Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Китай в новую эпоху и рождение коммунистической партии Китая

Просматривая многовековую историю Китая, люди не могут не восхищаться созданной им блестящей цивилизацией, занимавшей в свое время передние позиции в мире. Как показывают итоги исследований, в начале 19-го века ВВП Китая составлял 30% от мирового ВВП, и по этому показателю Китай превосходил все другие страны мира. Однако в то время, когда правители последней в Китае феодальной династии - династии Цин почивали на мечтаниях о «наивысшем государстве небесной династии» и были уверены в том, что «небо не изменится, не изменится и истинный путь», они никак не могли ожидать, что внешний мир, намного больший их «великой цинской империи», переживает беспрецедентные перемены, что на Западе бурно развертывается промышленная революция, движимая паровозом. Строй феодальной абсолютной монархии, державшийся в Китае свыше 2000 лет, пошел к упадку.

В 1840 г. Великобритания развязала агрессивную войну против Китая, т.е. «опиумную войну», которая стала признаком поворота в истории Китая. Китай постепенно превращался в полуколониальную и полуфеодальную страну. С тех пор империалистические державы стали усиливать агрессию против Китая, на его попранной территории не прекращались смуты войны, китайский народ страдал от голода и холода, попадал в рабство. Спасение Родины и борьба за выживание стали насущной миссией нации. Завоевание национальной независимости и освобождения народа, достижение процветания государства и обеспечение зажиточной жизни всего народа стали историческими задачами, стоящими перед китайским народом.

В те суровые годы идейно целеустремленные люди многих поколений во имя изменения судьбы китайской нации, защиты национального достоинства, завоевания национальной независимости неустанно искали истину спасения Родины и народа, вели мужественную и упорную борьбу, вписав блестящую волнующую страницу в историю. Однако борьба против агрессии извне, крестьянские войны против внутреннего и внешнего гнета, движение за реформы в 1898 г., «Ихэтуаньское (боксерское) движение», призывавшее «поддерживать Цинскую династию и выгнать иностранцев» 一 все эти схватки, которые вели несгибаемый китайский народ, потерпели поражение.

Китайский народ перешагнул в 20-й век с национальным позором - оккупацией столицы г. Пекина объединенными войсками восьми держав (Великобритании, Франции, Германии, России, США, Японии, Италии и Австрии). Перед китайской нацией раскрывалась печальная и мрачная перспектива приближающейся гибели. Все больше и больше передовых людей, получив горький урок, приходили к выводу: чтобы обеспечить выживание китайской нации, спасти Китай и осуществить его развитие, необходимо свергнуть гнилое предательское правительство Цинской династии. Проведя безуспешные попытки сопротивления, китайский народ поднял новую революцию.

В начале 20-го века в роли руководителя китайской революции выступила нарождающаяся национальная буржуазия. По мере развития современной капиталистической промышленности в Китае стали расти новые общественные силы - пролетариат и национальная буржуазия. Но в те годы пролетариат был еще слабый и немногочисленный, он еще не осознавал свою историческую миссию, и поэтому некоторые боевые выступления с участием пролетариата проходили под влиянием национальной буржуазии.

В 1905 г. великий предшественник китайской демократической революции Сунь Ятсен основал в японском городе Токио буржуазно революционную партию Тунмэньхой (Союзную лигу), разработал революционную программу, тем самым впервые поставив комплексную революционную цель - создать буржуазно-демократическую республику. С тех пор китайский народ стал бороться за создание независимого демократического государства. Буржуазные революционеры в лице Сунь Ятсена стремились революционными средствами осуществить свою программу. 10 октября 1911 г. в городе Учан вспыхнуло восстание. Поскольку этот год по лунному календарю оказался синьхайским годом, революция, вызванная этим событием, стала называться «Синьхайской революцией». 1 января 1912 г. была провозглашена Китайская республика, в городе Нанкине было учреждено временное правительство, и Сунь Ятсен стал первым временным президентом Китайской республики.

Синьхайская революция свергла господство Цинской династии, положила конец монархическому деспотизму, существовавшему в Китае тысячелетия, распространила идеи о демократической республике, своим глубоким влиянием и потрясающей силой толкнула общественные перемены в современном Китае. Синьхайская революция открыла собой современную национально- демократическую революцию в полном смысле этих слов, значительно продвинула идеологическое раскрепощение китайской нации, раскрыла проход для прогрессивного течения, произвела поиск пути к развитию и прогрессу китайской нации.

Однако образование Китайской республики не принесло людям ожидаемой национальной независимости и общественного прогресса. При вмешательстве со стороны зарубежных держав пост Временного президента Китайской республики вскоре попал в руки Юань Шикая, бывшего премьера кабинета министров династии Цин и главаря северных милитаристов, а вслед за этим было создано правительство северных милитаристов, которое представляло интересы феодальных помещиков и компрадорских классов. Китайский народ оставался под гнетом феодального деспотизма. После этого Юань Шикай произвел попытку реставрировать императорский режим, но вскоре потерпел крах, а руководимые им северные милитаристы раскололись в три клики, помимо них появились еще многочисленные группировки милитаристов, разные по численности и силе. И все эти группы милитаристов, опираясь каждая на иностранных империалистов, боролись за свои интересы, старались расширять свои территории, воевали между собой, от чего вся страна долгие годы находилась в состоянии раздробленности и бесконечных беспорядков.

На ветхой политической арене тогдашнего Китая один за другим представлялись фарсы, гнусные комедии. С каждым днем усугублялся национальный кризис, народ впадал в пучину бедствий. Жестокая действительность показала, что Синьхайская революция не изменила характер старого Китая как полуколониальной и полуфеодальной страны, не переменила тяжелую участь китайского народа, не выполнила исторической задачи по достижению национальной независимости и освобождения народа. В этом смысле Синьхайская революция тоже потерпела поражение.

Перед лицом такой действительности буржуазные революционеры не хотели мириться с поражениями. Сунь Ятсен, высоко неся знамя демократической революции, продолжал бороться за осуществление подлинно демократической республики, но все терпел неудачи и попал в затруднительное положение. Сун Цзяожэнь, исполняющий обязанности генерального секретаря партии Гоминьдан, обращался ко всему народу с призывом внедрить парламентаризм, но погиб от гнусного тайного убийства, устроенного северными милитаристами. «Вторая революция», поднятая революционерами и нацеленная против Юань Шикая, а также «Движение за защиту Конституции» привели только к бешенному подавлению со стороны реакционных милитаристов. Передовые люди, учась у стран Запада, продолжали искать чудодейственную панацею для спасения страны и народа, но не добивались ничего. Когда китайцы чистосердечно желали учиться у капитализма Запада, «учителя», как правило, всегда притесняли своих «учеников». Капиталистические державы не хотели, чтобы Китай стал независимым и могущественным государством, им нужно было, чтобы Китай навсегда оставался их придатком, предоставляющим им неиссякаемые ресурсы, широкий рынок и дешевые рабочие силы. Идеалу, за который боролась передовая интеллигенция, было суждено превратиться в несбыточную иллюзию. Ей пришлось продолжать поиск во тьме. При таких условиях стала надвигаться мощная буря революции, а движение за новую культуру и стало предвещанием и прелюдией революционной бури.

Первым трубачом, протрубившим призыв к идеологическому просвещению, стал Чэнь Дусю, прозванный впоследствии «главнокомандующим Движения «4 мая». В сентябре 1915 г. он основал в Шанхае «Молодежный журнал» (с 1-го номера 2-го тома журнал был переименован в «Новую молодежь»), тем самым подняв на идейно-культурном фронте бурю движения за новую культуру, которое несло знамя демократии и науки и объявило войну против феодальной идеологии, морали и культуры. В январе 1917 г. известный педагог Цай Юаньпэй был назначен ректором Пекинского университета, он пригласил Чэнь Дусю на пост заведующего отделом гуманитарных наук, собрал вокруг себя многочисленных передовых ученых. В то же прими редакция журнала «Новая молодежь» была перемещена в Пекин, в ней стали сотрудничать Ли Дачжао, Лу Синь, Ху Ши, Цянь Сюаньтун, Лю Баньнун и др. Таким образом Пекинский университет и редакция журнала «Новая молодежь» стали главными позициями движения за новую культуру в его начальный период. Вооружившись взглядами теории эволюции и идеей освобождения личности, они выступили за новую мораль и против старой морали, за новую литературу и против старой литературы, бросили вызов феодальной этике, подняв в обществе жизнедеятельное и прогрессивное течение за идеологическое раскрепощение. Главные лозунги в движении за новую культуру 一 это т.н. «господин D» (Democracy) и «господин S» (Science), т.е. «демократия» и «наука». Это движение за идейное раскрепощение, носящее просветительный характер, подготовило условия для распространения и восприятия новых идей, подходящих для китайского общества и необходимых для китайской революции. Многие люди того времени считали, что если Китай желает стать таким могущественным, как западные страны, то ему необходимо идти по пути цивилизации Запада. Поощрение демократии и науки имело целью «построить новое государство западного типа, сформировать новое общество западного типа, чтобы приспособиться к теперешним условиям существования».

В то время, когда китайцы мучились в безвыходном поиске и бились во тьме, произошли два события, которые потрясли весь мир: первая мировая война 1914 - 1918 гг. дала людям на Земле испытать жестокость войны; 7 ноября (по старому стилю 25 октября) 1917 г. в северном соседе Китая - России пролетарская социалистическая революция одержала победу. Эти два события также сильно потрясли передовых людей в Китае. Буржуазный демократизм в свое время сыграл прогрессивную роль в разрушении идеологических оков феодализма. Однако к

началу 20-го века все более обнаруживались в реальности пороки капиталистической цивилизации Запада. Первая мировая война и была проявлением обострившихся противоречий, присущих капиталистическому строю. Это вызвало у представителей левого крыла движения за новую культуру сомнения в ценности западной цивилизации. Именно такие сомнения побудили их искать новый путь и новое идейное оружие для спасения Китая. Это заложило идеологическую основу для того, чтобы они впоследствии стали одобрять Октябрьскую революцию и принимать марксизм. На таком фоне вспыхнуло патриотическое движение «4 мая», ставшее стартом новой народной революции.

Непосредственным запалом движения «4 мая» послужило дипломатическое поражение Китая на Парижской мирной конференции. В первой половине 1919 года страны Антанты, победившие в Первой мировой войне, созвали в Париже «мирную конференцию». Китай в качестве победившей страны направил на нее своих представителей. По указу некоторых империалистических государств на конференции было принято решение о том, что побежденная Германия должна все свои привилегии в китайской провинции Шаньдун передать Японии. Представители китайского правительства, находившегося в руках северных милитаристов, готовы были подписаться под таким «мирным договором». Когда эта весть долетела до Китая, она вызвала резкое возмущение у всех слоев населения.

4 мая свыше 3000 учащихся более чем 10 учебных заведений Пекина собрались на площади Тяньаньмэнь. Они скандировали «Верните нам Циндао!» и другие лозунги. После митинга были устроены демонстрация и шествие. Под строгим подавлением правительства патриотические выступления учащихся одно время шли в спад. Однако с 3 июня они снова выходили на улицы, произносили речи, многие из них были арестованы. С 5 июня рабочие в Шанхае самостоятельно устраивали забастовки в знак поддержки студентов и школьников, в забастовках приняли участие 60-70 тыс. рабочих. Вслед за этим стали бастовать рабочие к Пекине и других городах, во многих крупных и средних городах забастовали также торговцы. Пламя борьбы охватила более 100 городов 20 провинций. Таким образом движение «4 мая» переросло в революционное движение всекитайского масштаба с участием рабочего класса, мелкой буржуазии и национальной буржуазии. В ряде мест к движению примкнули и крестьяне. Центр движения переместился из Пекина в Шанхай, вместо студентов в роли главных сил борьбы стали выступать рабочие. Под мощным давлением народных масс китайское правительство было вынуждено 10 июня освободить арестованных студентов и объявило об увольнении прояпонских чиновников Цао Жулиня, Чжан Цзунсяна, Лу Цзунъюя и др. 27 июня несколько сотен находящихся во Франции китайских рабочих, студентов и эмигрантов обратились в резиденцию главного представителя китайского правительства Лу Чжэнсяна с требованием отказаться подписывать мирный договор. И на другой день представители Китая не посмели явиться на церемонию подписания Парижского мирного договора. Так была достигнута прямая цель движения «4 мая».

Движение «4 мая» - эпохальное событие в истории китайской революции. Оно знаменует собой вступление буржуазно-демократической революции на новый этап. Буря этого движения с небывалой силой обличила агрессивную сущность империализма, и по этой причине многие передовые люди в Китае отбросили иллюзию в отношении империализма и встали на путь борьбы против империализма. Движение «4 мая» также нанесло тяжелейший удар по китайским феодальным силам, создало неудержимую революционную ситуацию. Оно своей широкой массовостью объявило войну феодальным господствующим силам, этим оно явно отличалось от предыдущих революционных движений, проявлявших терпимость и уступчивость перед феодальными силами.

Октябрьская революция в России, произошедшая до движения «4 мая», впервые превратила описанный в книге социализм в живую действительность, открыв новую эру в истории человечества. Подобно свежему ветру, она разбудила не только пролетариат на Западе, но и угнетенные народы на Востоке. Россия с ее обширной территорией, огромным населением, отсталой экономикой и культурой была во многом похожа на Китай, что вызвало сильный резонанс у передовых элементов Китая. Рождение нового государства, где рабочие и крестьяне стали его хозяевами, зажгло в сердцах многострадального китайского народа новую надежду, дало разумный ответ передовым людям, мучительно ищущим решения всевозможных проблем, показало им новый способ революции. Если невозможно идти по пути капитализма, тогда можно идти по пути социализма. При такой обстановке в Китае появились представители интеллигенции, которые одобряли Октябрьскую революцию в России и в сознании которых выросли ростки коммунистических идей.

В июле 1919 г. правительство Советской России опубликовало первую Декларацию в адрес Китая, в которой объявлялось «аннулировать все привилегии (царской России на территории Китая)». В апреле-мае 1920 г. эта Декларация была напечатана на страницах журналов «Журнал Востока», «Новая молодежь» и др. Парижская мирная конференция и Декларация Советской России составили резкий контраст: первая вызвала у китайского народа возмущение, а вторая преподнесла ему радость. Пораженные таким контрастом, многие отказались от прежних иллюзий о буржуазном демократизме Запада. Это дало мощный толчок дальнейшему распространению марксизма в Китае.

Еще до Октябрьской революции кое-кто в Китае уже говорил о социализме, называл фамилию К. Маркса, излагал отрывки из некоторых его трудов. Однако истинное познание и принятие марксизма передовыми элементами в Китае произошли только после Октябрьской революции. К тому времени постепенно созревали и социальные условия для укоренения марксизма в китайском обществе. После (Синьхайской революции национальная капиталистическая экономика в Китае добилась некоторого развития, вместе с ней выросли и силы рабочего класса и национальной буржуазии.

В канун движения «4 мая» 1919 г. число промышленных рабочих достигло 2 млн. человек. Этот класс не располагает никакими средствами производства, связан с самым передовым способом производства, является представителем передовых производительных сил Китая. В отличие от слабой национальной буржуазии, рабочий класс обладает стойким боевым духом и несгибаемой революционной волей; в то же время он более организован и дисциплинирован, чем крестьянство, имеет более широкий кругозор. Рост этого класса подготовил объективную социальную базу для принятия марксизма китайцами. Кроме того, к этому времени образовалась более многочисленная, чем в период Синьхайской революции, группа новой интеллигенции.

Движение «4 мая» оказало огромное влияние на распространение марксизма. Когда люди после возбуждения и волнения от подъема этого движения стали успокаиваться, некоторые передовые элементы стали раздумываться о более глубинных проблемах. По мере распространения марксизма Пекин и Шанхай стали центрами пропаганды марксизма. Затем влияние этих двух центров охватило другие районы страны, там тоже стал широко распространяться марксизм. Таким образом в Китае появились первые ряды приверженцев марксизма. Самый ранний в Китае марксист Ли Дачжао, основавшись в Пекинском университете, продолжал усердную работу над пропагандой марксизма. Когда Мао Цзэдун, известный лидер студенческого движения в провинции Хунань, во второй раз приехал в Пекин, он стал повсюду собирать и читать немногочисленные коммунистические книги на китайском языке и многие книги о России, вырабатывая у себя веру в марксизм. Другие известные студенческие руководители, такие, как Дэн Чжунся, Цай Хэсэнь, Цюй Цюбо, Чжоу Эньлай, Юнь Дайин, Чжао Шиянь, Чэнь Таньцю, Сян Цзинъюй, Гао Цзюньюй, Хэ Мэнсюн, Ван Цзиньмэй, Дэн Эньмин, Хэ Шухэн, Ли Да, Ли Ханьцзюнь и др., тоже один за другим стали революционерами, верящими в марксизм. Некоторые члены Союзной лиги, участвовавшие под водительством Сунь Ятсена в Синьхайской революции, такие, как Дун Биу, Линь Боцюй, У Юйчжан и др., тоже стали переходить к марксизму.

Передовые элементы Китая, собравшись под знаменем марксизма, стали активно включаться в борьбу народных масс, сочетая марксизм с практикой борьбы. Это была характерная черта и положительная сторона, присущие марксистскому идеологическому движению в Китае с самого его начала. Силы, проявленные в патриотическом движении «4 мая» и забастовках рабочих, убедили ранних марксистов в том, что рабочий класс уже вышел на политическую сцену и будет решать судьбу Китая. И вскоре они пошли «в гущу народа», стали создавать для рабочих школы, организовать профсоюзы.

При наличии передовой теории, при наличии новых общественных сил в Китае созревали условия для основания политической партии рабочего класса нового типа.

Китайские ранние марксисты начали готовиться к созданию партии с весны 1920 г. В это время руководимый Лениным Третий (Коммунистический) Интернационал тоже стремился помочь китайским марксистам создать партию. В апреле 1920 г. Дальневосточное бюро РКП(б) прислало в Китай 27-летнего Г.Н. Войтинского, который в Пекине и Шанхае встречался с Ли Дачжао и Чэнь Дусю, оказывая им помощь в создании партии в Китае.

В ходе практической борьбы китайские ранние марксисты все с явственнее понимали важность создания революционной партии. В марте 1920 г. Ли Дачжао после многократных обсуждений с Дэн Чжунся основал в Пекинском университете Общество по исследованию учений Маркса. В мае того же года по инициативе Чэнь Дусю в Шанхае было организовано Общество по исследованию марксизма. Примерно в это время обучавшийся тогда во Франции Цай Хэсэнь несколько раз писал находившемуся в провинции Хунань Мао Цзэдуну, предлагая официально создать китайскую коммунистическую партию. «Я полагаю, - писал он,-что прежде всего надо организовать партию 一 коммунистическую партию, так как она является инициатором, пропагандистом, авангардом и боевым штабом революционного движения. Судя по нынешней ситуации в Китае, необходимо сначала организовать ее, тогда профсоюзы и кооперативы станут мощными организациями, революционное движение и движение трудящихся будут иметь нервный центр».

В августе 1920 г. Чэнь Дусю и другие создали в Шанхае первую в Китае коммунистическую организацию (в ранний период название Компартии Китая было неодинаковое, например, шанхайский кружок с самого начала назывался Коммунистической партией Китая, а пекинский кружок 一 пекинской ячейкой Компартии Китая. Все они 一 местные организации, которые вскоре вошли в состав единой Компартии Китая), Чэнь Дусю стал се секретарем. Он и Ли Дачжао решили назвать эту организацию Коммунистической партией, а не Социалистической партией. Шанхайская партийная организация раннего периода, будучи инициатором партии и связным центром, сыграла важную роль в процессе создания КПК. В октябре Ли Дачжао, Чжан Готао и Чжан Шэньфу создали в Пекине раннюю партийную организацию, секретарем которой стал Ли Дачжао. С осени 1920 г. по весну 1921 г. в городах Ухань, Чанша, Цзинань, Гуанчжоу тоже были созданы ранние организации партии. В Японии и Франции также появились ранние партийные организации, в состав которых вошли передовые элементы из числа обучавшихся там с студентов и проживающих там эмигрантов.

Ранние организации Компартии после своего создания начали изучать и пропагандировать марксизм, развернули среди рабочих пропагандистскую и организационную работу, что содействовало дальнейшему распространению марксизма и его соединению с рабочим движением в Китае. Интеллигенты, у которых выработаны первые коммунистические убеждения, в ходе слияния с рабочими претерпели глубокие изменения своих мыслей и чувств. Часть рабочих, принимая марксистское воспитание, повысила уровень своей классовой сознательности. Таким образом в Китае в основном подготовлены условия для создания единой коммунистической партии.

В июле 1921 г. представители ранних организаций компартии из разных мест прибыли в Шанхай на Первый всекитайский съезд партии. Это Ли Да и Ли Ханьцзюнь (Шанхай), Чжан Готао и Лю Жэньцзин (Пекин), Дун Биу и Чэнь Таньцю (Ухань), Мао Цзэдун и Хэ Шухэн (Чанша), Ван Цзиньмэй и Дэн Эньмин (Цзинань), Чэнь Гунбо (Гуанчжоу), Чжоу Фохай (от членов партии в Японии), а также Бао Хуэйсэн, присланный Чэнь Дусю из Гуанчжоу. На съезде присутствовали представители Коминтерна Маринг и Никольский. Последнее заседание проходило в прогулочной лодке на озере Наньху под Цзясином в провинции Чжэцзян. На съезде была принята первая Программа партии. В первой статье этого документа сразу указано: «Настоящая партия называется Коммунистической партией Китая». Участники съезда обсудили план практической работы и решили сосредоточить силы на руководство рабочим движением, организацию профсоюзов и воспитание рабочих. Являясь авангардом рабочего класса, партия с первых дней своего создания уделяет внимание установлению тесных связей со своим классом, что явилось одним из важных ее преимуществ. На съезде был избран руководящий орган партии Центральное бюро. Секретарем его стал Чэнь Дусю, а Ли Да и Чжан Готао была поручена пропагандистская и организационная работа.

 

Первый Всекитайский съезд партии официально провозгласил о создании Коммунистической партии Китая. В старинном и отсталом Китае появилась политическая партия рабочего класса качественно нового типа. Хотя в то время это была совсем миленькая партия, имевшая всего 50 с лишним членов, но она была полна уверенности в преобразовании Китая. Рождение КПК было необходимым результатом развития новой истории Китая. С этого момента китайский народ встал на светлый путь борьбы за национальную независимость и освобождение народа, открыл величественный поход за могущество государства и зажиточную жизнь народа.