Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Китайская хронографическая терминология в трудах Н. Я. Бичурина на фоне Всемирной истории. Л. Н. Гумилев.

Введение

Хотя Н. Я. Бичурин писал допушкинским языком, далеким от современного литературного и академического, но главную трудность в понимании его произведений составляет не стиль, а система ассоциаций. Мышление Н. Я. Бичурина пропитано китайской культурой, и он строит повествование исходя из того, что читатель должен знать множество китайских терминов, а также династических и личных имен, известных образованным китайцам. Для того чтобы сделать предлагаемую книгу доступной возможно более широкому кругу читателей некитаистов, необходимо раскрыть терминологию Бичурина и в доступной форме разъяснить значение названий периодов китайской истории, встречающихся в тексте. Исходя из этих соображений к тексту Бичурина прилагается статья, посвященная раскрытию смысла и значения китайской хронографической терминологии, полностью принятой и использованной Н. Я. Бичуриным, но подчас трудной для читателя не- китаиста.

Несмотря на то, что история Китая в популярной форме излагалась несколько раз, русский читатель продолжает теряться в море династических названий, составляющих для китайца систему хронологии и фактографии.

Для того, чтобы уловить принцип этой системы, нужно обратиться к самой древнекитайской культуре, имеющей, как и культуры других народов, свои, очень специфические особенности. Так, например, для древних греков и римлян время измерялось весьма устойчивым понятием года или века. Они воспринимали его как линейную протяженность и отсчитывали от условно принятой эры: первой олимпиады, основания Рима или рождества христова.

На востоке время воспринималось циклически, то есть отмечали не линейность, а повторяемость явлений. Самой элементарной формой циклического отсчета был  древнетюркский год, отмечаемый появлением свежей травы. Но этот архаический счет был в историческое время заменен «звериным циклом».

Каждый год носил название зверя: мыши, коровы, тигра, зайца, змеи, дракона, лошади, овцы, собаки, обезьяны, птицы, свиньи. Через 12 лет год повторялся, и так исчислялись события индивидуальной жизни кочевника. В Китае этот цикл был усовершенствован путем добавления к системе счета пяти названий стихий: дерева, металла, воды, огня и земли.

Каждый год получал уже двойное название, например: «год воды и дракона» или «год огня и свиньи». Но и шестидесятилетний цикл был удобен только для повседневной жизни.

При составлении хроник китайские летописцы перешли к линейному счету времени, однако, существенно отличающемуся от европейского. Эталоном летоисчисления стали не безличные года или века, а эпохи, определявшиеся названием династии, и периоды, воспроизводившие западный счет по условным эрам. «Цена деления» у эпох и периодов была разная, и обе системы отсчета времени сосуществовали, дополняя друг друга.

Начало периода устанавливалось императорским эдиктом в начале правления, но часто заменялось в середине царствования новым периодом. Для установления даты нужно было иметь при себе список всех периодов и отсчитать указанный год от объявленного начала данного периода. Таким образом, линейное время представляло собою цепочку из звеньев разной величины и отсчеты были очень сложны, потому что названия периодов часто повторялись.

Сложность и громоздкость этой системы находила оправдание в воззрениях древних китайцев, деливших дни на счастливые и несчастливые. Император, испытывая политические затруднения, искал выход в том, что, выбрав по указаниям гадателей счастливый день, приказывал начать отсчет времени с него и тем самым открывал новый период, в котором, по его мнению, старые неудачи уже не могли продолжаться. Ныне эта система потеряла значение, так как во всех переводах китайских хроник прилагается пересчет на общепринятое европейское летоисчисление.

Другое дело — эпоха. Это не произвольно взятый отрезок времени, а квант исторического бытия, воспринимаемый как объективная реальность. Она начинается и кончается событиями такой важности, что они отграничивают ее от предшествующей и от последующей. Хотя конфуцианская историография еще в древности считала основой исторического процесса развитие от первобытной дикости к культуре, через усложнение общественных отношений, но этот процесс рассматривался не как плавное поступательное движение. Смены династий, сопровождаемые потрясениями, считались переломными вехами, разделявшими время на промежутки разной длины и разного качества. Еще более крайнюю позицию в этом вопросе занимал «отец китайской истории» Сыма Цянь, писавший: «Путь правления трех царей древности подобен движению по кругу: конец и вновь — начало». Эта законченная концепция циклизма основана на философии Лаоцзы и приспособлена к осмыслению исторического процесса. На ней отразились примитивные взгляды древних создателей «звериного цикла». В обоих случаях эпоха предстоит перед глазами китайского историка как определенная целостность со своим индивидуальным обликом. Он ее знает и подразумевает, что его читатель знает то же, что и сам автор исторического повествования. При этом необходимо помнить, что хронологически эпохи отнюдь не соразмерны. Одни тянутся столетия, другие — несколько десятков лет; одни включают в себя династию целиком, другие — часть ее, третьи — несколько династий, иногда одновременных, иногда следующих друг за другом.

Тем не менее счет времени по эпохам до сих пор применяется в Китае. Он служит основой и для наших современников: Го Мо-жо и Фань Вэнь-ланя.(Го Мо-жо. Эпоха рабовладельческого строя. М., 1956. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. М., 1958 ) Н. Я. Бичурин воспринял его полностью и в «Землеописании Китайской империи» эпоха является единицей измерения исторического времени.

Поэтому к издаваемому труду прилагается не хронологическая таблица, а собрание характеристик всех эпох, упоминаемых в повествовании Н. Я. Бичурина. Так как в XIX в. в Дацинскую империю входили наряду с собственно Китаем Монголия, Маньчжурия, Тибет и Восточный Туркестан, то оказалось необходимым учесть их историю в связи с историей Китая, причем принятый принцип деления времени по эпохам распространен и на эти страны.

Но, ограничившись в нашем очерке пределами Китайской империи XIX в., мы не смогли бы дать широкому читателю необходимую степень наглядности описываемых событий. Единственный правильный путь познания истории — это установление соотношения между изучаемой страной и всем миром.

Для отчетливого понимания описываемой эпохи истории Китая читатель должен ясно представлять, что было в это время на евразийском континенте и каким общеизвестным периодам истории соответствует, синхронистически, эпоха той или иной династии. Для ориентировки читателя в конце каждой статьи, характеризующей тот или иной хронологический период китайской истории, дан чрезвычайно краткий и суммарный перечень событий всемирной истории.

Додинастийная эпоха

(Третье тысячелетие до н. э.)

На заре истории природа и климат Китая мало походили на современный. Огромные реки, Хуанхэ и Дацзян, начинавшиеся в Тибетских горах как могучие потоки, попадая на равнину, в то время растекались многочисленными протоками и, меняя свое русло чуть ли не ежегодно, делали Китай страной озер и болот. На влажной почве пышно разрастались непроходимые леса, в зарослях плодились дикие звери, а человек ютился по склонам горных хребтов, спасаясь от губительных наводнений. По китайской исторической традиции, Юй, основатель династии Ся, первый сумел обуздать Желтую реку, строя дамбы и укрепляя берега. Грандиозный коллективный труд дал результаты: стали высыхать болота, на расчищенных от леса участках возникли поля и деревни. Предки китайцев отвоевали от рек плодородные земли и получили в вознаграждение за усилия такие урожаи, которые обеспечили небывалый прирост населения и развитие культуры.

К этой эпохе китайские легенды относят зарождение своего народа и называют ее «период пяти великих государей».

По преданию, это были вожди, не передававшие власть по наследству, а выбиравшие в преемники достойнейшего из соплеменников. Самые знаменитые из них Хуанди, Яо, Шунь и Юй стали для потомков образцом добродетелей. Археологические данные об этой эпохе позволяют заключить, что в это время в Китае была развитая культура неолита с примитивными сельскохозяйственными орудиями, домашними животными, крашеной керамикой и нефритовыми украшениями (культура Яншао).

Можно думать, что предки китайцев были союзом оседлых племен. Это молодое, неокрепшее общество со всех сторон окружали враги. На севере и западе жили племена жунди, высокорослые, белокурые, голубоглазые и свирепые в бою. Они обитали на горных хребтах и, спускаясь по скрытым в ущельях тропам, обрушивались на китайские деревни и также быстро скрывались унося добычу. На юге, в густых зарослях жили племена мань, индокитайского и малайского происхождения; китайские легенды приписывали им человеческие жертвоприношения и людоедство. На востоке территории предков китайцев граничили с племенами И, очевидно близкими к корейцам, а в монгольских степях бродили охотничьи племена ху, предки тюркоязычных хуннов. Каменистая пустыня Гоби, как песчаное море, отграничивала южную культуру от северной, неолитической культуры Прибайкалья, где жили предки эвенков, а пустыня Такламакан отделяла от Китая Среднюю Азию, в оазисах которой уже расцветала культура бронзового века (Анау). Еще дальше к западу, в Междуречье, возле Персидского залива уже доживала последние века культура Шумера, над ней торжествовали победу семиты из молодого города Аккада. В Египте строились пирамиды, и фараоны Древнего царства посылали на юг и на восток экспедиции за слоновой костью, кипарисовым деревом, благовониями и рабами. В Западной Европе уже научились обрабатывать медь и строить свайные дома на озерах, а в Восточной Европе возникала и развивалась богатая земледельческая «трипольская» культура.

Эпоха Ся

(примерное 2033 по 1562 г. до н. э.)

По китайской легендарной традиции, последний из «великих государей» Юй одержал победу над племенем мяо и отбросил его на юг, в бассейн реки Янцзы. Сын Юйя Ци нарушил закон «отречения от власти» и, став правителем, основал первую династию — Ся. Самое существование этой династии считалось в науке недоказанным, но для недоверия китайской традиции — еще меньше оснований. В это время первобытнообщинный строй постепенно уступал место классовому, рабовладельческому обществу, и период Ся можно считать переходной эпохой. Хотя в слоях эпохи Ся (Луншаньская культура) металл не обнаружен, но неолитические орудия совершенны, а керамика изготовлена на гончарном круге. Находка костяного челнока и глиняного прядильного колеса указывают на развитие ткачества. Важное место в хозяйстве занимало раз- ведение скота и особенно свиней, что указывает на прочную оседлость населения. Многочисленные находки костей собак указывают на развитие охотничьего промысла. Правители Ся воевали с соседними варварскими племенами, ноне наступали, а оборонялись, что видно из того, что они постоянно переносили столицу, чтобы отдалить ее от наседавших отовсюду соседей.

А в это самое время на Ближнем Востоке начинался новый период культуры. Египтяне победили гиксосов и, отбросив их в азиатскую пустыню, основали блестящее «Новое царство»; создали мощное государство хетты, покорив столицу мира — Вавилон; на Крите великолепными фресками сияли стены Кносса, а разбойничьи галеры критян бороздили Эгейское море. 

Эпоха Шан-Инь

(с 1562 до 1066 г. до н. э.)

По китайским легендам правители Ся, пренебрегая делами правления, увлекались только охотой, а последний царь отличался невероятной жестокостью. Воспользовавшись ненавистью народа к царю, Чэн Тан, князь племени шан, разбил его и установил свою династию. Это первая династия Китая, существование которой доказано, т. к. во время ее правления возникла иероглифическая письменность. Культура развивалась бурно: в эту эпоху китайцы освоили бронзу, научились делать повозки и запрягать в них лошадей и быков, возникло шелководство, развивались ремесла и торговля. Шан было рабовладельческим государством, причем в рабство обращали не только военнопленных, но даже преступников и несостоятельных должников. Жестокая власть опиралась на поддержку аристократии.

Возникло войско и тюрьмы, начались междоусобные войны за власть и кровавые тризны с массовыми человеческими жертвоприношениями духам. Вместе с этим пышно расцвело искусство, служившее роскоши царского двора. Внутренние противоречия так ослабили внешнюю сопротивляемость Шан, что в 1066 г. до н. э. оно пало под ударом небольшого западного княжества Чжоу, где рабовладельческий строй не получил развития.

Тогда в Египте падала мощь Нового царства, и власть из рук фараона уплывала к жрецам, в освобожденные от повинностей храмы Амона. Еврейские племена вели кровавые войны с филистимлянами, и кровь их первого царя Саула обагрила раскаленный песок Палестины. Пала хеттская держава, разгромленная «народами моря», и ассирийский царь Тиглатпаласар простер свои набеги в глубь Малой Азии, а на юге он на короткое время подчинил себе ослабевший Вавилон. В Элладе ахейцы, уже разорившие Трою, лихорадочно укрепляли акрополь Микен, страшась нашествия неукротимых дорийцев, которое не заставило себя ждать.

Мир преображался на Востоке и на Западе.

Эпоха Западного Чжоу

(с 106 6 по 771 г. до н. э.)

Небольшое, но крепкое княжество Чжоу было западным аванпостом Китая. Закаленное в борьбе с жунами, оно было более воинственно, чем изнеженное Шан, хотя менее культурно. Значительную часть его населения составляли покоренные  жуны, мани и ди. Разбив при Муе шанскую армию, а потом; подавив восстание шанских аристократов, чжоусцы подчинили себе весь северный Китай до моря на востоке и до реки Янцзы на юге. Верховный правитель принял титул — ван и пожаловал членам своего рода земельные наделы, что дало повод многим китайским ученым считать эпоху Чжоу началом китайского феодализма, указывая при этом, что рабовладение продолжало существовать и количество рабов даже увеличилось, т. к. в рабство обращали пленных. Пышная культура эпохи Шан-Инь была разрушена; победители поделили страну на 1855 княжеств, лишь номинально признававших верховную власть вана. Но высшее достижение культуры — иероглифическая письменность — уцелело и продолжало развиваться. Другим достижением этого периода была отмена человеческих жертвоприношений при похоронах знати. Людей заменили их изображения из соломы и глины. Царство Чжоу на всех своих границах вело жестокие войны с некитайскими племенами. Наиболее свирепыми врагами были северо-западные жунди. Сначала разбитые и загнанные в горы, они затем оправились и перешли в наступление сами. Раздробленность Китая и распри князей облегчили жунам победу. Последний ван покинул родину и перенес столицу на восток в древний город Лоян.

За время расцвета и упадка Западного Чжоу северные соседи Китая, предки хуннов, достигли в разведении скота больших успехов. Они перешли от бродячего быта к кочевому и благодаря этому пересекли пустыню Гоби. На севере они достигли Саяно-Алтая, где оставили свой след — «Карасук- скую культуру». Травянистые степи Монголии и лесистые склоны Хентея и Хангая позволили им развивать экономику уже на основе кочевого быта. «Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров: это было первое крупное разделение труда. Пастушеские племена производили не только больше чем остальные варвары, но и производимые ими средства к жизни были другие. Это впервые сделало возможным регулярный обмен». (Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1949, стр. 165 ) Благодаря обмену, они получали бронзу, которую доставляли им их северные соседи — саянские динлины и алтайско-джунгарские юэчжи. В это время в Срединной Азии складывается родовой строй и 24 союзных рода начинают называться общим именем — хунну.

В то же время у берегов Средиземного моря уже распалось царство хеттов. 

Костенеет и слабеет Египет, в Ассирии — упадок перед новым последним подъемом. На короткий период достигают могущества израильские цари Давид и Соломон, но их царство раскалывается на Израиль и Иудею, теряя при этом силу и славу; закатывается кровавая звезда разбойничьего Крита. И только в Элладе мифические Гераклиды — дорийцы основывают Спарту и Аргос, закладывая фундамент для новой, блестящей культуры.

Эпоха Восточного Чжоу и «Весны и Осени»

(с 7 70 по 4 03 г. до н. э.)

Оторвавшись от родных мест, ваны Восточного Чжоу быстро потеряли ту территорию, которая еще принадлежала «Сыну Неба». Часть пришлось подарить за услуги дружинникам, другую часть отторгли жуны и мятежные князья, остаток разобрали верные старые роды на кормление. Владения ванов стали столь малыми, что князья перестали являться к ним на поклон и приносить дары, которые раньше были главной статьей доходов двора. Хотя чжоуский ван номинально считался «родоначальником Поднебесной», уважение к нему падало, и к 722 г. Китай распался на 124 самостоятельных княжества, которые усердно принялись поглощать друг друга. Этот период 722 — 403 гг. получил в Китайской историографии наименование «Весна и Осень», по названию летописи, в которой он описан. Вначале культурными центрами были, кроме государства вана, княжества Сун и Лу, а политическими гегемонами княжества Ци и Цзинь, к которым вскоре прибавились как претенденты на гегемонию царства Чу, У, Юэ, на юге и Цинь на западе. Для этого времени истории Китая характерны кровавые, исключительные по беспощадности войны между крупными государствами и захватываемыми ими мелкими княжествами. В конце концов Чу покорило У и Юэ, объединив весь юг, Цинь подчинило жунские племена Сычуани и Шэньси, объединив весь запад, Цзинь — сердце Китая — распалось на три царства: Чжао, Вэй и Хань; Ци — удержало Шаньдун, а на крайнем северо-востоке, в Ляодуне и Ляоси сохранилось небольшое, но крепкое царство Янь. Все эти царства имели свои особенности и отличия друг от друга как по культуре, так и по этническому составу.

Цзинь. Крах политики Чжоу открыл племенам жунди доступ в исконные китайские земли. В середине VII в. до н. э. княжество Цзинь, в Шаньси, выступило на борьбу с иноплеменниками и поставило своей задачей продолжать политику династии Чжоу, т. е. объединять князей, почитать вана и оборонять страну от варваров. На время оно добилось гегемонии,  успев при этом покорить все племена жунди на своей территории. Однако оно истощило свои силы в борьбе с царством Чу, также претендовавшим на гегемонию, и в 403 г. до н. э. распалось, не осуществив объединения Китая.

Ци возникло как удел Люй Шана, советника первых чжоуских ванов. Оно базировалось на территории Шаньдуна, где обитали древние племена дунъи, в это время окитаевшиеся. Это царство считалось самым богатым и культурным и подобно Цзинь вело борьбу с жунди. Конфуций считал, что только активная борьба Ци с варварами спасла Китай от подчинения им и одичания.

Чу. На среднем течении Янцзыцзяна образовался племенной союз мяо, подвергавшийся нападениям царей династии Шан. Поэтому племена мяо поддержали Чжоу и постепенно восприняли чжоускую культуру. Один из мяоских князей получил в удел земли своих соплеменников и на базе этого удела возникло царство Чу со смешанной китайско-маньской культурой. Юго-восточные соседи Чу — У, в низовьях р. Янцзы, и Юэ, на побережье Южно-Китайского моря — были почти не затронуты китайской культурой. В результате жестоких войн Чу и Юэ сокрушили княжество У, а затем Чу разгромило Юэ и лишило его всех завоеваний. Впоследствии Юэ было покорено Китаем в 222 г. до н. э., освободилось во время междоусобной войны в конце III в. до н. э. и вновь было завоевано в 112 г. до н. э. Этническая принадлежность населения Юэ ныне считается малайской.

Цинь. Потомки разбитого племени шан основали в Шэньси княжество Бо. Когда Западное Чжоу воевало с жунами и ди, на это княжество была возложена борьба с варварами, и оно получило название Цинь. Однако потомки побежденных породнились с врагами и в Цинь возникла жунскощанская смешанная культура. Прочие китайские князья считали Цинь жунским, а не китайским государством и не соглашались на его участие в съездах князей. В Цинь были восстановлены кровавые жертвы, захоронение людей вместе с умершим князем и истребление родственников преступника 110 трем ветвям: роду отца, матери и жены. Цинь объединило племена жунов, но встретило врага в племенах цянов-тибетцев, которые в V в. до н. э. переняли у китайцев начатки земледелия и скотоводства и впоследствии сложились в племенные союзы, боровшиеся с Китаем.

В этот период наметились три линии развития, которые, взаимодействуя, определили культурную историю древнего Китая. В исконных китайских землях сложилось конфуцианство, на юге, в Чу, возник даосизм, а в Цинь нашла применение школа легизма, оправдывавшая любой деспотизм и насилие. Борьба на смерть была неизбежна, и она охватывает весь последующий период.

Развитие западных государств в это время шло своим путем. Вспыхнула и сгорела Ассирия, расцвел и пал халдейский Вавилон, погрузилися в тень древний Египет и высоко вознесся на копьях гвардии «бессмертных» престол персидского «царя царей». В Элладе отсверкали великолепные Афины,, надорвалась от непосильной борьбы победившая их Спарта, а еще дальше, в Италии, маленький римский народ уже сбросил иго этрусских царей. В причерноморских и прикаспийских степях господствовали могучие скифы, которых персы называли саками, а хунны заимствовали у них причудливый «звериный стиль» и лили бронзовые и золотые бляхи с мордами львов и грифонов, чтобы украсить сбруи своих коней. Но Запад еще не знал о Востоке, а Восток не слышал про Запад.

Эпоха Чжаньго — «Брани Царств»

(403-221 гг. до н. э.)

Несмотря на урон, причиняемый хозяйству постоянными войнами, Китай развивался бурно. Железо в эту эпоху стал» общедоступным товаром. Благодаря применению железных лопат были выкопаны каналы и орошенные земли дали огромные урожаи. Развивалось ремесло, расширяла свои обороты торговля, и опять увеличилось количество рабов. Росла культура и появился целый слой своеобразной интеллигенции — странствующие мудрецы, профессиональные политики, предлагавшие свои советы князьям за умеренную плату. Один из таких ученых, Шан Ян, добился в княжестве Цинь должности главы правительства и провел ряд реформ, урезавших как права аристократов, так и крестьян, поднявших дисциплину в войсках и увеличивших доходы казны. Выиграли только земледельцы-помещики, так как им был открыт доступ ко двору и государственным должностям, но аристократы, не- имевшие воинских заслуг и ранга, были лишены званий и превратились просто в богатые семьи, пополнившие ряды чиновников. Вследствие этих реформ Цинь сумело добиться консолидации сил внутри страны, а подчинив богатую Сычуань, получило неиссякаемый источник пополнений своего войска воинственными варварами. Другие царства, понимая нависшую над ними опасность, несколько раз заключали оборонительные союзы, но циньские дипломатия и подкуп расстраивали их. Наконец твердый и жесткий циньван Ин Чжен, оказавшийся незаурядным полководцем, осуществил с 230 по 221 г. до н. э. последовательное завоевание всех княжеств  Китая. Объединив страну, он принял титул императора династии Цинь. Так «образовалось абсолютистское феодальное государство с централизованной властью, хотя и в этом государстве до некоторой степени еще сохранилась феодальная раздробленность». (Мао Цзэ-дун. Избранные произведения, т. 3. М., 1953, стр. 139)

Пока Китай тратил силы в междоусобных войнах, к северу от границы, в широких степях, сложились три племенных союза: на востоке — древние монголы, которых китайцы называли дун-ху, в центре — хунны, говорившие на древнетюркском языке, предки чуваш, и на западе, в Джунгарии, юэчжи, в V в. до н. э. сомкнувшиеся с северо-западной границей княжества Цинь. Кочевники вступили в высшую стадию родового строя, при которой возникают сложные формы организации общества и власти старейшин.

А на западе Александр Македонский тремя ударами опрокинул трон Ахеменидов и довел до сердца Индии свою непобедимую фалангу. Но честолюбивые полководцы разорвали на части его державу и дали возможность парфянам выбить греков из персидской земли. Однако в западных предгорьях Памира устояли греческие колонии, и в Греко-Бактрийском царстве осуществилась мечта македонского царя — синтез эллинства и иранства. В восточной Европе развалилась великая Скифия, а в западной рыжие бородатые кельты с длинными мечами уже прошли до стен Капитолия и Фермопильских теснин. На лазурных водах Средиземного моря римские триремы брали на абордаж тяжелые пентеры карфагенян, но не был решен исход поединка между Ганнибалом и Римом.

Таков был мир к моменту создания Китайской Империи.

Эпоха Цинь

(221-202 гг. до н. э.)

Полная победа Цинь была переломным моментом в истории Китая. До этого Китай представлял собой систему народов, связанных общей культурой, но со своими локальными особенностями быта, социального строя и даже языка и письменности. Цинь Ши хуанди, опираясь на теорию легизма, провел унификацию управления, монетной системы, письменности и духовной культуры. Интересно отметить, что изучение истории и классической литературы было запрещено указом под страхом смерти, т. к. конфуцианцы «рассуждали о древности, чтобы порочить современность». На покоренные области были наложены непосильные налоги, а недоимщиков продавали в рабство или отправляли на строительство Великой 

Стены, предназначенной оборонять от хуннов северную границу Китая. Этот жестокий режим поддерживала имущественная знать, наживавшаяся на работорговле и ростовщичестве, и войско, осуществлявшее жесточайший террор против старой аристократии и народа, которому было запрещено ношение оружия.

В 209 г. вспыхнуло восстание. Хотя оно было подавлено, но за ним последовали другие, из которых особенно сильным оказалось движение южан. Во главе его оказались аристократ Сянь Юй и крестьянин Лю Бан. Повстанцы объявляли освобождение от налогов, отмену циньских законов и освобождение осужденных. В 207 г. последний циньский император сдался Лю Бану и эпоха Цинь кончилась.

Сначала гегемонию захватил вождь южной аристократии Сянь Юй, но он не начал реформ, которых жаждали массы; их провел Лю Бан и, победив в 202 г. своего соперника, основал династию Хань, державшуюся политики классового компромисса и облегчения положения народа. Однако Китай больше не распадался на составные части, в этом было прогрессивное значение эпохи Цинь. Тогда же процесс консолидации охватил и кочевые народы. В 209 г. до н. э. хуннский вождь Модэ, убив своих отца и брата, захватил власть и придал патриархально-родовой системе хуннского общества военную организацию. Он покорил в Маньчжурии племенной союз дун-ху, в Саяно-Алтае — кипчаков и динлинов, на западе разбил и отогнал юэчжей, которых его сын заставил покинуть степи и уйти в Среднюю Азию, в 202 г. разбил китайскую армию Лю Бана. Создалась хуннская родовая империя.

Основоположники марксизма отмечали, что в первобытнообщинной формации «общинная собственность может проявляться либо таким образом, что мелкие общины прозябают независимо одна возле другой... либо таким образом, что единство может распространяться на общность в самом процессе труда, могущую выработаться в целую систему как в Мексике, особенно в Перу, у древних кельтов, у некоторых племен Индии», (К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству. М., 1940, стр. 7 ) а «у кочевых пастушеских племен община всегда на деле собрана вместе, это общество спутников, караван, орда, и формы субординации развиваются из этого образа жизни». (Там же, стр. 25 ) Это состояние очень далеко от первобытной простоты и требует для поддержания себя очень высоких степеней организованности. Равенства тут нет и следа. 

«Племенной строй сам по себе ведет к делению на высшие и низшие роды — различие, еще сильнее развивающееся от смешения победителей с покоренными племенами». (К. Маркс. Формы, предшествующие капиталистическому производству, стр. 8 ) Итак, хунны создали мощную державу в рамках родового строя, подобную той, которую в это же время создали в Европе кельты, но более крепкую и монолитную. Держава Хунну стала гегемоном степей Центральной Азии в то самое время, когда город Рим стал гегемоном Средиземноморья.

Эпоха Западной Хань

(202 г. до н. э. — 25 г. н. э.)

При династии Хань китайский народ вступил в пору небывалого подъема. Развивалось земледелие после прекращения постоянных внутренних войн, расцветали ремесла и торговля, шел бурный прирост населения, возрождалась ущербленная в эпоху Цинь культура. Начались географические открытия: китайские путешественники проникли в Среднюю Азию, Иран,. Индию и узнали о великом Западном царстве на берегах Западного моря. В это время были окончательно покорены южные племена: Юэ в Гуаньдуне и Вьетнаме, Шу и Ба в Сычуани, на востоке была завоевана Корея. Только на севере хунны оказали китайцам такое сопротивление, что сумели сохранить свою свободу. Однако внутренние распри подорвали их мощь, и в конце I в. до н. э. хуннский шаньюй (глава родового союза) добровольно признал власть китайского императора и в то время как на западе железной рукой Цезаря и Августа была установлена Pax Romana, на востоке возникла Pax Sinica.

Но расходы на войны, дипломатию, подкупы варварских вождей и содержание пышного императорского двора росли быстрее, чем производительные силы Китая. Поэтому увеличивались налоги, поощрялись откупщики, ростовщики и работорговцы, умевшие выжимать средства у населения; были введены очень тяжелые воинские повинности: гужевая, дорожная и строительная. Помещики и купцы богатели, а население стало убегать от сборщиков налогов в леса. Первоначальная свобода мысли заменилась признанием конфуцианства официальной идеологией и гонением на инакомыслящих. Страна зашла в тупик.

Попытка найти выход была сделана в начале н. э. вельможей Маном, который попытался ввести ограничения на богатых, но они в равной степени коснулись народа и повлекли только увеличение чиновничества, для содержания которого назначались новые налоги. Узурпация Маном императорской власти в 9 г. н. э. и неудачная война с хуннами окончательно .лишили его популярности. Снова вспыхнули крестьянские восстания. К крестьянам присоединились господствующие сословия, что обеспечило повстанцам победу. (Энгельс, анализируя крестьянские движения вообще, писал: « .. .крестьяне одни не в состоянии были произвести революцию... Некоторые шансы на победу мог им дать только союз с другими сословиями». Ф. Энгельс. «Крестьянская война в Германии». К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7. М., 1956, стр. 357 ) В 25 г. пала столица :И был убит узурпатор, а императором был объявлен царевич лома Хань — Лю Сю. После победы над Маном 4 года продолжалась война между крестьянами и аристократами, закончившаяся победой последних и восстановлением династии Хань, но страна лежала в развалинах. За это время освободились из-под власти Китая хунны, восстановившие свою мощь, и кочевые тибетцы — кяны, вернувшие дикую волю.

На востоке Средней Азии усилился Яркенд, а западнее Парфия остановила римскую агрессию на Евфрате. Рим, пережив катаклизм гражданской войны, обрел покой в «золотой посредственности» Августа, отгородившись укрепленной рейнско-дунайской границей от германцев, славян и даков. А между Востоком и Западом, между Иртышом и Волгой в это время кочевали три народа. На юге, в Семиречье и западной Джунгарии жили усуни, русые, голубоглазые, бородатые; китайцы, впервые увидев русских в XVII в., решили, что это ответвление усуней. От верховьев Иртыша до рек Чу и Сары-су располагался Кангюй, большое, но слабо населенное владение. К западу от него на плоских берегах Арала и Каспия жил народ аланов или сарматов, боровшихся на западе со скифами, соседями греческих колоний в Крыму.

Эпоха Восточной (Младшей) Хань

(25-221)

Династия Младшая Хань нашла выход из разрухи. Облегчилось положение народа, освобождены были многие категории невольников (Были объявлены свободными люди, продавшиеся в рабство из-за голода во время правления Ван Мана, обращенные в рабство «за несогласие с прежними законами» и захваченные в плен во время гражданских войн. Ограничено право рабовладельцев на убийстве рабов и запрещено их клеймить ) и сняты стеснительные ограничения торговли, ремесел и земледелия. За короткое время восстановилось хозяйство и воскресла военная мощь Китая. 

А хунны переживали кризис родового строя. Половина их добровольно подчинилась империи, а вторая создала вместо родовой державы военно-демократическую орду. Но ни энергия вождей, ни стойкость дружинников не спасли их от поражения (в 93 г.), и остатки их откатились на запад, а хуннские земли заняли древние монголы-сяньби, у которых были «кони быстрее, а оружие острее, чем у хуннов». В Средней Азии создалось и развалилось Кушанское царство, соперничавшее с Парфией и побеждавшее индусских раджей, а на западе Римская империя переживала свою золотую осень.

Но внутри самого Китая постепенно зрели семена гибели. Возникали огромные латифундии, принадлежавшие «сильным домам», а крестьянство попадало к ним в кабалу. При дворе боролись гаремные евнухи с конфуцианскими учеными и, победив, добились казни своих соперников. Коррупция охватила господствующие классы, и бездарные полководцы терпели поражения от свободолюбивых кянов в Хухуноре и от неукротимых сяньби, на время объединенных гениальным вождем Таншихаем. Но самой страшной угрозой династии стало крестьянское «желтое» движение, принявшее как идеологию реформированный, превратившийся в религию даосизм. В 184 г. по всей стране вспыхнуло восстание крестьян, требовавших установления «Желтого неба» — справедливости, счастья и новой жизни. Разложившиеся ханьские войска были не в силах его подавить. На борьбу с повстанцами выступили аристократы, члены «сильных домов». Опираясь на профессиональные отряды, они разгромили крестьян, и тогда войско стало гегемоном страны. Воины перебили правительство, состоявшее из евнухов, но затем разделились на ряд отдельных армий, оспаривавших власть за земли друг у друга. Большинство полководцев погибло в междоусобной борьбе. Уцелели только трое, которые возглавили политические течения китайского народа и создали три царства, снова разорвав Китаи.

Троецарствие

(221-265)

Цао-Вэй, У, Шу.

Северный Китай захватил шаньдунский землевладелец Цао Цао, выразитель интересов земельной аристократии. Принцип его программы формулировался как «Время и небо», т. е. судьба, возносящая достойных ее избрания. Цао Цао разбил остатки желтых на севере и, создав крепкую конницу из пограничников, попытался захватить весь Китай, но на реке Янцзы был разбит флотом царства У. В низовьях Янцзы полководец Сунь Цзянь основал крепкое государство и дал ему название У, в память древнего царства, союзника Восточного Чжоу. Он привлек к себе конфуцианцев и лучшую часть чиновников погибшей династии, традицию которой старался продолжить. Принцип этого царства был: «Земля и удобство», т. е. географическое положение. Огромная река прикрывала его от северян, не умевших сражаться на воде, и благодаря этому ханьская традиция удержалась на некоторое время.

Даосские отшельники, уцелевшие от резни, попытались найти новые способы войны. Один из них, Чжугэ Лян уговорил кондотьера Лю Бэя объединиться с ним. Благодаря советам мудреца, Лю Бэй стал императором на юго-востоке и захватил Сычуань, ставшую базой третьего царства. Принцип его: «Человек и дружба», т. е. гуманность, не нашел реального воплощения в жизни.

Цзинь

(265-420)

Жестокая борьба трех царств закончилась в середине III века падением всех трех. В Цао-Вэй аристократия вошла в противоречие с профессиональной армией, и полководец Сыма И, подавив мятежи землевладельческой знати, взял власть в свои руки, а его внук, Сыма Янь, сам вступил на престол, назвав свою династию Цзинь. Еще до этого пало царство Шу, так как сычуаньское население крайне инертно относилось к даосской программе объединения Китая и вяло отстаивало дело своих царей, бывших для него чужими. В У продолжалось разложение, начавшееся при Хань и временно задержанное военной опасностью. В 280 г. Цзинь завоевало - У почти без сопротивления. Но объединенный Китай был тенью прежнего: население с 50 млн. человек упало до 7,5 млн., подлежащих переписи. Солдатская династия Цзинь ознаменовалась кровавыми распрями членов императорского дома, и это открыло варварам путь в Китай. Начали в 304 г. хунны, захватившие обе столицы Чанань и Лоян, затем появились сяньби, покорившие северо-восток Китая, за ними жуны и тибетцы, овладевшие западной его окраиной и, наконец, в Сычуани образовалось княжество племени ди — Вуду. Китайцы потеряли свою родину — долину Хуанхэ и заселили жаркие берега Янцзыцзяна, где и возникла новая столица — Цзянкан (Нанькин). Эта эпоха носит название Уху, т. е. «пять варварских племен». 

В Европе в это время Рим преображался в Византию и древняя культура, наследие Эллады, повсюду вытеснялась христианством. Готы царили в Причерноморье, а их восточные соседи, аланы, отбивали натиск гуннов. (Гунны, народ, сложившийся из азиатских хуннов и местных угорских племен. К. А. Иностранцев. Хунну и гунны. Л., 1926 ) На Ближнем Востоке одряхлевшую Парфию сменила крепкая персидская держава Сасанидов, а Индию объединила последняя рабовладельческая империя — Гупта. Кочевники, вторгшиеся в Китай, образовали несколько государств, имевших китайские династические названия. Эти династии, хоть очень кратковременные и локальные, служат определяющими хронографическими вехами китайской истории и потому требуют к себе внимания.

1. Хуннские династии:

Хань. В 304 г. старейшины пяти хуннских аймаков приняли решение оружием вернуть утраченные права. Однако вождь их князь Лю Юань, воспитанный при китайском дворе, принял сторону одного из претендентов на власть и заявил, что борется не против китайского народа, а против дурного правительства; но старейшины и воины не понимали идей своего вождя. Захватив обе китайские столицы Лоян и Чапань, Лю Юань стал хозяином северного Китая и назвал свою династию Хань, но не приобрел симпатии своих китайских подданных. В 318 г. заговорщики-китайцы перебили всех князей династии Хань, но были схвачены хуннскими войсками и казнены. Полководцы Лю Ио и Ши Лэ основали свои династии.

Чжао. Хуннский полководец западной армии Лю Ио, усмирив мятеж, взял власть в свои руки и докончил покорение северо-западного Китая, но в 328 г. погиб в борьбе с восточными хуннами.

Младшее Чжао. Хуннский полководец Ши Лэ, командующий восточной армией, победив Лю Ио, объявил себя императором, а имя династии взял от северо-китайского княжества эпохи «Брани Царств». Его потомки погибли от заговорщика-китайца, принятого в род Ши в 350 г., а государство было завоевано Муюнами в 352 г.

Ся. В 401 г. хуннский вождь Хэлянь Бобо создал в Ордосе самостоятельное государство, к которому присоединил часть Шэньси с городом Чанань. В 431 г. царство Ся было завоевано тобасцами при помощи Тогона.

Цзюйкюи в Хэси. (Хэси — буквально: «к западу от реки» (подразумевается Хуанхэ), ныне западная часть Ганьсу, между Нанынанем и Алашанем ) В 400 г., хунн по происхождению, Хуан Мэн-сунь овладел частью этой области, а затем подчинил ее целиком, включая Гаочан (Турфанский оазис). С 412 г. князья Хэси носят титул «цзюйкюй». В 440 г. тобасцы завоевали Хэси, но хунны отступили в Гаочан и держались там до 460 г., когда жужани, взяв крепость, уничтожили последнее княжество южных хуннов.

Юебань. В середине II в. н. э., когда хунны под натиском сяньбийцев уходили на запад, часть их осталась в Тарбагатае, а позднее предвинулась на юг, в Семиречье, и, оттеснив остатки усуней в горы, основала независимое владение Юебань. В конце V в. это княжество было уничтожено племенами теле, предками уйгуров. Остатком среднеазиатских хуннов были впоследствии племена чуюе, чуми, чумугунь и чубань, входившие в Западно-тюркский каганат.

2. Жунские династии.

Цинь. В 347 г. диский князек Фу Хун собрал довольно большое войско в Шэньси и начал борьбу против Младшего Чжао. Его сын Фу Цзянь I взял Чанань и объявил себя императором династии Цинь, его сын Фу Цзянь II завоевал Сычуань, Хэси и весь северный Китай, но на р. Фей был разбит южными китайцами. После этого против него восстали на востоке Муюны, а в Шэньси тибетцы, которые схватили и казнили Фу Цзяня в 385 г., а в 395 г. уничтожили империю Цинь.

Младшее Цинь. Тибетский вождь Яо Чан на месте империи Цинь основал в 395 г. свою династию — Младшая Цинь. В 417 г. империя Цзинь завоевала Младшее Цинь (Шэньси).

Вуду. Диское княжество Вуду возникло в северной Сычуани, при поддержке хуннского Чжао в 322 г. Владетель носил титул «ван». В 506 г. Вуду покорено тобасцами.

Туфань, правильнее Тубот-Тибет. Тибетские племена постепенно распространяясь на запад по необитаемой в те времена стране достигли верховьев Брамапутры и Инда, где сомкнулись с древнеиндийскими племенами дардов и монов. Начало тибетской истории легендарно, но в IV в. у них уже возникла примитивная племенная организация и культ, называемый «черная вера». Впоследствии здесь сложилась мощная военная держава, которая вела активную политику с VII в. по IX в.

3. Сяньбийские династии.

Янь. Сяньбийское племя Муюнов обитало в южной Маньчжурии. Постепенно, продвигаясь на юг, они завоевали Ляодун и часть Хэбэя, в 337 г. Муюн Хуан принял титул Янь-ван (от названия царства эпохи Чжаньго). Победив Младшее Чжао, в 352 г. Муюн Цзюнь принял титул императора.

В 370 г. эта империя была завоевана империей Цинь, но в 384 г. освободилась. Разбитая тобасцами, империя Янь распалась на северную и южную в 398 г., а в 409 г. пресеклась династия Муюн, и вскоре оба царства были завоеваны тобаской империей Вэй.

Юйвынь. Потомки дунху под управлением старейшин хуннского происхождения жили к востоку от верхнего течения р. Ляохэ. В 302 г. глава их принял титул шаньюй. В 344 г. Юйвынь завоевана Муюнами. Потомки юйвыньцев в китайских хрониках называются хи, а в орхонских надписях — татабы.

Дуань — смешанное китайско-сяньбийское княжество около современного Пекина. Основано в 265 г., завоевано муюнами в 350 г.

Кидань — племенной союз в западной Маньчжурии. Кочевые племена, постепенно переходящие к оседлости. Стали известны с конца IV в.

Тогон. В 310 г. племя белых сяньби перекочевало к берегам озера Хухунор и в 312 г. основало там самостоятельное царство с династией из фамилии Муюн. В VII в. это царство завоевано тибетцами.

Жужань. В середине IV в. осколки сяньбийских родов в Монголии организовались в орду и отказали в подчинении тобаскому хану. Разбитые Тоба Гуем в 391 г., они восстали и в 394 — 395 гг. откочевали на северную сторону Гоби, где п основали свое ханство. Уничтожены тюрками в 552 — 553 гг.

Вэй. Основана племенем тоба, в III в. передвинувшемся из восточного Забайкалья к северной границе Шаньси. В течение IV в. страдала от .междоусобиц и потому находилась в зависимости, впрочем чисто внешней, от младшего Чжао, Янь и Цинь. В 386 г. хан Тоба Гун принял титул Вэй-ван. См. ниже.

Государства и племенные союзы Дунъи.

Гао-Гюйли (Когуре). Во время ослабления династии Хань в 169 г. племенной союз Когуре отвоевал у Китая его северо- восточные владения: Ляодун и северную Корею. Когуре было раннефеодальное государство, очень воинственное, направлявшее свои набеги на южную Корею. Завоевано Китаем в середине VII века.

Боцзы (Пэкче). Корейское государство в юго-западной части полуострова. Наиболее культурное из всех восточных царств. Ориентировалось на южный Китай. Завоевано в середине VII в. Китаем.

Синьло (Силла). Юго-восточное корейское государство, постоянно отбивавшее набеги японцев. Ориентировалось на северный Китай и помогало империи Тан уничтожить Пэкче и Когуре. Вслед за этим Силла изгнала китайцев с полуострова и объединила Корею в конце VII в. 

Фуюй. Воинственное государство в восточной Маньчжурии, одного происхождения с Когуре. Завоевано Муюнами в 285 г.

Илоу (Еру), обитатели Приморья, название происходит от маньчжурского слова «еру» — нора, землянка. Оседлые племена в стадии неолита, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой.

Мохэ, племенной союз на среднем Амуре. Торговали с китайцами и в V в. вступили в союз с империей Вэй.

Эпоха Северной Вэй

(386-558)

Начав борьбу за овладение северным Китаем, тобасцы шли от победы к победе. На востоке они подчинили Муюнов, на западе разгромили хуннов, на юге оттеснили китайцев за Янцзы. Вместе с этим они жадно впитывали китайскую культуру, но из ее течений даосизм стал на первое время их официальной идеологией. Тогда они вели борьбу с буддизмом, в который обратились хунны, и неприязненно относились к конфуцианству, бывшему идеологией китайских патриотов. В поисках способов управлять завоеванной территорией, они встали на путь феодального развития: ввели условное надельное землевладение, закрепощение свободного населения и раздачу областей при условии несения службы и лояльности. («Его (феодализма. — Ред.) происхождение коренится в организации военного дела у варваров во время самого завоевания, и эта организация лишь после завоевания, — благодаря воздействию производительных сил, найденных в завоеванных странах, — развилась в настоящий феодализм». К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая идеология». К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3. М., 1955, стр. 74 ) Однако сил небольшого племени не хватило для выполнения столь грандиозной задачи. Буддийские монахи интригами и тайными убийствами добились отмены стеснительных для них указов, китайцы стали занимать самые высокие должности в управлении страной и командовании армией, а сами завоеватели распылились в китайской земле, переженились на китаянках, и дети их забыли родной язык. (В 440 г. китаизация стала правительственной платформой, и династия была переименована в «Юань-Вэй» ) Наконец сам император издал указ о запрещении при дворе сяньбийской одежды, прически (косы) и употребления тобаского языка. Сопротивление, вызванное этим указом, было подавлено, и погибли последние ревнители кочевой старины. Власть перешла в руки воевод китайского происхождения, из которых один арестовал императора, а другой восстал, якобы ради его освобождения. Когда же император нашел способ бежать к нему под защиту, то он его отравил, а власть сосредоточил в своих руках, посадив на престол самого ничтожного из членов императорской фамилии. Также поступил первый полководец, и империя распалась в 534 г. на Западную и Восточную Вэй.

Это положение не могло длиться долго. В 550 г. правитель Восточной Вэй устранил императора и объявил свою область империей Северной Ци, то же произошло на западе, где в 557 г. была установлена империя Северная Чжоу. Китайцы опять стали хозяевами своей исконной земли. А в это время Южный Китай переживал медленный упадок. Бездарная династия Цзинь, открывшая варварам путь в Китай в 420 г., сменилась династией Лю-сун. Эта также не смогла удержать напора тоба и потеряла Сычуань и южную Хэнань. В 479 г. ее сменила династия Ци или Южная Ци, а в 502 г. — династия Лян, поставившая своей целью восстановление единства Китая. Однако война 528-529 гг. кончилась полным разгромом южно-китайских войск и, не выполнив поставленной задачи, династия Лян уступила в 557 г. место династии Чэнь.

На севере жужани, освободившиеся от власти тобаских ханов, ставших китайскими императорами, захватили гегемонию в степи. Но их жестокая власть восстановила против них подчиненные им племена теле, которые, откочевав в Семиречье, создали свою кочевую державу Гаогюй. Эта держава пала в конце V в. под ударом эфталитов, подчинивших себе Хотап, Кашгар, Кучу и Карашар. В 552 г. Жужань была завоевана новым пародом — тюрками, которые за короткое время подчинили себе степи от Хингана до Урала. Их продвижение остановили иранские шаханшахи, которые, отражая удары с востока и запада, удерживали позицию посредника между Западом и Востоком, так как все караваны шли через их территорию.

На западе пала Римская империя, и земли ее поделили германские племена, но культура хранилась в Византии, вступившей в первый период своего расцвета — золотой век Юстиниана.

Эпоха северных династий

(557-581)

Бэй-Чжоу — Бэй-Ци — Чэнь

Бэй-Чжоу было расположено в северо-западном углу Китая, его пограничному рубежу, где война с кочевниками велась постоянно. Народ был храбр и воинственен, а правители сознавали необходимость в твердой организации и умели выбирать способных -сотрудников. Как идеология здесь подходило конфуцианство, т. к. буддизм и даосизм уводили в небытие, а конфуцианские военные трактаты были настольной книгой китайских полководцев. Поэтому в Чжоу буддисты были в опале, а их учение высмеивалось. Один из чжоуских монархов приказал поставить свой трон между статуями Будды и Лао-цзы и предложил желающим приносить поклонение всем троим сразу. Но армия была в почете, и победоносный полководец Ян Цзянь был фактическим хозяином страны до 581 г., когда, совершив государственный переворот, он стал им и юридически.

Бэй-Ци была богатой страной. В то время Шаньдун и Хэнань были житницей Китая. Но буддизм привлек симпатии ее властителей и высосал лучшие силы империи. В Бэй-Ци возростала утонченность (например, именно там возник обычай калечить женщинам ноги), но сила и воля к сопротивлению падали, и в 577 г. Ян Цзянь покорил империю Бэй-Ци.

В Южном Китае продолжался упадок. «Сильные дома» фактически не подчинялись центральному правительству. Они нещадно обирали своих крестьян, вынуждая их бросать дома и скрываться в лесах от непосильных поборов. Войска ловили беглых, те собирались в банды и кормили себя грабежом, а на этом фоне главы «сильных домов» боролись между собой и принимали участие в придворных интригах и заговорах. Власть южных династий слабела и, наконец, династия Чэнь. почти без сопротивления, пала под ударом северных войск Ян Цзяня в 589 г. Китай был снова объединен. Началась династия Суй.

Эпоха династии Суй

(581-618)

Ян Цзянь утвердил свою власть силой оружия и не собирался ею делиться. Принципом стала централизация, государственная земельная собственность охватила почти все земли страны, запасы зерна хранились в казенных амбарах столицы, власть феодалов заменилась произволом чиновников. Пышность двора затмила все бывшее прежде; количество наложниц в императорском гареме исчислялось тысячами, а на фейерверки во время праздников уходили доходы провинций. Был прорыт великий канал, соединивший Хуанхэ и Янцзы, построены великолепные дворцы в Лояне и создана огромная пограничная армия, а крестьяне платили и работали, работали и платили. На севере тюркские ханы, объединив степи от Желтого моря до Черного, попробовали стать соперниками китайского императора, но умелые китайские дипломаты перессорили их и добились того, что каган прибежал в Китай просить помощи против своих братьев и дядей. Окрыленный успехом император Ян Гуан (Ян-ди) попробовал завоевать Корею, но китайский флот был разбит, а войско отбито с большим уроном. Император снова отправился в поход, но в тылу у него вспыхнули восстания, одно за другим. Повторилась история падения династий Шан и Цинь. Страна разом отказала в повиновении, войска изменили, а тюрки возобновили войну. Как подгнивший дуб рухнул Суйский режим. Три года полыхала гражданская война, наконец полководец Ли Юань, по происхождению тюрк, с помощью тюркского хана захватил столицу и объявил себя императором династии Тан. Но еще долго пришлось ему и его сыну, замечательному полководцу Ли Шиминю, подавлять сопротивление менее удачливых претендентов и верных сторонников низвергнутой династии.

Эпоха династии Тан

(618-907)

Династия Тан была двоелика. Ее привели к власти пограничные войска, потомки хуннов, сяньбийцев, тангутов, спаявшихся в единое целое и забывших свои языки. Но хотя они говорили по-китайски, чувствовали они по-тюркски и по-монгольски, совмещая черты характера обоих народов.

Поэтому они были чужды обоим народам, но не враждебны ни одному из них. Первые императоры, усмирив мятежи на юге, удивительно легко покорили оба тюркских каганата и привлекли к себе сердца кочевых уйгуров, после чего уйгурскими руками была завоевана северная Корея. Но потомки их, воспитанные в тиши гаремных садов, среди льстивых придворных, под руководством маститых ученых, потеряли связи со своими степными подданными, соратниками отцов. К власти в столице пришли образованные китайцы, а тюркам осталась тяжелая военная служба без перспектив на повышение. Они это поняли и отложились, воссоздав свой собственный каганат. К этой беде прибавилось вторжение тибетцев, покоривших Тогон и оазисы «Западного Края» империи, и вторжение арабов в Согдиану. Для борьбы с таким количеством врагов верных войск не хватало, и империя Тан потеряла свои застенные владения. Вслед за тюрками восстали потомки сяньбийцев — войска в Хэбэе и Ляодуне. Их вождь Ань Лушань домогался императорского престола. Подавление восстания потребовало не только напряжения всех сил страны, но и привлечения бывших врагов: уйгуров, арабов, тибетцев. Потери Китая были огромны. Перед восстанием население исчислялось в 52 млн., после восстания в 16,9 млн. Из гегемона восточной Азии империя превратилась в китайское царство, а за это время усилился Тибет, захвативший не только трассу великого караванного пути, но и исконные китайские земли в Шэньси, где были истреблены потомки населения княжества Цинь. К концу IX в. имперское правительство уже не могло обуздывать правителей провинций, которые требовали закрепления за ними должностей пожизненно и наследственно. Чиновники превращались в феодалов. Мятежи и карательные экспедиции, убийства и казни стали обычным явлением. Но соседи Китая переживали такой же упадок.

Уйгурия, возникшая в 745 г. на развалинах второго тюркского каганата, была снесена сокрушительным ударом енисейских кыргызов в 839-847 гг. Степь, превратившись в поле брани, обезлюдела. В Тибете обострилась борьба между престолом и поддерживавшей его буддийской общиной, с одной стороны, и знатью и жрецами древней «черной веры» — бона, с другой. Буддийский царь был отравлен, бонский — застрелен, и внутренняя война поглотила силы Тибета.

Арабский халифат распадался на части: на западе отложились Испания, Магриб и Египет; на юге восстания рабов — зинджей и бедуинов — карматов связали последние силы багдадских халифов; на востоке Тахириды отказали в подчинении, а Саффариды начали прямую борьбу против халифа. Возникшее в 900 г. таджикское государство Саманидов в Средней Азии было уже независимо от халифата.

А в Европе. . . Византия навсегда порвала с Римом п обратилась к проповеди православия и распространению своей культуры среди славян (Кирилл и Мефодий). В Киеве сложилось русское великое княжество. На западе развалилась империя Карла Великого, и в Страсбургской клятве впервые прозвучали названия народов: французы и немцы. Норманские ладьи резали волны Северного моря, и викинги бились с саксами среди зеленых полей и дубрав Англии. А на Волге, разделяя Восток и Запад, высился хазарский каганат, управлявшийся еврейскими царями при помощи наемной мусульманской гвардии, но эту плотину размывали с запада славянское, а с востока тюркское моря, которые должны были рано или поздно сомкнуться.

Эпоха «Пяти династий»

(907-960)

Смертельный удар империи Тан нанесло огромное крестьянское восстание во второй половине IX в. под предводительством Хуан Чао. Оно было подавлено пограничными тюркскими и тангутскими войсками, но после этого полководцы стали хозяевами страны и начались междоусобные войны. В 907 г. последний танский император был низвергнут и основана династия Хоу-Лян, ее в 923 г. сменила династия Хоу-Тан, разрушенная в 936 г. киданями, которые, посадив угодного им полководца на престол, основали династию Хоу- Цзинь. Но как только новый император отказал варварам в покорности, они вторглись в Китай и захватили его в плен в 946 г. Полководец, возглавивший сопротивление иноземцев, основал династию Хоу-Хань, но уже в 950 г. ее заменила династия Хоу-Чжоу, и только династия Сун, пришедшая к власти в 960 г., восстановила порядок в стране.

Во время вышеописанных смут на северо-западной границе Китая тангуты основали государство Сися или Западное Ся, тронутое китайской культурой. Оно охватывало Ордос, западную часть Шэньси и Ганьсу, где тангуты столкнулись с уйгурами. Уйгуры, после разгрома откочевали на юг и основали два небольших владения. Одно из них, в Ганьсу, было завоевано тангутами, а второе в Турфане, Карашаре и Куче удержалось до XIII в. Правитель его носил, однако, титул — идыкут, а не хан. Кашгар, Яркенд и Хотан были в течение IX в. отюречены племенем ягма, которое приняло ислам и, захватив в 999 г. Среднюю Азию, основало там династию Караханидов. Около 960 г. приняли ислам карлуки, тюркское племя, населявшее Семиречье, а степями современного Казахстана овладели кипчаки, вытеснившие печенегов на запад, в Причерноморье. Хозяином южной Сибири было кыргызское ханство на верхнем Енисее, но продвижение кыргызов на юг остановили кидани (см. ниже).

Эпоха династии Сун

(960-1280)

Всем в Китае было ясно, что продолжение распрей сулит общую гибель, и потому горожане и чиновники поддержали Чжао Куан-иня, основателя династии Сун. Эта поддержка дала ему возможность уничтожить все мелкие владения и восстановить единство Китая. Опорой династии были землевладельцы и купеческие гильдии в приморских городах. Так как кочевники пресекли караванный путь, торговля пошла по морю и центр тяжести китайской экономики переместился на юг. Официальной идеологией стало конфуцианство, а земли буддийских монастырей были секуляризированы. Расширение частной земельной собственности и рост денежных отношений повели к обнищанию крестьян, а система государственных монополий и постоянное увеличение налогов вынуждали их на борьбу. Восстания нашли руководителей в даосских сектах, идейных потомках «желтых повязок», но сила была на стороне правительства.

Зато внешние войны шли неудачно. Государство Си-Ся или Западное Ся, основанное тангутами, усилилось, победив уйгуров и тибетцев, и успешно воевало с Китаем. Область, где они жили, ныне по большей части пустыня, но тогда в ней были многолюдные города со школами, университетом и академией, которая занималась переводами китайских книг на тангутский язык. Этикет при дворе и покрой одежды были китайские. Ся погибло в 1227 г. от меча монголов.

Еще тяжелее были войны с киданями и чжурчженями (см.). В 1137 г. чжурчжени взяли столицу и по миру 1141 г. захватили северный Китай до р. Хуай. С этого времени династия стала называться Южная Сун. Столица была перенесена в г. Ханьчжоу. В 1280 г. империю Сун завоевали монголы.

Эпоха династии Ляо

(916-1124)

Еще в VIII в., когда падало военное могущество Тан, в Маньчжурии сложились две державы: на востоке — царство Бохай, на западе — племенной союз Кидань. Кидани принадлежали к монгольской группе народов. Они сначала подчинялись тюркам, потом Китаю, потом Уйгурии, но в 905 г. вождь их Елюй Амбагань сумел объединить все восемь киданьских племен и повел их по пути завоеваний. Кидани покорили Бохай и все тунгусские племена Маньчжурии, выгнали из монгольских степей кыргызов и отторгли у Китая Ляодун и Хэбэй. Завязалась упорная война, но кидани учились китайской культуре и с 947 г. наименовали свою династию Ляо, тем самым причислив себя к китайскому культурному миру. Вскоре наступательный порыв киданей ослабел, благодаря чему Китай и Тангут отстояли свои пределы. В начале XII в. против них восстало тунгусское племя чжурчженей и одержало полную победу. Часть киданей подчинилась завоевателям, а часть под предводительством Елюя Даши ушла на запад в Семиречье, где, победив среднеазиатских Караханидов и «великого сельджука» султана Санджара, образовала новую, кара-китайскую империю, в 1141 г. Эта держава была завоевана монголами в 1218 г. За это время туркмены-сельджуки, разрушив газневидский султанат, прорвались в Иран, Сирию и Малую Азию. Они сокрушили византийское войско при Маницкерте в 1071 г. и вынудили византийских императоров просить помощи у феодальной Европы. 

Эта помощь вылилась в крестовые походы. В Причерноморье прорвались печенеги, а русский князь Святослав разрушил Хазарский каганат. Принятие христианства Владимиром приобщило Русскую землю к Византийской культуре, поставив ее выше растерявшей римские традиции Западной Европы.

Эпоха династии Гинь (Цзинь)

(1115-1234)

Тунгусские племена чжурчженей жили в северо-восточной Маньчжурии и Приморье. Они были данниками империи Ляо.

В начале XII в. вождь по имени Агуда объединил племена под своей властью и за 10 лет разгромил киданей. Начав борьбу с Китаем, чжурчжени одержали полную победу и покорили северный Китай. Однако немногочисленный народ, несмотря на всю свою храбрость и воинственность, не мог освоить огромную завоеванную территорию без предельного напряжения сил. Почти все чжурчженьские здоровые мужчины служили в войсках и несли гарнизонную или пограничную службу. А в это время степи заселились предками монголов.

Самым сильным из племен были татары на северо-востоке страны. В центре возникло ханство кераитов, которые приняли в XI в. христианскую веру. На западе, в Алтае, сложилось ханство найманов, по-видимому, северное ответвление каракитаев. Найманы исповедовали буддизм и первые из монгольских племен переняли у уйгуров алфавитную письменность. У Байкала, на нижней Селенге, жили воинственные меркиты, а на Ононе и Кэрулене — тайджиуты, племя, из которого произошел Чингис-хан.

А в Европе продолжались крестовые походы, сломившие Византию, немецкие рыцари истребляли полабских славян и литовцев, императоры и папы боролись за власть над христианским миром, объединялась Франция, англосаксы добились Великой хартии вольностей у норманских королей, испанцы отвоевывали свою землю от арабов, туарегов и кабилов.

Ни Восток, ни Запад не предчувствовали, какая опасность таится в сердце монгольских степей. Кочевые скотоводы Монголии жили либо куренями — община, либо аилами — большая семья. Но жизнь в патриархальном обществе хотя и обеспечена, но тяжела, и младшие члены семей откалывались, уходили в горы и становились «людьми длинной воли», существуя охотой и разбоем. Этих людей сумел объединить князь Темучин из рода Борджигинов. Он сделал их «нухурами» — дружинниками и с их помощью захватил власть. Это вызвало отчаянное сопротивление племенной знати, но шестилетняя гражданская война кончилась победой Темучина, разгромившего все ханства и племенные союзы. На великом курултае в 1206 г. он был объявлен Чингис-ханом народа, принявшего тогда название «монгол». Придя к власти благодаря войску- Чингис-хан должен был его накормить и обогатить, а это было возможно лишь путем удачных. войн. Первой его жертвой стало царство Сися, согласившееся платить дань. В 1210 г. началась война с чжурчженями, закончившаяся в 1234 г. полным завоеванием Маньчжурии и северного Китая. На западе была покорена Средняя Азия и разрушено могущественное царство Хорезм. Уйгурия подчинилась добровольно, а в 1227 г. было уничтожено Сися, и тангутский народ частью перебит, частью уведен в рабство. (В наше время тангутами называют тибетские кочевые племена, происходящие от древних кянов, а не от средневековых тангутов — Ся )

Завоевания Чингис-хана продолжали его наследники Угедей, Гуюк и Мунке. В Европе были разгромлены русские княжества, Польша и Венгрия (1236-1241). На Ближнем Востоке подчинены Персия, Армения, Грузия и уничтожен Багдадский халифат в 1256 г. Только египетские мамлюки остановили наступление монголов. На завоеванных землях монгольские царевичи основали ханства, постепенно ставшие самостоятельными и даже враждебными друг другу. На Волге возникла Золотая орда, в Иране царство Иль-ханов, в Средней Азии Чагатайский улус, в нынешних казахских степях Белая орда. Все они сделались независимы от великого хана, владевшего Монголией.

Эпоха династии Юань

(1271-1368)

Победив чжурчженей, монголы начали завоевание южного Китая и, несмотря на отчаянное сопротивление, закончили его в 1280 г. За это время в самой Монголии вспыхнуло восстание против великого хана Хубилая. Справиться с повстанцами оказалось возможным лишь с помощью войск навербованных в Китае и, таким образом, китайцы завоевали себе место при дворе монгольского хана. Отпадение западных улусов заставило Хубилая опереться на восточные владения и подчиниться обаянию китайской культуры. Так он из хана превратился в императора и в 1271 г. дал своей династии китайское название — Юань. Несмотря на это, монголы не слились с китайцами. Официальной идеологией стал буддизм, а даосские книги были публично преданы сожжению. 

Конфуцианские ученые не заменили в управлении монгольских нойонов, и империя Юань держалась только на военной силе. Первое время она расширяла завоевания, покорив Тибет и царство Аву в Бирме. Попытка овладеть Японией кончилась катастрофой: флот был потоплен бурей, а высаженный десант уничтожен японцами. Постепенно в правительстве наступало разложение, в войске падала дисциплина и боеспособность, а китайский народ не терял надежды на освобождение. Наконец, в 1351 г. вспыхнуло народное восстание «красных повязок». Монгольские воины, жившие в китайских домах на постое, были перерезаны в одну ночь, и повстанцы двинулись на ханскую столицу. Самый способный из вождей восстания Чжу Юань-чжан, взяв почти без сопротивления Пекин и Кай- пин (летнюю резиденцию императора) и отогнав монголов за Гоби, объявил себя императором династии Мин. Независимость Китая была восстановлена.

Эпоха династии Мин

(1368-1644)

В эпоху Мин произошла кристаллизация китайской средневековой культуры. Искусство и ремесло достигли совершенства, и в мусульманском мире справедливо говорили:

Да, живописным мастерством Китай

Пленяет мир и обольщает рай.

Широко развилась морская торговля, и возник флот, господствовавший на южных морях. В начале XVI в. в Кантон прибыли португальские корабли и начались прямые сношения Китая с Европой. Развивались ремесла и возникли мануфактуры, использовавшие труд наемных рабочих, работавшие на вывоз.

В деревне разрасталось крупное землевладение. Официальной идеологией было реформированное конфуцианство.

Империя Мин успешно продолжала войну с монголами, но возникший в Джунгарии племенной союз ойратов остановил китайское продвижение в степи. Зато Маньчжурия подпала под власть Китая, а несколько позже китайский протекторат был установлен в Тибете, Вьетнаме и Корее. На море китайский флот столкнулся с португальским ив 1531 г. нанес ему жестокое поражение. Попытка японцев вторгнуться в Китай и завоевать Корею в XVI в. окончилась полным разгромом их войск. Но в начале XVII в. восстали потомки чжурчженей — маньчжуры, и с этим врагом китайцам справиться не удалось.

Маньчжурские племена объединил хан Нурхаци, организовавший свой народ в «восьмизнаменное войско». С 1616 г. он дал своей династии название Цзинь, подчеркивая преемственность от чжурчженьской монархии, и начал открытую войну против Китая. Его преемник Абахай в 1636 г. переименовал династию в Цин, что значит «светлая», и объявил себя императором. Непревзойденный блеск империи Мин был основан на небывалом гнете, который рос с годами. Крестьян помещики заставляли возделывать свои поля, купцы обманывали их, ростовщики выпивали все соки, чиновники гнали на государственные работы. Народ нищал и голодал. Власть при дворе захватила клика евнухов, боровшаяся против любого проявления живой мысли. Ученых, пытавшихся добиться реформ, казнили и ссылали. Жестоко карались все попытки протеста против произвола и несправедливости, однако в двадцатых годах XVII в, вспыхнуло крестьянское восстание, охватившее всю страну. 15 лет пылала гражданская война, успех переходил из рук в руки, но в 1644 г. повстанческая армия взяла Пекин. Последний император династии Мин повесился, а крестьянский вождь Ли Цзы-чэн взошел на императорский престол.

Тогда командующий армией действовавшей против маньчжуров, У Сан-гуй, соединил свою регулярную армию с войсками противника и двинулся на подавление крестьянского движения. Повстанцы были разбиты, и маньчжуры, воспользовавшись этим, заняли весь Китай. Китайское население ответило восстаниями, к одному из которых примкнул сам У Сан- гуй. Китайское купечество организовало флот, боровшийся с захватчиками, но голландцы помогли маньчжурам на море, а на суше те справились сами. Окончательная победа была ими одержана в 1683 г. В то время когда создавалась империя Мин, Англия и Франция вели столетнюю войну. Дмитрий, князь Московский, собирал силы для Куликовской битвы, турки-османы, ворвавшись в Европу, учредили свою столицу в Адрианополе, а Тимур начал завоевание Средней Азии. Когда же империя Мин пала, в Европе кончалась тридцатилетняя война, волновалась Украина, стремясь сбросить польское иго, и Оттоманская Порта, достигшая зенита своего расцвета, готовилась к прыжку на Австрию, а испанские, английские и голландские бриги бороздили волны океана.

Эпоха династии Цин

(1644-1911)

Маньчжуры простерли свои завоевания дальше, чем их предки — чжурчжени. Они покорили внутренних монголов, а северные сами подчинились им, так как не могли удержать напора ойратских (западно-монгольских) ханов. Ойраты долго сопротивлялись маньчжурам, но в середине XVIII века были разбиты и вырезаны, за исключением убежавших в пределы России. Вслед за этим маньчжурам подчинились Кашгария, Тибет и Бирма, а Корея еще раньше признала господство империи Цин. На Амуре маньчжуры столкнулись с русскими казаками и взяли городок Албазин. За героическое сопротивление казаки были оставлены в живых, уведены в Пекин и включены в состав «восьмизнаменных войск». Для них императорское правительство разрешило учредить в Пекине русскую духовную миссию. Начальником ее с 1808 по 1821 г. был архимандрит Иакинф, Никита Яковлевич Бичурин. В издаваемом труде он называет династию Цин — «настоящая [т. е. современная] династия».