Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

История Китая с древнейших времен до наших дней

Китай имеет долгую и практически непрерывную историю, насчитывающую около шести тысяч лет. Письменные источники, правда, свидетельствуют о чуть меньшем возрасте – 3600 лет. Китай подарил человечеству множество изобретений, включая порох, компас, бумагу и наборную печать. До XIX века Китай был одним из самых передовых мировых государств и основным культурным центром Восточной Азии. Позднее страна пережила целые века колониальных захватов, однако смогла вновь стать могущественной, независимой промышленной державой. История Китая кратко и интересно - на странице "Древний Китай 5 класс".

История Китая кратко

Считается, что люди на территории Китая жили уже 2 млн лет назад. А первая китайская династия – Ся – начала править еще в 2700 году до н.э. Все последующие периоды связывают с правлением в стране разных династий, последовательно сменявших одна другую. Чтобы облегчить восприятие всей китайской истории, используют следующую  периодизацию, основанную на традиционной ханьской  историографии: 

  1. Доимперский Китай (Ся, Шан, Чжоу — до 221 до н. э.)
  2. Имперский Китай (Цинь — Цин)
  3. Новый Китай (1911 — совр.)

Первый император Ши Хуанди — объединил Китай под своей властью, разделив новообразованную империю Цинь(221-206 до н.э.)на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором. Он объявил о прекращении всех войн, собрал у подданных оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему управления. Во время правления Ши Хуанди была начата постройка Великой Китайской стены. Сеть дорог шириной 15 м. и общей длиной 7500 км связала страну. 

Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (206 до н.э.-220 н.э.), основал выходец из среднего чиновничества  Лю Бан. Этот период считается одним из важнейших периодов в истории Китая, сами китайцы взяли своё самоназвание отсюда (ханьцы). 

Эпохи Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1127 гг.) принято называть классическим периодом в истории Китая.
В период господства Тан была сформирована система государственных экзаменов. Они способствовали воспитанию образованной элиты, поскольку кандидат, который хорошо знал классические тексты, независимо от социального происхождения был способен занять ранг чиновника. Люди гуманитарных занятий — писатели, философы, учёные — были людьми привилегированного класса.
Период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др.

В начале XIII века в Китай вторгаются объединенные под властью Чингисхана монголы. Они были изгнаны в середине XIV века после длительной борьбы. К власти пришёл один из руководителей восстания — сын крестьянина Чжу Юаньчжан, основавший государство Мин(1368-1644)

Династия Цин (1644-1911), созданная кочевниками-завоевателями из Маньчжурии, выстроила последнюю империю, максимально расширив территорию страны. К середине XIX века население Китая выросло до примерно 400 миллионов человек, но управленческая и финансовая система была крайне неэффективной, что заложило основу для будущих проблем и кризиса. Коррупция была повсеместной, правящая элита не желала реформ. После череды поражений в Опиумных войнах, Китай был вынужден заключить с европейскими державами неравноправные договоры, открыв свои рынки и передав главные порты под иностранный контроль.

Маньчжурская династия была свергнута в результате Синьхайской революции (1911). Империя Цин рухнула и было провозглашено создание Китайской республики. В 1912 году при поддержке США и Японии была создана революционная партия Гоминьдан. А в 1921 году при поддержке российских организаций Коминтерна была создана Коммунистическая Партия Китая. С 1927 года между Гоминьданом и КПК начинаются вооруженные столкновения, вылившиеся в гражданскую войну. В 1930-х годах начинается японская интервенция, на какое-то время прервавшая конфликт. После поражения Японии в 1945 году, война между Гоминьданом и КПК возобновилась. К 1949 году армия КПК установила контроль над большей частью страны.

1 октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Председатель Компартии Китая Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. На следующий день Советский Союз первым признал КНР и заключил с ней Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.
 

История КНР

В 1949—1956 развёрнуто массированное социалистическое строительство,  проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности. Сблизившись с Советским Союзом, Китай соответственно оказался в экономической изоляции со стороны США и других стран НАТО.

С 1958 года в Китае был провозглашен новый курс известный как политика «большого скачка» (1958-1966), далее перешедшая в «культурную революцию» (1966-1976). Позднее КПК оценило её как «смуту, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу».

После смерти Мао в 1976 власть в стране перешла в руки реформаторов во главе с Дэн Сяопином, которые в конце 1978 года провозгласили политику «реформ и открытости» - курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной. Реформы предполагали массовое привлечение иностранных инвестиций, большую хозяйственную самостоятельность предприятий, введение семейного подряда на селе, сокращение доли государственного сектора в экономике.

Четыре города — Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу — были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними этот статус получили еще 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь и регион в районе Бохайского залива.

В последующие годы Китаю удалось развить высокие темпы роста промышленного производства и ВВП – в среднем на 9.5% в год, значительно поднять уровень жизни народа. Реформы были успешно продолжены и преемниками Дэн Сяопина — Цзян Цзэминем (с 1989), Ху Цзиньтао (с 2002), Си Цзиньпином (с 2012 года).

Политика либерализации перевела экономику Китая на иной качественный уровень. При этом развитие экономики идет неравномерно по регионам, накапливаются социальные диспропорции в уровне жизни. Районы, расположенные вглуби континента, на северо-востоке страны отстают в развитии от южных и приморских провинций. Ухудшилась экологическая обстановка.
 

Основные события истории Китая

Хронологическая таблица истории Китая

Древний КитайДоисторическая эпоха (8500—2070 до н. э.)
3 властителя и 5 императоров(2852—2070 до н. э.)
Ся (2070—1600 до н. э.)
Шан (1600—1046 до н. э.)
Чжоу (1046—256 до н. э.)
  • Западная Чжоу (1046—771 до н. э.)
  • Восточная Чжоу (770—255 до н. э.)
  • Вёсны и Осени (771—476 до н. э.)
  • Сражающиеся царства (403—256 до н. э.)
Ранне-имперскийЦинь (221—206 до н. э.)
Чу (209—202 до н. э.)
Хань (206 до н. э. — 220)
Синь (9—23)
Шесть династийТроецарствие (220—280) 
  • Вэй (200—266)
  • Шу (221—263)
  • У (222—280)
Цзинь (265—420) 
Западная Цзинь (265—316)
16 варварских государств (305—439)
Восточная Цзинь (317—420)
Южные и Северные Династии (420—589)
Средне-имперскийСуй (581—618)
Тан (618—907)
Вторая Чжоу (690–705)
Ляо (907—1125)
5 династий и 10 царств (907—960)
Сун (960—1279)
Западное Ся (1038—1227)
Цзинь (1115—1234)
Поздне-имперскийЮань (1271—1368)
Мин (1368—1644)
Цин (1644—1912)
СовременныйКитайская республика (1912—1949)
Бэйянское правительство (1912—1914)
Китайская империя (1915—1916)
Эра милитаристов (1916—1928)
Националистическое правительство (1928—1949)
Китайская Народная Республика (1949—н. в.)

 

Возникновение китайской цивилизации

Культура Яншао

Этот очаг земледельческого неолита возник в бассейне Хуанхэ примерно в VI—V тысячелетиях до н. э. Для древнекитайского неолита были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени уже хорошо известные к западу от Китая. Расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, знакомство с одомашниванием скота (свинья), позволяют связать культуру Яншао с аналогичными культурами расписной керамики, в частности ближневосточного. При этом речь идет не о влиянии в форме массовой миграции. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно-австралоидных расовых типов единичны), и именно это отличает древнекитайский очаг цивилизации.

Бронзовый век в Китае

Начало бронзового века зафиксировано археологами с середины II тысячелетия до н. э. В конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ появляется достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь. Можно предположить, что цивилизация бронзового века в Китае опять же многим обязана культурным влияниям извне. Об этом говорят высокие темпы появления и расцвета бронзового века: развитие бронзолитейного дела, появление письменности, строительство пышных дворцов и сооружение гробниц, искусство резьбы по камню, отделка утвари, украшений, оружия. Об связи цивилизаций наиболее убедительно свидетельствуют иньские боевые колесницы идентичные индоевропейским. Доиньский Китай не знал ни лошадей, ни колесниц. Таким образом индоевропейские племена могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации. При этом иньцы также были монголоидами, поэтому опять-таки трудно говорить о миграциях в существенных размерах. 
 

Древний Китай. Доимперский период.

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров. Время их владычества воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот – великому Юю, начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой династии Ся. Китайская историографическая традиция полагает, что династия Ся правила Китаем в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Её последний недобродетельный представитель Цзе растерял свой авторитет и лишился поэтому морального права управлять Поднебесной. Он был побежден добродетельным Чэн Таном, основавшим новую династию Инь.

Есть основания полагать, что никакого Ся вообще не существовало. Когда записывались первые иньские предания, термином Ся обозначалась совокупность китайских земель и населения. Не исключено, что вторжение иньцев в бассейн Хуанхэ со временем и были осмыслены как замена одних (Ся) другими (иньцами).

Иньская общность осела в районе Аньяна. Здесь достаточно быстро сложилось крупное протогосударство во главе с всевластным правителем. Правитель-ван был одновременно и первосвященником. Должность стала наследственной при последних четырех правителях. Администрация делилась на три основные категории – высших администраторов-сановников, низших чиновников-распорядителей, должностных лиц, отвечавших за военную подготовку и охоту. На долю вана и его приближенных выпадали заботы об урожае, подготовке и расчистке полей. Книга песен Шицзин упоминает о больших полях, обрабатывавшихся коллективами крестьян под контролем надсмотрщиков. Вся ремесленная продукция также использовалась в централизованном порядке. Подобная модель была и в царско-храмовых хозяйствах Древнего Египта или Двуречья.

Важнейшим источником эпохи Шан-Инь являются гадательные надписи на специально обработанных бараньих лопатках и панцирях черепах. Всего было обнаружено более 150 тыс. таких надписей. Судя по всему, иньцы жили компактным коллективом одноплеменников, сплоченных совместной обрядово-культовой практикой, жертвоприношениями в честь их общих предков, божеств и духов. Известно, что иньцы практиковали человеческие жертвы из числа пленных соседей. Важное значение имел обряд общения с умершими ванами и предками. От их воли и поддержки, по представлениям иньцев, зависело существование коллектива. Информируя предков о положении и текущих проблемах, обращаясь к ним с просьбами, иньцы записывали суть дела на костях и проводили обряд гадания. 

Иньцы вели активную внешнюю политику, включая войны и расширение своих территорий за счет соседей. Наибольшего могущества иньцы достигли при У Дине. Вооруженная боевыми колесницами, состоявшая из профессиональных лучников и копейщиков, иньская армия была грозной силой, державшей в повиновении соседей. 

К числу таких соседей относились чжоусцы, жившие к западу от Шань-Инь. Их столицей было Цзунчжоу. Чжоуские правители признали сюзеренитет иньского вана. Со временем они сумели укрепиться и затем создать коалицию племен, которая в конечном счете и разгромила Шан-Инь в решающей битве при Муе в 1027 г. до н. э. Новым властелином Древнего Китая стал У-ван.
 

Китай в период Западного Чжоу (1027—771 гг. до н. э.)

Немногочисленное племя Чжоу, разгромив иньцев, оказалось во главе крупного военно-политического объединения, пределы которого вышли далеко за рамки прежней территории Шан-Инь и практически охватили почти весь бассейн Хуанхэ. Искусными иньскими мастерами была выстроена для чжоусцев новая столица Чэнчжоу. Она стала местом пребывания значительной части чжоуской администрации, а также главным военным центром где размещалось 8 армий. Остальная часть администрации, 6 армий и сам ван со всем его двором продолжали жить в Цзунчжоу, в районе прежних родовых поселений чжоусцев. Отсюда и пошло наименование описываемого периода (Западное Чжоу).

В этот период была выработана учение о Мандате Неба (тянь-мин), согласно которому Небо вручает мандат на управление Поднебесной добродетельному правителю, лишая тем самым власти недобродетельного. Защитившись легитимной идеей, чжоусцы сумели наладить эффективную централизованную администрацию, опиравшуюся на 14 армий центра в двух столицах. На административные должности обычно назначались имевшие способности и заслуги аристократы, прежде всего из числа чжоуской и иньской родовой знати. Есть сведения, что способных администраторов продвигали вверх по служебной лестнице. Важным нововведением стало создание системы уделов, предоставлявшихся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Владелец удела опирался дружину воинов-чжоусцев. По началу владельцы уделов были тесно связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки. С годами, однако, ситуация изменялась. Правители уделов уже в 4—6-м поколениях уже чувствовали себя полными хозяевами в своих землях.
 

Упадок власти вана и укрепление уделов

Число первоначальных уделов со временем сокращалось. Одни из них с самого начала были крупнее соседних, что помогало им быстрее расти и легче одолевать соперников. Другие были выгодно расположены, что позволяло им богатеть или приращивать земли за счет более слабых соседей. Третьи, окраинные, смело увеличивали свои пределы за счет войн с племенами внешнего пояса. Четвертые, напротив, оказывались зажатыми более сильными соседями и в неравной борьбе постепенно теряли наследие отцов. Все это привело к усилению нескольких крупных уделов.

Один из правителей Западного Чжоу, Сюань-ван попытался провести ряд реформ, направленных на усиление центральной власти, например в области налогообложения. Однако реформы наталкивались на сопротивление окружающих и, главное, оказались слишком запоздалыми. Сын Сюань-вана, Ю-ван, поставил свою любимую наложницу выше законной жены, дочери правителя удела Шэнь. Тот в союзе с соседними варварскими племенами вторгся в Цзунчжоу и сверг Ю-вана. После этого сын Ю-вана, Пин-ван, был вынужден в 771 г. до н. э. перенести свою резиденцию в восточную столицу, в Лои, что стало началом периода Восточное Чжоу. Земли же в районе старой столицы Цзунчжоу Пин-ван отдал одному из союзников, который на базе этих земель создал новый удел Цинь – тот самый, что спустя 500 лет объединил царства чжоуского Китая в рамках единой империи.
 

Период Чжаньго («Борющиеся царства», V—III вв. до н.э.)

Это время масштабных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идеологии, от освоения окраин до ведения войн. В этот период Китай вступил в железный век. Помимо роли в производстве, железные орудия буквально революционизировали армию. На смену колесницам пришла многочисленная и хорошо вооруженная пехота, а затем и конница.  Происходили сражения с участием многих десятков и сотен тысяч воинов, развивались военная стратегия и тактика, что нашло отражение в трактатах о военном искусстве (Сунь Цзы).

Период Чжаньго был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств  (Вэй, Чжао, Хань, Цинь, Ци, Янь и Чу). Соперничавшие друг с другом царства вели между собой ожесточенные войны. Постепенно перекраивалась карта страны, на передний край выходили наиболее могущественные государства. В большинстве из них  были проведены реформы легистского типа. Наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в середине IV в. до н.э.  в Цинь. Начало им положил легист Шан Ян.

Во-первых, было строго регламентировано общинное землепользование. Большие семьи должны были быть разделены на малые. Была создана система круговой поруки: дворы были объединены в пятки и десятки, в рамках которых все жители Цинь были обязаны следить друг за другом и отвечать друг за друга.

Во-вторых, была введена новая система социальных рангов, которые присваивались любому человеку за его заслуги, прежде всего военные. С определенного уровня, ранги давали льготы и привилегии, вплоть до права на должностное владение и доход с него. К чрезмерно разбогатевшим собственникам, получавших выгоду из второстепенных занятий, к каковым причислялись ремесло и торговля был применен своеобразный механизм экспроприации. Избежать неприятностей можно было при условии приобретения за немалые средства социального ранга.

В 350 г. до н.э. все царство было разделено на управляемые чиновниками уезды.  Была унифицирована система мер и весов, закреплены за крестьянами их наделы. Распределение излишков находилось под строгим контролем властей.

Обеспокоенные быстрым ростом мощи Цинь, остальные шесть попытались создать коалицию против него. Вся вторая половина Чжаньго прошла под знаком интриг, искусной дипломатии. Однако интриги и сложные союзы не помогли. Последним пало царство Чу и в 221 г. до н. э. Цинь Ин Чжэн, будущий император Цинь Ши-хуанди завершил объединение Китая под своей властью.
 

Империя Цинь

Ин Чжэн принял новый титул «Цинь Шихуанди» («Первый властитель-император династии Цинь») Страна была превращена в бюрократическую централизованную империю. Государство подчинило строгому административному контролю все стороны жизни людей, у населения отобрали все оружие и перелили его на колокола. Во всей империи действовало единое законодательство. Его основу составляла система поручительств. Смертная казнь применялась за всевозможные провинности, в том числе мелкие. Часто казнили или превращали в государственных рабов всю семью преступника.

Территория была поделена на 36 административных округов, в каждом округе гражданская власть была сосредоточена в руках одного чиновника, а военная – другого. Надзор за ними осуществлялся особой службой инспекторов – доверенных лиц императора. Император назначал двух советников, которые были ответственны за то, чтобы указы выполнялись незамедлительно. В своем подчинении советники имели многочисленные центральные ведомства. Одним из важных было ведомство юйши дафу. В обязанности его чиновников входили хранение государственного архива и проверка работы округов.

В стране шли массовые работы по строительству дорог и каналов. Это способствовало развитию торговли и повышало эффективность управления. Для того чтобы дороги реже требовали ремонта, были введены единообразные оси для повозок. По всей империи для Цинь Ши-хуанди было построено 700 дворцов. Одним из самых красивых городов империи стала столица Саньян. В период правления  Цинь Шихуанди  была возведена Великая Китайская стена и гигантская усыпальница для императора. В ней разместили 6000 терракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину. Стройки производились за счет жесточайшей эксплуатации, налоги для крестьян достигли 2/3 урожая.

По всей стране была унифицированы деньги, единицы меры и веса, а также письменность,. Приказано было уничтожить все произведения доциньской эпохи, чтобы людям неоткуда было узнать об старых временах и порядках. За приверженность древности и сопротивление реформам были казнены сотни ученых-конфуцианцев.

Династия Цинь вызывала всеобщую ненависть, и после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н. э. сразу начались восстания по всей стране. В 207 г. до н. э. отряды восставших взяли столицу и свергли сына Цинь Шихуанди. Однако Китай с того момента существовал как единое государство. Поледующие китайские империи, пришедшие на смену Цинь, в политическом и экономическом плане многое заимствовали у своей предшественницы. Империя Цинь просуществовала  всего 14 лет, но по количеству событий и важности произошедших изменений это время является  целой эпохой для Китая.
 

Великие стройки империи Цинь

Падение Цинь

Цинь Шихуанди стремился найти секрет бессмертия, но в 210 г. до н. э. неожиданно скончался в возрасте 49 лет. Его наследником стал младший сын, вступивший на престол под именем Эрши Хуанди (210—207 гг. до н. э.).

В 209 г. до н. э. в стране началось народное восстание, на сторону повстанцев начали переходить императорские войска. Одну из армий возглавил мелкий чиновник Лю Бан. В 202 г. до н. э. он объединяет Китай под своей властью и принимает императорское имя-титул Гао-цзу (202—195 гг. до н. э.). 
 

Династия Хань

Гао-цзу становится основателем новой династии Хань (206/202 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Была изменена система управления государством. Не менее половины территории страны Гао-цзу отдал в наследственные уделы ближайшим соратникам: семь главнейших из них получили титулы ванов. В своих владениях они пользовались широкими полномочиями. Ваны могли самостоятельно назначать и смещать чиновников, собирать налоги и устанавливать повинности. В остальной части страны был возрожден административный аппарат, существовавший при династии Цинь. Были предприняты ряд мер, резко улучшивших положение народа и поощрявших развитие производства. Гао-цзу значительно снизил поземельный налог (до 1/15 урожая). Многие категории населения были освобождены от всех повинностей.

Наивысшего расцвета Ханьская империя достигла в правление императора У-ди (140—87 гг. до н. э.). У-ди провел реформы, направленные на дальнейшую централизацию государства. Официальной идеологией становится учение Конфуция  Была введена система подготовки чиновников. Наместники округов должны были отыскивать и рекомендовать правительству способных юношей. Кандидаты отправлялись для обучения в специально созданную академию в столице, выпускники которой после сдачи экзаменов назначались на должности в государственном аппарате. Право поступать в академию имели все свободные люди, независимо от ранга знатности.

В конце II в. до н. э. ханьские войска совершают походы против сюнну на севере, в Корею, на запад в Восточный Туркестан и к границам современных Вьетнама и Мьянмы. Территория империи Хань увеличилась почти на одну треть однако в результате погрузилась в экономический и социальный кризис. Власть была узурпирована одним из родственников императора, начались народные волнения, крупнейшими из которых стали восстания «краснобровых» и «зеленого леса». Крестьянские армии свергли узурпатора, затем схватились между собой.

Победителем из этой междоусобицы вышел Лю Сю, провозгласивший себя императором Гуан У-ди и основавший династию Восточная, или Поздняя, Хань (25—220 гг.). Столица была перенесена на восток, в город Лоян. В это время Ханьская империя налаживает постоянные торговые и дипломатические связи с Парфией и с Римской империей. Во второй половине I—II вв. империя ведет почти непрерывные войны с соседями.

Конец династии Восточная Хань также положили народные восстания, наиболее мощным из которых стало восстание «желтых повязок», начавшееся в 184 г. н. э.  В 220 г. н. э., после смерти У-ди, Китай распадается на три независимых царства: Вэй, Шу и У. Это событие условно считается концом истории древнего Китая.
 

Древний Китай. Хронологическая таблица

Миф. правители

Ся

Шан-
Инь

Чжоу

2852-2070
до н. э.

2070-1600
до н. э.

1600-1046
до н. э.

1046-771
до н. э.

770-255
до н. э.

771-476
до н. э.

403-256
до н. э.

Хуан-ди
Шао-хао
Чжунь-Сюй
Ку, Яо, Шунь

 

 

Западная Чжоу

Восточная Чжоу

Вёсны и Осени

Сражающиеся царства

 

Династии Китайской империи. Хронологическая таблица

Цинь

Хань

«Шесть
династий»

Суй

Тан

Сун

Юань

Мин

Цин

221-206
до н.э.

206 до н. э. -
220 г. н. э.

220-589

581-618

618-907

960-1279

1279-1368

1368-1644

1644-1911

 

История Древнего Китая, резюме

Первая империя Древнего Китая — Цинь просуществовала всего полтора десятка лет, но она заложила прочную социально-экономическую основу империи Хань. Новая империя стала одной из сильнейших держав древнего мира. Ее более чем четырехвековое существование было важным этапом в развитии всей Восточной Азии, совпадая с эпохами подъема и крушения рабовладельческого способа производства. Для национальной истории Китая это был важный этап консолидации древнекитайской народности. Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для исторического развития Китая и всей Восточной Азии имеет то же значение, что и грекоримский мир для Европы. Древнекитайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и новейшего времени. 
 

Особенности изучения и периодизации истории Древнего Китая

Ни один другой народ не проявлял большего усердия в хронометраже исторических событий, чем китайцы, которые начали вести свои летописи вначале первого тысячелетия до н.э. и впоследствии они пунктуально обновляли их династия за династией.

В китайской историографии принято использование династийных периодов.  Каждая династия имеет собственное название, отличное от фамилии правителей. В качестве таких названий вначале использовались этнонимы (название народности, основавшей данное государство) и топонимы (названия удельных владений будущих основателей династий). С XII в. династии обозначаются  философскими категориальными терминами, например, юань дословно «первоначальная» то есть, закладывающая начало истинного правления, мин – «просветленная».

Между династийными периодами пролегают периоды «смутного времени» – административно–территориальной раздробленности страны, на что указывают терминологические определения: «Эпоха борющихся царств», «эпоха Шести династий», «Троецарствие» и так далее.

Традиционное китайское государство с глубокой древности было едва ли не классическим воплощением принципа власти-собственности и централизованной редистрибуции. Пока крестьяне имели наделы,  обрабатывали землю и платили налог-ренту в казну, структура китайской империи была крепкойй. Стабильность такого рода существовала, как правило, в рамках династийного цикла не слишком долго, чаще всего  не более, чем на протяжении столетия. Но коль скоро земли в значительном количестве переходили к богатым землевладельцам ситуация начинала меняться. Казна недополучала норму прихода, это нередко компенсировалось усилением произвола власти на местах. Это в свою очередь вело к углублению кризисных явлений.
 

История Древнего Китая в школе - 5-й класс

Историю Древнего Китая в российских школах изучают в 5-м классе. Задача урока: Сформировать представления о Древнем Китае, познакомить учащихся с историей Древнего Китая, его географическим положением, сформировать представление о вкладе китайской культуры в мировую историю.  Тема урока новая для обучающихся, но она играет важную роль в изучении раздела «Древний Восток». Ожидаемые результаты: знание географического положения, природных условий Древнего Китая, истории образования Циньской державы. Умение показывать на карте территорию Циньской державы, Великую Китайскую стену и Великий шелковый путь. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей разных слоев. Основные термины, понятия: «Великая Китайская стена», «Великий шелковый путь», Конфуций.
История Китая кратко и интересно - на странице Древний Китай 5 класс.

 

Эпоха Троецарствия (220—280) и империя Цзинь

После падения второй династии Хань и нескольких годов междоусобиц на первый план вышло трое наиболее удачливых полководцев. Цао Цао господствовал на севере, в бассейне Хуанхэ, где в 220 г. его сын Цао Лэй провозгласил себя правителем государства Вэй. Лю Бэй объявил себя правителем юго-западной части страны Шу. Сунь Цюань, стал правителем юго-восточной части Китая, царства У. Краткий период Троецарствия, привел к образованию двух самостоятельных государств на слабо освоенном до той поры юге Китая.  

Уже к середине III в. власть в царстве Вэй перешла к могущественному клану полководца Сыма. В 265 г. он основал здесь новую династию Цзинь, которой вскоре, в 280 г., удалось подчинить себе Шу и У, объединив под своей властью снова весь Китай, правда, лишь на несколько десятилетий.  С начала IV в. кочевые северные племена одно за другим стали вторгаться в Северный Китай, империя Цзинь прекратила свое существование, начался период Нань-бэй чао, южных и северных династий.
 

Нань-бэй чао (IV—VI вв.)

Завоевателями северного Китая были сравнительно отсталые по сравнению с китайцами народы. Под воздействием китайской культуры кочевники к V—VI вв. окитаились настолько, что к концу VI в. их потомки стали обычными китайцами. Поговорка «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять ею, сидя на коне», – означала, что воздействие китайской культуры рано или поздно приводило к ассимиляции и китаизации любого завоевавшего страну этноса. Тем более, что иноземцы составляли в Северном Китае всего лишь 20%; все остальное население, несмотря на массовые миграции китайцев на юг, было китайским.

Южные династии тоже достаточно быстро сменяли друг друга (Сун, 420—479; Ци, 479—502; Лян, 502—557; Чэнь, 557—589; сосуществовавшая с ней Поздняя Лян, 555—587). На юге сосредоточился центр китайской культуры: здесь жили выдающиеся ученые, поэты, мыслители, энергично развивался укрепившийся в Китае еще во II в. буддизм. Уже с V в. на плодородных полях рисового пояса начали собирать по два урожая в год, что практикуется и поныне. На юге быстрыми темпами стали создаваться новые города, развиваться старые и возникать новые виды ремесел, расцветать торговля и товарно-денежные отношения.
 

Расцвет китайской империи (VI—XIII вв.)

Процесс китаизации как варваризованного севера, так и энергично осваивавшегося юга, в ходе которого основные ценности китайской конфуцианской культуры, включая и политическую (система администрации, принципы взаимоотношений государства и общества и т.п.), были заново широко распространены по всему Китаю, создал, как это было и тысячелетием раньше при Цинь Ши-хуанди, серьезные предпосылки для объединения страны.
 

Династия Суй (581—618)

В 581 г. полководец царства Северное Чжоу Ян Цзянь объединил весь Северный а затем и Южный Китай под своей властью, провозгласив новую династию. Новый император провел ряд реформ, стремясь укрепить государство, выбить почву из-под ног "сильных домов". Каждый пахарь должен был иметь свое поле и платить налог. Его сын Ян-ди переселил 10 тыс. богатых семей из разных районов страны в отстроенную им столицу Лоян. В районе Лояна были выстроены роскошные дворцы, а также огромные зернохранилища, причем для транспортировки налогового зерна с юга, который стал уже основной житницей страны, был вырыт Великий канал, связавший Янцзы с Хуанхэ. На обслуживании этого сооружения со всеми его шлюзами и иными устройствами было занято, по некоторым данным, до 80 тыс. человек. Ян-ди вел одновременно несколько колоссальных строек, пытался вести активную внешнюю политику и постоянно воевал и в итоге страна не выдержала бремени. Вспыхнули восстания, Ян-ди был убит.
 

Династия Тан (618—907)

Правителем новой династии Тан провозгласил себя один из  военачальников и родственников Ян-ди по женской линии Ли Юань. Он и его сын Ли Ши-минь (Тай-цзун, 626—649) заложили фундамент процветания китайской империи. Земельная реформа и реализация налоговой системы в рамках надельного землепользования обеспечили казну регулярным притоком дохода, а государство – необходимой рабочей силой (трудовые повинности). То и другое способствовало укреплению инфраструктуры империи – строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы, целые большие города. Расцветали ремесло и торговля, включая казенное ремесло, где обычно сосредоточивались лучшие мастера высокой квалификации, работавшие в порядке трудовой повинности либо сверх этого по найму. Ремесло и торговля находились под строгим контролем государства, специальных чиновников, которые через посредство глав туаней и ханов (цехов и цехо-гильдий) строго регулировали каждый шаг городских жителей. 

В танское время империя была разделена на 10 провинций (дао), которые в свою очередь подразделялись на области (чжоу) и уезды (сянь). Все чиновники назначались из центра и им же контролировались. Эта особенность придавала административно-бюрократической системе Китая силу и устойчивость. Работу исполнительных органов и всей государственной системы, прежде всего аппарата власти, чиновников, строго контролировали цензоры-прокуроры специальной палаты Юйшитай, которые имели большие полномочия, включая право подачи докладов на высочайшее имя. Исполнительную власть представляли два канцлера (цзайсаны или чжичэны) – левый (он обычно считался старшим) и правый, каждый из которых ведал тремя из шести ведомств палаты Шаншушэн, своего рода Совета министров. К первой группе ведомств относились управления чинов (подбор кадров и назначения по всей империи), обрядов (контроль за соблюдением норм поведения, охрана общественного порядка) и налогов. Ко второй – управления военными делами, наказаний и общественных работ (реализация трудовых повинностей, строительство, включая ирригационное).

Власть уездного начальника была очень большой и потому обычно контролировалась наиболее строго. Она ограничивалась как сроком (не более 3 лет на одном месте с последующим перемещением на другое), так и местом службы (ни в коем случае не там, откуда чиновник родом). В империи уделялось особое внимание важной проблеме подготовки и принципов комплектования кадров чиновников. В танском Китае это делалось на специальных экзаменах на степень в уездных, провинциальных и столичных центрах, под строгим надзором специальных комиссий, присланных со стороны, причем в закрытом помещении и в письменной форме под девизом. Для успешной сдачи экзамена следовало хорошо знать сочинения древних, прежде всего классические конфуцианские каноны, а также уметь творчески интерпретировать сюжеты из истории, отвлеченно рассуждать на темы философских трактатов и обладать литературным вкусом, уметь сочинять стихи. Все это, разумеется, в строго конфуцианском духе, с соблюдением соответствующей обязательной формы. Лучше других справившиеся с заданием (3—5% из числа кандидатов-абитуриентов) удостаивались желанной степени и, главное, получали право сдавать экзамен на вторую степень, а обладатели двух – на третью.
 

Династия Сун (960—1279)

Этот период тоже считается временем расцвета китайской империи в сфере экономики, культуры, администрации. Росло число, население и благосостояние городов. Появились новые ремесла: производство фарфора, шелка, изделий из лака, дерева, слоновой кости и т. п. Именно в это время были изобретены порох и компас, стало широко распространяться. Больших успехов достигло сельское хозяйство и агротехника, были выведены урожайные сорта зерна, началась культивация индийского хлопка.   

Однако все это сочеталось с натиском северных кочевых племен (кидани, тангуты) и малоуспешных попыток сунской империи отразить этот натиск. Китай был вынужден платить унизительную дань, но и это не помогало и он терял территорию за территорией, город за городом.

В 1127 чжурчжэни захватывают столицу империи Сун — Кайфын и берут в плен императорскую семью. Один из сыновей императора бежит на юг, в Ханчжоу, который позднее становится столицей новой — южносунской империи (1127—1280). Продвижение армии чжурчжэней на юг сдерживает лишь река Янцзы. Граница между Цзинь и южносунской империей устанавливается по междуречью Хуанхэ и Янцзы. 

На фоне расцвета Тан-Сун последующие века были уже периодом если и не всегда упадка, то во всяком случае стагнации.
 

Монголы и династия Юань (1280–1368)

Покорив народы Южной Сибири, соседние с монгольской степью, армия Чингис-хана  в 1210 г. начала войну с чжурчжэнями и в 1215 г. уже заняла Пекин. На завоевание южносунского Китая у монголов ушло более 40 лет. В 1280 г. Китай целиком оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором монгольской династии Юань (1280–1368).

Экономика Китая после полувека войнпришла в упадок, земледелие и торговля были расстроены. Конфуцианские чиновники были вынуждены уступить свое место монголам и выходцам из иных районов Азии. Китайцы считались людьми третьего и четвертого сорта (после самих монголов и сэму-жэнь, т.е. выходцев из других стран). Однако через несколько десятилетий в администрацию снова начали приходить  конфуцианские чиновники (с 1317 г. начала функционировать система экзаменов); потомки первых монгольских правителей, часто бравших в жены китаянок, все больше превращались в обычных китайцев. Однако обычный сценарий ассимиляции захватчиков не состоялся.

После серии катаклизмов, самым катастрофичным из которых стал прорыв дамб на Хуанхэ в 1334 году, унесший сотни тысяч жизней. В стране резко возросло недовольство монголами. Начали вспыхивать восстания, участников которых назвали «красноповязочниками». Лидер восставших Чжу Юань-чжан (1328–1398) в конце концов и занял императорский трон, основав династию Мин.
 

Китай в период династии Мин (1368–1644)

Как и прежние вошедшие на престол императоры Чжу Юань-чжан немало сделал для укрепления центральной власти начав с аграрных реформ. Было введено фиксированное налогообложение со сравнительно невысокими налогами, а некоторые категории дворов подчас вообще от налогов освобождались, как то бывало и прежде. Система повинностей была всеобщей, но реализовывалась поочередно.

Успешно изгнав монголов с территории Китая, минская армия провела несколько успешных военных походов  и на юге, в районе Вьетнама. Китайский флот, возглавлявшийся Чжэн Хэ, с 1405 по 1433 г. совершил несколько морских экспедиций в страны Юго-Восточной Азии, в Индию и даже к восточному побережью Африки.

К этому же периоду относится установление торговых связей с  соседними странами. Торговля была крайне выгодной для иноземцев. Свои товары они представляли как «дары» от властей своей страны, китайцы же, воспринимая их как проявление даннической торговли с «варварами», «отдаривались», причем объем и ценность императорских наград и пожалований должны были во столько же раз превышать «дань», во сколько престиж китайского императора ценился самими китайцами выше престижа «правителей-данников».

Династия Мин просуществовала почти три века, последнюю половину этого срока – в условиях затяжного кризиса. За полтора века затянувшейся политической борьбы в верхах за необходимые стране реформы процесс разорения крестьян достиг крайней степени. Во главе очередного восстания стал Ли Цзы-чэн (1606–1645). В 1644 г. войска Ли заняли Пекин, а сам он, покончив с Мин, объявил себя императором.  Однако закрепиться на троне у него не получилось.
 

Империя Цин (1645—1911)

На протяжении всей второй половины правления династии Мин внешняя политика империи была малоэффективной. Великая стена не мешала северным соседям Китая совершать набеги. Осложнилась ситуация на юге. В XVI в. Япония попыталась вторгнуться в Корею и Китай. В XVI–XVII вв. в Китае появляются первые европейцы – португальцы, затем голландцы. К началу XVII в. относятся и первые контакты России с Китаем (миссия Ивана Петлина в 1618 г.). На этом фоне отношения с небольшим племенем маньчжуров, отдаленных потомков некогда разгромленных монголами чжурчжэней, представлялись маловажными и незначительными. Однако в начале XVII в. ситуация стала быстро меняться. Вождь маньчжуров Нурхаци (1559–1626) сплотил под своим началом несколько десятков разрозненных племен, заложил основы политической организации. Он обратил преимущественное внимание на армию. «Восьмизнаменное» (по числу основных племен) маньчжурское войско оказалось весьма активным и боеспособным. В 1609 г. Нурхаци прекратил выплачивать китайцам дань, а в 1618 г. начал вооруженную борьбу с Китаем. Преемник Нурхаци Абахай (правил в 1626–1643 гг.) провозгласил себя императором династии Цин. Маньчжурская конница стала совершать регулярные набеги на Китай, грабя и уводя в плен, превращая в рабов сотни тысяч китайцев.

Китай сконцентрировал на границе крупнейшую и наиболее боеспособную из всех своих армий.  Однако в силу драматической случайности (император положил глаз на любимую наложницу полководца) маньчжурам была открыта дорога на Пекин. Ослабленная длительными внутриполитическими неурядицами и только что пережившая крестьянскую войну страна оказалась легкой добычей для хорошо вооруженного и по-боевому организованного войска завоевателей.

Маньчжуры изгнали из столицы последнего минского императора, который вскоре погиб, и объявили своего малолетнего императора Шуньчжи правителем всего Китая, теперь уже цинского. Маньчжуры обеспечили покорность китайского населения, символом чего была коса, которую под страхом смерти обязаны были носить все китайцы мужского пола, но, добившись этого, весьма активно заботились о процветании экономики страны и благосостоянии ее населения. Несмотря на сохраненные для "восьмизнаменных войск" и всей маньчжурской аристократии привилегий и на официальное запрещение смешанных браков (запрет действовал, впрочем, не слишком строго), маньчжуры быстро китаизировались.  Они охотно впитывали китайскую культуру, страной  управляли,  следуя китайским традициям. Были сохранены традиционная китайская административная система, как и механизм воспроизводства бюрократии, т.е. система экзаменов; проведены аграрные мероприятия, направленные на упорядочение землепользования и налогообложения.

Маньчжурская династия оказалась уникальной для Китая. Ни одному из завоевавших Китай народов не удавалось так удачно вписаться в классическую структуру империи. И не просто вписаться, но найти свое место в этой структуре, не раствориться в ней целиком, а сберечь формальный этнополитический приоритет, сохранить династию на протяжении немногим менее трех столетий. В годы правления императора Цяньлуна (1736–1796)  в империи быстрыми темпами развивались города, ремесло и торговля, сложились благоприятные условия для активной внешней политики. Втечение XVII–XVIII вв. цинский Китай территориально вырос почти вдвое, далеко выйдя за пределы Великой стены (Маньчжурия, Монголия, Синьцзян и Тибет стали как бы буферными землями, надежно охранявшими собственно Китай), да к тому же еще и оброс вассально зависимыми от него государствами на востоке и юго-западе империи. Отношения цинского Китая с внешним миром складывались в XVII–XVIII вв. с явным преимуществом в пользу Китая. Это касалось и торговли.

В XVII в. португальские, голландские, а затем также английские и французские купцы пытались наладить с Китаем торговые связи и добились некоторых успехов, то в середине XVIII в. торговля с европейцами была ликвидирована, за исключением одного порта в Кантоне (Гуанчжоу), да и там торговля должна была вестись через посредство утвержденной правительством компрадорской компании китайских купцов, строго контролируемой чиновниками. При этом в распоряжении португальцев остался прибрежный остров Макао, который был своего рода опорным пунктом иностранной торговли. Правда, к концу XVIII в. узкий ручеек транзитной торговли с Китаем вновь стал понемногу расширяться. Китайские шелк, чай, фарфор и иные товары, пользовавшиеся в Европе исключительным спросом, начали продаваться иностранным купцам в большем количестве. Но и здесь не все было гладко, поскольку европейцы мало что могли предложить взамен.

Потребности китайцев вполне удовлетворялись китайскими изделиями, а расширять эти потребности цинское правительство резонно не желало, не говоря уже об ограничительной силе самой китайской традиции. Вот почему иностранные колонизаторы практически мало что могли извлечь из торговых связей с цинским Китаем.  Ситуация изменилась, когда англичане в обмен на китайские изделия стали ввозить выращивавшийся в других странах, в основном в Индии, опиум, к курению которого китайцы, особенно жившие в приморских районах, стали быстро привыкать. Ввоз опиума в конце XVIII и особенно в XIX в. все возрастал, пока объем ввозимой отравы не превратился в подлинное бедствие для страны, что и привело к так называемой опиумной войне в середине XIX в.

Поражение в ней и серия неравноправных договоров, открытие Китая для иностранной торговли на очень льготных основах, с откровенными привилегиями для иностранцев, и положили начало не столько превращению Китая в полуколонию, сколько упадку империи, концу цинской династии.
 

Источники по истории Китая

Для России главным центром китаеведения с 1727 по 1866 гг. была Российская духовная миссия в Пекине. Миссия не ограничивалась поддержанием веры среди бывших албазинцев, взятых в плен и живших в Пекине, выполняла дипломатические поручения русского правительства и оказывала помощь русским торговым караванам. Многие её члены, помимо обязанностей, независимо от профессионального образования, занимались изучением истории и культуры Китая. Так начала складываться плеяда отечественных китаеведов. Яркий след в истории российского востоковедения оставил о. Палладий Кафаров (1817–1878) возглавлявший духовные миссии на Дальнем Востоке в течение 33 лет. С его именем связывают начало освоения культурного наследия Китая. Замечательной личностью был о. Иакинф Бичурин (Никита Яковлевич Бичурин (1777–1853). Его научные труды заложили фундамент практически всех будущих китаеведческих дисциплин – истории, филологии, религиоведения. Он способствовал популяризации знаний о Китае в России.

Возникновение отечественной китаеведческой школы связано с именем академика Василия Павловича Васильева (1818–1900) организатора и первого руководителя кафедры китайского языка на восточном факультете Санкт Петербургского Императорского университета, которая стала научно-исследовательским центром отечественного китаеведения. Его ученик Сергей Михайлович Георгиевский (1851–1893) написал монографию «Первый период китайской истории. До императора Цинь–шихуанди». Возглавил советское китаеведение и продолжил школу В. П. Васильева академик Василий Михайлович Алексеев (1880–1951). Им написано 200 работ по истории культуры Китая. Другой отечественный исследователь Китая Е. Бар большое внимание в своих работах уделял духовной культуре Китая. В СССР первый обобщающий историю Китая коллективный учебник «История Китая с древнейших времен до наших дней» вышел в 1974. Он был написан с позиций марксистско-ленинской идеологии. Современный учебник «История Китая» под редакцией А. В. Меликсетова, является наиболее полным учебником по истории Китая, выдержавшим несколько изданий. 
 

Библиография

История Китая с древнейших времен до наших дней. — М.: Наука, 1974. — Тираж 10 000 экз.
История Китая: Учебник / Под ред. А.В. Меликсетова. – М. : Изд-во МГУ; Изд. Дом «ОНИКС 21 век», 2004. –752 с.
История, Китая / В.В. Адамчик, М.В. Адамчик, А.Н. Бадан и др. – М. : АСТ; : Харвест, 2005. – 736 с.

История Китая с древнейших времен до начала XXI века [Текст] : в 10 т. / Российская академия наук, Институт Дальнего Востока ; гл. ред. С. Л. Тихвинский. - Москва : Наука : Восточная лит., 2013-. 
Крюгер, О. Китай. Полная история Поднебесной / О. Крюгер; пер. с англ. Д. Воронина, Ю. Гольдберга. – М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 448 с.

Л.С.Васильев
Древний Китай. Т. 1: Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. — 379 с.
Древний Китай. Т. 2: Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 623 с.: карта.
Древний Китай. Т. 3: Период Чжаньго (V—III вв. до н.э.). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2006. — 679 с.

Переводы источников 
Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1−3. М.−Л., 1950.
Сыма Цянь. Избранное / Пер. с кит. В.А. Панасюка, предисл. и коммент. В.И. Думана. М., 1956.
Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи»). Т. 1 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина. М., 2001; Т. 2 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина и В.С. Таскина. М., 2003; Т. 3 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1984; Т. 4 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1986; Т. 5 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина. М., 1987; Т. 6 / Пер. с кит. и коммент. Р.В. Вяткина; Т. 7 / Пер. с кит., предисл. Р.В. Вяткина, коммент. Р.В. Вяткина и А.Р. Вяткина. М., 1996; Т. 8 / Пер. с кит. Р.В. Вяткина и А.М. Карапетьянца, коммент. Р.В. Вяткина, А.Р. Вяткина и А.М. Карапетьянца, вступит. ст. Р.В. Вяткина. М., 2002; Т. 9 / Пер. с кит., коммент., ред. А.Р. Вяткина. М., 2010.
Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под. ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера, М., 1963.
Хрестоматия по истории Древнего Востока / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона, В.И. Кузищина. Т. 1−2. М., 1980.