Отношение китайцев к религии
На улицах китайских городов зачастую не чувствуется какой-либо религиозной атмосферы и создается то впечатление, будто в Китае вообще нет религии. На самом же деле в Китае целый ряд религий и верующих тоже немало.
Но основных религий в Китае пять.Это буддизм, даосизм, мусульманство, католичество и христианство (протестантство), а общее число верующих превышает 100 млн. Кроме этих религий есть еще народные религии и верования, а также первобытные религии ряда нацменьшинств.
За исключением даосизма, выросшего на китайской почве, все остальные крупные религии пришли в Китай из-за рубежа. Самым древним является буддизм, он пришел к нам в 1 веке н. э. За ним следует даосизм, который сложился во 2 веке. Мусульманство проникло к нам в 7 веке. Католичество же открыло себе двери в Китай в 13 веке. Но оно не устояло на ногах и в конце концов только в 40-х годах 19 века после многих перипетий смогло направить в Китай большую группу своих миссионеров. Последним пришло христианство (протестантство), это произошло в 1807 году.
Точно определить число верующих каждой религии в Китае совсем нелегко. Согласно Белой книге Пресс-службы Госсовета КНР «О положении со свободой религиозных верований в Китае», вышедшей в 1997 году, католиков у нас свыше 4 млн., а христиан,то есть протестантов, свыше 10 млн. В 2003 же году, по подсчетам китайской церкви, число католиков достигло уже 5 млн., а число христиан превысило 16 млн. Что касается мусульман, то поскольку они в большинстве своем относятся к 10 национальным меньшинствам, при подсчете их берется общая численность этих нацменьшинств, а поэтому мусульманских верующих у нас около 20 млн. В Белой книге не указывается численность буддистов и даосов главным образом потому, что у них нет строгих ритуалов и правил обращения в веру и определить их число довольно трудно. Однако по подсчетам Буддистской ассоциации Китая, которая является всекитайской организацией буддистов, буддистских верующих у нас примерно 100 млн.
Согласно «Британской энциклопедии» 1983 года издания, верующие составляют около 80 процентов шестимиллиардного населения планеты. Однако на 1,3 млрд, китайского населения их приходится всего лишь около 10 процентов. Один американский приятель по этому поводу как-то спросил: «Может быть, все это из-за того, что Китаем правят коммунисты, а они ведь атеисты и большинство китайцев подпало под их влияние?». Разумеется, это совсем не так. КПК создана в 1921 году и коммунистов сейчас 64 с лишним миллиона, то есть менее 5 процентов населения. Относительное безразличие большинства китайцев к религии проистекает из исторических и культурных традиций.
Насчет этого ученые высказываются по-разному, но при этом сходятся на одном - на влиянии конфуцианской культуры. Начиная со 2 века до н. э., конфуцианство стало официальным государственным учением. И на протяжении всех 2 с лишним тысяч лет, то есть вплоть до 20 века, оно неизменно оставалось ортодоксальной идеологией китайского абсолютизма. Конфуцианская культура неизменно подходит к проблемам общества и человеческой жизни с позиций разума и в поле своего зрения держит преимущественно реальную политическую и этическую жизнь, она не гонится ни за счастьем в потустороннем мире, ни за переходом в иное бытие. Поэтому, на взгляд многих, у китайцев очень мало того, что люди Запада называют религиозным чувством. И даже сами религиозные верования имеют свое значение тоже как нравственно-этические. Иначе говоря, людям нужно больше делать добра и всемерно уклоняться от зла, в определенное время совершать те или иные приношения богам, нечистой силе и предкам, соблюдать другие правила и обычаи, им нет никакой необходимости следовать какой-либо ясной - преясной заповеди с осторожно очерченными границами поведения.
Во многих странах религия распадается на ряд строго замкнутых религиозных течений, у каждого из которых свои догматы и заповеди. Человек не может быть верующим одновременно двух религий, и даже в одной и той же религии нельзя принадлежать к двум разным направлениям. В Китае же различие догматов не сказывается на общей сущности, различные религии могут сосуществовать в душе людей. Один и тот же человек может верить как в буддизм, так и в даосизм, а еще и в конфуцианскую этику. В то же время между верующими и неверующими, а также между верующими разных религий у нac крайне редки крупные распри и стычки на религиозной почве, а религиозных войн наподобие тех, что велись на Западе в средние века, вообще не было.
А это, если иметь в виду главное направление традиционной китайской культуры, отражает в основном особенности религиозных верований ханьской национальности. Ханьцы - главная национальность Китая, она составляет сейчас 91 процент всего населения Китая. Остальные же 55 национальностей из- за их малочисленности по традиции называются национальными меньшинствами.
В целом нацменьшинства по своему отношению к религии намного отличаются от ханьцев. При первом упоминании о тибетцах перед глазами встают прежде всего молитвенные флаги и круговые ритуальные шествия вокруг монастырей, пагод и других священных мест, ламаистские храмы, снежные высокогорья и национальные тибетские наряды, а при первом упоминании о хуэйцах - белые полотняные фески, мечети и мусульманское питание. Разумеется, все это связано с их религиозными верованиями.
Ханьцы исповедуют немало религий. Это главным образом буддизм, даосизм, католичество и христианство. Однако доля верующих среди них довольно низка - менее 10 процентов. А у нацменьшинств не только процент верующих велик, но и сама вера в религию довольно глубока. По имеющимся данным, у 55 нацменьшинств верующие превышают 50 процентов населения. Притом 20 с лишним из них раньше были целиком верующими, и сейчас верующие у них составляют абсолютное большинство населения. Одни нацменьшинства поголовно исповедуют одну и ту же религию, например, тибетцы и монголы следуют тибетскому буддизму, а хуэйцы, уйгуры и другие 10 нацменьшинств - исламу. Некоторые же национальности исповедуют несколько религий. Разумеется, есть и такие, у которых, как и у ханьцев, верующих довольно мало.
Поэтому, чтобы окунуться в Китае в религиозную атмосферу, не мешает съездить туда, где много нацменов, например, в Тибет, Синьцзян, Ганьсу и т.д. В городах же для этого достаточно побывать в местах отправления религиозных культов.
О религиозных верованиях по личным наблюдениям
За 10 с лишним лет журналистской работы мне довелось много где побывать. Именно из-за характера своей работы и еще из-за того, что сам я верю в Будду, меня заинтересовала религия. Разумеется, не только буддизм и не только религиозные учения и догматы. В поле моего зрения еще и религиозная политика правительства, судьба религии в Китае и многое другое. Могу определенно сказать, не будь на такой работе и не приобретя кое-каких знаний, я бы, как и большинство китайцев, считал себя далеким от религии и даже не знал, как верующие соблюдают свой религиозный образ жизни.
Во время заграничных поездок меня часто спрашивают: есть ли у китайцев свобода верования? Как верующие китайцы живут своей религиозной жизнью? Почему места религиозной службы нужно регистрировать? Правда ли, что в Китае на редкость мало Библии? Подобного любопытства немало. Но если бы только это, общаться все равно было бы легко. Что хуже и страшнее, так это различные предубеждения. В глазах некоторых власть коммунистов - это чуть ли не синоним попрания прав человека. Эти люди утверждают, что китайских верующих репрессируют, что тибетская культура Китаем разрушается. И т.д. и т.п. Однако мало кто из них знает, какие религии есть в Китае, и даже не может показать на карте Тибет.
В связи с этим вспоминается вопрос, услышанный мною в 2000 году. Когда Джозеф Прюер, посол США в КНР, закончил свое выступление в Нанкинском университете, к нему,обратился один американский студент. «В Китае я живу в условиях такого общества, которое изо дня в день увеличивает свою открытость, - сказал он. - Но каждый раз, когда я приезжаю к себе домой на родину, меня беспрестанно спрашивают, как это ты можешь жить при диктаторстве коммунистов, попирающих свой народ. Скажите, чем это объяснить?»
В вопросе американского студента запечатлен тот факт, над которым стоит глубоко призадуматься: почему сегодня, в эпоху информатизации, представления многих иностранцев о Китае так далеки от китайской действительности?
Но это не для обсуждения. В Китае есть старая пословица: лучше один раз посмотреть, чем сто раз услышать. Поэтому, чтобы познакомить с китайской религией, в первой части книжки я расскажу о том, что сам видел и слышал.
Сан Цзи. Религии Китая. Межконтинентальное издательство Китая, 2004. ISBN 7-5085-0497-6