Личные впечатления о 18-м съезде Компартии Китая
Бережных Владимир
Категория: Пекин город, Государство
Предыдущая статья | Следующая статья
Главный редактор журнала "Россия и Китай" Владимир Бережных поделился впечатлениями о закрытии 18-го съезда Компартии Китая
Я не буду пересказывать то, что и без меня уже известно из официальных, и иных, источников, а расскажу о личные впечатления и ощущения от своего пребывания на 18-м съезде.
Зная о том, что я нахожусь в Пекине в связи с работой на 18-м съезде Компартии Китая, знакомые интересуются моими впечатлениями от этого события. Предполагают, например, что весь Пекин – в красных флагах, в символах КПК. Вынужден разочаровать – навязчивой визуальной коммунистической пропаганды в столице Китая не видно вообще! Если, конечно, не считать площадь Тяньаньмэнь. Вот здесь действительно – и флагов на зданиях по периметру площади, и вообще красного цвета достаточно. А так – можно подумать, что ничего особенного в жизни этого города, да и всей страны в целом, не происходит. Не нарушен трудовой ритм Пекина, колонны автобусов с делегатами съезда практически не повлияли на дорожное движение, не создали проблем местным жителям. А меры безопасности, как я уже писал, не превышают разумных, они призваны предотвратить любые инциденты, способные омрачить работу съезда.
Мне кажется, отсутствие какой-либо помпы, фанатизма и искусственного моделирования всенародного ликования (что практиковалось до недавнего прошлого) при проведении съезда – это продолжение линии партии быть как можно менее заметной в общественной жизни страны, руководить ненавязчиво, не на словах, а на деле доказывать свое право быть лидером нации. Этой же линии соответствует формат поведения руководителей страны. Подчеркнутая скромность поведения, отсутствие портретов в общественных местах, запрет славословий в адрес первых лиц государства и Компартии - это лишь часть признаков линии на ликвидацию условий для возрождения «вождизма», на подчеркнутую коллективную работу руководства Политбюро, когда Генеральный секретарь является лишь выразителем коллегиальных решений, принимаемых Компартией Китая. Вождизм принес Китаю много горя, но теперь страна от него избавляется. Хочется верить, что навсегда.
Теперь о торжественной церемонии закрытия 18-го съезда. Она продемонстрировала Китаю и всему миру единство и сплоченность КПК, готовность вести Китай к новым социальным и экономическим рубежам. Достигнуты необходимые компромиссы, позади остались внутрипартийные дискуссии (о которых много писали западные СМИ), не обошлось и без политических скандалов, которые, впрочем, лишний раз показали решимость руководства партии искоренить коррупцию, которая проникла даже «на самый верх» (это я о Бо Силае…). Впереди – грандиозная работа по созданию, по сути, нового китайского общества. Общества реальной социальной справедливости, «среднезажиточного» для основной массы населения. При этом будут оставлены возможности для тех, кто проявляет уникальные способности и результаты в бизнесе, в производстве новой продукции (то есть в Китае и впредь будут появляться все новые и новые миллионеры и миллиардеры, но они должны будут делиться с государством, т.е. с другими членами общества). Но сегодня уже Китай стремится не только всех накормить и одеть, не просто создать «общество потребителей» (как это было до самого последнего времени), а сформировать передовое общество, овладевшее лучшими достижениями мировой культуры, но при этом опирающееся на традиционные культурные и социальные ценности и традиции. Это грандиозная задача, но смотря сегодня на то единодушие, с каким делегаты съезда голосовали за его резолюции, веришь, что Компартии Китая она по плечу.
У Китая сегодня есть гигантские проблемы – от экологических до социальных, но видя то, как в едином порыве, под звуки «Интернационала», встают и аплодируют решениям 18-го съезда его делегаты, начинаешь понимать, что и эти проблемы Китайская Народная Республика решит. Что к своему столетнему юбилею она придет обновленная, и, возможно, реально станет образцом для многих других стран мира, в том числе и для тех, которые уже сегодня себя считают «демократическими», но до сих пор не могут решить, например, проблему социальных гарантий населения (например, это относится к США).
В этом огромном зале Дома народных собраний пришло ощущение дежавю – «Интернационал», серп и молот, красные флаги, единодушное голосование… Мы, в России, уже отвыкли от этого. Куда забавнее смотреть на потасовки депутатов, на то, как они бегают по рядам, нажимая на десятки кнопок сразу. А здесь... – здесь приходит понимание того, что там, в президиуме, а также в зале – важнейшая часть мощной и, в итоге, несмотря на громоздкость, а иногда – и беспощадность, эффективной государственной машины. Эта составная часть китайской государственной машины называется Коммунистическая партия Китая. И побывать на её важнейшем съезде (на котором меняется не только руководство, но и модель дальнейшего развития) – это не просто профессиональная удача, это еще и возможность понять то, куда и как идет Китай, южный сосед Российской Федерации. И с кем нам по пути – с этим соседом, или с неким «доброжелателем», настойчиво (и не без успеха) предлагающим свою, заокеанскую модель «развития и демократии»?..