Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Древний Китай

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, насчитывающую около шести тысяч лет. Письменные источники, правда, свидетельствуют о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Китай гордится своей богатой древней культурой, в том числе 4 изобретениями, распространившимися позднее по всему миру – технологией изготовления бумаги и книгопечатания, компасом и порохом. Эти изобретения стали важным вкладом китайской цивилизации в общемировую сокровищницу прогресса. Китайская история полна ярких личностей, философских споров и политических интриг, военных конфликтов и общественных беспорядков, изобретений в области искусства и технологических новшеств. 

Граница между доисторической и исторической эпохами Китая довольно условна. Древнейшие китайские письменные источники датируются 13 в. до н. э. Историки относят к Древнему Китаю период  вплоть до создания первой империи. Первая империя Древнего Китая — Цинь просуществовала всего полтора десятка лет, но она заложила прочную социально-экономическую основу империи Хань. Новая империя стала одной из сильнейших держав древнего мира. Ее более чем четырехвековое существование было важным этапом в развитии всей Восточной Азии, совпадая с эпохами подъема и крушения рабовладельческого способа производства. Для национальной истории Китая это был важный этап консолидации древнекитайской народности. Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для исторического развития Китая и всей Восточной Азии имеет то же значение, что и грекоримский мир для Европы. Древнекитайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и новейшего времени.

В обыденном сознании к понятию "Древний Китай" также относят и последующие периоды вплоть до времен династии Мин.  Далее представлен краткий обзор основных событий истории Китая а также описание важных изобретений которые эта страна подарила миру.
 

Доисторическая эпоха

Считается, что люди на территории Китая жили уже 2 млн лет назад. Примерно 780 000 лет назад Хуанхэ текла гораздо ближе к тому месту, которое мы называем Пекином, чем сейчас, образуя плодородную наносную равнину. Дикие кабаны, буйволы, овцы и олени бродили по сочным лугам, а птицы гнездились в густых лесах, где во множестве росли фруктовые и ореховые деревья. В окружавших равнину горах жил синантроп (Homo erectus pekinensis) и предки человека из каменного века; они укрывались в горных пещерах от хищников, а на равнину спускались ради охоты и собирательства. 13 тыс лет назад хуа и ся, два племени, от которых, по их утверждению, произошли ханьцы, поселились в низовьях и среднем течении реки.

По археологическим данным около пяти тысяч лет назад произошло вторжение в Китай с запада. Вторгшиеся племена пришли из Центральной Азии и обладали довольно развитой цивилизацией. Они были знакомы с земледелием и имели большие стада овец и крупного скота. Занятие сельским хозяйством возвестило приход неолита. На относительно засушливом севере люди выращивали просо, а на плодородных южных почвах – рис. Люди разводили свиней, овец и крупный рогатый скот, и одомашнивали диких собак. Пришельцы строили хорошие дома, имели хорошо развитое общественное устройство. Они поселились на берегах Хуанхэ, которую называют также Желтой рекой, и создали свое государство. На протяжении многих столетий они продолжали расселяться по Китаю и совершенствовать свои навыки и мастерство. Люди изготавливали из обожженной глины миски, кубки и музыкальные инструменты, украшая их абстрактными узорами и зооморфными фигурами. Они вырезали из нефрита, бирюзы и кости предметы, используемые в богослужениях и похоронных обрядах. Кусочек шелка из долины Хуанхэ указывает на то, что китайцы занимались шелководством еще 3.5 тыс.лет до н. э.

Легендарным прародителем всех китайцев считается Желтый император. Легенды приписывают ему изобретение множества вещей – от телеги, лодки, деревянного дома и гончарного круга до календаря и даже бамбуковой флейты. Рассказы, приписывающие Желтому императору изобретение письменности, лежат в основе популярного утверждения, что Китай насчитывает 5000 лет летописной истории. Однако самые ранние объективные свидетельства китайской письменности насчитывают 3500 лет. Желтый император был могущественным военачальником и сражался в жестоких битвах со своими противниками, среди которых, как говорят, были рогатые демоны и великаны. Неясно, был ли Желтый император реальным человеком, который в процессе многочисленных пересказов его истории приобрел черты бога, или же он изначально был богом, которого потом очеловечили. Ханьцы считают Желтого императора и его преемника Янь Ди – Огненного императора – самыми древними своими предками.

Пять императоров

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров. Время их владычества воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот – великому Юю, начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой династии Ся.  Китайская историографическая традиция полагает, что династия Ся правила Китаем в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Все последующие периоды связывают с правлением в стране разных династий, последовательно сменявших одна другую. Исторические данные становятся более достоверными спустя примерно 500–600 лет, когда наступил бронзовый век, а с ним к власти пришла династия Шан, правившая более 600 лет, начиная с XVI века до н. э.

Во времена Шан китайцы пользовались календарем, в основе которого лежали как лунные циклы, так и солнечный год, и изобрели систему измерения времени, в которой дни делились на несколько периодов («рассвет», «время большой пищи» и т. д.). Все это нам известно благодаря тому, что их гадатели использовали рисунок трещин на бычьих лопатках и нижних частях панцирей черепах, чтобы получить ответы на вопросы.  Гадательные письмена на кости – самая ранняя форма китайской письменности. Изобретение письменности дало правителям возможность возглавлять большое царство. Отлаженная система связи, запряженные лошадьми колесницы, а также копья с бронзовыми наконечниками и бронзовые боевые топоры сделали Шан грозной военной силой. 

Чжоу, изначально бывшее вассальным государством, восстало и завоевало Шан примерно в 1122 году до н. э. Пределы нового государства вышли далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Искусными иньскими мастерами была выстроена для чжоусцев новая столица Чэнчжоу. Она стала местом пребывания значительной части чжоуской администрации, а также главным военным центром где размещалось 8 армий. В этот период была выработана учение о Мандате Неба (тянь-мин), согласно которому Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. 

Нескольких абзацев оказалось достаточно, чтобы описать историю Китая более чем за тысячелетие. Это длительный период. Поколение за поколением приходит и уходит, небольшие городки вырастают в великие города, а затем обращаются в прах и на их месте появляются новые города. Подумайте о медленном развитии и прогрессе Китая за эти тысячу сто лет. Патриархальная система постепенно вытесняется, и развивается централизованное управление. Появляется хорошо организованное государство. Уже в те древнейшие времена в Китае было известно искусство письма.Оно не алфавитное. Китайское письмо состоит из символов, или рисунков. 

Легендарные правители и императоры

Три властителя были богами-царями или полубогами, которые использовали свои способности для улучшения жизни своих народов и передачи им необходимых навыков и знаний. Пять императоров изображаются как образцовые мудрецы, которые обладали высокими моральными качествами, дожили до глубокой старости и правили в период великого мира. Считается, что они помогли внедрить использование огня, научили людей строить дома и изобрели сельское хозяйство. Трем властителям приписываются разные личности в разных китайских исторических текстах. Конфуций считал Шуня, наравне с Яо и Юем, тремя жившими на Земле «совершенными людьми».

 

Конфуций и Лао-цзы

Конфуций -— мыслитель древнего Китая эпохи Вёсен и Осеней. Он размышлял о путях эволюции общества, опираясь на древнекитайскую модель культурных ценностей и приоритет этической нормы. Главным принципом он считал постоянное совершенствование человека, общества и государства. Он исходил из идеи о высоком назначении человека как неотъемлемой части природы – Неба. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка – Шан-ди.
Сознательная регламентация всех сфер деятельности обеспечивала эволюцию социума, индивида, наконец, продолжение самой жизни. Так нить ритуала связывала в единый поток времени прошлое, настоящее и будущее, когда все вершилось ради счастья грядущих поколений. Ритуал содействовал воспитанию культуры чувств, приобщению к умеренности, сохранению моральных ценностей, сдерживая, в частности, развитие потребительства в ущерб духовности. Устойчивость китайского общества и государства во многом была обязана ритуалу. Конфуцианская этика не религиозна. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию.

Лао-цзы родился приблизительно в начале 600-х годов до н. э. и дожил до времен Конфуция, посетившего его при дворе Чжоу в годы своего активного общественного служения. Благодаря своим талантам и учености Лао-цзы занял должность при чжоуском дворе. В конечном счете, поняв, что это занятие служит помехой его увлечению философией, Лао-цзы стал искать уединения среди холмов  именно там он посвящал все свое время и силы философским изысканиям. В своем уединении он наслаждался досугом для спокойного размышления, которое даосы считают сущностно необходимым для нравственного совершенствования. Даосизм сосредоточен на вопросах здоровья, естественности поведения, долголетия, обретения бессмертия.
Даосизм зародился из народной религии, которая считается низшей ступенью даосизма. Главное понятие религии - «Дао» (Путь, Всеобщий Закон). Даосские практики  включают в себя дыхательную гимнастику цигун, траволечение, фэншуй, алхимию, астрологию, несколько видов боевых искусств. В Китае действует множество школ, сект и ответвлений даосизма. Основных школ две: Северная (Цюаньчжэнь, Школа Совершенной Истины) и Южная (Чжэнъидао, Школа Истинного Единства). Больше о даосизме - здесь и здесь.
 

"Борющиеся царства"

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V—III вв. До н.э.)стал временем  масштабных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идеологии, от освоения окраин до ведения войн. В этот период Китай вступил в железный век. Помимо роли в производстве, железные орудия буквально революционизировали армию. На смену колесницам пришла многочисленная и хорошо вооруженная пехота, а затем и конница.  Происходили сражения с участием многих десятков и сотен тысяч воинов, развивались военная стратегия и тактика, что нашло отражение в трактатах о военном искусстве (Сунь Цзы).

Период Чжаньго был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств  (Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу). Соперничавшие друг с другом царства вели между собой ожесточенные войны. Это сказывалось на экономическом развитии царств. Вскоре назрела необходимость в объединении всех царств в одно крупное из-за возникшей угрозы со стороны племени гуннов. В ходе междоусобных войн на первое место выдвинулось царство Цинь, которое начинало доминировать над всеми остальными царствами.

Период Чжаньго характеризуется радикальными изменениями в социальной, политический и экономической сферах, и, как реакцией на это, бурным взрывом мыслительной традиции. В тот период в Китае появилось большое количество учёных, философов, мыслителей, стратегов, которые оставили много сочинений. Среди философских школ данного периода основными являлись следующие течения: конфуцианство (основные представители — Мэн-цзы и Сюнь-цзы), моизм (Мо-цзы), легизм, даосизм, инь ян цзя (школа натурфилософов), бин-цзя (школа военных), нун-цзя (школа земледельцев).

Древний Китай. Хронологическая таблица

Миф. правители

Ся

Шан-
Инь

Чжоу

2852-2070
до н. э.

2070-1600
до н. э.

1600-1046
до н. э.

1046-771
до н. э.

770-255
до н. э.

771-476
до н. э.

403-256
до н. э.

Хуан-ди
Шао-хао
Чжунь-Сюй
Ку, Яо, Шунь

 

 

Западная Чжоу

Восточная Чжоу

Вёсны и Осени

Сражающиеся царства

 

Первая империя

Первый император Ши Хуанди— объединил Китай под своей властью, разделив новообразованную империю Цинь(221-206 до н.э.)на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Он объявил о прекращении всех войн, собрал у подданных оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему управления. Во время правления Ши Хуанди была начата постройка Великой Китайской стены. Сеть дорог шириной 15 м. и общей длиной 7500 км связала страну. Для того чтобы дороги реже требовали ремонта, были введены единообразные оси для повозок. В стране шли массовые работы по строительству каналов. Это способствовало развитию торговли и повышало эффективность управления.  По всей империи для Цинь Шихуанди было построено 700 дворцов. Одним из самых красивых городов империи стала столица Саньян. В период правления  Цинь Шихуанди  была возведена Великая Китайская стена и гигантская усыпальница для императора. В ней разместили 6000 терракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину. Стройки производились за счет жесточайшей эксплуатации, налоги для крестьян достигли 2/3 урожая. Приказано было уничтожить все произведения доциньской эпохи, чтобы людям неоткуда было узнать об старых временах и порядках. За приверженность древности и сопротивление реформам были казнены сотни ученых-конфуцианцев.

Династия Цинь вызывала всеобщую ненависть, и после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. сразу начались восстания по всей стране. В 207 г. до н. э. отряды восставших взяли столицу и свергли сына Цинь Шихуанди. Однако Китай с того момента существовал как единое государство. Поледующие китайские империи, пришедшие на смену Цинь, в политическом и экономическом плане многое заимствовали у своей предшественницы. Империя Цинь просуществовала  всего 14 лет, но по количеству событий и важности произошедших изменений это время является  целой эпохой для Китая.
 

Великие стройки империи Цинь

Династия Хань

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (206 до н.э.-220 н.э.), основал выходец из среднего чиновничества  Лю Бан. Этот период считается одним из важнейших периодов в истории Китая, сами китайцы взяли своё самоназвание отсюда (ханьцы).  Наивысшего расцвета Ханьская империя достигла в правление императора У-ди (140—87 гг. до н. э.).  У-ди провел реформы, направленные на дальнейшую централизацию государства. Официальной идеологией становится учение Конфуция. Создание разветвлённых управленческих органов повлекло за собой рост числа чиновников и их выделение в самостоятельное сословие, для определения которого употребляется древний термин «ши» («обедневшее дворянство»).  Резко увеличилось население страны, достигшее в I в. до н.э. 60 млн. человек. Для установления дипломатических союзов с народами Средней Азии У-ди организовал миссии Чжан Цяня, которые существенно расширили знания китайцев о западном мире. Самым значительным внешнеполитическим событием правления У-ди стала война с сюнну. 

После восстания "краснобровых" на несколько лет воцарилась смута, разделившая эпоху на периоды Западная Хань (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.) и Восточная Хань (25 – 220 н.э.). Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы. 

Правление династии Хань было периодом мира и процветания. В это время Китай был Мировой державой с развитым литературным творчеством, искусством, культурой и технологиями. В этот период достигаются многочисленные успехи в разных отраслях жизни народа.Внешняя торговля достигла своего расцвета благодаря открытию Шелкового пути. Дипломатические представительства и торговля были установлены с древним Римом, Индией и с рядом других странах.

Заслуживают упоминания еще два важных события, имевших место в правпение династии Хань. В этот период было изобретено книгопечатание с деревянных дощечек, но оно почти не применялось на протяжении целой тысячи лет. Однако даже при этом Китай опередил Европу на пятьсот лет. Вторым фактом, достойным упоминания, было введение системы экзаменов для занятия официальных должностей.  

Эпоха Троецарствия (220—280) и империя Цзинь

После падения второй династии Хань и нескольких годов междоусобиц на первый план вышло трое наиболее удачливых полководцев. Цао Цао господствовал на севере, в бассейне Хуанхэ, где в 220 г. его сын Цао Лэй провозгласил себя правителем государства Вэй. Лю Бэй объявил себя правителем юго-западной части страны Шу. Сунь Цюань, стал правителем юго-восточной части Китая, царства У. Краткий период Троецарствия, привел к образованию двух самостоятельных государств на слабо освоенном до той поры юге Китая.  

Уже к середине III в. власть в царстве Вэй перешла к могущественному клану полководца Сыма. В 265 г. он основал здесь новую династию Цзинь, которой вскоре, в 280 г., удалось подчинить себе Шу и У, объединив под своей властью снова весь Китай, правда, лишь на несколько десятилетий.  

К концу III века потенция древнего Китая оказалась исчерпанной. Все пассионарные люди за время Троецарствия проявили себя и погибли. Одни — за «Желтое небо справедливости», другие — за «Красную империю Хань», третьи — ради верности вождю, четвертые — стремясь к славе в потомстве. После страшного катаклизма Китай превратился в пепелище, скопление усталых людей, которым могло управлять самое бездарное правительство. Достаточно сказать, что численность населения со 180 г. к 220 г. упала с 50 млн. человек до 7.5 млн. За полстолетия мира оно увеличилось до 16 млн. чел., но это были уже не те люди, что в эпоху Хань.

С начала IV в. кочевые северные племена одно за другим стали вторгаться в Северный Китай, империя Цзинь прекратила свое существование, начался период Нань-бэй чао, южных и северных династий. Завоевателями северного Китая были сравнительно отсталые по сравнению с китайцами народы. Под воздействием китайской культуры кочевники к V—VI вв. окитаились настолько, что к концу VI в. их потомки стали обычными китайцами. Процесс китаизации как варваризованного севера, так и энергично осваивавшегося юга, в ходе которого основные ценности китайской конфуцианской культуры, включая и политическую (система администрации, принципы взаимоотношений государства и общества и т.п.), были заново широко распространены по всему Китаю, создал, как это было и тысячелетием раньше при Цинь Ши-хуанди, серьезные предпосылки для объединения страны.
 

Династия Суй (581—618)

В 581 г. полководец царства Северное Чжоу Ян Цзянь объединил весь Северный а затем и Южный Китай под своей властью, провозгласив новую династию. Во времена династии Суй (581-618) был вырыт Великий канал, связавший Янцзы с Хуанхэ. На обслуживании этого сооружения со всеми его шлюзами и иными устройствами было занято, по некоторым данным, до 80 тыс. человек.
 

Династии Тан и Сун

Эпохи Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1127 гг.) принято называть классическим периодом в истории Китая.

В период господства Тан была сформирована система государственных экзаменов. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Люди гуманитарных занятий — писатели, философы, учёные — были людьми привилегированного класса.

Книгопечатание Самым старым известным образцом печати с деревянных досок является листочек с сутрой на санскрите, который был напечатан на бумаге из конопли между 650 и 670 годами н. э. Самой ранней известной напечатанной книгой стандартного размера является Алмазная сутра, сделанная в эпоху династии Тан (618—907 гг.).

Бумажные деньги. Банкноты впервые появились в Китае. Их истоки восходят к торговым квитанциям в эпоху династии Тан (618—907), которые предпочитали купцы и торговцы, чтобы не иметь дело с большим количеством медных монет при крупных коммерческих сделках.[47] В эпоху империи Сун (960—1279) центральное правительство применило эту систему для монополизации производства соли, а также из-за дефицита меди

Период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др.

Порох Самый ранний известный рецепт пороха записан в военном манускрипте 1044 года. Порох, формула которого описана, использовался в зажигательных бомбах, которые выстреливали из катапульт, сбрасывали с оборонительных стен или свешивали вниз на железных цепях, используемых как рычаги.

В начале XIII века в Китай вторгаются объединенные под властью Чингисхана монголы. Они были изгнаны в середине XIV века после длительной борьбы. К власти пришёл один из руководителей восстания — сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин(1368-1644)

Успешно изгнав монголов с территории Китая, минская армия провела несколько успешных военных походов  и на юге, в районе Вьетнама. Китайский флот, возглавлявшийся Чжэн Хэ, с 1405 по 1433 г. совершил несколько морских экспедиций в страны Юго-Восточной Азии, в Индию и даже к восточному побережью Африки. К этому же периоду относится установление торговых связей с  соседними странами.
 

Китай во времена империи Мин

Библиография по Древнему Китаю

Л.С.Васильев
Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — 379 с.
Древний Китай. Т. 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 623 с.: карта.
Древний Китай. Т. 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. — 679 с.

Китайский этнос на пороге средних веков [Текст] / М.В. Крюков, В.В. Малявин, М.В. Софронов. - Москва : Наука, 1979. - 327 с.

Переводы источников 
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1−3. М.−Л., 1950.
Сыма Цянь. Избранное / Пер. с кит. В.А. Панасюка, предисл. и коммент. В.И. Думана. М., 1956.
Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Т. 1 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина. М., 2001; Т. 2 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина. М., 2003; Т. 3 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1984; Т. 4 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1986; Т. 5 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1987; Т. 6 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина; Т. 7 / Пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р.В. Вяткина и А.Р. Вяткина. М., 1996; Т. 8 / Пер. с кит. Р.В. Вяткина и А.М. Карапетьянца, коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина и А.М. Карапетьянца, вступит. ст. Р.В. Вяткина. М., 2002; Т. 9 / Пер. с кит., коммент., ред. А.Р. Вяткина. М., 2010.

Китай — одна из самых древних цивилизаций, испокон веков представители этой нации отличались решительностью и изобретательностью. Достижения цивилизации Древнего Китая стали достоянием всего мира. Чтобы делал мир без великой Поднебесной?  Четыре великих изобретения Древнего Китая - так знаменитый исследователь китайской культуры Джозеф Нидэм назвал четыре предмета изменившие судьбу мира. Бумага, книгопечатание, порох, компас. Сколько же научных работ им посвящено, сколько исследований проведено! И хоть это было так давно, Китай не перестаёт удивлять мощнейшим прогрессом в Средние века. Список изобретений Древнего Китая велик и удивителен: сейсмограф, иглоукалывание, компас, фарфор, чай и многое другое.
 

Четыре великих изобретения

Китай гордится своей богатой древней культурой, в том числе 4 изобретениями, распространившимися позднее по всему миру – технологией изготовления бумаги и книгопечатания, компасом и порохом. Эти изобретения стали важным вкладом китайской цивилизации в общемировую сокровищницу прогресса. Они также были сделаны европейскими учеными, но намного позже. Четыре великих китайских изобретения —именование предложенное британским исследователем Китая Джозефом Нидэмом. Их выделяют для того, чтобы подчеркнуть технологическое взаимодействие между Востоком и Западом.
 

5 лучших фильмов о Древнем Китае

"Герой" (2002)

Фильм состоит из трёх сегментов и обрамляющего повествования. Герой «Безымянный» (無名 Умин) прибывает ко двору правителя (вана) земли Цинь, будущего императора Цинь Ши-хуанди. В Период Воюющих земель Китай был разделен на семь царств. Долгие годы эти царства боролись друг с другом. В результате, десятилетиями страдали и гибли люди. Царство Цинь было настроено решительнее всех. Его правитель мечтал завоевать весь Китай и стать его Первым Императором. Долгое время он был мишенью для убийц из других царств, но самый большой страх внушали три легендарных воина "Сломанный меч", "Летящая снежинка" и "Небо". Тому, кто сразит этих трех воинов, царь Циня пообещал большую власть и горы золота. Но победить их было практически невозможно. За десять лет никто так и не приблизился к обещанному вознаграждению. Но вот во дворце появляется некто "Безымянный", который преподносит царю оружие трех убитых воинов, и царь с нетерпением ждет его объяснений. Находясь во дворце, всего в десяти шагах от самого царя, "Безымянный" рассказывает свою необычную историю.  Царь внимательно вслушивался в каждую деталь этой занимательной истории. Но у него была своя версия того, как Безымянному удалось победить трех воинов и предстать перед лицом самого царя! Оказывается, все было не так просто. В центре интриги - Безымянный и царь Циня, и всего лишь десять шагов между ними. В этих десяти шагах скрывается непостижимая история о любви, чести и долге. История о том, что означает быть Героем.
 

«Битва у Красной скалы» (2009)

Фильм режиссера Джона Ву о величайшей битве Древнего Китая. Основан на событиях, описанных в одном из четырех классических китайский романов, считающихся столпами китайской литературы, — «Троецарствия» Ло Гуаньчжуна. История, рассказанная Джоном Ву — это романтический пересказ знакомого романа. В фильме рассказывается о решающей битве конца династии Хань, непосредственно предварившая собой период Троецарствия в истории Китая, между объединенными силами южных правителей Лю Бэя и Сун Цюана и значительно превосходящими силами северного правителя Цао Цао.

Древний Китай, 208 год нашей эры.  Хитроумный премьер-министр северян Цао Цао убеждает императора, которым вертит как марионеткой, начать войну с правителями южных земель под предлогом объединения Китая. Огромная армия легко разбивает отряды царства Шу и запирает остатки войска в цитадели у Красной Скалы. Осажденные обращаются за подмогой к правителю царства У, послав туда военного советника Лян Чжугэ. Ему удается убедить правителя У послать на помощь осажденным армию, возглавляемую Чжоу Юем. Узнав о том, что два царства стали союзниками в борьбе против него, Цао Цао отправляет против них армию более чем из 220 000 солдат и 2 000 кораблей. Запасы пищи были на исходе, армия Цао Цао намного превосходила по численности союзническую армию, и казалось, что союзники обречены.

Структура фильма выстроена таким образом, что основное действие вращается вокруг трех сражений: это битва при Чанбане в начале, битва при Сань Цзян Коу в середине и битва у Красной скалы в конце. Фильм состоит из двух частей, которые надо смотреть вместе, итого 5 часов. Есть и урезанная 2.5 часовая версия.
 

"Император и убийца" (1998)

В третьем веке до нашей эры на территории Китая существовало 6 отдельных царств, и правитель одного из них - Ин Чжэн (будущий Цинь Шихуанди) - решил объединить земли и стать первым императором Поднебесной. Ему нужен предлог для нападения на соседнее царство Янь. Он посылает туда свою любовницу, заложницу княжества Чжао, в качестве шпионки. Она должна организовать поддельный заговор, который послужит поводом для войны. Чжао находит наемного убийцу, который якобы должен убить императора. Но очень скоро император превращается в настоящего тирана, готового утопить страну в крови. После того как родное княжество принцессы было уничтожено, а все дети царства Янь умерщвлены, она изменила свой план. Кроме того, она влюбляется в наемника. Убийца, крайне противоречивая фигура, должен на самом деле убить императора.

Фильм предполагает предварительное знакомство зрителя с историей Китая. Не знакомому с ней зрителю многие моменты в фильме могут показаться малопонятными. В целом сценарий довольно точно следует истории покушения Цзин Кэ, изложенной в гл. 86 („Жизнеописания мстителей“) фундаментального труда Сыма Цяня «Ши цзи»

Совместное производство китайских, французских и японских кинематографистов. Соавтор сценария и режиссер Чэнь Кайге поставил перед собой трудную задачу - снять эпическое полотно, повествующее о становлении Китая как империи. В 3-х часовом фильме, состоящем из 5 эпизодов есть место и батальным сценам, и дворцовым интригам, и личным драмам героев. Император Цинь Шихуанди начинает как просвещённый идеалист, мечтающий о мощной единой Поднебесной империи и о благе своих подданных, но путь к этой мечте оказывается залит кровью.
 

"Битва умов" (2008)

Фильм повествует о периоде "Сражающихся царств". Лян - маленькое княжество с населением в 4000 человек. На пути многотысячного войска династии Чжао под предводительством Сян Янчжуна оказывается небольшой город-крепость Лян. Чтобы защитить город, князь Лян нанимает некоего Гэ Ли из полумонашеского ордена Мо-Ци, известного качествами военачальника и стратега. Моисты - орден монахов-воинов, поклонявшихся небу и проповедоваваших гуманизм и альтруизм. Несмотря на то, что моисты всецело посвящали себя военному ремеслу, для них не было большей ценности, чем обычная человеческая жизнь и благополучие простого народа. Гэ Ли организует надёжную оборону, предугадывая действия неприятеля на несколько шагов вперёд. Благодаря военным хитростям и новым видам оружия («дальнобойные» стрелы, дымовая атака и огненный шквал, ловушки из копий и т.д.), Гэ Ли заставляет завоевателей временно снять осаду. Штурм крепости отбит, однако положение Гэ Ли и защитников Лян осложняется дворцовыми интригами.

В производстве фильма приняли участие компании из Китая, Японии, Кореи и Гонконга. Сцены боев и рукопашных схваток, сняты хорошо и реалистично. В основу сюжета легла японская манга. Помимо исторической основы, лента разрабатывает темы восточной философии, военного дела и обыкновенных человеческих отношений. Китайцы сняли ленту с трепетным отношением к своей истории, в которой были сложные и кровавые времена.
 

«Дом летающих кинжалов» (2005)

Древний Китай, время правления династии Тан, 859 год. Процветающая в прошлом династия императоров приходит в упадок. Земли охватывают волнения, очаги недовольства вспыхивают с каждым днём сильнее.  В этих условиях создаётся антиправительственное общество «Дом летающих кинжалов», которое борется с представителями власти и обладает поддержкой местного населения. В свою очередь воины императора противостоят «Дому летающих кинжалов», так как видят в нём реальную угрозу.  За дело берутся воины Цзинь и Ляо, которые подозревают в слепой танцовщице Мэй дочь погибшего главаря «Кинжалов». Цзинь решает во что бы то ни стало заслужить доверие девушки, чтобы выполнить свой долг перед императором. Первую часть задания он успешно выполняет – доверие заслужено, но вот цена оказывается слишком высока. Мэй и Цзинь понимают, что любят друг друга, и эта любовь опаснее любого поединка.

Древний Китай в VK и Telegram

Канал "Древний Китай"

Больше материалов о Древнем Китае на каналах https://dzen.ru/ancientchinahttps://vk.com/ancientchinahttps://t.me/ancient_china