Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Чэнь Хаосу - сын легендарного маршала Чэнь И

Имя Чэнь Хаосу известно едва ли не каждому китайцу. И не только потому, что он в течение многих лет возглавляет, в ранге министра, Китайское Народное общество дружбы с зарубежом (КНОДЗ) и одновременно Общество дружбы «Китай - Россия», был вице-мэром Пекина. Дело в том, что Чэнь Хаосу, поэт, чиновник, дипломат и художник в одном лице сын легендарного маршала Чэнь И, одного из основателей Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК) и в целом современного китайского государства.

Чэнь Хаосу

У входа в «Храм знаний о Китае» - иркутское отделение Института Конфуция

Маршал Чэнь И, соратник Мао Цзэдуна - личность в Китае известная и уважаемая за свою стойкость и верность идеалам. Но и сын маршала, Чэнь Хаосу, известен не только в Китае, но и в России благодаря своему огромному вкладу в укрепление дружбы между нашими народами.

Снимок на память. Владимир Бережных и Чэнь Хаосу.

Записал
Владимир Бережных

С первого по четвертое июля Иркутск посетил человек, в судьбе которого самым невероятным образом отразилась вся сложность и неоднозначность отношений России с Китаем. На его отца во многом возлагали ответственность за ухудшение китайско-советских отношений в конце 50-70-х гг., а сын возглавляет китайско-российское Общество дружбы.

Сын маршала Чэнь И, председатель КНОДЗ Чэнь Хаосу почти двадцать лет руководит Китайским Народным обществом дружбы с зарубежными странами, одновременно возглавляет Общество китайско-российской дружбы (ОКРД). Он кавалер российского Ордена Дружбы, имеет благодарность Президента Российской Федерации. «В России хорошо знают г-на Чэнь Хаосу как активного сторонника расширения российско-китайских общественных связей, развития экономического, научно-технического и культурного сотрудничества. При его личном участии КНОДЗ и

ОРКД выступили организаторами в КНР широких массовых общественно-политических кампаний», - сказал об этом известном политическом деятеле Китая посол России в Китае Сергей Разов.

И вот, при поддержке генерального консульства КНР в Иркутске, мне удалось познакомиться с Чэнь Хаосу во время его визита в столицу Прибайкалья. Мы встретились, когда делегация КНОДЗ посещала Международный институт экономики и лингвистики Иркутского госуниверситета, где открыт филиал Института Конфуция (сеть китайских культурно-образовательных центров, создаваемых Китайским государственным комитетом по распространению китайского языка за рубежом. Миссия Института Конфуция состоит в том, чтобы способствовать росту понимания Китая и китайской культуры во всем мире, чтобы развивать дружеские отношения Китая с другими странами).

Время у китайской делегации назнакомство с институтом было ограничено (делегацию ожидал губернатор Дмитрий Мезенцев), сам институт, ввиду каникул, был почти пустой, если не считать нескольких абитуриентов и их родителей. И тем ни менее посещение этого учебного заведения не оставило Чэнь Хаосу равнодушным — он своими глазами увидел, что средства китайского правительства на продвижение китайского языка расходуются эффективно, т.к. в Иркутском филиале Института Конфуция создана современная техническая и методическая база для его изучения. Он оценил и то, что, несмотря на огромный дефицит учебных площадей, МИЭЛ нашел возможность выделить 4 аудитории под Институт Конфуция.

Вновь мы встретились уже вечером, в ресторане гостиницы «Пекин», что по Байкальскому тракту, на повороте в ИСХИ. Там наши гости из Китая встречались с китайской диаспорой, а если точнее, то с руководством иркутского Китайского общества. В ресторане звучали русские и китайские песни под аккордеон, произносились тосты за дружбу наших народов, иркутские китайцы рассказывали высокому гостю о своей российской жизни в условиях кризиса, и тем ни менее, увидев меня г-н Чэнь Хаосу сразу подтвердил согласие на интерью, и мы уединились с ним за столиком поблизости.

- Никогда не предполагал, что смогу познакомиться с сыном легендарного маршала Чэнь И! — начал я разговор. — Он был близко знаком с Председателем Мао, а Вы встречались с ним?

- Да, конечно, в детстве я несколько раз видел Председателя Мао, но тогда мне не посчастливилось разговаривать с ним. Я даже не могу сказать, о чем мой отец разговаривал с ним, потому что еще был слишком мал, чтобы понять смысл разговора. Но когда мой отец скончался (на тот момент Чэнь Хаосу было уже тридцать лет - В.Б.), Мао Цзедун был на похоронах и мы с ним разговаривали. Он сказал, что Чэнь И являлся великим революционером и сделал огромный вклад в развитие государства, и что мы, его дети, тоже должны посвятить себя служению Китайской Народной Республике.

- Я знаю, что Вы, возглавляя Китайское Народное общество по связям с зарубежными странами, и еще до этого, работая в различных государственных структурах, полностью выполнили заветы и своего отца, и Мао Цзедуна!

- Безусловно, это была моя обязанность, мой долг перед моим отцом!

- Г-н Чэнь Хаосу, наверное, в связи с юбилеем КНР и установления дипломатических связей между нашими странами, а также в виду предстоящего в следующем году юбилея победы над японскими агрессорами, работы у КНОДЗ прибавилось?!

- Действительно, в связи с юбилеями работы стало намного больше. В Пекине будет проходить ряд значительных мероприятий в честь юбилея установления дипломатических отношений, будет дан прием, будут концерты, гастроли, выставки, множество других мероприятий. Но не надо забывать и о том, что одновременно мы проводим огромную работу в рамках Года русского языка в Китае. Так, в Пекине проходит цикл мероприятий под названием «В Китае поют русские песни». В свое время КНОДЗ издало сборник известных русских песен, а также сборник русских лирических стихотворений на двух языках — всего 60 стихов, от Пушкина до Есенина, Ахматовой. В будущем году, когда будет Год китайского языка в России, наша организация издаст сборник китайских лирических стихотворений, также на двух языках.

- Мы тоже хотим внести свой вклад в эти юбилеи, и готовим к изданию первый номер журнала «Китай и Россия», и хотели бы предложить Вам, г-н Чэнь Хаосу, возглавить редакционный Совет этого журнала с китайской стороны в качестве Почетного сопредседателя! Надеемся, что этот Совет, этот журнал будут объединять вокруг себя и русских, и китайцев - тех, кто делает личный вклад в дело укрепления связей между Россией и Китаем!

- Хорошо, я согласен войти в такой редакционный Совет, если Вас устроит, если я буду просто Почетным сопредседателем, потому что, сами понимаете, время на большее у меня просто не будет...

- Конечно,нас бы это очень устроило! Впрочем, извините, я отклонился от интервью. Вы сегодня встречались с новым губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым. О чем Вы с ним говорили, какое у Вас впечатление?

- На самом деле с Дмитрием Федоровичем Мезенцевым мы давно знакомы, уже встречались. И в разговоре он подчеркнул, что намерен всемерно укреплять сотрудничество Иркутской области с Китаем, и в первую очередь с провинцией Ляонин, между городами Иркутск и Шэньян. Он считает это серьезнейшим направлением. А ведь именно КНОДЗ курирует побратимские связи Китая со всем миром! Конечно, мы очень приветствуем такую позицию нового губернатора!

- Будучи Председателем Китайского Народного общества дружбы с зарубежными странами, Вы могли бы возглавить общество дружбы Китая с любой страной мира. Почему же Вы все-таки выбрали Китайско-Российское общество?

- Я думаю, что это показывает, насколько важными для Китая являются отношения именно с Россией! У нас общая история войны с японскими агрессорами, когда мы были соратниками, когда мы вместе боролись за прогресс всего человечества, и можно сказать, что между нами — боевая дружба! Сейчас, конечно, другая эра, другая эпоха, но отношения между нашими странами становятся еще более важными для всего мира. Мы считаем, что Россия является великой державой, и никто не может проигнорировать роль России в мире. Мы готовы вместе с Россией, вместе с ее народом развивать отношения между нашими странами!

- Уважаемый Чэнь Хаосу, а где Вы любите отдыхать?

- Летом в Китае хорошо во многих местах, а вот зимой, конечно, лучше на острове Хайнань! Но я больше люблю север, и хотел бы зимой побывать в России. Наверное, это была бы незабываемая поездка, незабываемая зима!

- Приезжайте зимой на Байкал, мы будем рады встретить Вас, г-н Чэнь Хаосу, у нас снова!

Но пока об отдыхе глава КНОДЗ может только мечтать. Из Иркутска делегация вылетела в Якутск, оттуда в Хабаровск. А по возвращению из России Чэнь Хаосу ждала большая работа по подготовке юбилея КНР и 60-летия установления дипломатических отношений между нашими странами, которое будут отмечать 1-2 октября с.г.

 

 

Справка:

Маршал Чэнь И прошел все этапы гражданской войны в Китае, занимал самые высокие посты в НОАК, был 1-м секретарем горкома КПК и мэром Шанхая, а в конце 50-х годов был назначен министром иностранных дел Китая, которым оставался практически до самой смерти в 1972 г. Чэнь И, насколько мог, сопротивлялся культурной революции и противостоял хунвэйбинам, не боялся выступить в защиту своих старых товарищей по партии (например, Лю Шаоцы). Он не боялся критиковать своего соратника Мао Цзедуна даже тогда, когда Мао достиг полной власти над Китаем. Так, в разгар культурной революции на митинге 8-го красного отряда он заявил:

«Я член Политбюро ЦК КПК и министр иностранных дел. Говорю открыто. Можете отрезать мне голову, можете пролить мою кровь, но я не отступлю. Я 40 лет состою в партии... Председатель Мао — обыкновенный человек. В прошлом я неоднократно выступал против него. Тот революционер, который не испытал боли поражения, который не был бит, не может считаться настоящим революционером. Чем больше пережитого, тем легче. Опасность подстерегает там, где не хватает необходимого опыта».

Иногда в вину Чэнь И ставят то, что именно в его бытность министром иностранных дел серьезно ухудшились отношения между КНР и СССР. Но некоторые российские историки утверждают, что вина за это лежит и на тогдашних руководителях Советского Союза, не сумевших сохранить тот капитал доверия и дружбы, который сложился в отношениях между двумя странами в результате военной и технической поддержки Советским Союзом освободительного движения в Китае, послевоенного восстановления его экономики.