Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Компартия Китая и китайский народ, исходя из конкретных условий своей страны, совершили новодемократическую революцию, а после образования Нового Китая, исходя реальности начальной стадии социализма, строят социалистическую демократию с собственной спецификой. С конца 70-х годов ХХ века, когда в стране стала проводиться политика реформ и открытости, Китай параллельно с углублением реформ экономической системы неуклонно продвигает преобразование политической системы, благодаря чему демократия в Китае непрерывно совершенствуется. В Китае общественный сектор экономики является экономическим базисом социалистического строя. Это предопределило свободу китайской демократии от контроля капитала и сделало ее демократией самых широких народных масс, а не демократией меньшинства. В Китае демократическими правами пользуются все, кто законом не лишен политических прав. Все граждане, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и быть избранными, независимо от их национальности, расы, пола, рода занятий, семейного положения, религиозных убеждений, уровня образования, имущественного ценза и срока проживания в стране, за исключением лиц, которые в соответствии с законом лишены политических прав. В течение многих лет число граждан, имеющих право избирать и быть избранными, превышает 99% от числа людей в возрасте 18 лет и старше; избиратели составляют около 90% от общего количества людей, имеющих право избирать.

Строительство политического строя социалистической демократии в Китае неизменно следует основным принципом соединения марксистской теоретической концепции демократии с практикой Китая, перенимаются полезные достижения политической культуры человечества, в том числе западной демократии; черпаются также демократические элементы из традиционной китайской культуры. Расширение демократии в низах является необходимой тенденцией и важным фундаментом совершенствования и развития социалистической демократии с китайской спецификой.

Демократия в Китае — это демократия, которая строится на демократическом централизме как основном организационном принципе и форме деятельности. Демократический централизм есть коренной организационный и руководящий принцип государственной власти в Китае. Институт собраний народных представителей (СНП) является основополагающим политическим институтом, обеспечивающим положение народа как хозяина страны. Народ осуществляет государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные СНП разных уровней.

Демократия в Китае

С учетом национальных реалий в Китае учреждена однопалатная парламентская система, а не двухпалатная, как в странах Запада. В Конституции КНР установлено: Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей Китайской Народной Республики. Депутаты собраний народных представителей уездного и волостного уровня избираются непосредственно избирателями. В соответствии с китайскими реалиями в настоящее время депутаты СНП выше уездного уровня избираются непрямыми выборами.

Собрания народных представителей и их постоянные комитеты выслушивают мнения различных сторон, представляют и выражают волю и коренные интересы народа. Они принимают законопроекты и предложения только абсолютным большинством, т. е. при согласии более чем половины членов состава. При подготовке почти каждого законопроекта приглашаются специалисты для обсуждения и обоснования его содержания, выслушиваются мнения экспертов. Законодательные органы иногда поручают подготовку законопроектов непосредственно исследовательским организациям. При подготовке законопроектов, регулирующих взаимоотношения разных социальных групп, местные СНП часто устраивают слушания, где представители разных интересов могут высказывать свои мнения. В Законе КНР о законодательстве предусмотрено проведение слушаний в процессе законодательной работы.

В настоящее время в Китае существуют 9 политических партий. Помимо Компартии Китая имеются также: Революционный комитет партии Гоминьдана Китая (основан в 1948 г.), Демократическая лига Китая (1941 г.), Ассоциация демократического национального строительства Китая (1945 г.), Ассоциация содействия развитию демократии в Китае (1945 г.), Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая (1930 г.), Чжигундан (Партия стремления к справедливости) Китая (1925 г.), Общество Цзюсань («3 сентября») (1945 г.) и Лига демократической автономии Тайваня(1947 г.). Поскольку эти партии в большинстве своем родились в годы войны Сопротивления китайского народа японским захватчикам (1937 — 1945 гг.) и освободительной войны (1946 — 1949 гг.) и развивались в борьбе за национальное освобождение и народную демократию, их принято называть «демократическими партиями». Компартия является правящей партией, другие партии участвуют в управлении государством. Демократические партии — это дружественные партии, сплоченные и сотрудничающие с КПК, это партии, участвующие в управлении государством, а не оппозиционные партии.  До выработки важнейших решений Центральный комитет (ЦК) КПК, как правило, приглашает ведущих руководителей демократических партий и представителей беспартийных деятелей на демократические консультативные совещания, встречи в узком кругу или собеседования, на которых информирует собравшихся о тех или иных вопросах, заслушивает их мнения и вместе с ними обсуждает государственные дела. Кроме того, центральные комитеты демократических партий могут также представлять в ЦК КПК предложения в письменном виде.

Беспартийные деятели также составляют важную силу в политической жизни Китая. Это люди, не состоящие ни в одной партии, но вносящие позитивный вклад в дело общества и пользующиеся определенным влиянием. Основную их массу составляют представители интеллигенции.

Установление и развитие социалистического строя в Китае идут всего несколько десятков лет — срок очень короткий по сравнению с историей развития других общественных систем в истории человечества. Беспрерывно совершенствовать и развивать политический режим социалистической демократии, обеспечивать народу возможность во все более полной мере осуществлять свое право быть хозяином страны — такова неизменная цель упорной борьбы КПК и китайского народа.

Источник: Строительство демократии в Китае / Пресс-канцелярия Госсовета КНР; ISBN:7-80148-916-0;  Пекин: Синьсин, 2005; 95, [1] с.; Приводится с сокращениями

Белая книга по демократии (2021)

В конце 2021 года Пресс-канцелярия Госсовета КНР  опубликовала Белую книгу, озаглавленную "Демократия в Китае". Демократия является общей ценностью для всего человечества и важной концепцией, которую Коммунистическая партия Китая и китайский народ последовательно отстаивают, говорится в Белой книге. 

Следование общим ценностям человечества. Подход Китая к демократии, свободе и правам человека.

Страны различны в истории, культуре, системе и уровне экономического развития, но народы всех стран поддерживают общечеловеческие ценности мира, развития, равенства, справедливости, демократии и свободы. Мир и развитие являются нашим общим делом, равенство и справедливость — нашим общим стремлением, а демократия и свобода — нашей общей целью.      — Си Цзиньпин
 

Осознание общих ценностей человечества: «Четыре принципа».

Придерживаясь общих ценностей и идеалов человечества и стремясь к их практическому достижению, Китайская Народная Республика добилась значительного успеха в развитии и стабильности,  который показывает, что страна является верным и новаторским практиком демократии, свободы и прав человека, вдохновляя на реализацию общих ценностей человечества.
 

Ориентация на результат

«Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо».  Обильная практика является теоретическим источником инноваций демократии, свободы и прав человека.  Обоснованность теории и устройства системы должна быть проверена и усовершенствована на практике. 

Является ли страна демократической или нет, зависит от того, действительно ли ее люди являются хозяевами страны и имеют ли люди право на широкое участие в демократии;  Это зависит от того, какие обещания будут даны в ходе избирательного процесса, а еще больше от того, сколько этих обещаний будет выполнено после выборов; Это зависит от того, какие политические процедуры и правила предусмотрены системой и законами, и действительно ли эти системы и законы выполняются;  Это зависит от того, демократичны ли правила и процедуры осуществления власти и, что более важно, действительно ли власть контролируется и ограничивается народом». 

Демократическая практика Китая характеризуется понятиями: «народ хозяин страны», «всеобщая народная демократия», восемью «да или нет» и «движение своим собственным путем». В сумме они создают новую форму политической культуры. 
 

Самоопределение

Демократия – это право всех народов, а не исключительное право нескольких людей или стран.  О том, является ли страна демократической, свободен ли ее народ и гарантированы ли его права человека, должен судить народ страны или международное сообщество, а не несколько аутсайдеров или небольшая группа самодовольных стран.  Люди всех стран имеют право выбирать свой путь развития и систему.  Это необходимо для счастья людей и соответствует духу демократии. Навязывание собственного взгляда на демократию, свободу и права человека другим является нарушением истинного духа демократии, свободы и прав человека.  Развитие нынешней международной ситуации подтвердило мнение Китая о том, что внешнее военное вмешательство и так называемая «демократическая трансформация» наносят лишь бесконечный вред. 

Для развития демократии все страны должны выйти из тумана догматизма и дискурсивной гегемонии и самостоятельно исследовать свой собственный путь.  Успешные демократические конструкции имеют свои особенности.  Разнообразие демократических формаций, организаций и операций является корнем жизнеспособности и творчества современной политической цивилизации.  Китайская демократия должна быть глубоко укоренена в китайском обществе, а не копироваться у зарубежных стран.  Это может разрушить будущее страны, если демократия будет просто копироваться у политических систем других стран.
 

Устойчивый темп

Реализация демократии и свободы и развитие прав человека имеют предпосылки, последовательность и основы.  Исходя из своих национальных условий, разные страны должны двигаться постепенно, не теряя ни одной возможности и не пропуская ни одного этапа развития.  Страна должна разработать программу и график действий, принимая во внимание различные факторы, включая интенсивность реформ, скорость развития и приемлемый уровень жизни общества.  Для тех стран, которые позаимствовали иностранные демократические модели и потерпели неудачу в своем развитии, важной причиной их неудачи является то, что они не скоординировали взаимосвязь между развитием, временем и последовательностью в соответствии с их собственной реальностью, что привело к ряду проблем, таких как  социальное разложение, политический беспорядок и повторяющиеся неудачи в экономическом и социальном развитии.

Занятость людей в Китае
По состоянию на 2020 год, почти 751 миллион человек в Китае были трудоустроены. В Китае создана крупнейшая в мире сеть социального обеспечения.К концу июня 2021 года: 1) более 1,3 миллиарда человек получали базовую страховку по старости; 2) 222 миллиона человек получали страховку по безработице; 3) 274 миллиона человек  получали страховку от несчастных случаев на производстве; 4) более 1,3 миллиарда человек получали базовую медицинскую страховку. Источник: The CPC: Its Mission and Contributions

Взгляд Китая на права человека в новую эпоху«Счастливая жизнь людей — величайшее право человека» — это взгляд Китая на права человека в новую эпоху.  В четвертом национальном плане действий в области прав человека (2021-2025 гг.) изложена новая повестка дня, которая требует от страны принятия концепции развития, ориентированной на человека, и поощрения всестороннего человеческого развития и всеобщего процветания в качестве цели прав человека;  развивать всеобщую народную демократию, защищать социальную честность и справедливость, сосредоточивать внимание на решении насущных проблем и забот людей, обеспечивать, чтобы все права человека были гарантированы на более высоком уровне, и постоянно укреплять у людей чувство приобретения, счастья и безопасности для  защиты прав человека. Развитие прав человека в Китае, уделяя первостепенное внимание основным правам на существование и развитие, продолжает набирать обороты в своем содержании и стандартах, продвигаясь к цели, согласно которой счастливая жизнь является высшим правом человека.
 

Постоянный  прогресс

Стремление к демократии и свободе, также как уважение и защита прав человека — это бесконечный процесс совершенствования.  Демократическая практика Запада положила начало процессу современной демократии, но это не означает, что развитие демократии закончится в западной модели.  Реализация демократии, свободы и прав человека должна следовать за развитием практики и должна быть локализована, чтобы укорениться.  Изучение людей из разных стран обогатит и улучшит практику демократии, свободы и прав человека и сделает общие ценности человечества более яркими, вместо того, чтобы постепенно выхолащивать их.
 

Взгляд Китая на свободу На практике Китай постоянно высвобождает и развивает производительные силы, формируя китайскую концепцию свободы с коннотацией «всестороннего развития человека».  Китайская концепция свободы наделяет людей большой материальной и духовной свободой, способствует свободному и всестороннему развитию людей, согласовывает на практике отношения между справедливостью и эффективностью, порядком и жизненной силой, властью и правом, реализует диалектическое единство общих идеалов и индивидуальное стремление, коллективизм и индивидуальное развитие, коллективное волеизъявление и индивидуальную свободу.

Источник: Белая книга по демократии в Китае. Перевод: Банзаракцаева Бальжид (ИГУ)

Мнения экспертов

Иван Зуенко Старший научный сотрудник Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России, эксперт РСМД: "Яркая особенность китайской политической системы — отсутствие принципа разделения властей. «Государственной властью» официально называется только институт собраний народных представителей, посредством которого народ реализует принадлежащую ему, согласно конституции, власть. Собрания народных представителей представляют собой многоступенчатую пирамиду, в самом низу которой действительно проводятся прямые, вполне себе демократические выборы. Далее вышестоящие собрания народных представителей формируются из числа нижестоящих, так что вся эта пирамида представляет собой один большой фильтр... 
...Знают ли китайцы, что их понимание «демократии» отличается от западных стандартов? Безусловно. Собираются ли они отказываться от своей системы, чтобы соответствовать западным стандартам? Определённо, нет. Более того, в последние годы китайские политики и эксперты активно употребляют в риторике термин «демократия» и подчёркивают, что в Китае тоже демократия. Делается это в пику Западу и его «монополии на то, чтобы решать, где демократия, а где нет». Китай осознаёт, что эта монополия используется для внешнеполитического давления, и заинтересован в том, чтобы демонополизировать эту функцию Запада и, если не выиграть, то хотя бы добиться паритета в борьбе за контроль над информационным дискурсом".