Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Что такое «пророссийский нейтралитет» китайского бизнеса?

С началом специальной военной операции России на Украине (СВО) Китай занимает гибкую внешнеполитическую позицию, "решительно выступая против односторонних санкций, не имеющих под собой международно-правовой базы". Пекин отказался критиковать действия РФ, заявил о готовности поддерживать «нормальные» торговые отношения с Россией и назвал расширение НАТО на восток катализатором для начала СВО. В то же время Китай выражает приверженность территориальной целостности Украины.

Эксперты и пресса охарактеризовали данный политический дуализм как «пророссийский нейтралитет», поскольку, несмотря на уклончивые заявления официальных лиц, на деле Китай изыскивает способы поддержания экономических связей с РФ в новых реалиях. После введения США и Евросоюзом антироссийских санкций китайские чиновники и бизнесмены не стали принимать скоропалительных и категорических решений по разрыву торгово-экономических отношений с РФ, стремясь разобраться в новых "правилах" трансграничной коммерции. Ещё в конце марта Bloomberg сообщал о росте обращений китайского бизнеса к торговым юристам за консультациями о сущности и содержании антироссийских санкций. Предпринимателей интересовал порядок поставок в Россию товаров, произведённых с использованием американских технологий, оплата экспортных операций в долларах США и пр. Как следствие, с самого начала СВО большинство китайских компаний приняли меры по недопущению нарушения санкций. В Белом доме расценили это как присоединение Китая к санкциям США и ЕС и предпосылки к минимизации торговых отношений КНР с РФ.

Однако сложившаяся на сегодняшний день практика показывает, что палка о двух концах – уяснение китайским бизнесом сути санкционных ограничений являлось отнюдь не предвестником разрыва коммерческих контактов с РФ, а поиском компромиссных алгоритмов ведения международной торговли. Китайские предприниматели смотрят на складывающуюся ситуацию прагматично - никто не отрицает существование санкций, как и необходимость их соблюдения, однако бизнес Поднебесной, проявляя свойственную китайцам гибкость и находчивость, изыскивает пути официального и законного взаимодействия с РФ.

Своего рода призывом для китайского бизнес-сообщества стало выступление Посла КНР в РФ Чжан Ханьхуэй в марте текущего года на встрече с представителями китайских компаний, ведущих бизнес в России. Дипломат заявил, что в «новой ситуации» наступает «момент, когда частные, малые и средние предприятия могут сыграть свою роль», посоветовав предпринимателям «заполнять пустоту» на местных рынках.

На руку коммерсантам из Поднебесной сыграла и легализация параллельного импорта в РФ, узаконившая поставки в Россию производимых в КНР товаров западных брендов без нарушения авторских прав и норм Всемирной торговой организации. Уже сегодня китайский бизнес, используя процедуру параллельного импорта, поставляет в РФ как оригинальные товары европейских и американских марок, так и китайские аналоги со схожими характеристиками. Проработаны алгоритмы ввоза в Россию оборудования, производимого на расположенных в Китае заводах немецкой компании Siemens, французской Schneider Electric, американской Honeywell.

Показателен пример подписания соглашения между российской компанией по выпуску компьютерного оборудования Kraftway и китайским производителем микросхем Yangtze Memory Technologies Co., которая пришла в проект на замену покинувшей российский рынок тайваньской TSMC. Стороны договорились о серийном производстве в РФ контроллеров памяти для твердотельных накопителей информации.

Со слов участников рынка, сегодня Китай поставляет в РФ практически всё - от гвоздей и булавок до спецтехники и микросхем. Даже в отношении запчастей для самолётов, остающихся одним из самых болезненных секторов российского импорта, Посол КНР в России Чжан Ханьхуэй сделал обнадёживающее заявление о готовности Китая обеспечить потребности России в данной сфере. Нерешённым остаётся лишь вопрос логистики, поскольку транспортные заторы и сложные схемы доставки грузов порой кратно увеличивают конечную стоимость товара.

Деловой подход китайские компании проявляют и в отношении закупки российских нефтепродуктов. В мае текущего года, в то время как Европейский союз согласовал запрет на импорт двух третей российской нефти, Китай установил рекорд в закупке «чёрного золота» из России, увеличив поставки на 55% по сравнению с предыдущим годом.

Вместе с тем, скептически настроенные по отношению к перспективам российско-китайского сотрудничества эксперты ссылаются на исследование Института мировой экономики Питерсона, согласно которому с начала СВО спад объёма китайского экспорта в Россию составил 38% по сравнению со второй половиной 2021 года. Однако отмеченное снижение является скорее следствием новых реалий мировой экономики, нежели политической позиции Пекина.

Во-первых, после начала СВО оборвались привычные международные логистические цепочки. В подобных условиях товарный оборот между странами попросту не может сохраняться на повседневном уровне, а поиск и выстраивание новых маршрутов грузоперевозок займёт некоторое время. Во-вторых, нельзя забывать о двухмесячном локдауне в Шанхае, через порты которого проходит одна пятая часть экспортных товаров Китая. В-третьих, отныне и надолго (если не навсегда) официальные показатели китайского экспорта в Россию будут значительно ниже реальных, поскольку после начала СВО наблюдается объяснимый рост китайских поставок в Киргизию и Казахстан, чья роль транзитных направлений для грузоперевозок в Россию будет только возрастать. В-четвертых, в феврале-марте текущего года многие предприниматели попросту приостановили поставку товаров из Китая в РФ ввиду резких перепадов курса рубля.

Как следствие, снижение объёмов китайского экспорта в Россию в первой половине 2022 года не говорит о сворачивании Пекином экономических отношений с РФ. Китай далеко не впервые взаимодействует с находящимися под санкциями государствами, являясь, пожалуй, одним самых опытных мировых акторов по ослаблению санкционного давления. Пекин давно и тесно сотрудничает с находящейся под ограничениями ООН Северной Кореей, которая во многом благодаря Китаю избегает полной экономической блокады. КНР в нарушение односторонних санкций США развивает политическое и экономическое сотрудничество с Ираном, подписав в 2021 году соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве.

В складывающихся политических и экономических реалиях ориентированный на прибыль китайский бизнес исходит из принципа "кризис - время возможностей". Предприниматели КНР воспринимают введённые против России ограничения скорее как новые правила игры, которые не следует нарушать, но которые отнюдь не отменяют самой игры.