Взгляд на международное сотрудничество с площадки красноярского экономического форума.
Бережных Владимир
Категория: Красноярский край, Экономическое сотрудничество
Предыдущая статья | Следующая статья
Темой прошедшего 26-28-го февраля Красноярского экономического форума была заявлена «Россия и страны АТР: от политики интеграции к проектам развития». И, не смотря на то, что даты проведения Красноярского форума пришлись аккурат на завершение восточного Нового года, на форуме были и китайцы, и монголы, и японцы, и корейцы, и представители совсем уж экзотических, но динамично развивающихся стран, таких как Малайзия и Сингапур, Индонезия, чей опыт в проведении реформ, в создании благоприятных условий для бизнеса и в привлечении инвестиций был заметно интересен российским экспертам. В ходе общения констатировали и вполне очевидное – попытки Запада изолировать Россию, и лишить ее рынков сбыта своей продукции, лишить ее возможности закупать необходимое, и при этом – не производящееся в России, эти попытки вполне закономерно провалились. Потому что далеко не все даже близкие союзники США (например, тот же Сеул) готовы пренебречь интересами своего народа, своих товаропроизводителей в угоду «вашингтонскому обкому». И тем более Вашингтон не указ Китаю, который, действуя крайне рационально и политически аккуратно, использует искусственно созданную конфронтацию между Западом и Россией в собственных интересах. В последнее время Китай заметно активизировался в попытках, наконец, убедить руководство России, что Китаю можно доверять, что с Китаем можно совместно идти на реализацию самых масштабных инфраструктурных, нефтегазовых и иных проектов. Настойчивость Китая и западные санкции, наконец, дали свой результат. Сегодня даже самые явные, до недавнего времени, «чайноскептики» из правительства и спецслужб России с трудом, со скрипом в мозгах, но разворачиваются в сторону Китая. Так, политическая ситуация вокруг России подталкивает правительство отказываться от старых стереотипов, и вот уже вице-премьер Аркадий Дворкович на КЭФе заявляет, что не видит политических препятствий для получения китайскими партнерами более 50% в стратегических месторождениях (правда, за исключением шельфа). И действительно, если уж американцы сдали в долгосрочную аренду компании «Бэй фэн» (это дочерняя структура Китайской Национальной нефтешельфовой корпорации – China National Offshore Oil Corporation) землю на территории (внимание!) Национального арктического заповедника (!) в штате Аляска (где возможно диагональное бурение в шельфовую зону, исключительно богатую нефтью и газом), то почему Россия не может допустить к своим стратегическим месторождениям своего стратегического партнера, а именно Китай?!..
Кстати, с помощью Китая вполне реально, при наличии политической воли и если не дружеских, то хотя бы просто мирных отношений России и США, соединить железнодорожной магистралью арктические зоны двух стран, и заодно – двух континентов! Тоннель протяженностью в 86 км – сегодня это вполне технически выполнимая задача. Инженерно-геологические условия строительства тоннеля в основном благоприятные, что позволяет оценить проблему строительства тоннеля как вполне реализуемую. Идея создания Транссибирской железной дороги, проходящей сквозь Берингов пролив в Северную Америку, говорят, впервые была высказана великим русским ученым и мыслителем Дмитрием Ивановичем Менделеевым еще в 1876 году во время его посещения выставки технических новинок в Филадельфии в честь столетнего юбилея подписания Декларации независимости США.
Такой проект – связать железной дорогой Евразию и Северную Америку – мог бы стать альтернативой сегодняшнему курсу Запада на конфронтацию с Россией. США, готовясь к ограниченной ядерной войне в пределах европейского и евразийского театров боевых действий с целью решения собственных экономических проблем, приняли так называемое «решение по модернизации бомб B61-12», есть и решение президента Обамы о выделении $ 335 млрд. в течение ближайших десяти лет для модернизации американского термоядерного арсенала. Может быть, лучше потратить эти деньги на строительство трансконтинентального тоннеля, и тем самым вдохнуть новые силы в мировую экономику?!.. Затраты на строительство такого тоннеля и на, по сути, бесполезную для дела мира модернизацию ядерных запасов США вполне равнозначные.
Да, но при чем здесь Китай?! Дело в том, что Китай уже в 2016-м году начинает строительство 120-ти километрового подводного тоннеля между городами Яньтай и Далянь! И этим доказывает, что в условиях мирного и динамичного развития нет ничего невозможного. В том числе вполне реализуемо и строительство железнодорожного пути между двумя континентами… Шелковый путь, только трансконтинентальный, в северо-восточном направлении, в развитие проекта Си Цзиньпина «Экономический коридор Шелкового пути» – такая цель способна объединить все человечество, открыв новые возможности для развития, для совместного использования природных ресурсов арктической зоны.
На самом деле я не ушел от темы Красноярского форума, а пытаюсь, хотя и постфактум, внести и свой интеллектуальный вклад в итоги форума. Тем более что именно к этому – наработать «большой набор идей и подходов» призывал куратор Красноярского форума вице-премьер Аркадий Дворкович, о том, что «Сложное экономическое время требует нестандартных подходов и решений» говорил через соцсети участникам форума и Председатель правительства Дмитрий Медведев. Но вряд ли можно отнести к «нестандартным подходам» такие понятия, как «импортозамещение», «поддержка малого и среднего бизнеса», «переориентация на Азию», «территории опережающего развития», «инвестиции и инновации»... Все вышеперечисленное – давно отработано в мировой практике, и является всего лишь необходимым условием для дальнейшего развития нашей страны! Но на форуме – при этом как на Красноярском, так и несколько ранее – на Гайдаровском – эти словосочетания звучали как мантры, как заклинания, которые, если повторить их десять тысяч раз, исполнятся сами собой… Но вот того, на что я очень надеялся, отправившись на Красноярский экономический форум, так и не услышал, не почувствовал. А именно – что наше правительство готово, и способно ради реализации этих задач пойти на реформы, сравнимые с реформами Дэн Сяопина в Китае! На реформы, которые кардинально улучшат деловой и инвестиционный климат в России, устранят те самые, и хорошо всем известные причины, по которым малый (и не только) бизнес уходит в тень, или вовсе сворачивает свою деятельность. Без реального освобождения малого бизнеса от бремени излишнего государственного внимания, без налоговых каникул он не только не «абсорбирует» высвобождающиеся в результате кризиса трудовые ресурсы, но и сам встанет в очередь на биржу труда. Нужны меры общегосударственного масштаба, нельзя действовать по принципу «отдадим регионам какие-нибудь полномочия, пусть сами принимают решения о снижении налогового бремени на малый бизнес, пусть сами выкручиваются…». Опять приходится говорить о необходимости изучения китайского опыта, где хоть в целом и созданы вполне благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, но Компартия Китая, проанализировав текущую ситуацию, поставила перед правительством задачу продолжить процесс сокращения вмешательства различных государственных органов в дела такого бизнеса. Но при этом сохраняется монополия государства на стратегические отрасли и ресурсы.
На Красноярском форуме эксперты говорили и о том, что назрела коренная реорганизация и оптимизация структуры правительства, что необходимо изменение «особого» статуса Центрального банка (нельзя мириться с ситуацией, когда орган, осуществляющий эмиссию национальной валюты, по сути отделен от правительства России, вообще от нашей страны и ей не подчиняется, поэтому сегодня необходима, прямо говорили некоторые эксперты, национализация Центробанка). Мое же личное мнение – нам в России явно не хватает ведомства с функциями и полномочиями Госплана. В КНР таковым является Госкомитет КНР по развитию и реформе – главное, и при этом эффективное, экономическое ведомство страны.
Необходимость кардинальных изменений – об этом говорилось в выступлениях представителей реального сектора, об этом говорили мэры, независимые исследователи. Снова и снова анализировались причины, «благодаря» которым западные санкции все-таки «достали» Россию, предлагались пути нейтрализации их негативных последствий.
И вот в этом Красноярский экономический форум был полезен – на его площадках озвучивались не только официальные точки зрения и подходы, но и альтернативные пути выхода из ситуации, в которой сегодня оказалась Россия, озвучивались идеи и проекты, положительные примеры. Но и откровенно говорилось о наших проблемах, о тупиках, в которые время от времени мы утыкаемся.
Разбор внутренней ситуации в России, и пути перехода на новый этап развития нашей страны – вот что на самом деле стало главной темой Красноярского экономического форума! А сотрудничество с Азией – это только один из векторов нашего развития. Подробнее этот вектор, очевидно, будет разобран на Восточном экономическом форуме, который пройдет в августе во Владивостоке. Кстати, на нем бы можно было провести и круглый стол на тему «Трансконтинентальная магистраль Евразия- Америка». Уверен, что возрождение этой темы, активно обсуждавшейся еще 6-7 лет назад как у нас, так и в США (но при этом практически неизвестной, например, в Китае) вызовет живой интерес участников как из России, так и из других стран АТР.
Главный редактор
Журнала «Россия и Китай»
Владимир Бережных