Храм Святой Софии Премудрости Божией – символ города Харбина
Категория: Хэйлунцзян провинция, История, Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Памятник российского исторического присутствия на северо-востоке Китая Храм Святой Софии Премудрости Божией (кит. «哈尔滨圣•索非亚大教堂») был заложен 14 октября 1923 года, благодаря усилиям настоятеля прихода протоиерея Михаила Филологова (Рис. 1).
Храм строился в районе Дао Ли (кит. «道里», бывш. «Пристань») на улице Тхоу Лун Дзе №95 (кит. «透龙街», бывш. «Водопроводная») рядом с улицей Чжао Линь Дзе (кит. «兆麟街», бывш. «Мостовая»). В 1925 году уже были построены фундамент и цоколь храма, в 1926 году были возведены стены первого этажа. Торжественное освещение храма совершилось в воскресение 25 декабря 1932 года (12 декабря по стар. стилю). Всего на строительство храма, включая внутренние росписи, было потрачено 180 тыс. местных долларов. Из этой суммы путем добровольных пожертвований было собрано 42 тыс. долларов 90 центов. Остальная сумма изыскана на месте. Первыми жертвователями стали Л. М. Гвоздев (Рис. 2) и А. Ф. Симеон. Первые пожертвования – 40 куб. м. бутового камня, 300 рублей, 100 тыс. шт. кирпича. В состав первого строительного комитета вошли инженер Карганов, Л. М. Гвоздев, Н. В. Водянский, П. И. Кузнецов, И. П. Чистякова, А. Г. Глебов, П. П. Крынин, А. И. Лякер, Г. Д. Антипас, С. Ф. Скоблин, И. И. Павлов, Т. А. Головизнин, М. М. Осколков, протоиерей отец Ф. Стрелков, И. М. Воротников, протодиакон А. Сумерли. Состав комитета со временем менялся в связи со смертью некоторых его членов. Возведенная церковь играла доминирующую композиционную роль в окружающем городском ландшафте.
В возведении Софийского храма, который сегодня знают все жители Харбина и многочисленные его гости, сыграл большую роль русский предприниматель, купец Илья Федорович Чистяков. Он имел большое и прибыльное предприятие – чайную фабрику в Харбине. Чай привозился с Юга Китая, из города Ханькоу (сегодня – Ухань), обрабатывался, расфасовывался и поставлялся в Россию. Чаеторговец Чистяков был поставщиком Российского Императорского дома, а так же – богобоязненным, верующим христианином. Именно он построил в Харбине здание первого Софийского храма, которое ранее принадлежало 4-ой Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, расквартированной в Корпусном городке. Перед эвакуацией дивизии в Россию, в 1906 году (после окончания Русско-японской войны) ее командир – генерал Калинковский, «по мысли и ходатайству купца И.Ф.Чистякова», передал храм городу Харбину. На свои средства купец Чистяков перенес здание храма в район Пристань, потратив на благое дело (в том числе и на благолепное и обильное украшение) не менее 60.000 рублей. Через полтора года при его же финансировании Софийский храм отремонтировали и обложили кирпичом, было организовано добротное печное отопление. 22 ноября 1908 года первый храм Софии Премудрости Божией на Пристани был освящен (Рис. 3). Купец Чистяков не оставлял своего попечительства над храмом, а когда родилась идея строительства нового, капитального здания Софийского собора – активно поддержал доброе начинание. Но не суждено было ему увидеть новую величественную церковь: в 1924 году купец Чистяков ушел в лучший мир. Его дело благотворительности и на многие годы взяла на свои хрупкие женские плечи вдова – Ираида Петровна (она долгие годы была бессменным старостой храма). По словам русских харбинцев, семья купца Чистякова была крупнейшим из всех жертвователей – она внесла около половины сметной стоимости строительства нового Софийского храма
После оккупации всего северо-востока Китая в 1931-32 году японскими захватчиками и создания ими марионеточного государства Маньчжоу-Го, новые власти стали требовать от всех граждан нового государства поклонение японской богине Аматерасу. Было необходимо дважды в день в определенное законом время кланяться в сторону Токио, где располагался дворец императора Японии, и в сторону Чанчуня, где находилась резиденция императора Маньчжоу-Го – Пу И. Православные харбинцы сразу же отказались от этого действа, ссылаясь на то, что христианин не может поклоняться двум богам. Японцы настаивали. Отец Михаил Филологов, настоятель, недавно построенной, Софийской церкви на Пристани в те годы был секретарем Епархиального Совета. Он всегда был очень рослым и полным человеком – китайцы, которые всегда с почтением относились (и относятся) к таким крупным мужчинам, говорили ему вслед с уважением: «русский Бога поехал». Местные про-японские власти арестовали отца Михаила и продержали его в своих застенках, фактически, как заложника, без предъявления обвинения более трех месяцев. Надеясь сломить «упрямство» правящего архиерея – владыки Мелетия (Заборовского) и вынудить всех православных христиан исполнять государственный закон. После освобождения отец Михаила невозможно было узнать – он похудел втрое. И очень скоро ушел в мир иной. Похоронили настоятеля, по словам русских харбинцев, внутри Софийского храма под деревянным полом у стены южного придела церкви. Долгое время место захоронения было обнесено невысокой оградкой, она не сохранилась (Рис. 4). Но никто из христиан Харбина не исполнял языческого ритуала – японские власти вынуждены были «закрыть глаза» на эту часть общественной жизни в своем государстве Маньчжоу-Го.
Стены, потемневшие за долгие годы существования храма, помнят, как счастливые, так и трагичные, моменты истории Харбина. После ухода русских из Харбина в 1960-х годах собор пришёл в полнейшее запустение. Кресты с куполов были сбиты, здание использовалось в качестве склада для торговцев с рынка, располагавшегося в районе теперешнего Первого харбинского универмага. В период «культурной революции» существовали планы разрушить храм. Харбинские старожилы говорят, что его дважды и безуспешно пытались взорвать. Фото храма без крестов от 1985 года предоставлены внуком одного из купцов, жертвователей на строительство храма Лавра Гвоздева – Алексеем Авдеевым, США (Рис. 5).
С ноября 1996 года собор находится в списке памятников культуры Китайской Народной Республики (4—227) первой категории, в ведении Управления по делам религий и национальностей города Харбина. В 1997-98 годах собор был отремонтирован городскими властями, что потребовало больших затрат. По данным китайской прессы тех лет был организован сбор пожертвований, в том числе – прямо на улицах Харбина. По городу в людных местах ходили специальные люди с ящичками, сопровождаемые полицейским чином. Собрали огромную даже по сегодняшним меркам сумму – 10.000.000 юаней. Храм был приведен в порядок. На куполах поставили золотого цвета кресты, в алтарной нише разместили картину, изображающую Тайную вечерю. Несколько лет на боковых колоннах внутри храма находились две большие иконы. В галерее, расположенной за главным алтарем был устроена небольшая выставка старинных икон и утвари (Рис. 6). Росписи, носящие чаще орнаментальный характер и кресты, выполненные в виде углублений, напоминали посетителям музея о главном назначении здания – о том, что в нем располагался православный храм…
В 2006 году окружающая Софийский храм территория была очищена от прилегающей застройки. На площади перед храмом был построен музыкальный фонтан, картинная галерея русских художников и несколько сувенирных магазинов. Вечерняя подсветка храма сделала его еще более привлекательным для туристов. В те же годы китайской стороной предпринимались не менее двух попыток украсить внешний облик храма Софии Премудрости Божией. Так весной 2007 года были сняты с восточного фасада храма – над главным входом – три большие иконы, написанные на холсте (предположительно они были установленные туда в период благоустройства территории вокруг храма) и переданы, работавшим в Харбине двум русским художникам Елене Горбачевой и Виктору Борткевичу, для написания копий. Старые иконы были написаны людьми не знакомыми даже с элементарными основами иконописи – холсты не были загрунтованы: наверняка их писали китайские художники, хотя образы были выбраны правильные – канонические. Русские исполнители настойчиво и неоднократно обращались к заказчикам, с предложением выполнить святые лики в виде мозаики (для более длительной сохранности образов), но китайская сторона настояла на повторном написании копий на холсте. С образцов с помощью шила и углей были сняты точные копии. Иконописцы, с соблюдением всех правил написания икон за два с лишним месяца закончили выполнение заказа. Самой крупной работой была ростовая икона Спасителя – три на полтора метра, Богородица и Иоанн Креститель – 1500х700 (Рис. 7). В августе 2007 года, в присутствии многих руководителей провинции Хэйлунцзян, города Харбина и района Дао Ли, обновленные иконы были установлены на свои места над входом в храм (Рис. 8, 9).
Из-за влияния погодных факторов (изменение температуры воздуха, ветер, осадки) иконы постепенно теряли новизну и были сняты с фасадной стены храма уже в конце 2008 года. Одновременно были убраны две большие иконы и ликвидирована небольшая выставка икон и утвари внутри здания бывшей Софийской церкви. Следует сказать большое спасибо властям города за их попытки благоукрашения внешнего облика бывшей церкви, которые, к великому сожалению по причине неверных решений на уровне технического задания (иконы на холсте, вместо мозаик) привели к необходимости снять иконы с главного фасада.
На здании Софийского храма, с наружной его части, находятся 13 специальных ниш для установки в них икон. Четыре над главным входом, один на алтарной стене и по четыре на боковых стенах. На имеющихся исторических фотографиях все они пусты, кроме одной – над главным входом в церковь (Рис. 10). В ней, в маленьком круглом медальоне, находилась икона Спасителя. Восстановить данный образ, при согласии на то китайской стороны, – не составляет больших трудностей. Современные русские харбинцы, в случае согласия харбинских властей установить данный лик на его историческое место, готовы подарить данный элемент убранства к дню окончания реставрации здания бывшего храма.
Трёхпрестольный храм построен в псевдорусском стиле, совмещающем в себе элементы византийской культуры и русские национальные традиции. Автор проекта храма – гражданский инженер (архитектор) Василий Антонович Косяков. Выполнение плана и сооружение храма было поручено опытному гражданскому инженеру Юлию Петровичу Жданову (1877–1940), который после окончания Института гражданских инженеров (1898–1903), был направлен в Харбин на строительство КВЖД. В 1912 году построил храм Христа Спасителя в Мукдене (Шэньян) по проекту Великого князя Петра Николаевича. В том же году в Харбине – особняк чаеторговца И.Ф.Чистякова на Вокзальном проспекте, в 1930 году – Покровский храм на Большом проспекте в Новом городе, у стены которого он и упокоился после ухода из жизни в 1940 году. Непосредственно привязкой проекта Софийского храма занимался гражданский инженер Михаил Матвеевич Осколков, который окончил Николаевское инженерное училище в 1899 году, Николаевскую инженерную академию в 1903 году. В 1917-20 годах руководил строительством в Благовещенске Свято-Троицкой церкви – аналог храма Богоявления Господня (проект В.А.Косякова). В Харбин Осколков эмигрировал в 1920 году, где с 1923 по 1932 годы участвовал в возведении Софийского храма, опыт строительства аналогичного храма в России он использовал в Китае (Рис. 11). В 1928 году инженер Ю.П. Жданов оставил руководство работами и за строительство стал отвечать М. М. Осколков. Работы были сданы подрядчику Семену Никифоровичу Пешкову (Рис. 13).
Софийский храм является одним из самых больших христианских храмов на Дальнем Востоке и может вместить порядка 2000 прихожан. Общая площадь храма составляет 717,25 кв. м., высота снаружи – 53,34 метра. Софийская церковь имеет очень оригинальный план в виде латинского креста с удлиненной западной ветвью. Пространство трапезной части, разделенное на три нефа двумя продольными рядами колонн, создает переходную зону, подготавливающую посетителей к восприятию внутреннего храмового объема. Полуциркульная апсида окружена галереей, имеющей восточный вход. Объем каменной кладки фундамента 1631,28 куб. м, цокольной части – 359,27 куб. м., кирпичной кладки – 4078,2 куб. м. (2 миллиона кирпичей), бетонной кладки – 485,5 куб. м. Всего 6554,25 куб. м. Стены выложены в виде крестовой кладки из красного кирпича размерами согласно обмерам 250х125х60мм. Главный престол был посвящен Софии Премудрости Божией. По воспоминаниям харбинского священника Николая Падерина, храм имел два боковых придела: правый предел был освящен во имя пророка Божия Илии и мученицы Ираиды. В воздаяние заслуг покойного Ильи Федоровича Чистякова: строителя двух Софийских храмов и его супруги Ираиды Петровны Чистяковой, которая долгие годы помогала отцу Михаилу в должности старосты храма (Рис. 12). Левый предел, долгие годы остававшийся неназванным, в 1946 году был освящен во имя Святого Благоверного князя Михаила Тверского (и в память об отце Михаиле Филологове, чьими многими трудами и молитвами был возведен Софийский храм). Приход имел свое благотворительное учреждение: Софийское приходское похоронное бюро, которое имело очень большое значение для беднейшего населения города и долгое время располагалось в здании первого Софийского храма на Пристани.
Центральный большой купол темно-зеленого цвета имеет луковичную форму и поставлен на высокий барабан, окружённый поясом окон и кокошников. Общее количество арочных проемов барабана составляет шестнадцать. Фасады украшены многочисленными узорами, вход обрамлён арочным порталом. Над входом возвышается сужающаяся к верху двухъярусная шатровая колокольня со стрельчатыми арками звонниц, увенчанная золочёной луковичной главкой с крестом. (Рис. 13). Росписью стен храма занимался учитель рисования Александр Кузьмич Холодилов по эскизам, составленным художником-педагогом, выпускником Строгановского художественно-промышленного училища Владимиром Михайловичем Анастасьевым в русском теремном стиле. Следует отметить, что на внутренних стенах храма не было изображения икон – только лишь орнаментальные росписи. А. К. Холодилов в 1920 году эмигрировал в Харбин, с 1924 был штатным преподавателем рисования и черчения в Высшем начальном училище Харбина (на Артиллерийской ул.), в котором проработал более 20 лет. Считался одним из лучших художников-педагогов Харбина (Рис. 13).
Одной из отличительных особенностей храма Софии Премудрости Божией в Харбине является, установка на боковых внутренних арках церкви и на арках над хорами множества электрических лампочек. Такие технические решения встречаются в украшательстве православных храмов крайне редко. В случае качественного восстановления орнаментальных росписей и оригинальной системы локальной подсветки арок в помещении церкви – данная особенность станет его отличительной чертой и будет интересна всем посетителям Софийского храма в Харбине, ведь такая подсветка воистину уникальна и не имеет аналогов!
Архитектурными аналогами Софийского собора являются три храма. Первый из них был возведен в Санкт-Петербурге – Храм Богоявления Господня на Гутуевском острове (1892-97-е гг.). Второй – в Никольск-Уссурийске (современный город Уссурийск, Приморский край) – Николаевский собор (1894-1900-е гг.). Третий – в Благовещенске – Троицкая церковь (1906-11 гг.). Четвертым был построен – Храм Святой Софии Премудрости Божией (1923-32 гг.) в Харбине уже после смерти автора проекта В. А. Косякова. Известно, что В. А. Косяков умер в 1921 году. В настоящее время храмы в Благовещенске и Уссурийске не сохранились. При общем сходстве, нельзя сказать, что Софийский храм в Харбине стал абсолютной копией уже существующих храмов. Каждый из этих храмов уникален по-своему. В качестве отличительных черт могут быть названы: форма центрального купола, внутренние колонны, иконостасы, росписи, мозаики, кирпичная кладка, заполнение оконных, дверных проемов, наружное благоустройство. Вероятно, столь значительные изменения диктовались отсутствием некоторых видов строительных материалов, необходимых специалистов, необходимостью дополнительных финансовых вложений, градостроительными условиями. Если Храм Богоявления Господня на Гутуевском острове расположен вдали от центра города, то Храм Святой Софии Премудрости Божией находится непосредственно в самом центре Харбина и является основной градостроительной доминантой.
Летом 2017 года на основе исторических чертежей Храма Богоявления Господня на Гутуевском острове в Санкт-Петербурге (гражданского инженера В. А. Косякова), опубликованных в журнале «Зодчий», гравюр Л. В. Зубчаникова, В. Зейпеля, опубликованных в журнале «Всемирная Иллюстрация», а также современных фотографий, авторами настоящей статьи был разработан комплект проектно-конструкторской документации, включающий в себя чертежи северного, южного, восточного, западного фасада храма, продольный, поперечный разрез, план первого этажа (Рис.14).
Реставрация памятников архитектуры весьма трудоёмкий процесс, который зависит от многих факторов, правил, регламентов и законов. Строительным работам, как правило, предшествует длительный этап изучения памятника и инженерно-технических изысканий. По уникальной исторической фотографии службы в Софийском храме от 1940 года удалось сделать чертеж иконостаса, который состоял из двух ярусов, а также, располагающихся по обеим сторонам от него, киотов. Также на фото видны кованые решетки, отделяющие храмовую часть от солеи. Найденные в архивах исторические фотографии позволили создать трехмерную модель внутреннего убранства храма. Данная модель непосредственно может быть применена в восстановительных работах – изготовлении утраченных иконостасов, киотов, подсвечников, кованых ограждений, оконных решеток. Также модель позволяет оценить масштаб внутренних восстановительных работ, подобрать наиболее гармоничное сочетание цветов, фактур, оценить композиционное решение элементов убранства храма. Мы приводим здесь лишь два чертежа: иконостаса и киота. Вся документация может быть передана китайской стороне – авторы закрепили за собой свои авторские права.
Храм Святой Софии Премудрости Божией, несомненно, и по праву, является одним из самых запоминающихся символов Харбина, ярких примеров его своеобразного облика, который так ценят, как китайские, так и зарубежные туристы (рис. 16). Российская сторона признательна китайским властям за сохранение здания храма и поддержание памятника исторического наследия в надлежащем состоянии. Хочется выразить надежду на то, что храм, как городская доминанта будет восстановлен в полном соответствии с законом КНР «Об охране объектов культурного наследия» (кит. «中华人民共和国文物保护法»). Статья №21 которого (в действующей редакции 2015 года) гласит, что «восстановление облика объектов культурного наследия должно производиться в строгом соответствии с его первоначальным историческим обликом». Хочется отметить, что все имеющиеся вопросы могут быть успешно решены при сотрудничестве российских и китайских специалистов, в частности – восстановление оригинальных росписей в виде орнаментов и локальной подсветки внутренних стен здания храма.
Можно со всей ответственностью утверждать, что Софийский храм – самый большой, из сохранившихся, православных храмов в современном Китае – крупнее него был только Благовещенский храм в Харбине.
Одной из уникальных особенностей храма Софии Премудрости Божией в Харбине является наличие на внутренних арках церкви множества электрических лампочек. Такие технические решения встречаются в украшательстве православных храмов чрезвычайно редко – лампочки установлены на расстоянии около полуметра одна от другой.
Авторы настоящей статьи и проекта реконструкции здания Софийского храма готовы передать китайской стороне разработанную ими техническую документацию, оказать всяческое содействие в проведении восстановительных работ – в рамках решения, принятого китайской стороной, по объему и перечню работ, планируемых к выполнению в ближайшее время. В случае качественного восстановления орнаментальных росписей и оригинальной системы локальной подсветки внутреннего объема церкви, Софийский храм станет редчайшим туристическим объектом мирового значения – ведь такая подсветка не имеет мировых аналогов!
Сергей Еремин – руководитель Исторической секции Русского клуба в Харбине;
Игорь Киричков – архитектор-реставратор, член Русского клуба в Харбине.