Медиафорум "Пояс и Путь" в Сычуани и Гуйчжоу
Категория: Гуйчжоу провинция, Сычуань провинция
Предыдущая статья | Следующая статья
О форуме
Очередной медиа-форум «Пояс и путь», ежегодно проводимый газетой "Жэньминь жибао", состоялся в столице провинции Сычуань, городе Чэнду 28 августа 2024 года. Он собрал журналистов из Китая и 205 гостей из 75 стран (всего 190 СМИ), и стал самым многочисленным за свою историю.
О том, что заставляет правительство Китая тратить огромные средства на проведение медиа-форумов, говорилось едва ли не в каждом выступлении официальных лиц: желание, чтобы журналисты писали о Китае и его политике правду, а для этого они должны видеть Китай своими глазами, получать информацию "из первых рук", а не от ИИ, то есть "искусственного интеллекта" или предвзятых источников, усиленно пытающихся формировать негативное мировое общественное мнение о КНР как источнике экономической и иной экспансии. Чтобы они понимали, что на самом деле представляет из себя инициатива "Пояс и путь", на форум пригласили таких спикеров, к которым в обычной жизни обычному журналисту попасть просто невозможно. Это, например, Ли Шулэй, член Политбюро, руководитель Департамента по связям с общественность Центрального Комитета Компартии Китая, руководители ведущих китайских СМИ, тех государственных структур, на которые возложены задачи по реализации инициативы "Пояс и путь", а также таких предприятий, которые являются, без преувеличения, "становым хребтом" китайской экономики. И, конечно же, поголовно присутствовало всё высшее руководство провинции Сычуань.
На форуме прозвучали десятки докладов, в которых звучала такая информация, которую не найдешь ни в каком СМИ, ни в каком интернете. Нам – тем, кто серьёзно занимается китайской темой, были интересны доклады китайских официальных лиц. Интересным было выступление заместителя руководителя Международного департамента Центрального Комитета Компартии Китая, тов. Сунь Хайяня. Его выступление добавило уверенности в том, что, несмотря на определённые трудности (о которых откровенно говорилось на III-м пленуме 20-го созыва ЦК КПК), Китай продолжит своё развитие, свой курс на укрепление торгово-экономических связей со всем миром, на реализацию проекта «Пояс и путь». Но для того, чтобы это обеспечить, необходимо формировать правильное общественное мнение в тех странах, которых касается этот проект. А это невозможно сделать без поддержки честной журналистики. Ведь сегодня СМИ – это не просто средство информирования населения, они – действенное, эффективное оружие. И это подтвердили выступления ораторов из России – Павла Негоицы, генерального директора «Российской газеты», и Ольги Лисогор, замглавного редактора медиа-группы «Россия сегодня» Ольги Лисогор. Подтверждением тому стало и выступление венгра Дэвида Бенчика. Оно отличалось от других тем, что это был был голос угнетённой Европы. Той Европы, которая когда-то была локомотивом человечества, а сегодня методично уничтожаемой ГГ, то есть «глубинным государством» путём организации тотальной миграции, разрушения её экономики и лишения каких-либо признаков суверенитета и национальной идентичности, путём втягивания в войну с Россией. Но доклад Дэвида говорит о том, что ещё не всё потеряно, что в Европе формируются очаги Сопротивления, и Венгрия – основной из них. Правда – это главное оружие в борьбе с ГГ, и эту простую истину по-новому озвучил Дэвид Бенчик. Он тоже видит в инициативе «Пояс и путь», а также в её идеологической компоненте «Сообщество единой судьбы человечества», реальные перспективы сохранить это самое человечество от тотальной деградации и даже полного уничтожения в результате конвульсий «глобального государства»...
Перед нами выступали государственные деятели, представители всемирно известных китайских корпораций, с нами делились опытом наши коллеги-журналисты, с ними же мы общались на кофе-брейках и в кулуарах форума. И у всех был позитивный настрой. Это общение – ещё одна серьёзная мотивация участвовать в подобных медиа-форумах. Люди разных взглядов – от консервативных до демократических, представители «пятой власти» здесь сходились на том, что Китай сегодня – один из главных факторов мировой стабильности, и эта стабильность обеспечена, совместно с Россией, более чем на половине от всей площади Евразии.
О нашей поездке по Китаю
Чэнду
Пост-конгрессный медиа-тур для нашей группы из двадцати русскоязычных журналистов (представлявших постсоветские республики) начался еще в Чэнду с посещения храма Ухоу (в ходе которого мы погрузились в эпоху Троецарствия и подробно узнали об одном из наиболее ярких представителей этого исторического периода, Чжугэ Ляне, который был знаменитым министром и военным стратегом царства Шу. Из исторического прошлого Китая нас быстро вернули в сегодняшний, динамично развивающийся Китай, включив в программу пресс-тура Сычуаньское акционерное общество по строительству дорог и мостов (Sichuan Road and Bridge Group (сокращенно SRBG). Созданное почти одновременно с КНР, в 1950 году, оно начинало с самоотверженного строительства дороги в Тибет (который сами китайцы называют Сицзаном), а теперь строит сложнейшие объекты по всему миру. Например – мост Холугаланд в Норвегии длиной 1553 метра. А также объекты в Эритрее, Танзании, Камбодже, Объединенных Арабских Эмиратах и т.д. В её активе – объекты из книги рекордов Гинесса, но главное не это. Главное – это то, что SRBG вносит конкретный вклад в реализацию «Пояса и пути», участвуя в формировании новой логистической карты мира. Думаю, что нам, в России, было бы крайне полезно построить вместе с SRBG хотя бы несколько объектов, хотя бы пару сотен километров дорог, чтобы освоить этот бесценный опыт, навыки и технологии строительства объектов транспортной инфраструктуры. И тогда, возможно, наши тоннели на БАМе и в других регионах будут строиться не десятками лет, а за более короткий срок. Ничего зазорного в этом – изучать китайский опыт строительства мостов, тоннелей и дорог. Ведь и китайцы этому учились в своё время у нас. Примером тому является знаменитый мост через реку Янцзы (китайцы зовут её, на самом деле, Чанцзян) в городе Ухань построен по проекту и под руководством советского инженера-мостостроителя Константина Силина.
В этой компании заслуженно гордятся своей историей, и об этом свидетельствует замечательный музей SRBG. Надо сказать, что встречал нас на этом предприятии заместитель генерального директора, г-н Вань Чуанфу. Он вместе с нами обошёл все стенды, отвечал на те вопросы, на которые не готова была ответить наша экскурсовод. Прощаясь, я вручил ему, в качестве большой визитки, наш журнал «Россия и Китай» и пригласил на Байкал. Как мне показалось, Вань Чуанфу призадумался..., «а почему бы и нет?!».
Дуцзанъянь
Наш пресс-тур продолжился поездкой в город Дуцзянъянь. Он известен, главным образом своим Центром по сохранению и знаменитых на весь мир панд. Но в этом городе, как оказалось, есть ещё такой интересный объект, как комплекс старинных гидротехнических сооружений, построенный ещё почти за триста лет до нашей эры и сформировавший ирригационную систему, по сей день спасающую Сычуань от наводнений. Автором этого проекта стал чиновник династии Цинь по имени Ли Бин. Он же и реализовал это грандиозное даже по нашим временам строительство.
Поездка в Дуцзянъянь позволила нам познакомиться не только с историей, но и с прекрасной природой Сычуани в её горной части. А вот посещение археологической зоны Цзиньша (где были найдены предметы из слоновой кости, нефрита, бронзы, золота, резьба по камню, и где хранится драгоценный золотой диск "Птицы золотого солнца", который относят к поздней династии Шан), дало нам представление о том, каким был культурно-религиозный фон этой части Китая – царства Древнего Шу – за тысячу лет до нашей эры.
Наньчун
Попрощавшись с Чэнду, мы отправились в небольшой, по китайским меркам, город Наньчун. Наше знакомство с ним началось с посещения местного кукольного театра, знаменитого тем, что там поддерживают традиции древнего искусства, основанного на использовании кукол в рост человека. Артисты этого театра умудряются, несмотря на внушительные размеры кукол, передавать полный спектр эмоций, и даже заставлять их писать иероглифы так, что далеко не каждый и живой человек это сможет сделать.
Мы не только посмотрели отрывки из нескольких спектаклей, но и узнали, как изготавливаются эти куклы, сфотографировались с мастерами и артистами.
Там же, в Наньчуне, есть театр акробатики Наньчжун, завоевавший международное признание, о чём свидетельствует хотя бы тот факт, что его в своей книге упоминает легенда советского театрального искусства Сергей Образцов.
Уже этих двух объектов показа хватило бы для того, чтобы ради них поехать в Наньчунь, но там есть ещё фабрика по производству шёлка с хорошим музеем и даже действующей железной дорогой. Но и это было не всё..., лично мне запомнился музей деревянной скульптуры из эбенового дерева. Стволы этих деревьев, погребённые под слоем ила, до сих пор находят на дне реки Цзялинцзян. Пролежав там столетия, а то и больше, чёрная или тёмно-коричневая древесина этого дерева приобретает удивительную твёрдость, и не удивительно, что на мировом рынке стоимость кубометра эбенового дерева доходит до десяти тысяч долларов. А в Наньчуне из него производят подлинные шедевры...
По дороге из Наньчуна в Гуанъань, известный как малая родина Дэн Сяопина, мы посетили горы Хуаин, со смотровой площадки которой открываются типичные горные ландшафты юго-западного Китая. Эта была возможность лишний раз убедиться в том, какое значение придают в КНР сохранению природы и развитию там экологического туризма. При этом – с минимальным влиянием на естественную природную среду. В рамках стратегии «Всеобщего процветания» действует идеологема «绿水青山就是金山银山» – «Изумрудные реки и зеленые горы – это золотые горы и серебряные горы», что в переводе на обычный русский язык означает примерно следующее: «Настоящее богатство Китая – это его природа», и это богатство необходимо восстановить.
Гуанъань
Хотя городской округ Гуанъань и одноимённый город довольно развиты экономически, и богаты историческими памятниками, но известны, в первую очередь, благодаря деревне Пайфан. Той самой деревне, в которой сто двадцать лет назад родился и провёл первые полтора десятка своей жизни один из «восьмёрки бессмертных», строитель Нового Китая, а именно Дэн Сяопин. Почтение, которое китайцы оказывают этому своему политическому деятелю, видно хотя бы из того, что ежедневно эту деревню Пайфан посещают сотни, а порой – и тысячи туристов. Главный объект их внимания – это, конечно, дом, где в одной из 14 комнат родился Дэн Сяопин. Сохранилась даже кровать, на которой произошло это событие. Местные власти, при поддержке Пекина, превратили и деревню, и родной дом Дэн Сяопина в образцово-показательный туристский объект, прекрасно вписавшийся в тему «красного туризма».
Чунцин, крупнейший город Китая (по разным данным, в нём проживает до 40 миллионов человек, а по размеру город сопоставим с Австрией: он раскинулся на 450 километров в длину и 470 километров в ширину), к сожалению, мы проехали транзитом. С Западного вокзала этого мегаполиса на высокоскоростном поезде мы отправились в провинцию Гуйчжоу, а конкретно – в город Цзуньи, где нас встретил первый за всю нашу поездку дождь. Впрочем, продолжался он недолго, и через полчаса мы из Цзуньи отправились в город Маотай.
Маотай
Маотай... Это слово хорошо знакомо каждому китайцу и всем тем, кто знает Китай, кто там бывает. Ведь это название той самой водки «Маотай» (пишется оно, кстати, как «Moatai»), которая стала «водкой №1» и одним из символов гостеприимства Китая. Именно «Маотай» подарил в 1972 году президенту США Ричарду Никсону тогдашний премьер КНР Чжоу Эньлай, именно «Маотай» дарят китайские посольства в качестве официального подарка, и именно «Маотай» пили Си Цзиньпин с Владимиром Путиным на известном снимке, сделанном во время визита Путина в Китай.
Если вам подарили бутылку «Маотая», то это признак того, что к вам отнеслись с большим уважением и возлагают на вас серьёзные надежды. И не удивительно..., ведь бутылка «Маотая» стоит, в зависимости от класса, от двух (26 тысяч рублей!) до четырех тысяч юаней (52 тысячи!). Так что с внимание отнеситесь к этому подарку от своих китайских партнёров!
В Маотай нас, конечно же, привезли не просто так: мы посетили производство и музей «Маотай», отдегустировали водку разных классов и теперь лично я могу даже, наверное, распознать на вкус и по цвету, какую водку мне наливает мне в рюмку-напёрсток официант на очередном приёме. На приёме в честь нашей группы журналистов от имени парткома АО «Маотай» мы пили водку, которая в магазине стоит 2000 юаней. Она была чистая и белая, как слеза, а самая дорогая водка – слегка желтоватая... Кстати, по принятой классификации «Маотай» относится к ликерам, а не к водке, и производят его из сорго, а вовсе не из риса. Сорго закупают у местных крестьян, и тем самым «Маотай» серьёзно поддерживает сельское хозяйство этого чрезвычайно гористого и отдаленного, и оттого не самого богатого региона Китая. Работают местные жители и на самом предприятии, и в этом тоже проявляется вклад АО «Маотай» в социально-экономическое развитие территории, где находится производство.
АО «Маотай», продавая свой «ликёр» миллиардами галлонов, зарабатывает для государства нереально большие деньги. Из них часть пускает на продвижение своего продукта и бренда. Примером тому служит построенный в 2018 году огромный театр, возвышающийся посреди «живописного района Тяньнань» над долиной реки Чишуй. Не поверите, но построено это грандиозное сооружение только ради одного спектакля, под названием «Тяньцзао» («Небесная фея»), который красочно, с использованием самых современных технологий, поэтически рассказывает об истории винной культуры «маотай»!..
Мы побывали на этой театральной постановке из пяти глав: «Тяньчи», «Тяньюй», «Тяньгун», «Тяньци», «Тяньлу» и «Тяньбань». В представлении используются огромные кольцевые экраны, циклорамы, наземные экраны и марлевые экраны, которые, в совокупности, создают сказочное пространство, в которое погружается зритель. За 60 минут мы, вслед за мифическим Лао Ю, прошли через 6 различных тематических зон, совершив визуальное путешествие к истокам водки (пока я ещё не могу внутренне согласиться, что это ликёр...) «Маотай». Задачей этой театральной постановки является поэтизация нелёгкого, и не слишком благовонного производства этого спиртного напитка, и задача решается успешно. Замечу, что завершается спектакль опять-таки дегустацией «Маотая».
Вот, собственно, на этом и закончилась программа нашего пресс-тура. Мне, за тридцать с лишним лет работы по китайской теме, довелось побывать во многих пресс-турах, есть возможность сравнить, и я с чистой совестью поставил бы его организаторам твёрдую «пятёрку». Сопровождающая нас команда представителей «Жэньминь жибао», а также привлечённые волонтёры действительно сработали на «отлично».
На этом я заканчиваю описательную часть своего повествования, и перехожу к выводам.
Выводы
А они следующие.
Цели очередного форума «Пояс и путь» были достигнуты: сотни журналистов из десятков стран вернутся к себе на родину под впечатлениями о достижениях Китая в сфере экономики и экологии, в развитии культуры. Под впечатлением от многоуровневых дорожных развязок, автобанов, проходящих сквозь горы и над горами, от прекрасных современных аэропортов и городов. От того, что в этих городах нет ни бездомных, ни нищих, нет голодных. Что на улицах этих городов безопасно, и везде созданы зоны – парки, скверы, музеи – для познавательного отдыха и оздоровления.
А вернувшись домой, эти журналисты не только поделятся своими впечатлениями со своими читателями и зрителями, но и, возможно, попытаются понять, благодаря чему добился Китай своего сегодняшнего благополучия, и почему зовёт с собой другие страны. И тогда по иному будут воспринимать концепцию «Сообщество единой судьбы человечества» и проект «Пояс и путь».
Конечно, реализуя этот проекты и концепцию, Китай преследует, в первую очередь, собственные цели и задачи. Но они достигаются мирными средствами и действительно совпадают с целями и задачами всего человечества. Впрочем..., нет, не всего..., а только его адекватной части. Той его части, что выступает за мир, за многополярность, за реальный суверенитет и за реализацию права на собственный путь развития, а не навязываемый так называемыми «глобалистами» и ведущий к деградации, и даже к концу современной цивилизации. И Китай, судя по его концепции «Сообщества единой судьбы человечества», готов выступить локомотивом нового вектора развития мира, и в этом у него есть серьёзный союзник. А именно Россия, которая сегодня вынуждена отстаивать право на собственный суверенитет и на безопасность, и, можно однозначно сказать, на собственное существование, с оружием в руках.
Как я писал в начале этого материала, в мире сегодня идёт борьба за человеческие умы. И, в первую очередь, за влияние на страны так называемого Глобального Юга, то есть за развивающийся мир. География участников медиа-форума «Пояс и путь» убедительно это подтверждает. Широко были представлены страны Южной и Центральной Америки и Юго-Восточной Азии, было много африканских журналистов. Были и представители западных СМИ: Австрия, Германия, Венгрия, Италия, Швеция, Польша, Япония, Южная Корея и некоторые другие, и это правильно... – они тоже должны знать правду о Китае, понять, что подразумевает Си Цзиньпин под понятием «Сообщество единой судьбы человечества». Не факт, что им позволят донести эту правду до собственной аудитории, но работать с ними необходимо.
Так вот: Китай предлагает миру гармонию и совместное процветание при сохранении разнообразия и полного суверенитета. А что предлагает человечеству «град на холме», то есть так называемый «коллективный Запад»? Всем плясать под его дудку, под звуки которой нас пытаются привести в пандемониум – место сбора всего развратного и греховного в подземном мире, то есть в ад. И у меня есть серьёзные основания полагать, что Глобальный Юг выберет вариант, предлагаемый Китаем. И настоящая демократическая журналистика должна помочь ему сделать правильный выбор.