Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Реакция российских комментаторов на итоги XX съезда КПК

22 октября завершился XX съезд Коммунистической партии Китая. Ключевое событие в китайской политической жизни, которое определяет контуры всего государственного управления Поднебесной на следующие 5 лет, неизбежно привлекает повышенное внимание со стороны политических комментаторов. В этом обзоре мы постараемся дать краткий обзор комментариев, которые были сделаны рядом российских наблюдателей – профессиональных китаистов и политологов – по итогам завершившегося съезда. Обзор подготовил Михаил Сосновский, магистрант специальности "Международные отношения" ИГУ (2021-23)

Старший исследователь Фонда Карнеги Александр Габуев в серии постов в своём телеграм-канале, озаглавленных как «Император Си», делает акцент на том, что Си Цзиньпин полностью замкнул состав Политбюро и его Постоянного комитета на себя – в нём остались исключительно его личные выдвиженцы и не осталось тех, кто был бы обязан карьерой не ему. В трактовке Габуева этот факт является тревожным для китайской политической жизни, так как высшая кадровая политика в КНР теперь официально строится на принципах личной лояльности, а не меритократии, как было до того. Автор высказывает сомнения, что руководители, отобранные по такому принципу, будут способны справиться с многочисленными внешнеполитическими и внутриэкономическими вызовами, которые ждут Китай в ближайшие годы.

https://t.me/agabuev/60

Габуеву вторит его коллега китаист, старший научный сотрудник Центра международных исследований МГИМО, доцент кафедры востоковедения МГИМО Иван Зуенко, который в своей колонке для журнала «Профиль» подчёркивает, что несмотря на то, что торжество «линии Си Цзиньпина» было понятно и до съезда, такой «зачистки» политического пространства от любых самостоятельных фигур не предполагал никто. Зуенко также отсылает к факту полной подконтрольности нового Политбюро и его Постоянного Комитета переизбранному на третий срок Председателю. Впрочем, в нашумевшей истории с выводом с зала заседаний бывшего Председателя Ху Цзиньтао эксперт предлагает ориентироваться на самое простое объяснение: Ху действительно стало плохо, а его вывод не является показательным шоу. В конце концов, люди с ещё более «либеральной» репутацией, вроде Вэнь Цзябао, остались сидеть в зале президиума.

https://profile.ru/columnist/tretij-diplom-dlya-si-czinpina-1188106/

Спецкор RTVI и автор телеграм-канала «Пекин слезам не верит» Андрей Федотов в своём материале, посвящённом итогам XX съезда, также указал на то, что эпизод с Ху Цзиньтао, скорее всего, не нёс в себе скрытых смыслов подковёрной борьбы, а был вызван сугубо здоровьем бывшего Председателя. Федотов подробно разбирает текст резолюции съезда, выделяя восемь новых положений в Уставе КПК. Они касаются закрепления примата «идей Си Цзиньпина» в идеологической сфере, подтверждения курса на «модернизацию с китайской спецификой», объединения всего Китая (имеется в виду Тайвань) и общего повышения «партийного духа» в области государственного управления.

https://rtvi.com/stories/izmeneniya-v-czk-skandal-i-popravki-v-ustav-kak-zavershilsya-xx-sezd-kpk/

Журнал «Эксперт» опросил сразу несколько отечественных китаистов по поводу того, что они думают о предпосылках и итогах XX съезда. Опираясь на консолидированное мнение экспертов, авторы статьи в журнале пришли к выводу, что к нынешнему съезду КПК и Китай в целом подошли в гораздо более тревожной обстановке, чем было, например, за пять лет до этого. Спад экономического роста, последствия ковида, проблемы с демографией, строительный кризис, изменение социальной структуры населения – именно эти вызовы стали причиной того, что в ходе докладов на съезде впервые слово «безопасность» превалировало над словом «экономика», а упоминания «рисков», «битв» и «проблем» возросло в сравнении с предыдущими съездами.

Директор Института стран Азии и Африки Алексей Маслов обратил внимание «Эксперта» на антикоррупционные чистки в партии в период правления Си Цзиньпина, которые призваны сделать партийно-государственную систему более эффективной и одновременно централизовать власть в стране в руках одного вождя.

Заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений Александр Ломанов обращает внимание читателей на рост «красной» риторики, а также «левых» практических мер в экономике и общественной жизни за последние десять лет. По его мнению, Си Цзиньпин обеспокоен перспективами КПК повторить путь КПСС, и потому укрепление партийной идеологии является не риторическим приёмом в устах китайским руководителей, а искренней верой в то, что только «социализм с китайской спецификой» способен привести к «полному построению модернизированной социалистической державы» к столетию КНР в 2049 г.

Старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Игорь Денисов разобрал значение XX съезда для внешней политики Китая. На его взгляд, тот факт, что на съезде не было сказано ни слова о других странах или текущих региональных конфликтах, означает, что китайское руководство пока не выработало внятных концепций и формул для описания роли КНР в эпохе новой турбулентности. Это вовсе не означает, будто Китай откажется от претензий на роль «второго», если не «первого» гегемона, но примат внутренней политики над внешней явно обозначен. Помня об «имперском перенапряжении» КПСС, КПК, возможно, будет проводить свою внешнюю политику ещё более осторожно.

И Александр Ломанов, и Игорь Денисов отметили, что внешнеполитический лозунг, выдвинутый Си Цзиньпином и прямо вписанный в Конституцию КНР – «Сообщество судьбы человечества», пока совершенно непонятен для иностранных адресатов, и в будущем требует уточнений и разъяснений.

https://expert.ru/expert/2022/43/pereosmysleniye-liderstva-i-vozvrascheniye-ideologii-chto-obeschayet-si-tszinpin/