Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

КПК более объективно и открыто оценивает исторических деятелей и события

Место проведения 1-го съезда КПК по адресу г. Шанхай, ул.Синъелу, дом 76 – место рождения КПК. На данный момент в общей сложности 15 млн. человек посетили данное место.

90 лет тому назад бедный Китай был полуколониальным и полуфеодальным обществом. Более 10 представителей КПК, которым было до 30 лет, в данном здании, которое сочетает в себе китайский и европейский архитектурные стили и находилось на арендованном Францией участке (под контролем Франции), участвовали в 1-м съезде КПК. Тогда в Китае общая численность членов КПК составляла всего более 50 человек.

Ныне все те присутствующие на съезде уже скончались, зато КПК теперь имеет около 80 млн. членов. В результате 60-летнего с лишним развития она вывела Китай на место второго экономического субъекта в мире.

Парень из Нидерланд Крайф, который учится в Шанхае, долго стоял перед фотоснимком места проведения 1-го съезда КПК. На данном снимке – красавец Чэнь Гунбо, который являлся одним из 13 представителей-участников съезда. Крайф не мог понять: «Как отмечено в примечании к фото, он затем покинул КПК и был казнен. Почему же снимок до сих пор висит здесь?»

«Представитель первообраза организации КПК г. Гуанчжоу. В 1922 году покинул КПК, в 1938 году перешел к японским врагам. После победы в Антияпонской войне он был убит». Такое примечание на китайском и английском языках представлено под фотоснимком Чэнь Гунбо.

В Музее 1-го съезда КПК выставлены фотоснимки полного состава участников съезда из 13 человек – Ли Да и Ли Ханцзюня из Шанхая, Дун Биу и Чэнь Таньцюя из Уханя, Мао Цзэдуна и Хэ Шухэна из Чанша, Ван Цзиньмэя и Дэн Эньмина из Цзинаня, Чжан Готао и Лю Жэньцзина из Пекина, Чэнь Гунбо из Гуанчжоу, Чжоу Фохая из коммунистической организации в Японии, Бао Хуэйсэна (по поручению Чэнь Дусю участвовал в съезде).

Среди 13 участников был главный создатель Нового Китая - Мао Цзэдун, представитель первообраза КПК в Пекине Чжан Готао, руководитель КПК Дун Биу, который вместе с Мао Цзэдуном поднялся на трибуну Тяньаньмэнь во время торжественной церемонии образования Нового Китая, Чэнь Гунбо и Чжоу Фохай, которые во время Антияпонской войны изменили Родине и были казнены или приговорены к пожизненному заключению.

После подробного ознакомления с примечаниями можно заметить, что очередь представленных деятелей установлена не по должности и не по алфавиту, а по времени и местам создания первообразов КПК – Шанхай, Ухань, Чанша, Цзинань, Пекин, Гуанчжоу, и Япония.

Хотя депутаты, которые присутствовали на 1-м съезде КПК в конце концов выбрали разные пути и находились на разных должностях, и их роль и статус в представлении китайцев также отличаются, КПК решила без предвзятости представить их данные и дала позитивную оценку их деятельности по образованию КПК и их вкладов.

По словам директора Музея 1-го съезда КПК Ни Синсяна, вначале очередность была другой. В 1952 году, когда был построен музей, были представлены данные лишь о шести присутствующих, затем о семи. Лишь в 1986 году были представлены данные полного состава того съезда – 13 человек. «Место проведения 1-го съезда КПК – важный указатель развития КПК. Окончательное представление данных полного состава из 13 участников съезда отражает тот факт, как КПК относится к собственной истории».

Представление данных о полном составе участников 1-го съезда в Музее является отражением повышения открытости и объективности КПК.

За 8 с лишним лет были изданы «История КПК» (1921-1949) и «История КПК» (1949-1978), которые также отражают концепцию КПК об уважении фактов.

«Лишь честно демонстрируя историю, мы можем извлечь уроки из истории. Не стоит глупо радоваться успехам и унывать из-за неудач. Любая зрелая партия должна иметь щедрую душу» , - сказал профессор Центральной партийной школы Янь Шухань во время интервью корреспонденту.

Автор двух томов «Истории КПК» -- Канцелярия ЦК КПК по исследованию истории КПК. В сентябре 2002 года издание первого тома «Истории КПК» пришлось на проведение 16-го съезда КПК. В январе этого года вышел в свет второй том в честь 90-летия КПК.

Зам.начальника Канцелярии ЦК КПК по исследованию истории КПК Ли Чжунцзе отметил, что два тома «Истории КПК» в полной мере позитивно оценивают великие вклады китайской нации и объективно анализируют извилистый путь КПК. «Пусть история помогает разбираться с сегодняшними делами, пусть политика воспитывает людей». В этом заключается коренная цель написания данных книг.

В двух томах «Истории КПК» с более 1,7 млн. иероглифов Чэнь Дусю, Ли Лисань, Ван Мин, Чжан Готао, Линь Бяо, которые раньше оценивались отрицательно, получили более объективную оценку. Профессор Центральной партийной школы ЦК КПК Ли Дунлан, который участвовал в составлении первого тома, сообщил корреспонденту, что «самый типичный пример отражен в изменении оценки о Чэнь Дусю, теперь более объективно оценивают данного создателя КПК, который сыграл ключевую роль в образовании нашей партии».

«История КПК» не только в полной мере оценивает вклады Чэнь Дусю в периоде образования КПК, но и его руководящую роль в новых культурных действиях «4 мая» и движении рабочих Шанхая. В ней указано, что ошибки правого оппортунизма, в том числе, Чэнь Дусю, естественно, являются важной причиной поражения первого сотрудничества «Гоминьдана» и КПК, зато Коминтерн также должен нести на себе ответственность.

Аналогичная ситуация и с оценкой о Ван Мине. «История КПК» указывает его левый догматизм во время земельной революции и ошибку правого оппортунизма, кроме того, позитивно оценивается его роль в деле создания антияпонского национального единого фронта, выработки «Декларации 1 августа» и в деле создания антияпонских объединенных вооруженных сил на северо-востоке Китая.

В декабре 1978 года был проведен 3-й пленум 11-го съезда КПК, на котором был определен руководящий курс «Раскрепощение мысли, оживление ума, уважение фактов, сплоченность», отбросив лозунг «Классовая борьба, как один из центральных курсов». На нем было решено переместить акцент работы партии и государства на экономическое строительство и ввести политику реформ и открытости.

«Партия, которая выполняет задачи по развитию экономического строительства, подъему нации и обеспечению народного благосостояния, может с позиции целой нации рассматривать любые вопросы. В этой связи, все те, кто внес вклады для государства и народа, заслуживают объективную оценку», - сказал Дай Яньцзюнь.

Таких примеров в двух томах «Истории КПК» много. Например, книга рассказывает об умышленных действиях группировки во главе с Линь Бяо по захвату высшей власти партии и государства, а также позитивно оценивает его вклады в годы войны.

В книге представлено свежее и объективное мнение – необходимо отличать понятия «Культурная революция» и «период «Культурной революции»». Во втором томе указано, что «Культурная революция» нанесла серьезный ущерб КПК, государству и нации и привела к плачевным последствиям в политической, идеологической, культурной сферах и в сфере партийного строительства. Зато в книге указано, что в период «Культурной революции» в экономической отрасли Китай добился определенного прогресса, он в основном выполнил 3-ю и 4-ю пятилетку и достиг важных результатов в научно-технической сфере – впервые удачно провел испытание ядерного оружия, углеродной бомбы, впервые провел подземные ядерные испытания, испытал первую ядерную подводную лодку... Конечно, данные достижения не являются результатами «Культурной революции». Если бы не было «Культурной революции», Китай добился бы еще больших успехов.

На самом деле, уважение исторических фактов –- это основное требование КПК. Однако по историческим причинам, например, в определенный период левый оппортунизм доминировал внутри КПК, в результате чего партия не могла сформировать полноценное и объективное отношение и представление о некоторых исторических деятелях и событиях. За несколько лет, особенно в результате регулирования КПК собственной концепции и курса, она стала более открыто и объективно относиться к историческим проблемам.

По словам Ли Дунлана, как правящая партия на руководящем месте, КПК в ходе правления с таким подходом к истории как раз доказывает свою открытость, искренность, зрелость и уверенность, работая ради интересов народа и руководствуясь коренной целью, установленной во время образования партии.