Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Традиционная китайская медицина

Традиционная китайская медицина (ТКМ) - система лечебных и практик, созданная в КНР в 1950-х годах на основе древних китайских трактатов и учении о символах и числах.

Предостережение

ТКМ не следует использовать в качестве замены обычного лечения, особенно при серьезных состояниях, но она может быть полезной при использовании в качестве дополнительной терапии. Поскольку некоторые растительные препараты ТКМ могут быть токсичными в сочетании с современными лекарствами, вы должны поставить в известность своего врача, что вы используете ТКМ. Следует понимать, что ТКМ полагается на метафизические представления, не доказанные современной наукой. 
Все рецепты, методы лечения и описания препаратов, размещенные в данном разделе носят ознакомительный характер.

Общие сведения

История медицины в Китае насчитывает более двух тысяч лет. Она создана на основе представлений о балансе полярных сил инь и янь в организме человека. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян. Возникновение и развитие болезни рассматриваются китайской медициной как проявление неуравновешенности между этими двумя противоположными началами, либо как результат борьбы между защитными силами организма и вызывающим болезнь нарушением. Следовательно, нужно лечить не симптом, а причину, восстанавливая гармонию организма.

В полном виде эта теория баланса инь и янь первоначально изложена в трактате Хуан Ди Нэйцзин (黃帝內經, «Трактат о внутреннем Жёлтого Императора Хуан-ди»), относящемуся к III веку н.э. «Нэйцзин» может считаться поэтому самым древним в мире трудом по медицине. Врач Чжан Чжуанчин (150-219 гг. н.э.) написал  труд «Рассмотрение различных болезней от воздействия холода», в котором разрабатывались вопросы особой диалектической диагностики китайской медицины, сохранившие значение до настоящего времени. Другой значительной вехой в истории китайской медицины является опубликование Ли Шичженем в 1578 г. фармацевтического сборника «Бэн-Цзяо Ган-Му». В общей сложности до нас дошло более 6000 китайских книг по медицине, в которых рассказывается о различных методах лечения и которые служат китайским врачам до настоящего времени в качестве справочных пособий.

Для традиционной китайской медицины характерны представления о меридианах, выступающих в качестве каналов движения жизненной энергии ци (буквально “жизненное дыхание”), которая течет по невидимым меридианам (каналам) тела. Эта сеть меридианов соединяет органы, ткани, вены, нервы, клетки, и само сознание. Согласно представлениям ТКМ, существует 12 основных меридианов, каждый из которых соединяется с одним из 12 основных органов - легких, толстой кишки, тонкой кишки, желудка, селезенки, сердца, мочевого пузыря, почек, перикарда и "трех обогревателей" (под которыми понимаются несколько органов в районе грудной клетки и живота).

Также на здоровье совокупность пяти стихий или элементов, лежащих в основе всего сущего. Это огонь, вода, земля, металл и дерево. Компоненты связаны с определенными частями тела человека, эмоциональным состоянием, душевными колебаниями, работой органов чувств.

Под влиянием западных колониальных держав с середины XIX в. начался упадок традиционной медицины в Китае. Господствующая верхушка страны начала отдавать предпочтение западной медицине;
традиционная китайская медицина подвергалась дискриминации как примитивная и отсталая и начала приходить в упадок. Лишь после прихода к власти Мао Цзэдуна произошло возрождение традиционной медицины, которое принесло ей снова мировое признание. ТКМ сформировалась как вид альтернативной медицины, позднее стала позиционироваться правительством Китая как научная дисциплина, а также как национальное достояние, один из символов китайской цивилизации. После начала проведения в Китае политики открытости и реформ китайская медицина получила заметное распространение в западных странах. В настоящее время китайские врачи и клиники КТМ пытаются в теориях и практиках традиционной китайской медицины объединить подходы западной и восточной медицины.
 

История

Первые свидетельства о медицине в Китае относятся к эпохе первого исторического китайского государства - Шан (XIV - XI вв. до н. э.). Надписи на костях и черепаховых панцирях эпохи Шан описывают болезни, которые поражали аристократию того времени: глазные расстройства, зубные боли, вздутый живот и т. д. Элиты Шан обычно приписывали болезни проклятиям, посланным их предками в наказание за различные прегрешения. Каменные и костяные иглы, найденные в древних гробницах, позволяют предположить, что иглоукалывание практиковалось уже в то время.

Первым выдающимся врачом Китая считается Цинь Юэ-жэнь. получивший прозвище Бянь Цяо в честь легендарного культурного героя и бога-покровителя врачей Китая. Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что он жил в начале VI века до нашей эры. Хотя некоторые факты о его жизни известны, Цинь Юэ-жэнь также является несколько мифической фигурой. Китайский ученый Сима Цянь (ок. 145-87 до н. э.) написал о нем длинную биографию, современные Циню авторы писали о его исцелениях, и несколько книг, как предполагается, были написаны им.

Цинь Юэ-жэнь написал популярный трактат, позже частично вошедший в Хуан Ди Нэйцзин. Одной из главных задач Бянь Цяо была борьба с суевериями. Один из его наиболее часто цитируемых афоризмов гласил: “Болезнь неизлечима, если верить в колдунов, а не в врачей.”

Хуан Ди Нэйцзин («Трактат о внутреннем Жёлтого Императора Хуан-ди»), старейший из известных трудов китайской медицинской теории, был составлен во времена династии Хань в I веке до нашей эры на основе более ранних текстов, таких как трактат Цинь Юэ-жэня. Написанная в форме диалогов между легендарным императором Хуан-ди и одним из его министров, книга предлагает объяснения отношений между людьми и окружающей средой, о жизненной силе человека и болезнях. В отличие от более ранних текстов, трактат отвергал влияние злых духов как причину развития болезней. Трактат явился одиним из первых трудов, где в полном виде представлены космологические доктрины инь-янь и пяти стихий.

«Суждения о лихорадочных поражениях холодом и разных [внутренних] болезнях» - трактат, составленный Чжан Чжунцзином в конце эпохи Хань. Это была первая медицинская работа, объединившая представления о инь-янь и пяти стихиях с лекарственной терапией; в трактате описываются способы использования различных лекарственных средств.

Шэнь Нун Бэньцаоцзин («Трактат о лекарственных средствах императора Шэнь-нуна») - еще один из древнейших медицинских трактатов Китая. Написанный во времена Восточной династии Хань между III и IV веками н. э., он суммировал достижения китайской фитотерапии того времени. Большинство фармакологических теорий и правил совместимости, а также предложенный принцип "семи эмоций и гармонии" играли огромную роль в практике китайской медицины.

Последующее тысячелетие, характеризующиеся составлением энциклопедических трудов и написанием комментариев к более ранним авторам, произвело мало оригинального. «Канон проблем» попытался примирить доктрины, расходящиеся с Хуан Ди Нэйцзин и разработать полную медицинскую систему акупунктуры. «Канон акупунктуры и прижигания» также собрал последовательный свод теорий и практик, касающихся акупунктуры. «Канон пульса» был всеобъемлющим руководством по диагностике и лекарственной терапии.

Основные положения китайской медицины и китайской философии, сформировавшиеся к середине первого тысячелетия до нашей эры, изложены в обобщающих концептуальных сочинениях:

  • И Цзин (易經) — «Книга Перемен»
  • Дао Дэ Цзин (道德經) — «Трактат о Дао и Дэ», автор Лао Цзы
  • Шэнь Нун Бэньцаоцзин (神農本草經) — «Трактат о лекарственных средствах императора Шэнь-нуна»
  • Хуан Ди Нэйцзин (黃帝內經) — «Трактат о внутреннем Жёлтого Императора Хуан-ди»
  • Наньцзин (трактат) (難經) — Трактат «Трудные вопросы [медицины]»

Европейская медицина начала проникать в Китай в XVI веке, когда португальны открыли больницу Святого Рафаэля неподалеку от Гуанчжоу (провинция Гуандун, на юге Китая). Тем не менее, традиционная медицина не потеряла популярности в Китае. В 1950 году председатель Мао Цзэдун выступил с речью в поддержку традиционной китайской медицины. В 1952 году президент Китайской медицинской ассоциации сказал, что "наша [китайская] медицина будет иметь основу в современных естественных науках, впитает в себя древние и новые, китайские и иностранные медицинские достижения — и будет новой медициной Китая!"

Интересно, что Китай внес крупный вклад и в современную медицину. Считается, что первую в мире форму вакцинации (против оспы) производили в Китае. Сушеные оспины перетирались в порошок и вдыхались здоровыми людьми, которые получали легкую форму болезни и, переболев, в дальнейшем имели иммунитет против оспы. По всей видимости, такая форма вакцинации практиковалась в Китае с X века, а к XVI веку стала достаточно распространенной.
 

Болезнь в понимании ТКМ

По взглядам китайской медицины, человеческий организм и его внутренние
органы взаимосвязаны с окружающим миром. Различные структуры организма находятся при этом в диалектическом противоречии друг к другу, которое постоянно разрешается для поддержания равновесия в организме, благодаря чему сохраняется нормальное состояние организма. При нарушении этого взаимного равновесия различных частей человеческого организма возникают болезни.

Теория причин болезней и патологических изменений в организме основывается в китайской медицине на простых наблюдениях древних врачей, которые диалектически связывались между собой согласно модели инь и ян.

В ТКМ болезнь имеет два аспекта: "сущность" (病) и "дисгармония" (证). Первое понимается как "сущность болезни", "категория болезни" или "диагноз". С научной точки зрения большинство сущностей болезни (病), представляют собой симптомы. Примеры включают головную боль, кашель, боль в животе и т.д.
Последнее, более важное понятие, является причиной болезнии в представлениях ТКМ.
Поскольку терапия будет проводиться не в соответствии с болезненной сущностью, а в соответствии с причиной, два человека с одной и той же болезнью, но разными "дисгармониями", получат различное лечение; и наоборот, люди со сходными "дисгармониями", но разными симптомами, получают сходную терапию. Это принцип "разные болезни, одно и то же лечение; одна и та же болезнь, разные методы лечения" (异病同治,同病异治).
 

Диагностика

Китайская медицина уделяет большое внимание профилактике возникновения заболеваний. Основным правилом лечения является устранение причины заболевания. К терапевтическим правилам относится также лечение пациента при строгом учёте его индивидуальной предрасположенности, географического положения и времени года.

В целом, болезнь воспринимается как дисбаланс в функциях или взаимодействии инь, ян, ци и меридианов, а также взаимодействии между человеком и окружающей средой. Таким образом, распознавание конкретного дисбаланса является наиболее важным шагом в диагностике ТКМ. Это также считается и самым трудным и важным аспектом практики ТКМ.

Приемы диагностики в ТКМ основаны на "четырех столпах": осмотр, прослушивание и обоняние, опрос и пальпация (望,聞,問, 切).

Осмотр. Врач смотрит не столько на проявления конкретной болезни, сколько на общий внешний вид, оценивая цвет кожи, ногтей, языка, белков глаз, ногтей и пр. Поскольку заболевание — это результат нарушения равновесия, оно обязательно проявляет себя изменениями во внешности. Осмотр фокусируется на лице и особенно на языке, включая анализ размера языка, его формы, цвета и покрытия, а также отсутствия или наличия следов зубов по краю.

Выслушивание. Врач может определить заболевание, оценивая звук дыхания, темп и звучание речи. Прослушивание подразумевает обнаружение и анализ определенных звуков (таких как хрипы при дыхании); с помощью обоняния анализируется запах тела.

Опрос. Врач расспрашивае не только о самочувствии, но и о душевном состоянии, желаниях и стремлениях, отношении к близким. При выборе лечения методами китайской традиционной медицины темперамент и характер пациента не менее важны, чем его физическое состояние. Опрос включает в себя беседу с пациентом и его рассказ о регулярности, тяжести и других характеристиках недуга: озноб, лихорадка, пот, аппетит, жажда, вкус, дефекация, мочеиспускание, боль, сон, менструация и т.п.

Проверка пульса. Ритм пульса может многое сказать врачу о состоянии организма пациента. Китайская традиционная медицина различает 30 сценариев пульса, соответствующих различным нарушениям. Пальпация пульса включает измерение пульса как на поверхностном, так и на глубоком уровне в трех различных местах на лучевой артерии каждой руки. Пульс оценивается по нескольким характеристикам, включая ритм, силу и объем, и описывается такими качествами, как "плавающий, скользкий, слабый, нитевидный и быстрый". 

Обследование языка явлется одними из основных диагностических методов при ТКМ. Детали языка, включая форму, размер, цвет, текстуру, трещины и прочее, могут многое сказать диагностирующему. Считается, что различные области поверхности языка соответствуют различным органам.

Пальпация. Пальпация - ощупывание тела (особенно акупунктурных точек, а также живота), определение пульса в запястье и других частях тела. Китайские врачи проверяют состояние мускулатуры и суставов, оценивают состояние кожи, проверяют, есть ли отеки или мышечные блоки.

Методы лечения

Акупунктура или иглоукалывание является одним из древнейших методов китайской медицины; используется для снятия боли или в лечебных целях.
Акупунтура включает в себя традиционную чжэнь-цзю терапию (укалывание и прижигание), электроиглоукалывание (диагностика и лечение с измерением биопотенциалов точек на поверхности кожи), аурикулопунктура и аурикулопрессура (воздействие на биологически активные точки уха), сиацу (акупрессура) и др. методы.

Упрощённо в обоснование лечебного эффекта предлагается, что воздействия, производимые на акупунктурные точки, приводят к гармонизации и восстановлению правильного движения энергии. Считается, что акупунктурные точки находятся на меридианах, по которым циркулирует ци («жизненная энергия»). Впрочем, некоторые современные сторонники акупунктуры могут и игнорировать традиционную теорию. Такие практикующие поддерживают использование акупунктуры для лечения хронических болей, но отказались от использования ци, меридианов, инь, ян и других неустановленных наукой концепций в качестве объяснения ее (предполагаемого) действия.
Эффективность акупунктуры современной наукой не доказана, но тем не менее, известно, что она безопасна, если проводится надлежащим образом обученными практикующими с использованием стерильных игл. При правильной технику акупунктура имеет в основном редкие и незначительные побочные эффекты. Несчастные случаи и инфекции все же известны и связаны с пренебрежением со стороны практикующего врача, обычно игнорированием требования стерильности.
Акупунктура обычно используется в сочетании с другими методами лечения.

Моксотерапия – прогревание определенных участков тела теплом от сигары из полыни. Термин "моксотерапия" происходит от названия наиболее часто используемого в Китае и Японии вида полыни - Artemisia moxa.
С точки зрения ТКМ, моксотерапию можно понимать как разновидность акупунктуры. Как правило, точки вблизи крупных кровеносных сосудов, глаз и ушей обрабатываются моксой, поскольку иглоукалывание в этих точках считается нецелесообразным.
Есть разные методы моксотерапии. При прямом прижигании сигара помещается на кожу в точке акупунктуры и горит до тех пор, пока кожа не будет повреждена (что после заживления оставляет шрам). При прижигании без рубцов сигару убирают до повреждения кожи. При непрямом прижигании сигару из моксы просто держат рядом с акупунктурной точкой. Также есть вариант с сигарой, горящей на акупунктурной игле, введенной в кожу; это делается, чтобы нагреть иглу.

Китайский массаж эффективно снимает боль, отеки и воспаления, позволяя глубоко воздействовать на ткани, улучшает кровообращение и обмен веществ. Кроме того, он снимает мышечное напряжение, которое может приводить к проблемам с суставами, позвоночником, дыханием и пищеварением. Китайский массаж также основывается на представлениях о ци и меридианах. Массажист, помимо прочих приемов, воздействует на акупунктурные точки; в этом смысле массаж можно понимать как разновидность акупунктуры.

Терапия медицинскими банками (拔罐) также входит в комплекс традиционной китайской медицины. Согласно китайским представлениям, банки, вызывая прилив крови в коже, разгоняют застоявшуюся кровь и лимфу и улучшают обращение ци. Терапия банками известная в Китае по крайней мере с III века н.э. Впрочем, вакуум-терапия практиковалась и в других местах в древности (например, в Греции) и, видимо, не является китайским изобретением.

Фитотерапия - в Китае активно используют лечение травами при самых разных заболеваниях. Травы укрепляют иммунитет, регулируют давление и уровень сахара в крови, укрепляют защитные силы и приводят в норму метаболизм.Китайские травяные формулы, некоторые из которых используются уже более двух тысяч лет, состоят из ингредиентов, выбранных для работы в сочетании друг с другом. В западной медицине лекарства обычно назначаются индивидуально для достижения определенного эффекта. В классических травяных формулах TКM каждая трава имеет свою цель или роль, чтобы помочь организму достичь гармонии. Фитотерапия в китайской народной медицине использует такие растительные компоненты, как женьшень, лимонник, пустырник, имбирь, ягоды годжи.
Термин "фитотерапия" (лечение травами) несколько неверен; хотя растительные элементы являются наиболее часто используемыми веществами в ТКМ, в ней также используются и другие, не ботанические вещества - минерального и животного происхождения. Среди последних есть весьма экзотические, такие как кости тигра и желчь медведя.
ТКМ также рассматривает целебные свойства продуктов питания таким же образом. Различные продукты несут различные энергии, которые могут идти непосредственно к определенным органам, чтобы помочь им исцелиться.

Цигун - комплексы двигательных и дыхательных упражнений, выполняемых в оздоровительных целях. Цигун возник на основе даосских практик но, как и другие формы ТКМ, в основе его лежал китайские представления о ци. Помимо терапевтического аспекта, цигун в даосизме рассматривается и как одно из средств достижения духовного просветления.

Почти 200 современных лекарств были разработаны прямо или косвенно из тысяч видов растений, используемых в китайской фитотерапии. Например, эфедрин, алкалоид, используемый при лечении астмы, был впервые выделен из китайской травы махуан. Сегодня ученые продолжают выявлять соединения в китайских фитопрепаратах, которые могут быть полезны при разработке новых терапевтических средств, применимых в современной медицине.

Рецепты китайской медицины 

В качестве примера подхода традиционной китайской медицины к пониманию и лечению болезни, можно взять обыкновенную простуду.

Простуда, по-китайски ганьмао (кит. 感冒), уже с глубокой древности выделяется в традиционной китайской медицине как особая нозологическая форма. Выделают две ее основных разновидности – холодную (Инь) и горячую (Ян).

Холодная простуда, которую также называют простудой Ветра и Холода, вызывается внешними патогенными элементами Ветром, Холодом и Сыростью. Основной задачей при лечении данной разновидности простуды является изгнание патогенных Ветра и Холода и нормализация функций легких. Для этого используются острые теплые лекарства, излечивающие поверхностный синдром, изгоняющие из поверхности организма человека патогенные Ветер и Холод. Горячая простуда, развивается под действием патогенного Ветра и Жара. При такой разновидности простуды воздействие Жара придает заболеванию горячие свойства. Эта простуда возникает при проникновении внутрь патогенного Ветра и Жара, или трансформации поверхностного Холода в поверхностный Жар.

Китайская медицина при простуде рекомендует:

1. Несколько раз в день нужно пить горячую воду.
Это помогает удалить из организма токсины; не употреблять холодными напитки. Хотелось бы добавить, что один мой друг из Китая рекомендовал, также натирать имбирь в марлю и сквозь эту смесь проливать кипяток, оставить на пару минут и принимать во внутрь.
2. Употребление имбиря во время простуды.
Рецепт: чашка крупы заваривается 4-5 чашками воды, варится до готовности с парой семечек звездного аниса. Добавляется измельчённая луковица, тертый корень имбиря, соль, перец и варится минут десять. Есть горячим и ложиться в постель.
3. Следующая рекомендация достаточно проста и традиционна не только для Китая: обеспечьте себе побольше покоя. Отдыхайте, расслабляйтесь, лежите в постели.
4. При простуде эффективна дыхательная гимнастика. “Сжечь” простуду и удалить слизь и мокроту из дыхательных путей поможет следующее упражнение: пассивно вдыхайте (через нос), а выдыхайте активно и с небольшим усилием. Начинайте медленно и постепенно увеличивте скорость. Представьте себе паровоз, который, медленно двигаясь, набирает скорость. Проделайте цикл из 25-30 выдохов-выдохов, затем одну-две минуты отдохните. Можно выполнить до пяти циклов упражнений утром и пяти вечером.
5. Оздоровительный самомассаж лица при простуде. Делать “омовение лица” - воздействовать на биологически активные зоны и точки, проводить растирание около носа по 200 раз, пока лицо не разгорячится и на лбу не выступит пот.

Что касается целебных растений, самым сильным протипростудным средством считается корень вайды (вайда индигоносная, isatis indigotica) . Данный экстракт может использоваться в качестве основного или вспомогательного средства при лечении любых вирусных инфекций.Растение также обладает бактерицидным и бактериостатическим действием широкого спектра, что позволяет использовать его и при лечении бактериальных инфекций. 
 

Библиография по китайской медицине

Лю Сюань. История китайской медицины / Пер. с кит. Гусевой М.Д. — М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2019. — 191 с. — (Исторические беседы). ISBN 978-5-906892-65-2
Книга, которую вы держите в руках, дает представление об основных особенностях и практиках традиционной китайской медицины. Здесь вы найдете сведения о важнейших древних трактатах, известных врачах, прочтете о том, как развивается китайская медицина в современном мире. Для широкого круга читателей.

Основы традиционной восточной медицины: учебное пособие. – Благовещенск, 2012
В учебном пособии на основе данных ведущих отечественных и зарубежных специалистов изложены основные вопросы теории традиционной китайской медицины в соответствии с программой изучения данной дисциплины в медицинском вузе: традиционные и современные подходы к обосно-ванию механизмов действия акупунктуры, учение о системе Цзин-ло, основные методы диагностики восточной медицины. Учебное пособие предназначено для ординаторов и врачей, обучающихся в системе дополнительного профессионального образования по специальности Рефлексотерапия.

К.Шнорренбергер. Учебник китайской медицины для западных врачей. -М: «Balbe», 2003. - 560 с. ISBN 5-88075-019-1 ISBN 5-89395-194-3
Настоящее издание является переводом книги "Dr. med. Claus С. Shnorrenberger "Lehrbuch der chinesischen Medizin fur westliche Arzte" и является вторым изданием на русском языке. Учебник К.Шнорренбергера предназначается врачам, интересующимся восточной медициной. Специалисты европейской функционально-морфологической медицины крайне редко используют возможности восточных методов оздоровления. Причины не только в сложности диагностических подходов, но и в отсутствии полноценных переводов медицины Востока с учетом специфики Запада. Достоинство этой книги в том, что автор пошел дальше простого изложения основ и способов работы восточных врачей. Сосвойственной немцам строгостью и скрупулезностью, К.Шнорренбергеру удалось достоверно донести знания древних медиков доевропейцев. В результате тысячи западных врачей получили возможность изучать восточную медицину и овладеть эффективным лечением.

Упур, Халмурат. Секреты китайской медицины : Лечение травами и минералами / Х. Упур, В. Г. Начатой. - СПб. : Изд-во им. Суворина, 1992. - 205,[1] с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-87462-007-9
Книга о лечении заболеваний с помощью трав и минералов. Приведены правила сбора, сушки, приготовления лекарственного сырья, а также приготовления и применения конкретных рецептов при конкретных заболеваниях. Подробно изложены основы китайского траволечения включающие в себя характеристики трав с позиции медицины Китая (вкуса, тепла-холода, "подхожести" к тому или иному меридиану организма, их взаимного и правильного сочетания в рецепте). Рассчитана на врачей, занимающихся китайской медициной, фитотерапевтов, фармакологов, а также на всех интересующихся этими вопросами.