно говоря, тем программистом, который на десятки лет вперед формирует алгоритм развития этого архисложного китайского общества, с учетом всех его особенностей, с учетом рисков – как внутренних, так и внешних.

Не устану повторять, что в середине 40-х годов прошлого века Сталин сделал совершенно точный, с точки зрения интересов России, исторический выбор между Гоминьданом и Компартией Китая в пользу последней. Именно КПК сделала в итоге Китай сильным, а России нужен надежный, сильный сосед, на которого можно опереться в трудную минуту. Который способен справиться не только с собственными проблемами (как в случае с коронавирусом), но и помочь, при необходимости, нам.

Я уверен, что и Китаю нужна сильная Россия с тем, чтобы вместе иметь возможность противостоять как медицинским и стихийным, так и военным угрозам на пространстве Большой Евразии. Считаю, что новому правительству России нужно срочно оказать любую возможную помощь Китаю в борьбе с коронавирусом – этой серьезной угрозой стабильности и процветанию наших стран.

Владимир Бережных,

Главный редактор журнала «Россия и Китай»