Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Колесницы в Древнем Китае

01 октября 2024
Категория: Китай, История
Предыдущая статья  |  Следующая статья

В посвященной древним вооружениям литературе боевая колесница описывается как двухколесная повозка, открытая сзади, запряженная парой или четверкой лошадей. В ней размещались несколько воинов (два или более). Предположение об использовании «одноместных колесниц» нелепо, поскольку нельзя управлять быстродвижущейся колесницей и одновременно сражаться. Тогда бы у колесничного осталась бы одна только функция: бессмысленно перевозить себя с места на место.

Китай обретает конскую запряжку и экипаж в период Шан-Инь (1554 -1046 до н.э.).  Отсутствие на сей день археологических свидетельств автохтонного развития колёсного транспорта в период неолита в Китае позволяет предположить, что колесница в уже сложившемся виде была заимствована у пришлых групп населения. Находки древнекитайских чжоусских и циньских колесниц позволили исследователям сделать однозначные выводы о военном назначении найденных двухколесных конных повозок и об их применении в боевых действиях. Появление и применение в бою колесниц принципиально изменило комплекс вооружения и тактику, как отдельных подразделений, так и всей армии в целом.

В армиях древнего мира колесницы, заменяя или дополняя кавалерию, составляли особые подразделения и имели отдельных командиров. В целом употребление колесниц было очень различно: они служили и для перевозки тяжестей и для устройства передвижных полевых укреплений, и для перевозки воинов и их действий в бою («ездящая пехота»). По некоторым данным в китайских колесницах помещалось «по 10 человек». И, наконец, колесницы использовались для атаки и самостоятельного боя. Исходя из особенностей конструкции, их применение на поле сражения носило преимущественно наступательный характер.

Главной проблемой, связанной с использованием колесниц, является управление лошадью. Необходимо было добиться безоговорочного подчинения коня требованиям возничего, кучера, всадника. Китайские источники показывают, что подбору воинов для экипажей колесниц уделялось большое внимание. Ходовые качества и устойчивость колесницы зависят от рельефа местности и качества почв или дорог. Маневровые качества дополняются спецификой упряжи и конструкциями, обеспечивающими управление лошадьми, а также их выучкой и способностями возничего. В трактате «У цзин» приводится диалог У-вана и Тай гуна.

 

У-ван спросил Тай гуна: Как выбирать воинов для колесниц?

Тай-гун сказал: Правило для отбора воинов на колесницы следующее: они должны быть до сорока лет, ростом не ниже пяти футов семи дюймов, причем нужно, чтобы они могли бежать так, чтобы преследовать бегущую лошадь, вскочить на нее, оседлать и скакать вперед и назад, налево и направо. Они должны уметь быстро свернуть знамена и флаги и обладать достаточной силой, чтобы натягивать тугой арбалет. Они должны, совершенствоваться в стрельбе вперед и назад, вправо и влево, пока не достигнут высокого мастерства.

 

Именно таких воинов, рост которых соответствует требованиям «У цзин», изображают терракотовые статуи из мавзолея Цинь Шихуанди.

Китайский историк Ян Хун описал применение закрепленного на длинных древках оружия воинами из экипажей колесниц. Так, клевец гэ, позволял наносить точечные пробивающие и раскалывающие удары (например, по шлему), а трезубец цзи с более широкой сферой удара подсечь ноги, нанести режущий удар по шее или конечности. «Пять видов оружия колесничного боя» - клевцы гэ и производные от них трезубцы цзи, копья мао с длинным и со сравнительно коротким древком и боевые шесты шу окончательно сформировались к эпохе Чжаньго (V—III вв. до н. э.).

Нин Мэньчэнь в работе «Военные стратагемы древнего Китая» приводит выдержку из  главы Янь вэй трактата Сыма Фя - о том, что не так трудно управлять колесницей на поле боя, как руководить перестроением многих колесниц в бою. От умения полководца решать такие задачи зависит успех сражения.

С конца эпохи Инь и в течение всего Западного и Восточного Чжоу (1045- 256 до н. э.) идёт накопление опыта управления конём, использование его в разных ситуациях: в войнах, на охоте, в многообразных ритуалах политической, религиозной, мемориальной сфер. Китайские конструкторы вносят много разнообразных новшеств в устройство экипажа, в средства управления им, в снаряжение коней и их убранство. Конструкция колесниц обусловлена сочетанием ее функциональных, грузовых, тяговых, ходовых, маневровых качеств и степенью гармоничности их сочетания в едином компактном техническом агрегате. Эта последняя характеристика определяет прочность и надежность колесницы, - то, что имеет значение в любых видах воинского снаряжения. Грузоподъемность определяется конструкцией кузова, его сбалансированностью на перекрестье оси с продолжением дышла, образующих станину кузова, её прочностью, а также колес и коэффициентом полезного действия упряжных животных.

Многие из решений китайских мастеров обусловлены недостатком лошадей в самом Китае, зависимостью Китая от поступления лошадей извне, воздействием опыта окружающих Китай кочевых племён на снаряжение лошадей и способы управления ими. Характерно, что мысль о получении лучших конских пород от кочевых соседей со времён Цинь Шихуади, приобретает огромное значение в китайской внешней политике.

По материалам исследований жертвенных ям чэ-ма кэн, содержавших остатки колесниц чжоуского периода и останки лошадей в запряжках, китайские колесницы представляли собой двухколесную повозку, открытую сзади. Находка колесницы в Люлихэ позволила реконструировать ее размеры, которые оказались довольно большими: колесница имела ширину колеи 2,44 м, диаметр колес с 24 спицами - 1,4 м, размер обода 7х7 см. Длина оси колесницы составляет 3,08 м, диаметр - 8 см, длина втулки - 40 см. Дышло и кузов колесницы сохранились плохо.

Расширить знания об устройстве древнекитайских колесниц помогли раскопки в Сиане. В ходе раскопок в двадцати метрах к востоку от мавзолея Цинь Шихуанди были обнаружены две бронзовые модели боевых колесниц. Обе были отреставрированы и сейчас экспонируются в музее Цинь Шихуанди. Найденные копии не только дают подробный материал об уровне развития боевой техники Китая периода династии Цинь, но и являются идеальным пособием для изучения упряжи лошади того времени.

Конское снаряжение представляет собой комплекс приспособлений, надеваемых на лошадь и служащих для управления ею во время езды. Совокупность принадлежностей для соединения животного с повозкой обозначается упряжью или сбруей. Обычно понятия «снаряжение», «амуниция», «сбруя», «упряжь» используются как синонимичные. Однако между ними существуют принципиальные отличия. Конское снаряжение (амуниция) для верховой лошади, а упряжь (сбруя) для тягловой), а также в деталях и приспособлениях. Тягловая конская сбруя делится по конструкции на хомутовую и шорковую, а по системе запряжки бывает одноконной, пароконной, многолошадной.

Как показывают данные археологических исследований, наиболее распространенной для колесниц чжоуского периода была запряжка из четырех лошадей. Однако открыты и значительно более редкие захоронения с колесницами, имевшими двух коней в запряжке. Исследователи считают, что первоначальная и самая обыкновенная запряжка была парная; со временем к двум лошадям в запряжке стали прибавлять одну запасную лошадь, которая не была впряжена, затем эта практика привела к появлению запряжки тройкой. Позже появляются и упряжки из четырех лошадей. Увеличение количества лошадей в упряжке колесницы, скорее всею, связано со стремлением к увеличению скорости и инерции колесницы, что имело значение в бою.

Детально конскую сбрую можно разделить на следующие части: оголовье, ярмо, шлея, вожжи, дышло. Кроме того, в состав сбруи входят различного рода ремни, которые играют вспомогательную и декоративную роль. Удила из упряжи циньской боевой колесницы конструктивно напоминают образцы раннескифского времени.

Интересная деталь бронзового колесничного снаряжения – это наосники. В иньских комплексах они не снабжены чекой. Чека чжоуских наосников имеет навершие в виде скульптурной бычьей головы, постепенно упрощающейся и стилизующейся. В чжаньгоских памятниках длина наосника обычно резко сокращается. Исключение представляют наосники колесницы из могилы Цзэнского хоу И, завершающиеся длинными копьевидными массивными выступами, которые некоторые авторы пытаются представить как разновидность кос, будто бы предназначавшихся для «серпоносных колесниц», служивших для массового поражения вражеских шеренг. Анализ сведений об этом чудовищном оружии приводит к выводу о том, что применение таких колесниц было эпизодичным, ибо в условиях боевых действий и скученности сражающихся на поле боя оно было равно опасно как для противника, так и для собственных войск. Возможно, описания такого оружия воплощало лишь архетипическое представление о возможности ведения войны ценою любых неоправданных жертв.

Основные конструктивные изменения колесниц удается проследить вполне надежно: иньские образцы имели, видимо, кузов близкий к овалу в плане. У чжоуских – кузов был прямоугольным. Опорные деревянные части колесницы – это кузов, ось, ярмо-перекладина и колеса. В интерпретации этих частей многое зависит от их сохранности и качества раскопок. К сожалению, точных измерений толщины, массивности деревянных деталей получить по этим остаткам не удается: они всегда оказываются разбухшими, утолщенными. Именно поэтому столь грубыми, массивными, неуклюжими выглядят реконструкции древних колесниц, казалось бы точно воспроизводящие реально наблюдаемые размеры.

В связи с достаточно поздним внедрением колесницы в жизнь китайцев она не стала составным элементом мифов. Тем не менее, в главе «Каогун цзи» трактата «Чжоу-ли», время составления которого относится к эпохе Чунь-цю (770–476 гг. до н.э.) и частично – Чжань-го (475–221 гг. до н.э.), образ колесницы имеет символическое значение, она уподобляется мирозданию:

 

 

Рама кузова экипажа – квадратная, подобно земле.

Зонт экипажа – круглый, подобно небу. Спиц в колесе – 30, подобно дням в месяце.

Дуг у зонта – 28, подобно звёздам (созвездиям).

У стяга с бубенцами с изображением дракона – 9 кистей, подобно звёздам созвездия Скорпиона.

У знамени с изображением сокола – 7 кистей, подобно звёздам созвездия Льва.

У боевого штандарта с изображением медведя – 6 кистей, подобно звёздам пояса Ориона.

У знамени с изображением змеи и черепахи – 4 кисти, подобно звёздам созвездия Пегас.

У хоругви из перьев, натянутой на дугу, - изогнутые стрелы,

подобно созвездию Лука [1, т. 6, цз. 11, с. 13–14].

 

Интересно, что количество спиц в Циньских моделях действительно равно 30, в то время как более древние варианты насчитывали от 16 до 20 спиц.

Важнейшее для вывода о боевом использовании колесниц значение имеет факт наличия на колесницах предметов вооружения. Так, в специальном кармане на колеснице находился бронзовый щит. Бронзовая копия арбалета располагалась непосредственно перед возницей с левом стороны. Арбалет хранился на специальных серебряных скобах, облегчающих удобство его использования. У возницы за спиной на поясе висит меч. Он представляет собой вариант этого оружия «восточночжоуского» типа. Слева от возницы, в специальном колчане, находились арбалетные болты с наконечниками двух типов. Другим предметом вооружения колесницы  является клевец гэ. Его наличие подтверждает теорию Ян Ху об использовании этого оружия в колесничном бою.

Боевое использование колесниц сильно ограничивалось природными условиями. Поэтому в течение последних столетий Восточного Чжоу они начали постепенно вытесняться конницей и пехотой. Ян Хун считал, что отдельные всадники появились в Китае в иньское время. Однако всадники не играли существенной роли в боевых действиях вплоть до конца IV в. до н.э., когда чжаоский Улин-ван первым из правителей государств Центральной равнины организовал отряды конницы для борьбы с племенами «трех ху».

Ко времени объединения Китая под властью Цинь внешний вид и конструктивные особенности боевой колесницы не изменились. Найденные на месте раскопок археологического комплекса-мавзолея императора Цинь Шихуанди терракотовые колесницы, распложенные в авангарде терракотовой армии, по сути, являются копиями чжоуских.

Наряду с развитием тактики и появлением конницы происходило развитие способов борьбы с колесницами, позволявшее противостоять их удару. К ним относятся размыкание рядов пехоты и пропускание колесниц с последующим отсечением их от пехоты; встреча колесниц сомкнутым строем с наклоненными вперед копьями, затем охват со всех сторон, сбрасывание и уничтожение их экипажей; действия пращников, стрелков и легких всадников в рассыпном строю, массированный обстрел, поражение экипажа, поражение и испуг лошадей; устройство препятствий на местности, где ожидалась атака колесниц. Вместе с сильной зависимостью колесниц от условий местности перечисленные способы противодействия могли приносить желаемые результаты.