Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

Мудрец Конфуций

Конфуций родился в 551 (или 552) году до н.э. в царстве Лу (теперь это территория центральной и юго-западной частей провинции Шаньдун). Его родителями были 63-летний военный Шулян Хэ и семнадцатилетняя наложница по имени Янь Чжэнцзай. Отец будущего философа скончался, когда Конфуцию исполнилось всего полтора года. Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. В рассказе о детстве Конфуция говорится о том, как проявлялись его склонности в играх: он часто копировал расстановку жертвенных сосудов и совершал ритуальные поклоны.

Хоть маленькая семья жила в бедности, мальчик усердно трудился, осваивая знания, необходимые аристократу Китая. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров, а потом чиновником, отвечающим за скот.  В возрасте 27 лет ему удалось поступить на службу в главную кумирню царства Лу. В 30 лет он открыл свою школу, куда набирал учеников вне зависимости от их происхождения. 

К этому времени, по-видимому, складывается основа этико-философского мировоззрения Конфуция. Это прежде всего концепция жэнь («гуманность», «человеколюбие») и ли («правила», «этикет»). Ли при этом понималось кик высшее проявление жэнь. Из трех основных религиознофилософских учений Китая — даосизма, чань-буддизма и конфуцианства — последнее в полной мере отражало представление, свойственное архаической стадии развития культурыо тождественности понятий космической и социальной справедливости. В соответствии со спецификой такого мировосприятия Конфуцием была выстроена строгая иерархическая система, пронизывающая собой космос и социум как единое сакральное целое. Поэтому одно из фундаментальных положений конфуцианской доктрины о безусловной преданности чиновника правителю и безусловном почитании его не являлось актом примитивного конформизма, как это мог бы интерпретировать неискушенный читатель, а священным актом, призванным поддерживать равновесие и  гармонию во Вселенной.

Когда философу шел 44 год, он занял пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. Однако на этом его чиновничья карьера завершилась. Конфуций подал в отставку и начал ездить по Китаю вместе с учениками, во время путешествий он пытался донести свои идеи правителям различных областей. Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал до смерти.

Сам Конфуций так говорил о своем жизненном пути:    
«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. 
В 30 лет — я обрёл прочную основу.
В 40 лет — я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет — я познал волю Неба.
В 60 лет — я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет — я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

До своей смерти Конфуций успел завершить работу по составлению и редактированию так называемых пяти китайских канонов, или пяти «Цзинов», почитаемых китайцами, – они считают, что в них содержится истина о высочайших предметах, изложенная теми, перед кем они преклоняются как перед святыми мудрецами. Это следущие книги:

  1. «И Цзин», или «Книга Перемен», – космологический и этический трактат, создание общих начатков которого приписывается Фу-си, предполагаемому основателю китайской цивилизации.
  2. «Шу Цзин», или «Книга Исторических писаний», в которой повествуется о царствованиях Яо и Шуня и о династиях Ся и Шан, а такжео многих чжоуских властителях. Повествование нередко принимает форму диалога и содержит много материалов дидактического характера.
  3. «Ши Цзин», или «Книга Песен», – собрание стихотворений, которые высоко ценил Конфуций как средство формирования национального характера.
  4. «Ли Цзи», или «Записи о Ритуале», – это изложение китайских национальных обрядов; полагают, что соблюдение описанных там церемоний и обычаев необходимо для поддержания общественного порядка и поощрения добродетели.
  5. «Чунь Цю», или «Весна и Осень», – история времени Конфуция и нескольких царствований, непосредственно предшествовавших ему. Название книги объясняется тем, что события каждого года в ней расположены под заголовками сезонов, два из которых посредством синекдохи стали обозначением всех четырех.

Первые четыре текста, «Цзины», согласно традиции, были составлены и отредактированы Конфуцием. Однако в четвертую, как говорят, многое было привнесено позже. Только пятая книга, «Весна и Осень», – это подлинное произведение самого мудреца.

После канонов китайцы почитают четыре «Шу» – книги или писания. В трех из них – в «Лунь Юе», или «Упорядоченных беседах» Конфуция с его учениками, в «Да Сюэ», или «Великом Учении», и в «Чжун Юне», или «Срединной Доктрине», – мы располагаем сделанными его учениками записями его доктрин и высказываний. Четвертое «Шу» состоит из трудов Мэн-цзы, прославленного автора конфуцианской школы, умершего в 317 году до н. э.

Конфуций умер в 479 году до н.э. на 73-м году жизни и похоронен в Цюйфу. Похороны состоялись на берегу реки Сышуй, в них участвовал весь город. В соответствии с ритуалом и согласно древней традиции ученики построили хижины рядом с могилой наставника и жили в них, строго исполняя все траурные ритуалы на протяжении трех лет. После его смерти его учениками был составлен сборник «Лунь юй» («Суждения и беседы») — книга высказываний и его ближайшего окружения. Исследователи жизни Конфуция насчитывают около 3 тысяч учеников философа. Из них он выбрал семьдесят два и разделил этих последних на четыре класса. Первую группу он стал обучать морали, от второй требовалось посвятить себя искусству рассуждения; третью учил разработке лучших форм управления государством, а четвертую – публичному преподаванию. Любимым учеником Конфуция считается Янь-юань.

Конфуций женился в возрасте 19 лет. Вскоре в молодой семье родился сын, которого назвали Ли, а также две дочери. Впоследствии философ вел жизнь странника, часто переходя с места на место в поисках возможности для реализации своего учения. О его супруге ничего при этом не сообщается, из чего исследователи делают вывод, что фактически он оставил свою жену. По всей видимости, в браке он не нашел счастья. По крайней мере, об этом мы можем судить из его собственных слов: «Трудно иметь дело только с женщинами и низкими людьми. Если с ними сближаешься, то они перестают слушаться. Если же от них удаляешься, то неизбежно испытываешь с их стороны ненависть». Имя его супруги неизвестно.  

15 избранных высказываний Конфуция

  1. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик — кто падал и вставал!
  2. Это неважно, что медленно ты идёшь… главное — не останавливайся
  3. Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий.
  4. Нервно думая о будущем, люди забывают о настоящем, так что не живут ни в настоящем, ни ради будущего. Они живут так, как будто никогда не умрут, а когда умирают, понимают, что никогда и не жили.
  5. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
  6. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
  7. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество.
  8. Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами.
  9. Не печалься, что люди не знают тебя, но печалься, что ты не знаешь людей.
  10. Если ты ненавидишь — значит тебя победили.
  11. Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром»
  12. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим.
  13. Умный не критикует сильных.
  14. Я испытываю отвращение к тем, кто считает мудростью повторение чужих мыслей; кто думает, что неподчинение есть смелость, а разоблачение чужих тайн — правдивость.
  15. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

Цитаты Конфуция в картинках

Из книги "История религий", протоиерей Олег Корытко:  "Часто Конфуция называют реформатором, это и верно, и неверно. Верно в том смысле, что он действительно пересмотрел многие традиционные представления своего времени; неверно же в том отношении, что Конфуций никогда не ставил себе целью что-либо реформировать или тем более изобретать новое учение. Напротив, все его устремления были направлены к сохранению традиционных представлений и возрождению государственной жизни в духе древности".

Из книги Юрия Тавровского "Чудесный Китай": "Странствующая школа Конфуция пользовалась успехом, ее слушателей приглашали на хорошие должности в разные царства. Дошедший до наших дней главный труд Конфуция «Лунь юй» («Беседы и суждения») как раз и является сборником конспектов занятий с Учителем. Судя по книге, занятия шли в «интерактив­ной» манере и были похожи на «кейс стадиз» в современных бизнес-школах. Двадцать «курсов лекций», то пространных, то весьма кратких, стали для бесчисленных поколений китайцев идеальным: чертежом гармоничного общества, в котором царят справедли­вость и порядок, а каждый человек имеет свои обязанности и пра­ва в семье и в государстве. «Лунь юй» был и остается учебником государственного управления, наставлением по семейным делам, эталоном персональной морали и кодексом чести интеллигенции.

Подобно беседам Иисуса Христа, также записанным учени­ками и ставшим фундаментом европейской цивилизации, заветы Конфуция нашли отклик в сердцах и умах людей, сделали воз­можным единство и устойчивое развитие китайской цивилизации Учитель обобщил духовный опыт предшествующих поколений Недаром он повторял: «Я не придумываю ничего нового, а пере­даю мудрость предшественников». Конфуций разработал четкую систему взаимоотношений родителей и детей, старших и млад­ших, начальников и подчиненных, правителей и подданных. Он не был основателем религии — не получал скрижали с заповедями и не общался напрямую с Богом. Но в своих беседах Конфуций сформировал этическую матрицу, которая идеально соответство­вала духовным потребностям современных ему китайцев. Недаром именно его учение устояло в острой конкуренции с основателем даосизма Лао-цзы и философами последующих веков, а также с пришедшими в Китай учениями Будды. Мухаммеда, Христа. «Матрица Конфуция» подверглась определенной коррекции через многочисленные комментарии и толкования, но ее значимая часть лежит в основе развития китайской цивилизации на протяжении вот уже 25 веков и, похоже, останется на этом месте еще очень долго".

Из книги Джона Грэя (1823–1890): 

Хотя Конфуция иногда ставят рядом с такими основателями религий, как Будда и Мухаммед, такой славой в большей степени он обязан своим трудам по составлению и редактированию канонов – «Цзинов» и своей исключительной известности как учителя нравственности, чем каким-либо притязаниям на вероучительство. Нет никаких оснований предполагать, будто он добавил какую-то новую доктрину к метафизическим спекуляциям или к религиозным представлениям, отраженным в этих книгах. В его высказываниях не содержится информации ни относительно его взглядов на сотворение человека, ни о том, что, по его мнению, ожидает его за гробом. Напротив, из трех «Шу», мы узнаем, что он высказывался не о религии, а об истории, поэзии, правилах поведения и, главным образом, обо всем, что имело отношение к развитию добродетели в личности, в обществе или в государстве. Конфуций признавал мудрое руководство провидения. Он учил, что в этом мире добрые получают воздаяние, а злые бывают наказаны. 

Из книги Майкла Манна "Источники социальной власти":  Конфуцианство было изумительным инструментом имперского/классового правления. Оно включало рациональную сто­рону спасенческих течения: более духовная мистическая жизнь, а также турбулентные течения были выражены в квиетизме — отдельных культах вроде таоизма. То, что могло бы стать трансцендентальным религиозным вызовом, было расколото на части. Оно также разрешило некоторые противоречия империи (перечисленные в предыдущей главе), от которых также страдали династии Китайской империи, включая династию Хань. Конфуцианство добавило универсальные ценности и легитимацию модифицированному партикуляризму аристократии и династии, ограничило эгалитарные ценности растущего правящего класса, предоставило унифицированную культуру правящему классу, который в противном случае был бы подвержен децентрализа­ции; путем добавления новых участников в категорию джентль­менов могло допустить образованных варваров в ряды правящей элиты, а следовательно, и в цивилизацию. Это были решения че­тырех и пяти противоречий, которые разрушили Рим.
 

Конфуцианские святыни в Цюйфу

Цюйфу — родина философа Кун-цзы, в Европе и Америке более известного как Конфуций. Считается, что он родился на близлежащей горе Ни. Три наиболее почитаемых места, связанных с китайским философом, включены в список ЮНЕСКО.

Храм Конфуция был построен в 478 году до нашей эры (на второй год после кончины Конфуция). В эпоху Хань (206 – 220 гг. до н.э.) император Уди ввел конфуцианство в ранг государственной идеалогии.  Здесь приносили жертвы Конфуцию лично сами императоры и их многочисленные посланники. Храм состоит из 9 дворов, 466 отдельных помещений, имеет 54 мемориальные арки. 

Семейный особняк Кун — историческая резиденция прямых потомков Конфуция. Несмотря на более позднюю реконструкцию, особняк остается самым хорошо сохранившимся жилым комплексом эпохи Мин. 

Роща Конфуция раскинулась в 1 км. к северу от Цюйфу, представляет собой родовое кладбище Конфуция, считаясь самым крупным и наиболее хорошо сохранившимся в Китае.
 

Цитаты Конфуция

Чему учил Конфуций?

Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551–479 гг. до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в культурно-религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. 

Конфуций размышлял о путях эволюции общества, опираясь на древнекитайскую модель культурных ценностей и приоритет этической нормы. Главным принципом он считал постоянное совершенствование человека, общества и государства. Он исходил из идеи о высоком назначении человека как неотъемлемой части природы – Неба. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка – Шан-ди. В учении Конфуция он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, определяющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была закодирована и в самом названии страны – Поднебесная, и в титуле ее правителя – сын Неба.

Совершенная личность живет в ладу с небесным принципом: соблюдение меры как добровольное самоограничение естественно для мудреца, не насилует его природу. Но иначе, считал Конфуций, обстоит дело с обычными людьми, чье сознание не постигает гармонии природы. Их приобщить к "середине" и гармонии можно лишь зримо, внешним образом, посредством ритуала.

Сознательная регламентация всех сфер деятельности обеспечивала эволюцию социума, индивида, наконец, продолжение самой жизни. Так нить ритуала связывала в единый поток времени прошлое, настоящее и будущее, когда все вершилось ради счастья грядущих поколений. Ритуал содействовал воспитанию культуры чувств, приобщению к умеренности, сохранению моральных ценностей, сдерживая, в частности, развитие потребительства в ущерб духовности. Устойчивость китайского общества и государства во многом была обязана ритуалу.

Идеалом личностьи у Конфуция выступает «благородный муж» цзюнь-цзы 君子, который обладает «пятью добродетелями» у-дэ 五德 , или «пятью постоянствами» у-чан 五常, к числу которых относятся:

Человеколюбие (гуманность) 
жэнь 
Справедливость
(долг) 
и 义
Доверие
(правдивость, искренность) 
синь 信,
Мудрость 
чжи 智,
Ритуал
(правила благопристойности) 
ли 礼.
Основное определение жэнь – это «золотое правило морали», которое так же звучит и в Нагорной проповеди Христа, и в учении Канта: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Человеколюбие порождает правильный баланс любви и ненависти.Под и Конфуций подразумевает единство знания и внешнего поведения. И противостоит эгоизму. .Под синь понимается почтительная осторожность и осмотрительность в делах.  Благородный муж всегда осторожен в своих словах и поступках, а также верен своим принципам и окружающим его людям. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Под Чжи - подразумевается здравый смысл, благоразумие, рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство.Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения.
Учитель сказал:
– Только обладающий человеколюбием может любить людей и ненавидеть людей.
 
«Лунь юй», IV, 3
Кто-то спросил:
– Правильно ли отвечать добром на зло?
Учитель ответил:
– Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром.
«Лунь юй», XIV, 34

Учитель сказал:
– Если благородный муж не солиден, он не будет пользоваться авторитетом, и его ученость тогда не прочна. Стремись к верности и искренности; не дружи с тем, кто тебе не ровня; не бойся исправлять ошибки.
«Лунь юй», I, 8

Учитель сказал:
– Учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно.
«Лунь юй», II, 15
Учитель сказал:
– Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости.
«Лунь юй», VIII, 2

 

Мэн цзы

Вряд ли учение Конфуция было бы столь популярно, если бы свой вклад в развитие этой философии не внес Мэн цзы (372 до н. э.—289 до н. э.). Его считают создателем конфуцианства и предтечей неоконфуцианства. В китайской философской традиции Мэн цзы часто называют "вторым мудрецом" - в XI в. он получил официальный титул «Следующий за Совершенномудрым» — я шэн.   

Мэн-цзы родился во владении Цзоу, исторически и культурно связанном с государством Лу (на п-ове Шаньдун), откуда происходил Конфуций, и учился у его внука Цзы Сы.  Мэн-цзы, подобно Конфуцию, посещая ряд государств в Центральном Китае и, в частности, подвизаясь в столице Ци в академии Цзися, пытался воздействовать на их правителей, но безуспешно.  Учение Мэн-цзы представлено в состоящем из 7 двухчастных глав и 261 параграфа трактате «Мэн-цзы», построенном по образцу Конфуциева «Лунь юя», но в отличие от последнего содержащем более сложную систему аргументации. Трактат «Мэн-цзы», в нач. II тыс. (при династии Сун) был включен в «Тринадцатиканоние» («Ши сань цзин») и «Четверокнижие» («Сы шу»).
 

Источники по конфуцианству

Отечественные исследователиЗарубежные исследователи

Бичурин [Иакинф]. Книга "Описание религии ученых" (1844) Из первой главы:
"Китайцы начало религии ученых почитают священным: но божественность ее представляют, в сравнении с религиями у других народов, совершенно в другом виде. Они выводят происхождение сей религии из самой природы человека.

Каждое членосоставное существо в мире подчинено естественному закону, который с первой точки его бытия до последней точки разрушения действует в нем сообразно устроению телесного состава. Человек, как вещественное звено сего мира, также находится под влиянием естественного закона: но, получив преимущественно пред всеми существами разумную душу, он, сверх того, подчинен нравственному закону, с которым обязан сообразоваться во всех своих поступках.

Нравственный закон человека не заключен в членов-ном устроении телесного его состава. Он напечатлен в пяти добродетелях души, влиянных ей Небом. Сии пять добродетелей суть: человеколюбие, справедливость, обряд, знание, верность. Это суть свойства разумной души, составляющие природу ее. Человеколюбие есть любовь к ближнему. Оно имеет основанием общее у всех народов правило: чего себе не желаешь, того не делай другому. Справедливость побуждает воздавать каждому должное. Иметь почтение к высшим, вежливость пред равными, благосклонность к низшим суть главные правила справедливости. Обряд есть благоприличие в поступках; он предписывает человеку известный образ движений или действий в отношениях к Небу, к ближнему и самим себе. Под знанием разумеется способность души познавать вещи посредством исследования причин каждой вещи; такое познание вещей раскрывает нам сообразность и несообразность дел наших с правилами нравственного закона. Верность заключает в себе решимость и постоянство, необходимые для совершенствования и утверждения высших четырех добродетелей.

Из сего определения добродетелей само собою открывается, что человеколюбие и справедливость собственно составляют основание нравственного закона; обряд и знание способствуют исполнению высших двух добродетелей, а верность — усовершенствованию всех четырех. Вследствие таковых понятий о нравственной стороне человека религия ученых по внутренним ее действиям на справедливости основана, по внешним — на обряде: но в обоих случаях проистекает из природы человека.

Хотя люди рождаются в свете все с одинаковою природою, и посему чувствования ее в каждом человеке должны быть равно ясны и внятны, но примесь в качествах телосложения, воспитание и частные хотения заглушают голос природы — и посему немногие бывают в состоянии вполне постигнуть и определить образ действий, согласных с нравственным назначением человека. Сии немногие суть чистые, или Святые, которых небо иногда посылает в мир для просвещения народов. Будучи сложены из чистейших стихийных начал, они по внутреннему сознанию ясно видят все, что человек обязан делать сообразно с нравственною его природою. По сему-то внутреннему сознанию древние святые начертали правила, по которым человек может вполне совершить обязанности, возложенные на него в отношении к первой вине мира. В сем смысле китайцы признают божественность происхождения религии. Впрочем, они таким же образом судят об обрядах всех других религий и установителей их поставляют на одной степени с своими Святыми; а порицают правила, которые кажутся им несообразными с здравым разумом или природою человека. Китаец, монгол и маньчжур будут молиться в каждом иноверческом храме, но исправлять поклонение по своему обычаю".

Макс Вебер. Книга «Религия Китая: конфуцианство и даосизм» (1915) стала второй крупной работой Вебера в области социологии религии. Здесь он уделил внимание тем характеристикам китайского общества, которые отличали его от западного, особым образом указав на противоречие некоторых из них пуританской этике. Исследуя китайские религии, Вебер пытался объяснить, почему капитализм не был рождён китайской культурой без внешнего влияния. Он писал о развитии городов Китая, китайском чиновничестве и патриархальном укладе общества, местной религии и философии, по большей части — о конфуцианстве и даосизме. 

Фрагмент из VI главы:
"Как и буддизм, конфуцианство было лишь этикой (дао), соответствующей индийской «дхамме». Однако оно резко отличалось от буддизма, поскольку было исключительно посюсторонней нравственностью мирян. Еще большее его отличие заключалось в том, что оно являлось приспособлением к миру, мирским требованиям и конвенциям. В конечном счете оно представляло собой лишь громадный кодекс политических максим и правил общественного приличия для образованных светских мужей. Ведь космические порядки мира были прочными и нерушимыми, а общественные порядки являлись лишь их частным случаем. Связанные с великими духами космические порядки, как и общественные, должны были нести счастье миру и особенно — людям. «Счастливый» покой в империи и душевное равновесие могли быть достигнуты лишь посредством включенности в подобный гармоничный в себе космос. Если в каком-то конкретном случае этого не происходило, то виной тому была человеческая глупость и прежде всего беспорядок в управлении государством и обществом. Так, в одном указе (XIX века) преобладание неблагоприятных ветров в определенной провинции объяснялось тем, что население не выполнило некоторые полицейские обязанности (выдача подозреваемых) и тем самым растревожило духов, или тем, что было затянуто рассмотрение дел. Представление о харизматическом характере императорской власти и тождественности космического и общественного порядков обусловливало эту базовую посылку. Все зависело от поведения людей, ответственных за руководство обществом, которое понималось как большая патримониально управляемая община, — т. е. от поведения чиновников. С необразованными народными массами монарх должен был обращаться как с детьми. Напротив, материальная и духовная забота о чиновничестве и доброе и внимательное отношение к нему относились к его первейшим обязанностям. Для отдельного частного лица самой лучшей службой небу было развитие своей истинной природы, которая обязательно проявит скрытое в каждом человеке добро. Все проблемы решались с помощью воспитания, целью которого было развитие самого себя на основе собственных задатков. Не существовало никакого «радикального зла» — необходимо вернуться в III век до н. э., чтобы найти философов, которые отстаивали еретическое учение об изначальной порочности человека, — а лишь ошибки вследствие недостаточного образования. Конечно, реальный мир, особенно социальный, был столь же несовершенен, что и люди. Так, наряду с добрыми духами в нем существовали злые демоны; он мог быть добрым в той мере, в какой это позволяли соответствующий уровень образования людей и харизматические качества правителей. Его порядки были продуктом чисто естественного развития культурных потребностей, неизбежного разделения труда и вытекающего отсюда столкновения интересов. Согласно реалистическим представлениям Учителя, экономические и сексуальные интересы были основными пружинами человеческого действия. Поэтому причиной принимаемой как данность необходимости принуждения и социального подчинения были не тварная порочность людей и не их «грехопадение», а простое — и очень реалистичное — экономическое обстоятельство: без силы принуждения ограниченность имеющихся жизненно важных ресурсов при постоянном увеличении потребностей привела бы к войне всех против всех. Поэтому навязанный порядок как таковой, имущественная дифференциация и борьба экономических интересов в принципе вовсе не рассматривались как проблемы".

Лев Толстой. Великое учение.

(Книга эта написана китайскимъ учителемъ Конфуцiемъ и считается ими столь священною и божественно-мудрою, какъ евреями Книги Моисея и нами Евангелiе.)

1) Великое ученiе, иначе сказать, мудрость жизни, въ томъ, чтобы раскрыть и поднять то начало света разума, которое мы все получили съ неба. Оно состоитъ въ томъ, чтобы обновить людей, оно состоитъ в томъ, чтобы свое последнее назначенiе полагать въ совершенстве, иначе сказать, въ совершенномъ благе.

2) Прежде всего надо знать цель, къ которой надо направляться, иначе сказать, свое последнее назначенiе, а потомъ уже избрать путь. Тотъ, кто избралъ путь, тотъ можетъ после этаго успокоиться духомъ и можетъ уже пользоваться той душевной ясностью, которую ничто не можетъ нарушить. Тотъ, кто достигъ душевной ясности, которую ничто не можетъ нарушить, тотъ можетъ уже обдумать и обсудить сущность вещей. А обдумавъ и обсудивъ сущность вещей, онъ можетъ достигнуть до того совершенства, къ которому онъ стремится.

3) Все, что бываетъ въ мiре, имеетъ свою причину и производитъ свое действiе. Все дела людскiя имеютъ свое начало (основу) и свои последствiя. Познавать причины и действiя, познавать начала и последствiя — значитъ приближаться къ тому разумному знанiю, черезъ которое достигается совершенство.

4) Древнiе цари, те, которые желали раскрыть и поднять въ своихъ народахъ начало света разума, то, которое мы все получили съ неба, прежде всего старались хорошо управлять своими царствами. Те, которые старались хорошо управлять своими царствами, прежде всего желали учредить порядокъ въ своихъ семьяхъ. Те, которые желали учредить порядокъ въ своихъ семьяхъ, старались прежде всего исправить самихъ себя. Те, которые старались исправить самихъ себя, старались прежде всего установить правду у себя въ сердце. Те, которые старались установить правду у себя въ сердце, старались прежде всего о томъ, чтобы желанiя ихъ были чисты. Те, которые желали, чтобы желанiя ихъ были чисты, старались прежде всего о томъ, чтобы усовершенствовать свои сужденiя о добромъ и зломъ. Усовершенствованiе сужденiя о добромъ и зломъ состоитъ въ томъ, чтобы углубиться и проникать въ начала причины поступковъ.

5) Когда углубишься и проникнешь въ причины поступковъ, тогда сужденiя о добромъ и зломъ доходятъ до совершенства. А когда сужденiе о добромъ и зломъ доходитъ до совершенства, то и желанiя становятся чистыми. А когда желанiя чисты, сердце делается правдивымъ. А когда сердце правдиво, то человекъ исправляется и становится лучше. А когда человекъ становится лучше, то и въ семье учреждается порядокъ. А когда въ семье порядокъ, то и народы хорошо управляются. А когда народы хорошо управляются, то и весь мiръ будетъ жить въ мире и согласiи.

6) Отъ царя и до последняго мужика одна обязанность для всехъ: исправлять и улучшать самаго себя, иначе сказать — самосовершенствованiе. Это основанiе, на которомъ строится все зданiе улучшенiя людей.

7) Не можетъ того быть, чтобы зданiе было въ порядке, когда основанiе, на которомъ оно стоитъ, въ разстройстве.

Пренебрегать главнымъ, кореннымъ, первостепеннымъ и заботиться о томъ, что не важно и второстепенно, — этаго никогда не надо делать.

 
  

 

Библиография

«Лунь Юй» // Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972
Конфуций. Луньюй. Изречения / Конфуций. М.: АСТ – Астрель, 2011
Сыма Цянь. Старинный род Конфуция / пер. с др.-кит. Семененко И. И. // Конфуций. Луньюй. Изречения / Конфуций. М.: АСТ – Астрель, 2011

Васильев П. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
Глаголев С. С. Религии Китая. М., 1901. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1972.
Конфуций. Лунь юй. Изречения / Конфуций. М.: АСТ-Астрель, 2011.
Малявин В. В. Китайская цивилизация. М.: Дизайн. Информация. Картография; Астрель; АСТ, 2001.
Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.
Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М.: Наука, 1993.
Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. – XXI в.). М.: Стилсервис, 2009.
Фэн-Ю-Лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998.
Торчинов Е. А. Предисловие к сб.: Религии Китая. Хрестоматия / сост. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001.
 

Жизнь Конфуция

Конфуций (2009, режиссер Ху Мэй). Китайский мудрец Конфуций (ок. 551 до н. э. — 479 до н. э.) в эпоху Вёсен и Осеней, когда постоянные войны сотрясали Китай, оказывал помощь правителю царства Лу, чтобы помочь тому восстановить свою власть и силу. Так знаменитый философ надеялся предохранить царство Лу от внутренних конфликтов и бесконечных войн. Но политическая элита царства выступила против Конфуция, опасаясь потери своей власти над правителем, бывшим в их руках всего лишь марионеткой. Философ принимает решение уйти в ссылку и странствует по всему Китаю, не утратив свои идеалы мира и гармонии.

Конфуций, 5 класс

Раздел: Древняя Индия и Китай.

Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатически условиями и обществом, так же взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы.

Задачи урока:

  • образовательные: обеспечение восприятия, понимания, усвоения учащимися знаний о природно-географических особенностей Китая, роли в истории Китая выдающейся личности Конфуция, о системе ценностей (учения) Конфуция.
  • воспитательные: выработка у учащихся морально – нравственных качеств, сформированных в учении Конфуция;
  • практические: выработка у учащихся навыков применения исторических знаний в жизни (формирование нравственных основ личности).

В истории Китая было много выдающихся личностей. Конфуций является одним из великих мудрецов древности, он стал своего рода символом Китая, его культуры, философской мысли. Его учение в ходу уже 2.400 лет и до сих пор еще ему продолжают следовать в Китае. Ценностным ориентиром Конфуций считал жизнь человека, при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут преисполнены мудрости,чувства долга, справедливости, чистосердечия, милосердия, гуманности и соблюдения обрядов и церемоний. 

Истину он видел в развитии идеи цзюнь-цзы — образа совершенного человека, или благородного мужа, который своим поведением поддерживает порядок и равновесие в мире. Конфуций считал, что нравственность составляет основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие – дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций назвал «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества.

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Суть учения Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.

Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее – таким было главное наставление Учителя.

Презентация для урока (файл PDF, Power Point)

Презентация "Конфуций" для 5-го класса