Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Теория компартии Китая

Глядя в сегодняшний день, мы вспоминаем о прошлом, в течение более чем 90 лет Компартия Китая смогла непрерывно укреплять свои позиции, смогла привести китайский народ к сотворению великого подвига, привлекшего внимание всего мира. Самая главная причина этому в том, что партия от начала до конца придерживалась курса научной теории, всегда сочетала основные принципы марксизма с конкретными реалиями китайской революции, строительства и реформ. Компартия непрерывно продвигала китаизацию марксизма, а ведущая идеология партии и основная доктрина шли в ногу со временем. Так появилась теоретическая система социализма с китайской спецификой, включавшая в себя идеи Мао Цзэдуна, теорию Дэн Сяопина, идеологическую концепцию «Тройного представительства», концепцию научно обоснованного подхода и другие значительные стратегические идеи. Два этих теоретических достижения являются самыми драгоценными политическими и духовными ценностями Компартии Китая. Это - единая идеологическая основа Компартии Китая и его многонационального народа в сплоченной борьбе. Это - руководство к действию, ведущее партию и страну от победы к победе.

Мао Цзэдун, как самый главный представитель КПК, путем трудного поиска, суммируя положительные и отрицательный стороны опыта китайской революции, нашел правильный путь китайской новодемократической революции. Более того, после победы новодемократической революции в самое подходящее время он провел социалистическую революцию, активно занимаясь поиском пути строительства социализма, подходящего духу Китая. Было созданы и развиты идеи Мао Цзэдуна, что дало толчок историческому процессу китаизации марксизма.

 

С самого момента основания КПК в качестве идейной основы партии был определен марксизм. Марксизм раскрыл объективную закономерность развития человеческого общества, это учение - мощнейшее идеологическое оружие познания и перестройки мира. Но, марксизм — это не догма, только при правильном его практическом применении и непрерывном развитии на практике он приобретает мощнейшую жизненную силу.

В конце 20-х и в начале 30-х годов минувшего века внутри партии был взят ошибочный курс развития, при котором марксизм-ленинизм был превращен в догму, стали священными решения Коминтерна и опыт Советского Союза, что привело к тяжелым потерям и неудачам китайской революции. Идеи Мао Цзэдуна зародились и постепенно формировались в процессе борьбы с этими ошибками, в процессе суммирования исторического опыта. После Аграрной революционной войны и в период антияпонской войны идеи Мао Цзэдуна были досконально систематизировано, многие его аспекты получили большее развитие, а сами идеи приобрели законченную форму. Идеи Мао Цзэдуна продолжали развиваться в ходе гражданской войны (1945-1949 гг.) и после основания КНР.

В мае 1930 г. Мао Цзэдун в своем труде «Против книгопоклонства» с высоты гносеологии подытожил опыт китайской революции, указав на то, что «коммунисты в борьбе смогли создать идеологический курс нового порядка», Мао подчеркнул: «залог победы в борьбе за дело китайской революции лежит в понимании китайскими товарищами ситуации в Китае». Он считал, что основы марксизма необходимо изучать, но к Китаю они могли быть применимы только с учетом реальной действительности в стране. Мао не только был против того, чтобы позволять незнающим китайских реалий иностранцам решать вопросы китайской революции, но также противился слепому следованию марксизму и указаниям Коминтерна. Он подчеркивал, что лишь сама Компартия Китая, знающая реальное положение дел в стране, сможет найти правильное решение проблем китайской революции.

В октябре 1938 г. на VI расширенном пленуме ЦК КПК 6-го созыва Мао Цзэдун впервые ясно заявил о «китаизации марксизма» как о важной задаче. Он заявил, что «абстрактного марксизма не существует, есть только тот, в котором все конкретно... есть национализированный марксизм, то есть марксизм должен быть приложен к реальной борьбе в конкретных условиях, он не может быть абстрактно использован». Так был определен путь китаизации марксизма.

В условиях жаркой борьбы за дело китайской революции Мао Цзэдун и его соратники постепенно сформировали новое учение - идеи Мао Цзэдуна. Идеи Мао Цзэдуна - это результат соединения основ марксизма-ленинизма с конкретными китайскими реалиями, это результат творческого приложения и развития марксизма-ленинизма в Китае, это практическое доказательство правильности теоретического принципа и накопленного опыта китайской революции и строительства коммунизма, это квинтэссенция мудрости коллектива КПК.

Целым рядом идей Маоизм дополнил идеологическую сокровищницу марксизма. Например: начало всему должно даваться в соответствии с реальностью, теория должная быть связана с практикой, действия должны быть основаны на реальных фактах, правильный идеологический курс должен выбираться на основании практики; идея о борьбе за «аграрную революцию» под руководством пролетариата и путь развития революции «села окружают города»; идея народной армии и народной войны; стратегия и теория создания единого фронта компартии и других политических сил; идея политики, экономики и культуры новой демократии; принципы правильного решения разногласий внутри партии и разногласий в социалистическом обществе; путь мирного строительства социализма; пять основных принципов мирного сосуществования и международных отношений; идея народа, как основной силы, создающей всемирную историю и путь партии; а также целый ряд принципов строительства стиля работы, организации и идеологии партии. В 1945 г. на 7-ом Всекитайском съезде ЦК КПК идеи Мао Цзэдуна были утверждены в качестве ведущей идеологии, это было решением исторического характера, сыгравшим великую роль в деле победоносного развития революции и строительства Китая.

В августе 1980 г. Дэн Сяопин давал интервью известной итальянской корреспондентке Ориане Фалаци. Отвечая на вопрос корреспондентки: «Всегда ли на пощади Тяньаньмэнь будет располагаться портрет Председателя Мао?», он очень уверенно ответил: «Мы не только навсегда оставим портрет Председателя Мао на площади Тяньаньмэнь, как символ нашей страны, как память о создателе нашей партии и нашей страны, но и будем придерживаться идей Мао Цзэдуна. Мы не будем относиться к Председателю Мао так, как отнесся Хрущев к Сталину». «Мы должны сделать объективную оценку всех заслуг и промахов Председателя Мао. Для нас однозначно на первом месте - достижения председателя Мао, а его ошибки - на втором. Мы должны реалистично подойти к рассмотрению ошибок Председателя Мао, совершенных в поздний период. Но мы все равно будет следовать идеям Мао Цзэдуна. Идеи Мао были безошибочны на протяжении всей его жизни. Мы не только одержали победу в деле революции благодаря идеям Мао, эти идеи были и будут ценным сокровищем китайской партии и всей страны». Дэн Сяопин считал: «Идеи Мао Цзэдуна - это знамя нам нельзя бросать! Опустив это знамя, мы на самом деле перечеркнем всю блестящую историю нашей партии».

Как ведущий представитель КПК, Дэн Сяопин на основе итогов положительного и негативного опыта «нового Китая», исследуя международный опыт и ситуацию на мировой арене, претворяя в жизнь политику реформ и открытости, открыл путь социализма с китайской спецификой, создал теорию Дэн Сяопина, так определяющие идеи и основные теории КПК шли в ногу со временем.

Проведение под руководством КПК новой демократической революции в Китае, такой большой восточной стране, - это новая задача в истории развития марксизма. В Китае, в этой большой восточной стране, строительство социализма также является новой задачей в истории марксизма. В такой ситуации нельзя слепо следовать книжным догмам, нельзя слепо перенимать опыт других стран, здесь нужно отталкиваться от общеполитической обстановки в стране, основные принципы марксизма должны гармонично вплетаться в конкретные реалии Китая, создавая свой китайский путь строительства. Первое поколение центрального руководства партии во главе с Мао Цзэдуном, создавая «новый Китай» и осуществив под своим руководством переход китайского общества от новой демократии к социалистическом обществу, вело поиск путей строительства социализма с китайской спецификой. На этом поприще были сделаны важные достижения, руководство также встретило немало трудностей, преодоление которых далось немалой ценой.

Начиная с 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва в 1978 г. второе поколение центрального руководства во главе с Дэн Сяопином, продолжая дела предшественников, проводили курс раскрепощения сознания, реалистического подхода к действительности; была дана научная оценка работам товарища Мао Цзэдуна и идеям Мао Цзэдуна. Очень скрупулезно руководство подытожило накопленный опыт и допущенные ошибки в деле строительства социализма, решительно отвергнув ошибочную теорию «классовой борьбы, как основы» и ее практическую реализацию в ходе становления базовой социалистической системы. Руководство, дав начало великому пути реформ и открытости, повело по нему за собой всю партию и многонациональный народ всей страны. В 1982 г. на 12-ом Всекитайском съезде КПК Дэн Сяопин впервые четко указал на важность задачи «строительства социализма с китайской спецификой», так практически сформировалась теория Дэн Сяопина.

В 1987 г. на 13-ом Всекитайском съезде КПК впервые сравнительно систематизировано была описана теория социализма начального этапа, были определены основные пути партии на начальном этапе развития социализма, в общих чертах был представлен целый ряд научных теоретических точек зрения, выдвинутых и развитых Дэн Сяопином в процессе познания социализма, начиная с 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва. В начале 1992 г. во время поездки на юг Китая Дэн Сяопин дал теоретически исчерпывающий ответ на многие важные вопросы, которые в течение долгого времени закрепощали мышление людей, он вывел политику реформ и открытости и дело модернизации социализма на новый уровень. В октябре того же года на 14-ом съезде КПК Дэн Сяопин в общих чертах изложил и систематизировал основное содержание теории строительства социализма с китайской спецификой.

Теория Дэн Сяопина - это результат соединения основных принципов Марксизма и китайских реалий того времени, с характерными особенностями эпохи, эта теория в новых исторических условиях стала продолжением и развитием идеей Мао Цзэдуна. Теория Дэн Сяопина охватывала такие важные фундаментальные теоретические вопросы, как: что есть социализм, как строить социализм; на базе таких важных вопросов, как: пути развития социализма, этапы развития, первостепенные задачи, движущая сила развития, внешние условия, политические обязательства, стратегические шаги, руководящая сила и вспомогательная сила, объединение страны и др., сформировался целый ряд взаимосвязанных базовых концепций. Впервые сравнительно систематизировано был дан ответ на целый ряд вопросов о том, как Китай, страна со сравнительно отсталой экономической культурой, сможет построить, укрепить и развить социализм. В это время появилось много новых идейных направлений, например: сущность социализма и начальный этап развития социализма; развитие производственных сил - первостепенная задача социализма; четыре основных принципа - основа для создания государства; политика реформ и открытости - путь сильного государства; рыночная экономика допустима при социализме; наука и техника - первая производственная сила, уважение знаний, уважение талантов; всестороннее развитие общества по принципу «взяться за дело обеими руками, обе руки должны быть сильны»; строительство партии с учетом строя; мир и развитие - две главных задачи современного мира; продвижение великой задачи мирного объединения Родины в соответствии со стратегическим курсом «одна страна, два режима» и т.д. - все эти идеи обогатили и еще более развили учения марксизма-ленинизма и идеологию Мао. Практические применение теории Дэн Сяопина дало положительные результаты, и в 1997 г. на 15-ом Всекитайском съезде КПК теория Дэн Сяопина была торжественно объявлена ведущей идеологией КПК, это также было стратегическое решение исторического масштаба, имевшее важное значение в деле развития социализма с китайской спецификой.

Цзян Цзэминь, будучи главным представителем КПК, глубоко понимая ситуацию в мире, общеполитическую обстановку в стране, изменения в развитии партии, смог накопить новый ценный практический опыт управления партией, страной и армией, создал важную концепцию «тройного представительства», таким образом основная идеология и фундаментальная теория КПК в очередной раз шли в ногу со временем.

Начиная с 4-го пленума 13-го созыва КПК третье поколение центрального руководства во главе с Цзян Цзэминем, придерживаясь курсов марксизма-ленинизма, идеей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, а также развивая их, подвело итог серьезных неудач мирового социализма, вынесло из этого исторический урок. Руководство КПК вело всю партию и многонациональный народ всей страны сквозь череду международных чрезвычайных происшествий, касавшихся суверенитета и безопасности Китая, к победе в политической и экономической сферах, к преодолению стихийных бедствий. Раз за разом руководство страны, подвергаясь испытаниям, устраняло препятствия, гарантируя успешное продвижение вперед политики реформ и открытости и модернизации социализма. В условиях новых реалий, на пути продвижения социализма с китайской спецификой сформировалась важная концепция «тройного представительства»

Цзян Цзэминь открыто заявил: важная концепция «тройного представительства» была «сформирована в процессе долгих размышлений», под размышлениями он главным образом имел в виду то, «как в условиях сложной ситуации внутри страны и за ее пределами нашей партии набраться жизненных сил и во главе народа всей страны продвигать великое дело строительства социализма с китайской спецификой, чтобы реализовать великое возрождение китайской нации».

В феврале 2000 г. Цзян Цзэминь подвел итог более чем 70-ти летнему опыту КПК, уделив особое внимание 10-летнему периоду, начиная с 1989 г. Впервые была целостно изложена важная концепция «трех представительств». Вот что было по этому поводу сказано: «Причина, по которой наша партия снискала поддержку народа, заключается в том, что на любом историческом этапе революции, строительства, реформ наша партия всегда представляла коренные интересы самых широких слоев населения Китая, всегда представляла прогрессивное направление передовой культуры Китая, всегда представляла требования развития передовых производственных сил Китая. Более того, партия, определяя верный политический курс, всегда без устали боролась за защиту коренных интересов страны и народа». В мае-июне того же года Цзян Цзэминь по отдельности изложил основное содержание, главные задачи, исторический фон, заслуживающие внимания моменты, отправные точки и, в целом, важность концепции «тройного представительства». Он подчеркнул: «Следование концепции «тройного представительства» эго основа партии, фундамент правления, источник сил». В 2001 г. на заседании по случаю празднования 80-й годовщины KIIK Цзян Цзэминь всесторонне и систематизировано изложил теоретические основы, научное и базовое содержание, моральную сущность концепции «тройного представительства», а также - основные требования, необходимые для последовательной реализации концепции «тройного представительства». В ноябре 2002 г. в докладе 16-го Всекитайского съезда КПК научно обоснованно изложил ведущее значение, моральную сущность и историческое место концепции «тройного представительства» на фоне эпохи.

Концепция «тройного представительства» стала отражением новых требований к работе страны и КПК в условиях изменений мирового развития и развития самого Китая. Эта концепция воплотила собой базовую теорию, основной путь развития, фундаментальную программу и опыт Коммунистической партии Китая. Концепция «тройного представительства» - это важный результат нелегкого поиска и великой практики, проделанных Коммунистической партией Китая.

Важная концепция «тройного представительства» унаследовала и" развила идею марксизма о том, что продвижение человеческого общества в конечном итоге зависит от развитости производственных сил, вместе с тем, не менее важное значение играет развитость культуры, сам народ продвигает вперед развитие общества. Эта концепция указала на то, что социализм с китайской спецификой - это органическое сочетание социалистической рыночной экономики, социалистической демократической политики и передовой социалистической культуры. Это - всестороннее развитие материальной социалистической, политической и духовной культуры. Это - продвижение взаимодвижущих великих дел руководства партии и строительства партией великих новых объектов; творческая связь строительства партии с тенденциями развития современного мира, современного Китая, с самосовершенствованием и развитием китайского социализма, с грандиозными целями и различными задачами социализма с китайской спецификой. Эта концепция наделена самыми яркими особенностями и содержанием партийных качеств и главных целей партии, ее ведущей идеологии и задач, характерными данной эпохе. Это указывает на то, что понимание Коммунистической партией Китая закономерностей коммунистического правления, социалистического строительства, развития человеческого общества достигло нового более высокого уровня.

Концепций «тройного представительства» в таких сферах, как: стабильность политики реформ и открытости; внутренняя политика, дипломатические сношения, гособорона; управление партией, страной, армией; и др. был поднят целый ряд новых взаимосвязанных идей, точек зрения, суждений. На основании теории Дэн Сяопина были даны более глубокие ответы на следующие вопросы: что есть социализм, как построить социализм; творчески были даны ответы на вопросы, какую партию строить и как это делать; было углублено понимание социализма с китайской спецификой.

Практика принесла позитивные результаты, и в 2007 г. на 16-м Всекитайском съезде КПК концепция «трех представительств» была утверждена в качестве ведущей идеологии партии, это также стало исторически важным решением, оказавшим очень большое значение в создания новой обстановки в деле строительства социализма с китайской спецификой.

ЦК КПК во главе с генсеком Ху Цзиньтао соответственно изменениям ситуации в мире и стране развивал дух делового, правдивого подхода, дух смелого продвижения вперед; продолжал продвигать новаторство на теории и практике, была выдвинута концепция научно обоснованного развития и другие великие стратегические идеи, все это позволяло ведущей идеологии и фундаментальной теории КПК продолжать идти в ногу со временем.

В новом веке, на новом историческом этапе в развитии Китая наметился целый ряд новых особенностей, дело развития КПК и Китая оказалось на новой отправной исторической точке. Коренные преобразования в экономической системе, большие изменения в социальной структуре, основательное урегулирование в структуре интересов, глубокие изменения в идеологических взглядах. Неслыханные радикальные социальные изменения принесли социально-экономическому развитию Китая не только огромную жизненную силу, но и целый ряд новых обстоятельств и вопросов.

Начиная с 16-го Всекитайского съезда КПК, центральный комитет КПК во главе с товарищем Ху Цзиньтао неуклонно следовал идеологическим курсам марксизма-ленинизма, идеям Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина и концепции «трех представительств». Была укреплена общеполитическая обстановка в Китае, в ходе углубленного анализа характерных фазовых особенностей развития Китая, подведен итог опыта развития Китая, правильно определена тенденция всемирного развития, в процессе заимствования зарубежного опыта развития, был предложен целый ряд важных стратегических идей концепции научно-обоснованного развития.

В соответствии с концепциями научно-обоснованного развития, развитие - это первостепенная задача, подчеркивается, что развитие - это «твердая истина». В условиях китайских особенностей необходимо именно научно-обоснованное развитие, в этой концепции были углублены знания КПК о развитии; в центре концепции научно-обоснованного развития ставится идея «человек превыше всего», социально-экономическое развитие всесторонне объединяется с развитием человечества, цель партии наделяется новым содержанием эпохи. Основным требованием концепции научно-обоснованного развития является всестороннее урегулирование стабильности, эта концепция раскрывает внутренние связи между экономическим, политическим, культурным, социальным и эко-культурным строительством; связи между научным развитием и социальной гармонией. Был дан ответ на целый ряд важных вопросов социально-экономического развития Китая. Фундаментальным методом для концепции научно-обоснованного развития является единое и всестороннее планирование, эта концепция обогатила и развила методологию решения социально-экономических противоречий Китая, углубила закономерные знания о модернизации социалистического строительства.

Концепция научно-обоснованного развития - наследие и развитие важных идей о развитии третьего поколения руководства ЦК КПК, это квинтэссенция марксистского мировоззрения и методологии о развитии, это не только продолжение марксизма- ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, концепции «тройного представительства», но и идущая в ногу со временем научная теория, также отвечающая на вопросы, что есть социализм, как построить социализм, какую партию нужно создавать и как это делать. Были даны творческие ответы на вопросы, какой путь развития выбирать, каким образом реализовывать развитие, благодаря этой концепции было углублено знание КПК о социализме с китайской спецификой. На 17 съезде КПК концепция научно обоснованного развития была принята в качестве генеральной линии социально­-экономического развития Китая. Было решено, что для развития социализма с китайской спецификой необходимо следовать курсу этой стратегической концепции. Это так же стало очень важным тактическим решением исторического масштаба. Эта концепция имеет большое значение для создания общества средней зажиточности, ускорения модернизации социализма.

Теоретическая система социализма с китайской спецификой, включающая такие важные стратегические концепции, как теория Дэн Сяопина, идеи « тройного представительства» и концепция научного развития, представляет собой результат наследования и развития идей Мао Цзэдуна. В соответствии с этой теорией КПК и китайский народ будут неизменно идти по пути социализма с китайской спецификой во имя великого возрождения Китая.

В деле практики не существует границ, теория ценна своими новшествами, обновление также можно проводить безгранично. История и реальность подтверждают мысль о том, что вести диалог о марксизме без привязки к стране и эпохе — бессмысленно. Изолированное изучение марксизма, отделение марксизма от реальности живого развития, и противопоставление самому себе - это замкнутый круг. Китаизация марксизма — это бесконечный исторический процесс. Члены КПК во главе своей работы ставят реальные вопросы политики реформ и открытости и модернизации, дела, которыми они занимаются сейчас. Их внимание приковано к применению теории марксизма, к теоретическому осмыслению реальных проблем, к новой практике и новому развитию, они непрерывно открывают новые рубежи в развитии теории марксизма, наделяя современный марксизм яркими практическими, народными, эпохальными особенностями. Стоит лишь придерживаться верного пути китаизации марксизма, и современный китайский марксизм засияет еще более яркими лучами истины, а дело КПК встретит еще больше побед.

Источник: Всё, что вы хотели знать о КПК. Издательство: Central party literature press, China Intercontinental press, 2012 г., ISBN 978-7-5073-3627-6